Доклад на научно-практической конференции: "Роль рефлексии в психическом развитии человека"
презентация к уроку на тему

Грек Светлана Вячеславовна

 

          В докладе раскрывается значение феномена рефлексии в психической жизни человека. Доклад состоит из теоретической и практической части, которые составлены на основе учебного пособия А.А. Бизяевой "Психология думающего учителя". В конце доклада делается вывод: значимость и смысл развития рефлексивных умений определяются тем, что рефлексия – это не информация и её нельзя «взять и передать», можно лишь активизировать и развивать у себя способность пользоваться ею. 

           Доклад представлен в виде презентации, слайды сопровождаются комментариями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль рефлексии в психическом развитии человека … Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть самого себя. Федерико Феллини

Слайд 2

РЕФЛЕКСИЯ (от латинского reflexio - обращение назад) Орфография рефле́ксия , -и Орфографический словарь, 2004 г. Ударение рефле́ксия , -и Словарь ударений, 2000 г. Синонимы рефлексивный анализ; рефлексивное мышление Современный энциклопедический словарь

Слайд 3

Что такое рефлексия в современной психологии Мыслить – значит говорить с самим собой … слышать самого себя. Иммануил Кант

Слайд 4

Под рефлексией в организационном поведении понимается осознание человеком того, как он воспринимается партнерами. - Джон - каким он есть на самом деле, - Джон - каким он видит себя сам и Джон - каким видит его Генри. Соответственно три позиции со стороны Генри . Колокнева М.В. Теория организации в вопросах и ответах. - М .:«Проспект», 2004.- с. 143.

Слайд 5

Схема движения мысли при рефлексировании

Слайд 6

«Нормальная двойственность» человеческого Я • Я как объект, осуществляющий свои действия; • Я как субъект, осознающий и регулирующий свои действия («другой», «не Я») ( Кулюткин , Сухобская , 2000)

Слайд 7

Всё ли, что я думаю «про себя», есть рефлексия ?

Слайд 8

Механизм выхода в рефлексию «остановка» «фиксация» «анализ» «решение »

Слайд 9

Последовательность работы рефлексивного механизма Рефлексивный выход Интенциональность Первичная категоризация Конструирование системы рефлексивных средств Схематизация рефлексивного содержания 6. Объективизация рефлексивного описания - оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь .

Слайд 10

Роль рефлексии Рефлексия во многом способствует взрослению человека. Способность человека к рефлексии – это фактор и средство его личностного роста. Приобретаемый в рефлексии опыт самопознания обогащает и расширяет представление человека о самом себе.

Слайд 11

Роль рефлексии Рефлексия укрепляет ретроспективные связи самосознания человека с собственным прошлым, со своим детством. Рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает ему стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать свой волевой потенциал.

Слайд 12

Роль рефлексии Способность к рефлексии неоценима в общении. Не менее важна рефлексивная способность в любой совместной деятельности людей. Особо значимая сфера рефлексии - мыслительные процессы.

Слайд 13

Всегда ли человек умеет пользоваться рефлексией?

Слайд 14

Какое из всех дел, которыми Вы сейчас заняты, имеет для Вас особое значение?

Слайд 15

Какого результата в этом деле я, действительно, хотел бы достичь?

Слайд 16

Какой первый шаг я должен предпринять, чтобы этот результат стал реальностью?

Слайд 17

Всё ли зависит только от меня? Отвечаю ли я лично за результат?

Слайд 18

Верю ли я в достижение результата? Чем определяются мои сомнения?

Слайд 19

Что мешало мне сделать это раньше? Какие возможные препятствия в достижении результата я вижу в перспективе?

Слайд 20

Если я достигну цели, какие позитивные изменения произойдут в моей жизни?

Слайд 21

Рефлексия Рефлексия – обращение назад , то есть способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя.

Слайд 22

Список используемой литературы Бизяева А.А. Психология думающего учителя. - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. - 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из сборника докладов Международной научно-практической конференции » Русский язык как средство межкультурной коммуникации», Оренбург, 2007 г.

Статья "Национальная идея выражается в языке" была подготовлена  мною к международной научно-практической конференции"Русский язык как  средство межкультурной коммуникации".Проанализивав ...

Доклад на научно-практическую конференцию школьников "Растим патриотов России"

Работа состоит из доклада и видеоролика, поясняющего текст докладчика. Основная идея работы это установление основных причин исчезновения деревень и сел в России. Доклад построен на статистике по Омск...

Доклад на научно-практической конференции в Ленинградской областном университете "Подвижные игры как средство развития физических качеств" (нарушение осанки)

Физическая культура -уникальный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии......

Доклад на Республиканской научно-практической конференции "Здоровьесберегающее образование:опыт, проблемы, перспективы развития"по реализации проекта "Спортивная суббота в школе"

Доклад "Реализация проекта " Спортивная суббота на базе МОУ "Акчеевская СОШ " (Республиканская научно-практическая конференция)...

Доклад на научно-практической конференции " Развитие творческого потенциала учащихся"

В докладе освещены основные аспекты развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеклассной работе. Может использоваться как курсовая работа на ФПК....

Доклад «Коррекционно-воспитательное значение уроков ручного труда для психического развития детей с нарушениями интеллекта»

Проблема коррекционно-воспитательного влияния труда на психическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки ...