Программа по краеведению
методическая разработка по краеведению (6 класс) по теме

Авторская программа по географическому краеведению Тверской области, Удомельского района

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю.

Председатель экспертного

совета

Управления образования

Удомельского района

________ Е.С. Колосова

«__4__»_марта_2010г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Молдинская средняя общеобразовательная школа имени В.В. Андреева»

Утверждаю.

Директор МОУ

Молддинской СОШ

имени В.В.Андреева

________/ Павлова Н.А./

Приказ №__21-0____

от «_10_»_09_2009 _г.

ПРОГРАММА для 6 класса

Географическое краеведение

Объём: 1 час в неделю

Всего: 35 часов

Автор: Егорова Людмила Аркадьевна

учитель I квалификационной категории

МОУ Молдинской СОШ имени В.В. Андреева

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _23_от «_10_»_09__2009__ г.

                                                               

Пояснительная записка.

Структура документа.

Программа включает три раздела:

  1. Пояснительная записка;
  2. Основное содержание и последовательность разделов с распределение учебных часов по разделам курса, перечень практических работ.
  3. Список литературы.

В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 35 часов учебного предмета «География» в 6 классе перенесены в региональный компонент для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности. Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Областного базисного учебного плана, на основе Концепции краеведческого образования в Тверской области с учетом возрастных особенностей учащихся 6-го класса. Изучение географического краеведения является очень актуальным для школьников среднего звена. Целевой направленностью предлагаемой программы является формирование у учащихся детального  представления о своей «малой родине» на основе показа взаимодействия основных компонентов природы: рельефа, климата, воды, почвы, растительного, животного мира, а так же результатов взаимодействия человека с компонентами природы. На основе полученных знаний создаётся целостная картина о своём крае. Отличительной особенностью программы является её практическая направленность.

Курс «Географическое краеведение» для 6 класса рассчитан на один учебный год -  35 учебных часов с режимом занятий 1 час в неделю. Географическое краеведение приближает начальный курс физической географии к особенностям местности, которая является малой Родиной для обучающихся и формирует у них краеведческие знания на основе основных понятий физической географии, расширяет умения и навыки, которыми должны овладеть школьники 6 класса. Курс «Географическое краеведение» неразрывно связан с историей края, его экологией и культурными достижениями. Это предполагает межпредметную связь с историей, музыкой, изобразительным искусством.

Программа конкретизирует содержание блоков предмета, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения - отражает географические аспекты изучения Тверской области и своей местности.

В программе предусмотрены теоретические и практические занятия, разнообразные формы организации учебной деятельности, формы подведения итогов.

Цели:

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

На достижение этой цели направлены следующие задачи:

- усвоение знаний о географических особенностях своего края, об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту области и района; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за окружающей средой;

- воспитание любви к своей «малой родине»; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и ответственному поведению в ней.

Отбор содержания производился с ориентацией на следующие принципы:

         - индивидуальности (обособленности) – краеведение имеет свой объект изучения, выступая средством изучения своего края по тем направлениям, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

- деятельностный – краеведение призвано вовлечь учащихся в творческую практическую работу на основе исследовательской деятельности;

- единства России и региона – Удомельский район как часть Тверской области и Тверская область как часть Центральной России.

- интегрированности – география края неразрывно связана с его экологией, историей и культурными достижениями

Для реализации этих принципов программа включает следующие виды теоретической и практической деятельности:

- работа с литературой, справочниками, документами и другими печатными источниками;

- работа с картами, картинами;

- работа с коллекциями минералов;

- экскурсии;

-использование возможностей компьютера, в том числе, сведений из интернета;

- участие в школьной конференции исследовательских работ как форма подведения итогов.

Предполагаемые результаты обучения

Требования к уровню подготовки обучающихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

Это предполагает

- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту, статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

В качестве способов проверки результатов обучения используются практические работы, тестовые контрольные задания.

Программа по краеведению для 6 класса.

Учебно-методический план.

№ п/п

Название раздела

Тема

К-во час.

Вид занятий

Формы занятий

Формы подведения итогов

К-во час

1.

Введение

2

Теория,

практ.

1

1

Вводная беседа, экскурсия

2.

Изображение земной поверхности

5

Теория,

практ.

2

3

Беседа, экскурсия, работа с компасом, составление плана местности

Проверка практических работ

Оболочки Земли

15

3.

Литосфера

5

Теория,

практ.

2

3

Беседа, игра, экскурсия, диспут

Семинар

4.

Атмосфера

5

Терия,

практ.

2

3

Беседа, конкурс, игра, наблюдение за погодой

Конференция

5.

Гидросфера

5

Теория,

практ.

2

3

Беседа, игра, составление характеристики водного источника

Проверка практических работ

6.

Географическая оболочка

11

Теория,

практ.

4

7

Беседа, игра, викторина, заочное путешествие

Зачёт

Резерв времени

2

Основное содержание изучаемого курса.

Введение (2часа)

Что изучает краеведение. Краеведческий принцип в изучении географии. Организация наблюдений за погодой. Составление календаря погоды. Афанасий Никитин «Хождение за три моря».

Практические работы:

Комплексная экскурсия по изучению своего села.

Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом.

Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать:

- основные события путешествия Афанасия Никитина.

Обучающиеся должны уметь:

- показывать по карте путь Афанасия Никитина в Индию.

Изображение земной поверхности (5 часов)

Родной край как часть региона и страны. Географическое положение Тверской области, Удомельского района. Из истории изучения края. Ориентирование на местности. Измерение расстояний по плану. Съёмка местности. План и карта как источник информации.

Практические работы:

Определение географического положения своего села.

Нанесение на контурную карту административных границ области, района, сельского округа.

Глазомерная съёмка местности.

Составление плана школы.

Определение относительных высот своей местности.

Требования к знаниям и умениям.

Обучающиеся должны знать:

- сведения из истории изучения края;

- приемы составления съемки местности разными способами.

Обучающиеся должны уметь:

- определять азимут на местности;

- определять относительную высоту объектов;

- вычерчивать горизонталями объекты форм рельефа;

- выполнять различные виды съемки местности;

- определять координаты крупных объектов  Тверской области, Удомельского района.

Оболочки Земли (15 часов)

Литосфера (5 часов)

Геологическое строение. Породы, слагающие земную кору области, района. Полезные ископаемые и их использование. Формирование рельефа. Основные формы рельефа, особенности их происхождения и размещения. Восточно-Европейская равнина. Равнины Тверской области, Удомельского района. Изменение рельефа во времени.

Практические работы:

Нанесение на контурную карту местных форм рельефа.

Определение свойств строительных полезных ископаемых по образцам.

Описание равнины.

Требования к знаниям и умениям.

Обучающиеся должны знать:

-крупные геологические события Тверской области, Удомельского района;

-крупные формы рельефа Тверской области, Удомельского района;

- распространенные горные породы и окаменелые остатки.

Обучающиеся должны уметь:

- распознавать горные породы своей местности;

- определять ГП крупных поднятий  и  низменностей;

-показывать на карте крупные формы рельефа области и района.

Атмосфера (5 часов)

Главные факторы, влияющие на климат.

Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Разница в температурном режиме различных частей местности.

Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Осадки, их виды, распространение по сезонам года.

Главные факторы, влияющие на климат района расположения населенного пункта. Климатическая характеристика района проживания.

Практические работы:

Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой).

Составления «розы ветров» для своего района.

Построение графика хода температуры за сутки, за месяц (на основе наблюдений за погодой на территории проживания).

Требования к знаниям и умениям.

Обучающиеся должны знать:

- основные характеристики климата Тверской области, Удомельского района;

Обучающиеся должны уметь:

- составлять графики месячного и годового хода температур по своим наблюдениям и многолетним наблюдениям за погодой;

- составлять диаграммы облачности, «розы ветров, осадков;

Гидросфера (5 часов)

Реки и озёра, находящиеся на территории края (в том числе – близ населенного пункта и в его окрестностях), их происхождение, гидрографическая характеристика. Влияние водотоков на формирование ландшафтов. Животный мир рек и озёр.

Изучение местных грунтовых вод (родники, колодцы). Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод. Меры по охране водных объектов, находящихся в районе населенного пункта.

Практические работы:

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Тверской области, Удомельского района.

Экскурсия на местный водный объект (озеро, река) и определение его гидрологических характеристик.

Требования к знаниям и умениям.

Обучающиеся должны знать:

- названия  крупных рек и озер области, района;

- основные проблемы Волги и других рек;

Обучающиеся должны уметь:

- показывать на карте крупные реки и озёра области, района;

- уметь находить водораздел крупных рек;

-определять ГП рек, озер, водохранилищ области, района.

Географическая оболочка (11 часов)

Природные комплексы Тверской области, Удомельского района. Воздействие человека на природные комплексы.

Численность и национальный состав населения области, района. Населённые пункты. Удомля – административный центр района. КАЭС – главное промышленное предприятие района. Экологическое состояние. Радиационная характеристика. Охрана природы. Охраняемые природные территории. Растения и животные, занесённые в Красную Книгу.

Практические работы:

Комплексная экскурсия по родному краю с целью изучения природных комплексов своей местности.

Составление правил поведения в природе.

Сбор материала для составления экологической карты населённого пункта.

Требования к знаниям и умениям.

Обучающиеся должны знать:

- показатели численности и национального состава Тверской области, Удомельского района;

- топонимические названия крупных населенных пунктов;

- охраняемые природные территории области и района;

- растения и животных, занесённых в Красную Книгу РФ.

Обучающиеся должны уметь:

- составлять диаграммы численности населения по годам;

- описывать гербы Тверской области и Удомельского района и объяснять значение составляющих их компонентов;

- описывать экологическое состояние своей местности.

Резерв времени – 3 часа.

Литература:

  1. Исаков В. Под солнцем Селигера. М., «Московский рабочий», 1974.
  2. Бай Т.П. Удомля. Подгот. По заказу администрации Удомельского района Тверской области, 2002.
  3. Город Калинин. Очерк-путеводитель. Изд.2-е, переработанное, дополненное, «Московский рабочий», 1989.
  4. Архангельский Н.А. Удомельские сказания, г.Удомля, 2007.
  5. Архангельский Н.А. Почему так называется? (о географических названиях Удомельского района Тверской области).- Тверь. 1994.
  6. Щербаков Ю.А. Береги природу своего края. Использование и охрана природы Тверской области. Тверь, 1991.
  7. География Удомельского района. Под ред. Виноградова Б.К. Тверь, РИУ Тверского госуниверситета,1999.
  8. Дорофеев А,А. и группа авторов География Тверской области. Книга для учителя. Тверь, 1992.
  9. Кобеленышева М.Е. и группа авторов География Калининской области. Книга для учащихся средних школ. «Московский рабочий», 1972.
  10. Природа Калининской области. Под ред. Профессора Гавемана А.В. Калининиздат, 1951.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Уголок маенький России" (кружковая работа)

Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внекл...

Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области

Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...

программа по краеведению. кружок "Юные историки- краеведы"

учебно- тематическое планирование по краеведению....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Программа "Географическое краеведение"

Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...

Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»

Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...

Программа по краеведению "Мой северный край"

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения....