Проект: От прошлого к настоящему. Пушкиниана.
методическая разработка по литературе (5,6,7,8,9 класс) на тему

 

«Пушкин  умер  в  полном  развитии  своих  сил  и  бесспорно  унес  с  собою  в  гроб  некоторую  великую  тайну.  И  вот  мы  теперь  без него  эту  тайну  разгадываем.»     Ф. М. Достоевский

Цель: изучение  жизни  и  творчества  А.С.Пушкина, исследование  эпохи, в  которую  жил  поэт  и  его  современники.

Задачи:

  • использование  в качестве  инструмента  познания  одного  из  видов  внеклассного  изучения  литературы  и  русского  языка - учебной  экскурсии.
  • формирование  умений  у  учащихся  самостоятельно  анализировать  информацию, полученную  во  время  учебной  экскурсии, устанавливать  причинно следственные  связи  между  событиями  эпохи  19  века и  21  века
  • формирование  у  ребенка  способности  видеть  собственное  действие  со  стороны , самостоятельно  получить  результат  исследования ,построить  свою  программу  действий  в  соответствии  с  собственными  возможностями.
  • формирование  знаний,  умений  и  навыков  в  области  информационных  технологий: внести  в  образовательный  процесс   интерактивность , позволяющую  развивать  активно – деятельностные  формы  обучения ( электронное  сопровождение  в  виде  презентации, яркий  визуальный  ряд  (библиотека  электронных  наглядных  пособий , электронный  тренажер , кроссворды  ,фотоальбомы  и  др.)

Межпредметные  связи: литература  ,  русский  язык , история,  история  города,  английский  язык,  информатика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.pushkiniana.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: От  прошлого  к  настоящему.   Пушкиниана.

«Пушкин  умер  в  полном  развитии  своих  сил  и  бесспорно  унес  с  собою  в  гроб  некоторую  великую  тайну.  И  вот  мы  теперь  без него  эту  тайну  разгадываем.»     Ф. М. Достоевский

Цель: изучение  жизни  и  творчества  А.С.Пушкина, исследование  эпохи, в  которую  жил  поэт  и  его  современники.

Задачи:

-использование  в качестве  инструмента  познания  одного  из  видов  внеклассного  изучения  литературы  и  русского  языка - учебной  экскурсии.

-формирование  умений  у  учащихся  самостоятельно  анализировать  информацию, полученную  во  время  учебной  экскурсии, устанавливать  причинно – следственные  связи  между  событиями  эпохи  19  века и  21  века

- формирование  у  ребенка  способности  видеть  собственное  действие  со  стороны , самостоятельно  получить  результат  исследования ,построить  свою  программу  действий  в  соответствии  с  собственными  возможностями.

-формирование  знаний,  умений  и  навыков  в  области  информационных  технологий: внести  в  образовательный  процесс   интерактивность , позволяющую  развивать  активно – деятельностные  формы  обучения ( электронное  сопровождение  в  виде  презентации, яркий  визуальный  ряд  (библиотека  электронных  наглядных  пособий , электронный  тренажер , кроссворды  ,фотоальбомы  и  др.)

Межпредметные  связи: литература  ,  русский  язык , история,  история  города,  английский  язык,  информатика.

Цикл  уроков – экскурсий  для  учащихся  5 – 9 классов  по  теме  « Пушкиниана».

Класс

Место,пункт

назначения

Тема экскурсии

Проверка результатов

5 класс

Пушкинские  места Ленинградской  области:  усадьба Ганнибалов ,домик  няни  поэта Арины  Родионовны.

 «Великий Пушкин,маленькое  дитя».

           А. Дельвиг

Отзыв  об экскурсии, сочинение  на  литературную  тему, изложение  с  творческим заданием, фотоальбом ,  стенгазета.

6  класс

Домик  станционного  смотрителя , поселок  Выра, Ленинградская  область.

Коллежский  регистратор,                  

Почтовой  станции диктатор.

   Князь Вяземский.

Отзыв  об  экскурсии, сочинение  на  свободную  тему  по  впечатлениям  об  экскурсии  ,  кроссворд , викторина ,  фотоальбом , собственное  стихотворение.

7 класс

Город Пушкин (Царское  Село). Царскосельский  Лицей.

Куда  бы  нас  ни  бросила  судьбина, И  счастие  куда  б  ни  повело,

Все  те же мы : нам  целый  мир      чужбина;

Отечество  нам Царское  Село

  А.С. Пушкин

Виды  работ  те  же  самые  +  коллективный  журнал   презентация, сочинение - эссе

8 класс

Музей – квартира  А.С. Пушкина  на  Мойке , д. 12.  Черная  речка – место  дуэли  поэта.

Ах ! ведает  мой  добрый  гений,

Что  предпочел  бы  я  скорей

Бессмертию  души  моей

Бессмертие  своих  творений.

 А.С. Пушкин

Виды  работ  те  же  самые +  презентация, видеофильм.

8 класс

Ленинградская  область, Всеволожский  район. Музей – усадьба семьи  Олениных                « Приютино».

Рисуй  Олениной  черты.

В жару  сердечных  вдохновений,

Лишь юности  и  красоты

Поклонником быть  должен  гений.

  А. С. Пушкин

Виды  работ  те  же  самые.

9 класс

Пушкинские  горы.

Усадьба семьи  Пушкиных Михайловское. Псковский  район.

Не  понимать  русского  Пушкина- значит не  иметь  права  называться  русским. Он  понял  русский  народ  и  постиг  его  назначение  в  такой  глубине  и  такой  обширности, как  никогда  и никто.

 Ф.М. Достоевский

Виды  работ  те  же  самые.

Часть  первая.

Вступительная   беседа – инструктаж.

Учитель  накануне  экскурсии  проводит  с  детьми  инструктаж , который  включает  в  себя  следующие  рекомендации :

  1. В  автобус  и  из  автобуса  дети  выходят  под  руководством  учителя  и  сопровождающих  лиц (родительский  комитет ).
  2. Во  время  движения  автобуса  по  салону  ходить  запрещается ,  нельзя  отвлекать  водителя  разговорами.
  3. На  экскурсию  дети  берут  с  собой блокнот  и  ручку  , чтобы  во  время  рассказа  экскурсовода  записывать  интересные  факты , даты ,фамилии  и  т.д., а  также дети  могут  записать  вопросы, которые  возникают  у  них  в  ходе  экскурсии.
  4. В  музеях  и парках  учащиеся  должны  соблюдать  правила  этикета, экспонаты  в  музеях  руками  не  трогать , во  время  осмотра  залов  музея  и  экспозиций  вставать  полукругом, чтобы  было  видно и  слышно всем  присутствующим.
  5. Производить  фото-  и   видеосъемку  с  разрешения  смотрителей  музея.

В  инструктаж  могут  быть  включены  и  другие  рекомендации  на  усмотрение  педагогов  и  родителей.

                                                                                                                      Часть  вторая.

Проведение  экскурсии.

Как  правило,  экскурсия  проводится  в  течение  5 – 6  часов, в  конце  экскурсии  учитель  предлагает  детям  ряд  вопросов  , позволяющих  увидеть  рефлескию  на увиденное  во  время  экскурсии:

- Какие  ощущения  и  чувства  испытывали  вы  во  время  экскурсии?

- Что вы  переживали  во  время  рассказа  экскурсовода ?

- Какое  настроение  было  у  вас  во  время  экскурсии ?

- Что  особенно  вам  понравилось  и  запомнилось  во  время  экскурсии ?

- Нарисуйте  свои  ощущения  цветными  фломастерами .

Часть  третья.                                                                             Представление  проекта.

Урок  по  литературе  в  8  классе  

И.А. Крылов. Басни  «Обоз»  и « Лягушки , просящие  царя», их  историческая  основа.

Задачи урока :

-изучение  творчества  И. А. Крылова  в  контексте  исторических  и  культурных  событий  19  века.

