доклад на научно-практическую конференцию "История Буйской школы"
творческая работа учащихся по краеведению на тему

Работа посвящена истории  появления Буйской школы.  Школа в селе Буй появилась в 1723 году, когда

появилсь в селе Николаевская церковь.   В работе приведены данные о истории школы из  Бичурского

районного архива и из Национального архива Республики Бурятия.   Также в докладе рассказывается

о судьбе сельского учителя, погибшего в 1930 году от рук кулаков.  Новое здание школы появилось  в

1965 году, где сейчас учатся дети из сел Узкий-Луг и Буй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_shkole.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципальное образование «Бичурский район»

Муниципальное     бюджетное  общеобразовательное  учреждение

 Буйская средняя общеобразовательная школа

 

История Буйской школы

Выполнила:  Собенникова Вика

ученица 6 класса

Руководитель:   Губенина Тамара Яковлевна

                                                                                                                     

2013 г.

1

Оглавление.

Введение_____________________________________________________________2 стр.

Глава 1. Церковно-приходская школа_____________________________________2 стр.

Глава 2. Буйская школа после революции 1918 года_________________________3 стр.  

Глава 3. Буйская школа в 1930-1950 –е годы______________________________________4 стр.

Глава 4. Строительство новой школы____________________________________________5 стр.

Глава 5. Буйская школа в 21 веке________________________________________________6 стр.

Заключение___________________________________________________________7 стр.

Список использованной литературы______________________________________8 стр.

2

Введение.

 Село Буй  появилось на карте Бурятии очень давно. Так в «Ведомости  Селенгинского  дистрикта» от  1731-1732 годов записано:  « со 2 половины 40 годов 17 века появляются большие крестьянские села, как вотчины Троицкого монастыря, основанного в 1681 году. По данным переписных книг монастыря, Темлюйская деревня перешла во владение монастыря в 1688 году. В 1723 году в ней уже было 20 дворов. В этом же году упоминается деревня Буй с 6 дворами».  ( 2, 7)  История села Буй богата разными событиями , все дальше от нас прошлое, все меньше в живых очевидцев происшедшего. Сегодня любая сохранившаяся информация  об  истории  села Буй бесценна для тех, кто родился, вырос и живет в селе Буй.    Человек, не знавший истории своей малой Родины, не может быть настоящим гражданином большой страны.  Поэтому знание, изучение и сохранение истории своей малой  Родины является актуальным всегда.  Со дня появления Буя на карте Бурятии в жизни села произошли     разнообразные  события. Это появление церкви, коллективизация, образование сельхозартелей и коммуны,  восстание кулаков, появление первого трактора и первого магазина в селе,   строительство Дома Культуры, появление предприятия «Буйский лесхоз» и еще много-много  разных событий.  Но самым важным событием в истории нашего села стало  появление  школы.  Всегда во все времена  появление школы в селе означало, что село живет и развивается.  

Цель работы: восстановить  историю появления и развития Буйской школы.

Предмет  исследования: история села Буй.

Объект  исследования: Буйская школа.

Задачи исследования:

1) Собрать  материал о школе ( работа в Республиканском  и Районном архивах, опрос информантов);

2) Восстановить факты появления и развития школы;

Методы исследования: эмпирический, исторический.

Глава 1. Церковно-приходская школа.

 В 1723  году в селе Буй, в котором было всего 6 дворов,  была построена Буйская Николаевская церковь.  В последствии  здесь и появилась церковно - приходская школа, которая существовала до революции 1917 года. Согласно Указам 1839 и 1884 годов ведущими сельской местности были определены церковно – приходские школы. Школы были как одно – так и двухклассные.  В Положении об одноклассных церковно- приходских училищах говорилось: « Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные  сведения» Программа обучения предусматривала следующие учебные

