история Камчатки 7 класс
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме

Предлагаемый вашему вниманию материал представляет собой календарно-тематическое планирование по истории Камчатки с древнейших времен до середины XVIII в. Этот курс истории  изучается в 7 классе в школах Камчатского края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

История Камчатки с древнейших времен до середины XVIIIв.

7 класс

Пояснительная записка

Программа  курса "История Камчатки с древнейших времен до середины XVIII в."  создана на основе Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края (приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 18.05.1012 № 654), приказа "О внесении изменений в приказ от 18.05.2012 "Об утверждении Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края" и авторской программы А.В. Костыри.

 Программа курса предназначена для 7 класса общеобразовательных учреждений Камчатской области.

Основной целью курса является формирование представлений о жизни населения Камчатки в контексте исторических условий. К задачам курса относится:

  • воспитание патриотизма, бережного отношения к природе и памятникам старины, уважения к старшим;
  • воспитание уважения к культуре коренных народов Камчатки;
  • содействие социальной адаптации учащихся, их участию в современной жизни;
  • формирование базовых социальных компетенций: в сфере трудовой деятельности, в семейно-бытовой сфере, в сфере гражданско-общественной деятельности, в сфере отношений в многонациональном и поликультурном обществе;
  • формирование и развитие исследовательских умений.

Локальная история предоставляет материал из непосредственного окружения учащихся. Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить, что история — это история людей, что корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружба между народами, уважение к старшим поколениям, долг, милосердие. Особенностью предлагаемого курса является обращение к истории повседневности. Содержание курса дает возможность широко использовать активные и интерактивные методы обучения.

Программа обеспечена методическими рекомендациями для учителей и рабочими тетрадями для учащихся, разработанными А.В. Костырей. Преподаватели во время реализации программы могут использовать следующие издания:

  • Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки : учебно-методическое пособие. / В.Д. Сергеев. Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство: Камчатское отделение, 1992;
  • Камчатка. XVII-XX вв. : историко-географический атлас / Под ред. Н. Д. Жданова, д.и.н. Б. П Полевого – М. : Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997;
  • Люби и знай свой край : атлас / Отв. ред. С. В. Савина. – М. : Федеральная служба геодезии и картографии России, 1995;.
  • Костыря А.В. Поурочные разработки к программе "История Камчатки". 8-9 классы. Книга для учителя. В 2-х кн. / А.В. Костыря. Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания "Новая книга", 2008.
  • Костыря А.В. История Камчатки с древнейших времен до конца XIX века. Рабочая тетрадь. / А.В. Костыря. Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания "Новая книга", 2008.
  • Основной задачей курса является формирование исторического мышления:
  • – дать представление учащимся об общем и особенном при характеристике истории народов Камчатки.

Цели:

  • – воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;
  • – формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в и: взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • – способствовать овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информации, участию в межкультурном взаимодействии;
  • – формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • – обучать применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
  • Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
  • – умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
  • – умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;
  • – умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различныe виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитанную и прослушанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять планы, тезисы конспекта;
  • – умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;
  • – умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет-ресуры и другие базы данных;
  • – умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.
  • Требования к уровню подготовки учеников:
  • должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов,  основных событий, их участников, результаты   и итоги событий с середины XVIII в. до конца XIX  в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей.
  • должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические бытия и явления по указанному признаку.
  • Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов Камчатки; использование знаний об историческом пути и традициях народов России  и Камчатки в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Рабочая программа рассчитана на 17,5 часов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Введение

1

1

Природные ландшафты как естественная среда обитания коренных народов

2

2

Жизнь и быт коренных народов Камчатки до конца XVII в.

4

3

Присоединение Камчатки к России

3

4

Камчатские экспедиции и их роль в истории Камчатки

5

Итоговое обобщение

1

Резерв учителя

2

всего

17,5

№ урока

Тема

К-во часов

Тип

урока

Элементы содержания образования

Основные понятия

Требования

к уровню подготовки учащихся

Вид

контроля

Домашнее задание

Дата

проведения

План

Факт

История Камчатки с древности до середины середины XVIII в.