- повышение  качества  чтения , уровня  восприятия  и  глубины  проникновения  в  художественный  текст.

- обучение  грамотному  анализу   прочитанного  художественного  произведения , умению  аргументированно  высказать  свое  суждение   о прочитанном  тексте.

- формирование  навыков  выразительного  чтения , совершенствование  речи  учащихся.

- работа  с  терминологией :  басня , мораль, аллегория.

- интегрирование  уроков  литературы  и  информатики : создание  презентаций   учащимися  по  материалам   учебной  экскурсии  в  музей – усадьбу  семьи  Олениных  Приютино  .

                             Ход  урока.

  1.  Организационный  момент .
  2. Знакомство  с  биографией  И.А. Крылова . Выступления  учащихся. ( презентации  учащихся  по  материалам  учебной  экскурсии   в   Приютино.)

А) И.А. Крылов  и  семья  Олениных.

Дом  Алексея  Николаевича  и  Елизаветы  Марковны  Олениных  в  Петербурге  стал  известен  в  литературной, художнической , театральной  и  научной  среде  столицы  с  конца  18  столетия , славился  гостеприимством  и  никогда  не  пустовал. Многочисленные  родственники , друзья  хозяев  и  сослуживцы  Алексея  Николаевича  были  желанными  здесь  гостями. Авторитет  хозяина – знатока  и  ценителя  древностей, истории  и  классического  искусства  - был  настолько  велик  , что к  его  мнению  обычно  прислушивались , у  него  искали  совета  и  покровительства,  к  нему  приносили  на  суд  научные , литературные  и  художественные  произведения  молодые  и  зрелые  ученые , литераторы  и  художники.

Вторым  домом  для  Олениных  и  их  друзей  стала  загородная  дача , с  многообещающим  названием  Приютино, которая  находилась  за  Охтенским  пороховым  заводом  под  Петербургом.  Очень  скоро  дача  превратилась  стараниями  и  талантами  хозяев  в  одно  из  самых  притягательных   и  известных  культурных   гнезд под  Петербургом.  Дачу  величали  приютом  муз  и  граций.  Исключительность  дома  Олениных  состояла  в  том ,  что  его  хозяева  были  наделены  удивительной   способностью создать  у  себя  атмосферу  радушия , гостеприимства, терпимости.

Иван  Андреевич  был  верен  семье  Олениных . Окончив  дежурство  в  библиотеке , баснописец  пешком  отправлялся  по  шумным  улицам  Петербурга  к  дому Олениных.  Шел  не  спеша  ,часто  останавливаясь  и  всматриваясь  в  уличные  сценки , возникавшие  едва ли  не  на  каждом  шагу. Иногда  Крылов  при  ходьбе  отсчитывал  шаги  и  переводил  их  в  версты.

Согласно  сохранившимся  планам  и  описанию  усадебных  построек , на  берегу  речки  была  построена  в  кирпиче  просторная  господская  баня  с  жилыми  покоями  над  нею ,  в  которых  предпочитал  жить  в  Приютине  Крылов. Жилые  комнаты  имели  выход  на балкон , откуда  открывался  вид  на  речку  Лубью  и  заречные  луга.

В  Приютине  Крылова  всегда  ждали ,  здесь  о  нем  заботились , старались  угодить, попотчевать , особенно  дети , которые  росли  на  глазах  стареющего  баснописца. У  Ивана  Андреевича  было  ласковое  прозвище  Крылочка.

Б) Историческая  ситуация 1812  года.                                         Вторжение  в  пределы  России  в  1812 году  армии  Наполеона  во  многом  изменило  образ  жизни  в  доме  Олениных. Пером , кистью , типографской  листовкой  единодушно  откликнулись  на  тяжкие  события  войны  с  узурпатором  Наполеоном  обитатели ,  домочадцы  и  многочисленные  друзья  дома  Олениных.  В  трудные  для  России  дни  1812 года  Крылов  не  бросил  пера. Зачастую  поводом  для  написания  новой  басни  служили  сведения  , почерпнутые  из  реляций.

