Образовательная программа «Многообразие живых организмов степной зоны Октябрьского района»
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

 

Образовательная программа «Многообразие живых организмов степной зоны Октябрьского района» содержит в себе краеведческий материал к курсу биологии. Она базируется на материале учебников биологии, изучающих многообразие растительного  и животного мира, и является их логическим дополнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная программа «Многообразие живых организмов степной зоны Октябрьского района» содержит в себе краеведческий материал к курсу биологии. Она базируется на материале учебников биологии, изучающих многообразие растительного  и животного мира, и является их логическим дополнением.

   Данная программа носит интегрированный характер, она объединяет биологию, географию, экологию и краеведение. Изучая местную фауну и флору, памятники природы октябрьского района, экологическое состояние местного природного ландшафта, учащиеся расширяют свои знания о многообразии организмов степного биотопа.

   Особое внимание обращено на антропогенный фактор воздействия на окружающую среду, предусмотрены меры по охране природы.

  Изучение курса направленно воздействует на формирование экологической культуры учащихся, способствует образованию у них умений и навыков по сохранению природных богатств.

  Знания о своём крае положительно скажутся на развитии у школьников уважительного отношения ко всему живому, будут способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к малой Родине.

  Программа предусматривает самостоятельную творческую деятельность учителя, направленную на применение различных методов и приёмов в обучении учащихся. Значительное место отводится наблюдениям, экскурсиям, практикумам и малым исследованиям.

   Программа курса рассчитана на 34 часа учебного времени, 1 час в неделю.

Цели программы:

- ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия человека и природы, влиянием естественной среды на здоровье человека;

- формирование знаний о степном ландшафте Октябрьского района как одном из крупных природных регионов Оренбуржья;

   Для реализации обозначенных целей программа предполагает решение следующих задач:

  1. Расширение знаний о многообразии живых организмов степного ландшафта, о геологической истории родного края.
  2. Формирование целостного научного мировоззрения и экологического мышления учащихся, понимания истоков экологических проблем родного края, их значимости в настоящее время.
  3.  Воспитание нравственного и гуманистического отношения к природе и культурным ценностям родного края.
  4.  Развитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать, проводить исследования, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи при изучении природы родного края.
  5.  Развитие устойчивого интереса к изучению живой природы, способностей к самообразованию, трансформации и переносу знаний с одного предмета на другой в новых условиях.
  6.  Расширение кругозора учащихся, повышение научного и культурного уровня.

       В итоге изучения данной программы школьники должны:

  1. Получить представление о многообразии живых организмов фауны и флоры  Илекского района, геологической истории, особенностях гидрогеологии и  почвообразования, о памятниках природы, источниках загрязнения окружающей среды; мероприятиях, направленных на снижение влияния окружающей среды, на здоровье человека.
  2. Научиться узнавать и определять растения и животных родного края, проводить простейшие исследования и  правильно действовать в конкретной ситуации; соблюдать правила по охране окружающей среды.

       3. Результаты работы представлять в виде сообщений, докладов,              

          рефератов, исследовательских работ и презентаций.

Содержание программы.

Общее количество часов- 34 .

  1. Введение- 1 ч.

  1. Географическое положение Октябрьского района -4 ч.

Географическое положение Октябрьского района. Геология и рельеф. Климатические условия и общая гидрогеологическая характеристика района. Особенности степного почвообразования и основные типы почв. Геологическая история края. Памятники природы.

  1. Антропогенный фактор воздействия  на ландшафт степей-3 ч.

Экологическая оценка геологической среды и состояния природного ландшафта Октябрьского района. Влияние деятельности человека на степь. Освоение целины. Загрязнение человеком окружающей среды и его последствия. Природа для отдыха и туризма.

  1. Флора родного края-10 ч.

Многообразие цветковых растений.  Характеристика отдела

Покрытосеменных  на примере растений Октябрьского района. Основные виды и биологические особенности растений.

   Класс Двудольные растения. 

Семейства: Бобовые, Розоцветные, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные, Гречишные, Лютиковые, Подорожниковые, Вьюнковые, Губоцветные, Гвоздичные, Зверобойные, Гераниевые, Колокольчиковые, Норичниковые, Подмаренниковые, Зонтичные.

   Класс Однодольные растения.

Семейства: Злаки и Лилейные.

Лекарственные растения Октябрьского района. Редкие и исчезающие виды. Охрана растительного мира.

Лабораторные работы:

 «Изучение представителей  и выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

«Составление простейших определителей».

Экскурсии:

1. Многообразие растений конкретной местности.

2. Лекарственные растения конкретной местности.

  1. Фауна родного края-13 ч.

Особенности животного мира степей.  Животные Октябрьского района.

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды.

Лабораторная работа: 

      «Знакомство с разнообразием ракообразных».

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни.  Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды.

Лабораторная работа:

« Знакомство с разнообразием паукообразных».

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды.

Лабораторная работа:

« Изучение представителей отрядов насекомых».

Тип Хордовые.

 Класс Рыбы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды.

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды.

Класс Млекопитающие. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды.

Экскурсии:

1. Представители Типа Членистоногие конкретной местности.

2.  Представители Типа Хордовые конкретной местности.

IV. Итоговое занятие-3 ч. 

Календарь природы. Фенологические наблюдения. Подведение итогов изучения курса. Летние задания.