1

Введение. Географическое положение Камчатки

1

Цели и задачи курса. Характеристика географического положения Камчатки. Особенности ландшафтов, флоры и фауны.

Знать: географическое положение Камчатки,

Уметь: работать с картой, характеризовать природу

Составление конспекта, работа в тпо

2.

Древнейшие обитатели Камчатки

1

Комбинированный урок

Заселение территории Камчатки в древности. Влияние природы на образ жизни людей. Археологические исследования и их результаты. Стоянки первобытных людей.

Археология, культурный слой, природные ландшафты, присваивающий тип хозяйства.

Знать: основные стоянки древнейших людей

Уметь: характеризовать их и процесс заселения Камчатки человеком

Составление конспекта, работа в тпо

3-6

Жизнь и быт народов Камчатки .

Ительмены

Коряки

Эвены

Алеуты

4

Комбинированный урок

Территория расселения, хозяйство и быт ительменов – древнейших жителей Камчатки. Коряки, их появление на полуострове, особенности образа жизни. Верования и обряды, мифы и сказки коренных жителей Камчатки. Общее и особенное в традиционной культуре камчатских народов.

Материальная и духовная культура, присваивающее хозяйство, оседлый и кочевой образы жизни,.

Знать: основные народности, проживающие на Камчатке

Уметь: характеризовать их быт и верования

Составление конспекта, работа в тпо

7-8

Мифы и сказания народов Камчатки

2

Урок-защита проектов

Верования, боги, мифы и сказки народов Камчатки

традиционная культура, миф, обряд, сказка, шаман

Знать: сказки и мифы народов Камчатки

Уметь: пересказывать мифы и сказки

Сообщение, составление конспекта

9

Праздник Хололо

1

Урок-лабораторная работа с источниками

Традиции и смысл праздника Хололо

Хололо

Знать: что такое Хололо

Уметь: описывать обряды Хололо

Работа с источниками, составление рассказа

10

Художественные ремесла народов Камчатки

1

Комбинированный урок

Художественные ремесла

Художественные ремесла

Знать: виды художественных ремесел

Уметь: описывать ремесла

Составление конспекта

11-12

Русские землепроходцы на Камчатке в XVII - начале XVIII  вв.

Присоединение Сибири

Первые землепроходцы на Камчатке

2

Комбинированный урок

Михаил Стадухин – первооткрыватель Камчатки. Походы русских землепроходцев на Камчатку. Владимир Атласов и его роль в присоединении Камчатки к России. «Скаски» В. Атласова как исторический источник. Взаимоотношения русских с местным населением.

Землепроходцы, острог, скаски, урядни, тойон, ясак.

Знать: основные даты освоения Камчатки, фамилии первооткрывателей

Уметь: характеризовать походы русских первооткрывателей и их значение

Составление конспекта, работа в тпо

13

Освоение Камчатки в первой половине XVIII в.

1

Комбинированный уро

Русские поселенцы. Виды занятий. Отношения с местным населением

Знать: основные виды хозяйства местного и пришлого населения

Уметь: описывать хозяйство жителей Камчатки

14

С.П. Крашенинников - исследователь Камчатки

1

Лабораторная работа с источниками

Биография. Труд "Описание земли Камчатки"

Оценка деятельность исследователя

Знать: Годы жизни и основные вехи жизненного пути

Уметь: характеризовать вклад в науку

Сочинение, работа с документами

15-16

Камчатские экспедиции и их роль в истории Камчатки

2

Комбинированный урок

I и II Камчатские экспедиции: цели, маршруты и результаты. Витус Беринг и его судьба. Участники  экспедиций и их деятельность. С. П. Крашенинников и Г. В. Стеллер о Камчатке и ее жителях. Влияние экспедиций на жизнь местного населения.

Экспедиция, географические открытия, исследователь.

Знать: даты и деятелей Камчатских экспедиций

Уметь: рассказывать об экспедициях, характеризовать их вклад в развитие знаний о Камчатке и влияние на жизнь камчатского населения

Составление конспекта, работа в тпо

16

Повторение

1

17

Резервное время

Литература

1. Антропова В.В. Культура и быт коряков. – Л., 1971.

2. Арктика – мой дом. Народы севера земли. Культура народов севера. / Науч. ред. Соколова 3. П. – М.: Северные просторы, 1999 – 264 с.

3. Вахрин С. Покорители великого океана. – Петропавловск-Камчатский: Издательство «Камшат», 1993. – 104 с.

4. Вахрин С.И. Предыстория камчатской епархии. // Краеведческие записки. Вып. 8. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение. 1993. с. 162-169.

5. Витер И. В., Смышляев А. А. Город над Авачинской бухтой. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский Печатный Двор, 2000. – 208 с.

6. Воскобойников В.И. Слово на карте. – Петропавловск-Камчатский. 1962.

7. География Камчатской области. Петропавловск-Камчатский, 1994.- 144 с.

8. Георг Вильгельм Стеллер. Дневник плавания с Берингом к берегам Америки 1741 – 1742 гг. – М., 1995. – 224 с.

9. Диков Н. Н. Археологические памятники Камчатки, Чукотки и Верхней Колымы. – М. 1977.

10. Дитмар К. Поездки и пребывание на Камчатке в 1851 – 1855 гг. ч. 1 и ч. 2. – СПб. 1901. – 225 с.

11. Защитники Отечества. – Петропавловск-Камчатский, 1989. – 272 с.

12. Землепроходцы. / сост. Вахрин С. И. – Петропавловск-Камчатский: Издательство «Камшат», 1994. – 232 с.

13. Ирина Витер. Хроника строительства города Петропавловска (1740–1923). – Петропавловск-Камчатский, Издательский Центр типографии СЭТО-СТ, 1997. – 112 с.

14. История и культура ительменов: историко-этнографические очерки. – Л., 1990.

15. История и культура коряков; историко-этнографичес-кие очерки. – СПб., 1993.

16. История и культура эвенов: историко-этнографические очерки. – СПб., 1997. – 176 с.

17. Камчатка XVII–XX вв. Историко-географический атлас / Под ред. Н. Д. Жданова, Б. П. Полевого. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997. – 112 с.

18. Крашенинников СП. Описание земли Камчатки. В 2-х т.– СПб.: «Наука», Петропавловск-Камчатский: «Камшат». 1994. – 760 с.

19. Крузенштерн И. Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева". – Владивосток, 1976.

20. Куда плывет Камчатка. / сб. статей. – Петропавловск-Камчатский: РИО КОТ. 1993. – 96 с.

21. Кусков В. П. Краткий топонимический словарь Камчатс–кой области. – Петропавловск-Камчатский, 1967.

22. Люби и знай свой край. Атлас / отв. ред. С. В. Савина – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1995. – 32 с.

23. Ляпунова Р. Г. Очерки по этнографии алеутов. – Л., 1975.

24. Ляпунова Р. Г. К этнической истории командорских алеутов. // Краеведческие записки. Вып. 6. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение. 1989. с. 40-61.

25. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. В 5-ти т. / Редколлегия: В. С. Преображениский и др. Т.З Географические открытия и исследования нового времени (середина XVII-XVIII). – 3-е изд., переаб. и доп. – М: Просвещение, 1984. – 319с, ил., карт.

26. Мартыненко В. Камчатский берег. Историческая лоция. -Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1991. – 192 с.

27. Мартыненко В. Презрев угрюмый рок. - Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 1997. - 272с.

28. Мартыненко В. Путешествие в страну Уйкоаль. – Петропавловск-Камчатский. 1987.