Однажды  в  столицу  пришло  известие , что  Наполеон  вскоре  после  оставления   Москвы  направил  в  ставку  Кутузова  генерала  Лористона  с  предложением  начать  мирные  переговоры.  Кутузов  отклонил  их  , а  через  некоторое   время  нанес  поражение  французам  при  Тарутине.

Крылов  не замедлил  откликнуться  на  это  событие  басней.  В один  из  вечеров  он  прочитал  собравшимся  в  Приютине   басню  «Волк  на  псарне». Эту  басню  Кутузов  читал  сам  после  сражения  под  Красным.

Вскоре  последовала  новая  басня  Крылова. Она появилась  после  рескрипта  царя  к  Кутузову ,  в  котором  выражалось  неудовольствие  медлительностью  полководца.  Мудрость Кутузова  была  по  душе  мудрому  и  никогда  не  спешащему  Крылову.  В  басне  « Обоз»  баснописец  высмеивал  нетерпеливость  и  оправдывал  осторожность  и  рассудительность , которые приходят  с  годами  и  опытом.   В морали  басни  явный намек  на  Александра  1 ,самоуверенность которого  в  войне  с  теми  же  французами  в  1805 – 1807  годах привела  ко многим  неудачам.

Басни  Ивана  Андреевича   читались  даже  на  заседаниях  Государственного  совета. Успех   басен  Крылова  в  армии  был  колоссальным.  Они  распространялись  в  списках , печались  в  походной  типографии  Кутузова. Поэт Батюшков  испытывал  глубокое  уважение  к  великому  баснописцу   и  говорил :  «…Его  басни  переживут  века…»

  1.  Работа  по  теме  урока.

А) Выразительное  чтение  басни  «Обоз».

Басню  читает  заранее  подготовленный  ученик , можно  первое  знакомство  с  басней  осуществить  посредством  прослушивания  фонохрестоматии ,  где  басню  читают  артисты  театра.

Б) Анализ  басни .

-  О  чем  рассказывает  басня  « Обоз» ?

       - Какую  картину  она  рисует ?

     -  В  каких  строчках  заключена  мораль  басни ?

     -  В  каких  жизненных  ситуациях  можно  использовать  слова  этого  морального  вывода ?

      -  Какие  русские  пословицы  и  поговорки  можно  вспомнить в  связи  с  этой  моралью ?

       -  Что  такое  аллегория  в  басне ?

В) Чтение  статьи  учебника.

Давайте  прочитаем  статью  учебника , в  которой  говорится  о  том,  кого  и  что  подразумевал  И.А. Крылов  в  своей  басне.

- В  какой   части  басня  намекает  на  Аустерлицкое  сражение ?

4. Итог  урока  и  домашнее  задание.

 Прочитать  дома   басню  «Лягушки , просящие  царя».

Подготовить  небольшой  рассказ  на любую  тему , закончив  его  моралью  из  басни  «Обоз». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательский проект по произведениям А.Пушкина и М.Лермонтова "ПРОРОК"

ФАМИЛИЯ, ИМЯ: __________________________    Исследовательская работа 10 класс  Дата выполнения:________Тема: «В чём выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на роль по...

Учебно-исследовательский проект : "Роль природы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин""

Защита проекта  ученика 9 "а" класса Белецкого Максима по  теме : "Роль природы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"".  Видеозапись фрагмента урока...

Проект урока-дискуссии по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама» в 9 классе.

Итоговый урок по повести «Пиковая дама» основанный на проблемно-эвристической технологии....

МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)

Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно  много очевидного и простого.  Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...

Социальный проект " Неизвестный Пушкин"

Данный проект предполагает организацию и проведение в Рощинской сош № 17 ряда мероприятий, посвященных юбилею А.С. Пушкина. Участниками могут быть как школьники, так и учителя, желающие показать свои ...

Проект "Мой Пушкин"

Исследование литературной сказки. Проба пера...