     Экскурсия:

«Степной ландшафт Октябрьского края - неотъемлемый природный компонент биосферы»

Тематическое планирование.

Наименование тем уроков.

Кол-во

Часов

I.

Введение

1

1.1

Красота и величие Октябрьских степей и пойменных лесов.

1

II.

Геологическая история и природные памятники района.

4

2.1.

Географическое положение района.

1

2.2.

Климатические условия и гидрогеологическая характеристика района.

1

2.3.

Особенности степного почвообразования и основные типы почв.

1

2.4.

Памятники природы.

1

III.

Антропогенный фактор воздействия на степной ландшафт.

3

3.1.

Экологическая оценка геологической среды. Экологическое состояние природного ландшафта Октябрьского района.

1

3.2.

Влияние деятельности человека на степь и освоение целины.

1

3.3.

Загрязнение человеком окружающей среды. Природа для отдыха и туризма.

1

IV.

Флора родного края.

10

4.1.

Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. Лабораторные работы. Изучение представителей  и выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Составление простейших определителей.

4

4.2.

Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные. Лабораторные работы. Изучение представителей  и выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Составление простейших определителей.

2

4.3.

Лекарственные растения Октябрьского района.

1

4.4.

Охрана растительного мира.

1

4.5.

Экскурсия «Многообразие растений конкретной местности».

1

4.6.

Экскурсия «Лекарственные растения конкретной местности».

1

V.

Фауна родного края.

13

5.1.

Животные. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. Лабораторная работа. Знакомство с разнообразием ракообразных и паукообразных.

Лабораторная работа. Изучение представителей отрядов насекомых.

3

5.2.

Животные. Надкласс Рыбы.

1

5.3.

Животные. Класс Земноводные.

1

5.4.

Животные. Класс Пресмыкающиеся.

1

5.5.

Животные. Класс Птицы.

2

5.6.

Млекопитающие, их многообразие.

2

5.7.

Охрана растительного мира.

1

5.8.

Экскурсия «Представители Типа Членистоногие конкретной местности».

1

5.9.

Экскурсия «Представители Типа Хордовые конкретной местности

1

VI.

Итоговые занятия.

3

6.1.

Экскурсия «Степной ландшафт Октябрьского края - неотъемлемый природный компонент биосферы».

1

6.2.

Календарь природы. Результаты фенологических наблюдений.

Подведение итогов изучения курса. Летние задания. Презентации учащихся.

2

                                               

Литература для учителя:

  1. Биология. Животные: Учеб. Для 7-8 Кл. Общеобраз. учрежд. Б. Е.
    Быховский, Е. В. Козлова и др.; Под ред. М. А. Козлова. — М.:
    Просвещение, 1998.
  2. Гавлюк Э. В., Давыгора А. В., Руди В. Н. Животный мир
    Оренбургской области. - Оренбург, ОГПИ, 1993.
  3. Геологические памятники природы Оренбургской области. Под ред. А.
    А. Чибилёва: Оренбургское книжное издательство, 2000.
  4. Красная книга Оренбургской области - Оренбург, 1998.
  5. Наумов С. П. Зоология позвоночных: Учебник для студентов. Пед.
    институтов по биол. Спец. 4 изд., перераб. М: Просвещение, 1982
  6. Ни Г. В., Краснова О. И. Редкие и малочисленные виды насекомых
    Оренбургской области - Оренбург, 1989.
  7. Райков Б. Е., Римский - Корсаков М. Н. Зоологические экскурсии. -
    М: Топикан, 1994.
  8. Природа и мы: (Сборник) Сост.: М. Е. Николаева, А. П. Моисеев. -
    Челябинск, 1984.
  9. Чибилёв А. А. Зелёная книга степного края. Челябинск, ЮУКИ, 1983.
    10.Чибилёв А. А. Дорога к Каспию. Алма- Ата « Кайнар», 1988.

11.  Чибилёв А.А. Краеведческий атлас. Октябрьский район. – ОРО ВОО «Русское географическое общество», 2007.

1 2 .Чибилёв А. А. Природное наследие Оренбургской области. — Учебное

пособие. - Оренбург, 1996.

13.Чибилёв А. А. Природа Оренбургской области. Оренбургский филиал

русского географического общества. Оренбург, 1995.

14.Экологическая тропа. - Оренбург, ОСЮН,1989.

 15.Энциклопедия «Оренбуржье» том 1 гл. ред. И. А. Бехтерев.«3олотая

аллея» Оренбургское литературное агентство, 2000.

                                                     

Грубская Татьяна Александровна, учитель биологии муниципального бюджетного образовательного учреждения  «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии "Многообразие живых организмов" 7 класс

Рабочая программа для 7 класса по биологии по линии Н.И.Сонина (УМК)Рабочая программа по биологии линии УМК   Н.И.Сонина  составлена на основе Федерального государственного образовательного ...

Рабочая программа по учебному курсу "Биология. Многообразие живых организмов" для 7 класса

Рабочая программа по биологии для 7 класса к учебнику Н.И.Сонина расчитана на 70 часов...

Многообразие живых организмов. чем живое отличается от неживого. 6 класс

Конспект урока + презентацияМногообразие живых организмов. Чем живое отличается от неживого. Данный материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для 6 класса по теме "Многообразие ж...

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная  (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

Рабочая программа учебного курса "Биология: Многообразие живых организмов: Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология&raqu...