Доклад к научно-практической конференции
статья по истории по теме

Современные педагогические технологии в обучении истории детей с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_nauchno-prakticheskuyu_konferenciyu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии в обучении истории детей с интеллектуальными нарушениями.

В последнее время очень часто используется понятие современные педагогические технологии. На самом деле в употреблении и понимании его имеются разночтения. Наиболее часто данное понятие представляется нам как содержательное обобщение, которое вбирает в себя смысл всех источников. Любая педагогическая технология должна быть построена на основных методологических критериях и опираться на научную концепцию: философскую, психологическую, дидактическую, социально-педагогическую. На  сегодняшний день насчитывается около ста  образовательных технологий. Но,  даже используя одну и ту же технологию, у разных педагогов результат будет совершенно разный. Это зависит от многих факторов:  квалификации учителя, мотивации учащихся, способа подачи знаний, взаимоотношений учителя с учениками, рациональности распределения учебного времени и т.д.

На мой взгляд, гораздо эффективнее использовать в своей работе элементы сразу нескольких технологий.   Это обеспечит личностное развитие умственно-отсталого ребёнка,  обеспечит комфортные условия его развития.

Конечно же в коррекционной школе VIII вида приоритетным остаётся личностно-ориентированное обучение, так как в центре всей образовательной системы стоит личность обучаемого. Особенности личностно – ориентированного урока таковы:

1.Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.

2.Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать мнение.

3.Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

4. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.

5.Стемление к созданию ситуации успеха для каждого ребёнка.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для учителя, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс.

Проблема, над которой работает наша школа в данный момент времени: «Развитие творческих способностей  учащихся с проблемами в развитии». Поэтому часто используются и игровые технологии, которые возбуждают интерес к предмету не только самого ребёнка, но и учителя. Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.

В прошлом году мы с учащимися 9 и 8 классов показали открытый урок-игру по обществознанию «День Конституции», целью которого являлось закрепление ранее полученных знаний по теме: «Конституция РФ - основной закон государства», воспитание любви и преданности Родине, уважение к основному закону государства, понимание и неукоснительное соблюдения его положений, расширение знаний по Конституции РФ, развитие творческой личности, формирование культуры общения.

Занятие прошло в форме спектакля. Хочу отметить, что вместо запланированных изначально 9 и 8 классов, участие приняли ещё и дети 6-7 классов. Отказать им было просто невозможно. Они сами приходили на репетиции, с огромным удовольствием учили текст и стихи, помогали рисовать декорации, изготавливать костюмы. И когда состоялась так называемая премьера, пригласили своих родителей.

Практика показывает, что даже дети массовой школы испытывают трудности при изучении истории, поэтому естественно, что у детей коррекционной школы VIII  вида возникает проблем ещё больше. Педагоги, преподающие историю в коррекционной школе, хорошо знают, что у учащихся даже в старших классах слабо развито воображение, именно по этой причине и необходимо проводить подобные уроки-путешествия во времени.

Для развития и коррекции мышления умственно-отсталых детей важно ставить перед ними такие познавательные задачи, которые будут требовать постоянной работы памяти, интеллектуального напряжения, в данном случае хорошим подспорьем педагогу является применение интерактивной доски, где учащиеся имеют возможность разукрасить предмет, вставить в кроссворд слово, начертить фигуру и т.д. Для модернизации традиционного урока я также использую презентации различных типов, которые дают возможность почувствовать атмосферу времени, о котором идёт речь на данном занятии. Я изготовила  видеоматериал о Великой Отечественной войне, на основе документального фильма, который разбит на сюжеты по 7-8 минут, это помогает более реалистично преподнести материал урока, делает его более запоминающимся. И зачастую дети на следующем уроке при опросе опираются именно на просмотренный сюжет, который производит на них неизгладимое впечатление.

В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Большинство современных детей пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. Но на самом деле это не так. Выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках. К сожалению,  уровень познавательной активности именно в старших классах в последние годы заметно снизился.  Это проявляется в снижении интереса к предметам, а также в снижении успеваемости,  поэтому работу приходится вести  в двух направлениях:

  1. Модернизация традиционного обучения;
  2. Использование современных образовательных приёмов и технологий.

Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом. Таким образом, учитель истории постоянно должен анализировать и совершенствовать свой педагогический опыт, за процессом собственного труда, изучая опыт других учителей как общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных) школах.

Литература:

Л.В. Петрова «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида».

Журнал «Преподавание истории в школе».

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

Материалы Интернет-сайта  «1 сентября».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из сборника докладов Международной научно-практической конференции » Русский язык как средство межкультурной коммуникации», Оренбург, 2007 г.

Статья "Национальная идея выражается в языке" была подготовлена  мною к международной научно-практической конференции"Русский язык как  средство межкультурной коммуникации".Проанализивав ...

Доклад на научно-практическую конференцию школьников "Растим патриотов России"

Работа состоит из доклада и видеоролика, поясняющего текст докладчика. Основная идея работы это установление основных причин исчезновения деревень и сел в России. Доклад построен на статистике по Омск...

Доклад на научно-практической конференции в Ленинградской областном университете "Подвижные игры как средство развития физических качеств" (нарушение осанки)

Физическая культура -уникальный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии......

Доклад на научно-практической конференции

Важное место в деятельности психолога  в ОУ занимает работа с родителями,  формами которой являются родительские собрания и информационные сообщения. ...

Доклад на научно-практическую конференцию

Научно-исследовательская работа содержит материал по топонимики селе Буй. Материал собирали для школьного музея....

Доклад на научно-практической конференции: "Роль рефлексии в психическом развитии человека"

        В докладе раскрывается значение феномена рефлексии в психической жизни человека. Доклад состоит из теоретической и практической части, которые составлены на ос...

доклад на научно-практическую конференцию "История Буйской школы"

Работа посвящена истории  появления Буйской школы.  Школа в селе Буй появилась в 1723 году, когдапоявилсь в селе Николаевская церковь.   В работе приведены данные о истории школы и...