3

предметы:  молитвы, Ветхий и Новый Завет, историю  церкви, церковно-славянский язык, духовное пение, чтение, письмо, счисление (арифметика). Таким образом, учащихся учили писать, читать, считать, петь молитвы, песнопения, начальным знаниям Закона Божьего. Данные школы частично содержались за счет местных обществ.  Разновидностью церковно-приходских школ были школы грамотности. Обучение в них было краткосрочным, не более пяти или десяти учебных месяцев.  Обучение начиналось с 1 декабря, в день пророка Наума, который считался «помощником умственных занятий». ( 1) [ I ] Из данных списка церковных школ Троицкосавского отделения Забайкальского Епархиального училищного совета за 1904-1905 учебный год  записано:  « Буйская школа грамоты.   На 1 января  1908 года

учебных пособий было - 9,

А) Здание собственное.

Б) Иконы (стоит прочерк);

 В) Классная мебель: две некрашеных 4-х местные парты и два длинных стола, скамья –одна( остальная хозяина квартиры), два стула, классная доска( маленькая и плохая);

Г)  Библиотека – 52 названия.(6)  [ II ]

В 1908 году Буйская школа называлась – Буйское одноклассное приходское училище Забайкальской области, Верхнеудинского уезда, Малокуналейской волости. Адрес почтовое отделение Бичура, село Буй, МалоКуналейской волости.  У школы  было собственное помещение. Учитель был 1,  Лобанов  Абрам Степанович, со специальной подготовкой и образованием,  закончил  Троицко-Савское городское 4-х классное училище.  Учащихся было 30, из них  все 30 были православного вероисповедания.  В училище изучались предметы: закон Божий, церковнославянский язык, русский приобретенных на сумму 28 рублей, 25 копеек. В 1908 году  30  апреля   училище посетил инспектор народных училищ   Верхнеудинского и Баргузинского уезда.  Почетным блюстителем и попечителем училища с 1 января 1907 года  был крестьянин Буйского селения Ефим Васильевич Конов».   ( 3) [ III ]

Глава 2. Буйская школа после революции 1918 года.

    В 1920 году школа в селе  Буй была отделена от церкви, все иконы в школе были сняты,   школа   стала советской.  В село приехали  новые  учителя: Борис Максимович, Петр

4

Петрович, Иван Петрович, Равлин Ефим Николаевич, многие из них были военными.  В 1924 году в Буйскую школу приехала семья учителей Вахмяниных.       [ IV ]  С появлением этих людей жизнь села оживилась. Федор Никифорович и Пелагея Николаевна учили детишек читать и  писать, Федор Никифорович преподавал историю, Пелагея Николаевна преподавала географию, литературу.  Двери школы не закрывались и вечером. Федор Никифорович вел кружок « Партийная жизнь», Пелагея Николаевна  организовала первый в Буе пионерский отряд.    Знаменательным событием в истории Буя было открытие новой школы. По рассказам жителей села здание школы было построено накануне восстания кулаков, то   есть в  1928 году.     Школа была небольшая – всего 2 класса, но классные комнаты были просторные и светлые. (  V ) Ребятишки учились в две смены, школьная жизнь была интересной и увлекательной.  В центре активной жизни школы была семья Вахмяниных.   Время тогда было очень трудное, шла коллективизация; не все хотели вступать в  коммуну, работать сообща, отдавать нажитое имущество в совместное  пользование, подчиняться новой власти. Бурная общественная деятельность Вахмяниных не осталась незамеченной: у них появляется много врагов.  В марте 1930 года в селе Буй вспыхнуло восстание кулаков. Жестоко расправились бандиты над коммунистом,  учителем Вахмяниным Федором Никифоровичем.     Сколько было ненависти и злобы в сердцах бандитов, и после смерти Вахмянин был им страшен. Они глумились над мертвым: привязали  его тело к хвосту лошади и возили по улицам для устрашения.  Из воспоминаний Пальшина Ивана Тарасовича: « Во время восстания  мы сидели в подполье, мама нас посадила туда - боялась за нас.  А когда бандитов поймали,  все мы узнали, что учителя Вахмянина убили.  Мама сильно плакала, жалела его, говорила – какого человека  погубили».   Всех погибших похоронили в братской могиле у школы, где они работали и учились. Сейчас на этой могиле стоит памятник. [ IV ] Федор Никифорович Вахмянин – учитель, общественный деятель, преданный своей Родине, своему делу. Смысл его жизни заключался  в  самопожертвовании, служении людям. С достоинством он встретил свою смерть, он погиб как герой.  Люди не забыли о подвиге учителя Вахмянина: его именем названа самая большая улица села Буй.        

Глава 3. Буйская школа в 1930-1950 –е годы.

В 1930 году повсеместно было введено обязательное четырехлетнее  образование.  И Буйская школа принимает статус четырехлетней.  В 1931 году в Буйскую школу приехала молодая учительница  начальных классов  Середкина  Зинаида Ивановна.  [ VI ] Энергичная, жизнерадостная активно включилась в работу.  Всю свою жизнь Зинаида

5

Ивановна отдала школе, ее педагогический стаж составил 40  с лишним лет.   Детей в классах прибавлялось, поэтому даже в 2 смены школа не могла принять всех учеников. Выход был найден: по улице Вахмянина в кулацком доме открыли еще 2 класса.  В годы Великой Отечественной войны Буйская школа продолжала работать.  Из воспоминаний Притчиной  З.И. «  ребята по- прежнему  ходили в школу,  но очень часто занятия пропускали дети постарше: они уходили на работу в колхоз.  Было очень голодное время,  поэтому  иногда на поля собирать колоски уходили целым классом вместе с классным руководителем».   Многие  способные ребята  могли продолжить обучение,  но только в соседней Мало-Куналейской школе.  

В 1952 году Буйской четырехлетней школе присвоили статус семилетней. Учеников было много, учились  дети не только из села Буй, но и из сел Узкий-Луг, Слобода. Маленькое здание школы уже не могло вместить всех учеников, поэтому классы были оборудованы в здании церкви ( где раньше находилась церковно-приходская школа).   Вскоре в  село Буй     приехали молодые специалисты - педагоги:  Малкова (Дульянинова по мужу)  Антонида  Александровна  - учитель русского языка и литературы,  Дьякова ( Бурцева по мужу) Александра Васильевна – учитель математики, Густова Надежда Николаевна – учитель начальных классов,  Иван Андриянович – учитель физики,  Римма Павловна – учитель иностранного языка, Бурцева Анна Петровна, Пухилас Наталья Даниловна.    [ VII  ]   Директором   Буйской   семилетней   школы была назначена    Малкова  Антонида   Александровна.  Школьная жизнь не замирала ни на минуту: шли уроки, проводились занятия кружков, готовились  школьные вечера  и праздники. Ребята Буйской школы  каждый год  помогали  взрослым на колхозных полях собирать картошку, убирать куузику.  А иногда ребята привлекались на уборку территории молочно - товарных ферм.

Глава 4.  Строительство новой школы.

Учеников с каждым годом становилось все больше, классов не хватало, было очень трудно. Директор  Малкова  Антонида   Александровна стала хлопотать о строительстве новой школы.   Так на сессии депутатов   сельского совета от 29 августа 1958 года    депутат сельского совета и директор школы Малкова А.А.   выступила с предложением о строительстве нового здания школы в селе Буй, «старые будут пригодны лишь для мастерских». ( 3)   В 1960 году директором   школы назначен Семенников Семен Георгиевич.  Также на сессии депутатов в феврале 1960 года он выступает с просьбой о строительстве новой школы. Он говорит: « Если нынче не построим школу, то на будущий год учиться будет негде. Учеников становится  больше с каждым годом».  Вопрос о строительстве обсуждался очень бурно. На собрании колхозников, на партийных собраниях говорили о строительстве новой школы:  построить двухэтажную с паровым отоплением в центре колхоза им. Дзержинского в селе Поселье, а в Буе  построить восьмилетнюю.  Строительство новой школы в селе Буй откладывалось из-за  отсутствия денег. На сессии

6

депутатов сельского совета  9 марта 1961 года  вновь обсуждался вопрос о строительстве новой школы.  Секретарь партийной организации Бурцев Яков Николаевич сказал: « Школа в нашем

селе необходима, со строительством будет трудно. Нет транспорта – уйдет на обслуживание животноводства, нет денег.   Давайте строить сами, разобьемся на группы в 10 человек, каждая  группа возьмет  план по заготовке комля,    то  есть   заготовить   определенное количество  бревен.  Затем выступил Федотов Е.Д.: « Нужно колхозу помогать, а не прибедняться; есть колхозы и хуже нашего, но что-то строят, чувствуется инициатива, значит,  люди хотят жить и стремятся к благоустройству». ( 4,5 ) Так в 1963 году  методом «народной стройки» началось строительство новой школы   в селе Буй.   На сессии   еще не раз обсуждалось строительство школы, не хватало кирпича, гвоздей, извести. Поднимался вопрос, что школа строится медленно.   В старых зданиях школы была открыта вечерняя школа,  потому что в 1962-1963 году всего в школе обучалось  313 учеников.   Вся тяжесть строительства новой школы легла на плечи  директора школы Бурцевой Анны Петровны.  Так в 1965 году новая школа в селе Буй приняла своих первых учеников. Новая   школа была просторной, большой, уютной.   [VIII ] В новой  

восьмилетней    школе учились ребята из 5-ти сел: Узкий-Луг, Буй, Слобода, Усть-Заган, Поселье. Статус семилетней  Буйская школа сохранила до 1962 года,  затем  по количеству учеников ей был присвоен статус  восьмилетней  школы.  Школа работала в три смены. В третью смену учились вечерники ( те, кто получали образование после  работы). В учительский коллектив вливались новые специалисты: Собенникова Ольга Ивановна, Пальшина Мария Филлиповна, Алферовы  Лина Андреевна и Василий Дмитриевич. Бурной была школьная жизнь: проводились веселые праздники,  торжественные линейки, спортивные игры, был заложен вокруг школы огромный сад.    Восьмилетней   Буйская  школа оставалась до 1989 года.   В 1989 году Буйской школе был присвоен статус  средней, выпускники этого года получили аттестат    о среднем образовании.

Глава 5. Буйская школа в 21 веке.

Буйская средняя школа начала 21 века – школа экологического направления. В 2001 году Буйской школе присвоен статус  районной экспериментальной площадки экологического направления.  В Буйской школе учатся 100 учеников из села Буй и Узкий- Луг.  В школе есть кабинет информационных технологий, имеются компьютеры, интерактивные доски,  видео и цветные телевизоры. Воспитывает большую армию учеников творчески работающий коллектив. Школьная жизнь бьет ключом: работает спортивна секция, ребята участвуют в различных  школьных праздниках, проводят вечера и викторины, готовят концерты. Привычным делом стало для ребят участие во многих районных мероприятиях: олимпиадах, научно-практических конференциях, слетах, КВН.   Сейчас Буйская школа одна из лучших школ района, в 2005г. школа получила диплом Министерства образования РФ «Школа года».  В ноябре 2005 г. школа включена в число кандидатов на статус  « Федеральная экспериментальная площадка» по теме «Создание центра молодежи при Буйской сельской администрации».    В   2008 г. школа  стала победителем

7

конкурса муниципальных  общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного  национального проекта « Образование» и получила грант в  1 миллион рублей.  Летом 2007г.  школа стала победителем 1 Республиканского конкурса среди образовательных учреждений, вступающих в эксперимент  по введению  новой системы оплаты труда педагогических работников.

Заключение.

Изучив материал   районного и республиканского архивов,  проведя сбор  информации, можно сделать вывод:

1) Первая церковно-приходская  школа в селе Буй появилась в далеком 1723 году.

2)  После 1918 года Буйская школа стала советской, было построено  новое здание школы, приехали   учителя - специалисты.  Трагическое событие 1930 года унесло жизнь замечательного учителя Ф.Н.Вахмянина.
3)  В 1965 году в селе Буй была методом «народной стройки» была  построена новая школа,
 в которой учатся дети до сих пор.

8

Список использованной литературы.

1. Интернет-сайт:  ru. Wigipedia. org/ wigi.

 2.  Бичура 20 век. Составитель Молонов Г.Ц. - изд. ОАО Республиканская типография, Улан-Удэ, 2005 год.

3.  Отчет за 1908 год.   Архивный материал.

4.  Протоколы сессиии депутатов Узколугского  сельского совета депутатов трудящихся Бичурского аймака Бурятской АССР. 1958 год – 1963 год.

5. Протоколы сессиии депутатов Узколугского  сельского совета депутатов трудящихся  Мухоршибирского  аймака Бурятской АССР. 1963 год – 1965 год.

 6. Список церковных школ Троицкосавского отделения Забайкальского Епархиального училища  за 1904 -5 учебный год. Архивный материал.

7. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья 17-середины 19 века. Сибирское отделение Академии наук СССР, Институт Истории, философии, филологии. Бурятский филиал. Бурятский институт общественных наук Новосибирское издательство «Наука», 1985 год.

Рецензия на работу «История  Буйской школы»

ученицы 6 класса Собенниковой Вики.

Материал о истории своей малой родины всегда актуален. Процесс собирания такого материала  всегда сложный, трудоемкий, но  имеет всегда огромный практический результат.   Сбор материала о истории Буйской школы продолжается уже несколько лет. В республиканском    и районном  архивах учитель работал сам.   Ученица собрала материал  и фотографии об учителе Ф. Н. Вахмянине,  Середкиной З.И., коллективах учителей 50 –х годов, также провела опрос  жителей села Буй. Собранный материал был систематизирован. В результате проведенного исследования  была установлена  дата появления  школы  в селе  Буй,  также  время строительства зданий школы, установлены фамилии первых директоров и  состав первых учительских коллективов.  Исследовательская работа над этой темой будет продолжена.

Работа выполнена в соответствии  предъявляемыми требованиями.

Руководитель: учитель истории Губенина Т.Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из сборника докладов Международной научно-практической конференции » Русский язык как средство межкультурной коммуникации», Оренбург, 2007 г.

Статья "Национальная идея выражается в языке" была подготовлена  мною к международной научно-практической конференции"Русский язык как  средство межкультурной коммуникации".Проанализивав ...

Доклад на научно-практическую конференцию школьников "Растим патриотов России"

Работа состоит из доклада и видеоролика, поясняющего текст докладчика. Основная идея работы это установление основных причин исчезновения деревень и сел в России. Доклад построен на статистике по Омск...

Доклад на научно-практической конференции в Ленинградской областном университете "Подвижные игры как средство развития физических качеств" (нарушение осанки)

Физическая культура -уникальный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии......

Доклад на научно-практической конференции

Важное место в деятельности психолога  в ОУ занимает работа с родителями,  формами которой являются родительские собрания и информационные сообщения. ...

Доклад к научно-практической конференции

Современные педагогические технологии в обучении истории детей с интеллектуальными нарушениями....

Доклад на научно-практическую конференцию

Научно-исследовательская работа содержит материал по топонимики селе Буй. Материал собирали для школьного музея....

Доклад на научно-практической конференции: "Роль рефлексии в психическом развитии человека"

        В докладе раскрывается значение феномена рефлексии в психической жизни человека. Доклад состоит из теоретической и практической части, которые составлены на ос...