Нравственно-патриотическое воспитание средствами краеведения.
статья (краеведение) по теме

Кузина Наталья Геннадиевна

 

         Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

         Среди общих целей Концепции непрерывного образования важное место занимает воспитание человека нравственного. Это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка, он предполагает правильное становление отношений к Родине, ее истории, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе.

         Я пытаюсь  решить задачу нравственно-патриотического воспитания средствами краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuzina_n.g._uchitel-uchitelyu.doc39 КБ

Предварительный просмотр:


Нравственное воспитание школьников как путь духовного становления гражданского общества.

Нравственно-патриотическое воспитание средствами краеведения.

(Н.Г. Кузина – учитель истории, руководитель школьного музея

 МОУ СОШ №7 им. Героя РФ полковника М.В. Ревенко)

Детство – каждодневное открытие мира,

и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего

познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский

 

Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

 искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки.

Д. С. Лихачев

        Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

        Среди общих целей Концепции непрерывного образования важное место занимает воспитание человека нравственного. Это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка, он предполагает правильное становление отношений к Родине, ее истории, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе.

        Я пытаюсь  решить задачу нравственно-патриотического воспитания средствами краеведения.

         Роль краеведения в этом огромна и  неуклонно возрастает, особенно в последние годы. Краеведение лучше других отраслей знания способствует формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».

        Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

         Направляющую роль в этом процессе играет школьный музей.

         Я 8 лет работаю в школе № 7 им. Героя  РФ полковника М.В. Ревенко и 7 лет являюсь руководителем школьного историко-краеведческого музея «Моя малая Родина». Он возник в 1976 году как результат краеведческой работы педагогов и учащихся школы

        Сегодня «Моя малая Родина» – это комплексный краеведческий музей, насчитывающий более 450 подлинных экспонатов, связанных с историей края (с древних времён), историей Советского Союза, с судьбами людей, а также историей школы, её учителей и учеников, историей города.

Работа музея ведется по моей авторской программе дополнительного образования.

        Основные направления работы школьного музея «Моя малая Родина»:

– Поисково-исследовательское (пополнение музейных фондов, работа по учёту, изучению и хранению музейных предметов, а также по оформлению экспозиций);

– Культурно-просветительское (оформление выставок, проведение тематических классных часов, уроков мужества, «круглых» столов, встреч с интересными людьми, интеллектуальных игр, экскурсий и многое другое);

– Работа с музейным активом и советом музея, школа юных экскурсоводов;

– Сотрудничество с внешкольными организациями

– Участие в городских областных всероссийских конкурсах, семинарах, конференциях и т.п.

        Ещё с начальных классов ребята ведут поисковую работу. Совместная деятельность помогает сплачивать коллектив, увлекая детей общим делом. Учащиеся вместе с классным руководителем занимаются исследовательской деятельностью. В этом им помогают родители, старшеклассники. При реализации поставленной цели классному коллективу приходится обращаться в различные службы и организации города.

        Краеведческая работа начинается с изучения истории своей семьи, позже ребята проводят мини-исследования о том, в честь кого названа улица, на которой они живут; следующим этапом является знакомство с достопримечательностями родного города и его окрестностями. Итогами краеведческой деятельности школьников являются видеофильмы, фотоальбомы, участие в научно-практических конференциях, городских, областных, всероссийских  конкурсах. Кроме того, на базе школьного музея часто проводятся внеклассные мероприятия, встречи с интересными людьми, выставки, викторины, отчеты знатоков-краеведов.

        Группа ребят-краеведов занимается фондовой работой, в ходе которой продолжается исследование найденного материала. Ребята учатся систематизировать материал в экспозиции и видят плоды своего труда. Идет работа над созданием новых экскурсионных программ.

        Традиционно проводится конкурс сочинений «Годы, опаленные войной», «История Великой Отечественной войны в истории моей семьи». Материалы музея используются в учебно-воспитательном процессе в форме экскурсий, бесед, уроков, рефератов. На протяжении многих лет учащиеся школы активно участвуют в областных краеведческих конференциях, викторинах, являясь их победителями и призёрами.

        Основные разделы школьного музея сегодня:

  1. «История родной школы». В прошлом году школа праздновала свой 50-летний юбилей, был собран богатейший краеведческий материал об учителях, выпускниках.
  2.  Экспозиция «Советский период в истории нашей Родины». Есть уникальные экспонаты:  флаги, денежные знаки, символика партии, комсомола, пионерии, листовки, транспаранты и т.д.
  3. «Никто не забыт, ничто не забыто» – экспозиция посвящена ВОВ -  в ней уникальные экспонаты, собранные учащимися школы, материал о героях ВОВ, ветеранах, детях войны, оружие и т.д.
  4.  Экспозиция «Герои Чеченской войны», материал экспозиции был собран при содействии организации «Боевое братство».
  5. «Афганистан в моей судьбе» - члены  клуба воинов-интернационалистов «Красная звезда» оказали большую  помощь в оформлении этой экспозиции.
  6. Этнографическая экспозиция «Казачий Дон».
  7. «Волгодонск в моей судьбе» – история города в людях

        Благодатной почвой для привития патриотизма является то, что школа носит  имя Героя РФ  полковника М.В.Ревенко, выпускника, погибшего в 2000 году в Урус-Мартановском районе Чечни при защите села Комсомольского.

        Михаилу Ревенко посвящена одна из экспозиции школьного музея.

Живы супруга, мама, дети  героя. Они не раз были гостями школы.

Вот уже 5 лет я являюсь организатором экскурсий учеников, родителей в  в полк ВВ Северо-Кавказского военного округа, последнее место службы Михаила Ревенко.

        За три последних года учениками написаны 15 исследовательских работ по собранным краеведческим материалам. Работы  стали победителями и призёрами городских, региональных, всероссийских конкурсов «Отечество», «Академии юных исследователей им. Жданова», «Познание и творчество».  Исследовательские работы напечатаны в региональных и всероссийских сборниках.

        Уникальный краеведческий материал, собранный учениками, лёг в основу создания документального фильма «Его звали Чапаев» о Герое России Ревенко. Фильм был показан в декабре 2012 года по всем центральным  ТВ каналам. В титрах фильма отмечена работа школьных краеведов.

        С опытом работы в краеведческой и исследовательской деятельности можно познакомиться на моей действующей странице сайта Прошкола.ру. Там вы увидите виртуальный школьный музей, разработки по данной теме, познакомитесь с тезисами исследовательских работ моих учеников.

        Таким образом, можно сказать, что работа по краеведению открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к Родине. Она таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, но и раскрывает славную историю родного края и всей страны через судьбы конкретных людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно – патриотическое воспитание средствами краеведения и музейной педагогики

Доводилось ли вам плыть на лодке в плохую погоду? Каковы были эти ощущения, когда холодный мокрый ветер дует навстречу, большие волны раскачивают вашу лодку?(пауза)...

Патриотическое воспитание средствами краеведения в урочной и внеурочной деятельности.

Развитие краеведения является актуальным направлением современного образования, т.к. главной его функцией является воспитание гражданственности и патриотических чувств у молодого поколения. Патриотиче...

Консультация «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Консультация музыкального руководителя «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»...

Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыкального искусства

Данная работа яляется описанием педагогического опыта  с презентацией(видеоматериалы)...