Географическое краеведение
статья (краеведение) по теме

Васильева Елена Александровна

                   Географическое краеведение, являясь одним из эффективных педагогических средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет определённую роль в повышении качества обучения и воспитания, вооружении учащихся глубокими и прочными знаниями, формировании у них современного мировоззрения, воспитании чувств патриотизма, в трудовой подготовке и профессиональной ориентации школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. СОЛИДАРНОСТЬ

ЕЛЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

               Выступление на методическом объединении

«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

                                                            Подготовила учитель географии

                                                       высшей категории

                                                              Васильева Елена Александровна.

        

         1.

                   Географическое краеведение, являясь одним из эффективных педагогических средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет определённую роль в повышении качества обучения и воспитания, вооружении учащихся глубокими и прочными знаниями, формировании у них современного мировоззрения, воспитании чувств патриотизма, в трудовой подготовке и профессиональной ориентации школьников. Н.Н.Баранский, рассматривая роль краеведения в учебно-воспитательной работе, указывал, что в нашей стране краеведческая работа имеет особое, очень большое и научное, и практическое, и образовательное, и политико-воспитательное значение.

                   Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащихся, заданном, как правило, учителем, способствует мобилизации всех возможностей и познавательных сил подростков. Увлекательный краеведческий поиск в большинстве случаев осуществляется на высоком уровне познавательно-практической инициативы учащихся, их эмоционального настроя, что создаёт предпосылки для развития качеств познавательных способностей личности.

                  Школьная география, построенная в соответствии с требованиями современного уровня  географической науки и задачами дальнейшего укрепления связи обучения и воспитания с жизнью, пронизана элементами краеведения.

                  Программа географии включает достаточно широкий круг краеведческих сведений, правильное использование которых способствует формированию у учащихся многих общих и единичных географических понятий. Уже на первом уроке в 6 классе, знакомя учащихся с целью и задачами изучения начального курса географии, учитель организует метеорологические и фенологические наблюдения. Проводятся экскурсии, в процессе которых учащиеся изучают форму и строение рельефа окружающей местности, знакомятся со слагающими её горными породами, с вопросами исследования и описания ближайшего водоёма. На дальнейших уроках и практических занятиях школьники знакомятся с топографической картой и планом своей местности, учатся читать топографическую и  географическую карты и определяют значение карт и планов в практической деятельности человека. Для закрепления краеведческих знаний я практикую топографические диктанты, в содержание которых включаю предложения о конкретных физико-географических условиях своей местности.

                  Большие возможности для обогащения учащихся краеведческими знаниями имеются при изучении литосферы, гидросферы и атмосферы.

                  Мы с ребятами уделили большое внимание геологическим исследованиям на территории посёлка Солидарность. Учащиеся 6-ых классов были вовлечены в работу предметного кружка «Недра Земли». Главная цель и задача которого – изучение геологии родного края.

                   Работа кружка включала в себя три составляющих: теоретические занятия, практические занятия и общественно полезную работу.

        2.

               Теоретические занятия.

  1. Цели, задачи и содержание работы кружка.
  2. Геология – комплекс наук о строении и развитии Земли. Система геологических наук. Геологическая служба в РФ. Значение геологии в народном хозяйстве. Методы геологических исследований.
  3. Геологическая изученность территории посёлка Солидарность. Обзор основной краеведческой литературы по геологии. Приёмы работы с ней.
  4. Геологические процессы, вызываемые внутренними и внешними силами. Изучение геологических процессов своей местности.
  5. Минералы и горные породы. Их классификация. Горные породы и полезные ископаемые своей местности.
  6. Геологическое прошлое Земли. Геологическая хронология и геологические карты.
  7. Физико-географические условия на территории п.Солидарность в различные периоды геологической истории Земли.
  8. Экскурсия в краеведческий музей города Ельца.

         Практические занятия.

  1. Определение горных пород и полезных ископаемых по внешним признакам.
  2. Коллекционирование горных пород и полезных ископаемых родного края.
  3. Организация изучения одного из характерных геологических процессов в Базовском лесу (выветривания, деятельности поверхностных вод и т.д.).

         Общественно полезная работа. 

  1. Поиски полезных ископаемых и строительных материалов в своей местности.
  2. Изготовление коллекций горных пород и полезных ископаемых..

                     В местах проведения строительных работ по улице Максимова, при рытье котлована под подвал во дворе одной из учениц 7-го класса были обнаружены залежи пластов горных пород белого цвета, что заинтересовало членов геологического кружка. При тщательном исследовании обнажений школьники нашли горные породы с останками морских организмов. Исследовательские работы нами проводились на протяжении нескольких дней, после чего мы стали тщательно изучать свои находки. Провели сравнительный анализ обнаруженных нами горных пород с коллекцией и палеонтологическими таблицами. Хотя окончательные выводы о происхождении наших находок делать ещё рано (эту работу необходимо продолжить), но, тем не менее, кое-какие результаты исследований уже можно предъявить.

                  Зная о том, что в далёком прошлом территория Елецкого района, а соответственно и нашего посёлка, была покрыта громадным морем, расположенным в центральной части Русской равнины, на дне которого образовывались осадочные отложения в виде известняков, доломитов, мергели и другие, мы сравнили свои находки с

        3.

коллекцией и пришли к выводу, что перед нами осадочные морские горные породы, состоящие главным образом из кальцита с примесью глинистого материала, т.е. известняки.

                   Членов нашей экспедиции заинтересовал вопрос: как образовались известняки и ребята начали знакомство с научной литературой по геологии. Им очень интересно было выяснить, что известняк образовался  в результате уплотнения известкового ила на дне морского бассейна. Известковый ил в свою очередь формировался в результате отмирания раковин моллюсков и фораминифер (простейших животных), которые имели преимущественно известковую раковину размером обычно 0,1 – 1 мм.  Так же мы выяснили, что самые древние породы в виде известняков Липецкой области относятся к палеозойской эре и сформировались в условиях верхнедевонских морей около 350 миллионов лет назад (т.е это отложения среднего девона-карбона). А наличие окаменелых раковин – брахиопод – подтвердили наш вывод. В одном из образцов горных пород обнаружен осколок панциря достаточно внушительных размеров, и на наш взгляд, это может быть часть аммонита. Аммониты – это подкласс вымерших морских головоногих моллюсков, известных с девона до мела включительно; были широко распространены, диаметр их раковин колебался от нескольких сантиметров до двух метров. И, наконец, останки скелетов в трёх осколках, подтверждает тот факт, что в морях девонского периода развивались многочисленные рыбы.

                      Конечно, работу над изучением горных пород своей местности стоит продолжать и в дальнейшем. Такая работа вызывает у школьников неподдельный интерес к изучаемому предмету, что сказывается и на качестве их подготовки к урокам, а соответственно и на качестве их знаний.  

              .

        

© МБОУ СОШ п. Солидарность. Васильева Е.А. 2012/2013 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по географическому краеведению Ульяновской области

Авторская программа по географическому краеведению "Ульяновская область - родной край"...

Рабочая тетрадь по географическому краеведению (8 класс, сахалиноведение)

Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 8 класса, изучающих краеведческий курс географии Сахалинской области.Целью данного пособия является закрепление основных понятий и усвоение фактического мате...

Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"

Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...

Использование ЭОР на уроках географического краеведения

Аннотация: Презентация является одним из вариантов изучения курса «География Кувандыкского района» с использованием ЭОР. Данный урок позволяет сформировать у учащихся представление об отраслях с...

Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области

Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...

Программа "Географическое краеведение"

Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...