29. Никитин П. П. Освоение Сибири, – М., 1990.

30. Никитин Н. Н. Русские землепроходцы в Сибири. – М., 1989.

31. Огрызко И. И. Очерки истории сближения коренного и русского населения Камчатки. – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1973. 192 с.

32. Окунь СБ. Очерки истории колониальной политики царизма в Камчатском крае, – Л., 1935.

33. Памятники Петропавловска-Камчатского. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение. 1989. – 24 с.

34. Петропавловск-Камчатский. История города в документах и воспоминаниях. 1740-1990. – Дальневосточное книжное издательство, Камчатское отделение, 1994. – 504 с.

35. Пирагис А. Н. Петропавловск-Камчатский. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение. 1986. – 64 с.

36. Пирс Ричард. История Русской Америки: проблемы и задачи. // Русская Америка. 1992. № 2.

37. Полевой Б. П. Новое об открытии Камчатки. / в 2-х частях – Петропавловск-Камчатский: Издательство «Камчатский печатный двор». 1999. – 366 с.

38. Рудич К. Н. Каменные факелы Камчатки.- Новосибирск, 1974.

39. Русская Америка. По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. – М.: Мысль. 1994. 376 с.

40. Русская Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова. – Л., 1979.

41.Сергеев В. Д. Страницы истории Камчатки. Дореволюционный период. / Уч.метод. Пособие. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение. 1992. – 192 с.

42. Старкова Н. К. Ительмены. Материальная культура XVIII-60-е годы XX века. – М., 1976.

43. Стеллер Г. В. Описание земли, Камчатки. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор. Книжное издательство, 1999. – 288с.

44. Сто народов сто языков. Этнографические очерки. / под ред. Л. М. Минца. – М.: Просвещение. 1992. – 210 с.

45.  Шелихов Г. И. Российского купца Григория Шелихова странствования из Охотска по Восточному океану к американским берегам. – Хабаровск, 1971.

Литература для учащихся

1. Алексеев А. Н. Сыны отважные России. Магаданское книжное издательство, 1970. – 368 с.

2. Арктика – мой дом. Народы севера земли. Культура народов севера. / Науч. ред. Соколова 3. П. – М.: Северные просторы, 1999. – 264 с.

3. Балаян 3. Белый марафон. – М.: Детская литература, 1980. 160 с.

4. Вахрин С. Покорители великого океана. – Петропавловск-Камчатский, Издательство «Камшат», 1993. – 104 с.

5. Ветер веков в парусах России. Рассказы о мореплавателях. Каталог портретов. Карты Камчатки. – Петропавловск-Камчатский: изд. Центр типографии СЭТО-СТ. 1996 – 184 с.

6. Гропянов Е. В. В Камчатку. – Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1990. – 352 с.

7. Голубев Г. Н. Колумбы русские. – М., 1989.

8. Животные и растения Камчатской области, внесенные в Красную книгу СССР и Красную книгу РСФСР. – Петропавловск-Камчатский, 1984.

9. Землепроходцы, т. 1 / сост. Вахрин С. И. – Петропавловск-Камчатский: Издательство «Камшат», 1994. – 232 с.

10. Краеведческая викторина. 250-летию Петропавловска-Камчатского посвящается. – Петропавловск-Камчатский, 1990.

11. Литература родного края. / Хрестоматия для учащихся 8-9 классов Камчатской области. – Петропавловск-Камчатский, 1999.

12. Мартыненко В. Камчатский берег. Историческая лоция. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение. 1991. – 192 с.

13. Мартыненко В. Презрев угрюмый рок. - Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 1997. - 272с.

14. Нечаев А. В гости к медведю по имени Синанг. – М., 1991.

15. Остроумов А. Г. Записки камчадала. – Петропавловск-Камчатский,: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение,1993. – 160 с.

16. Порогов Г. На околице Руси. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1979. – 208 с.

17. Пшонкин Ю. А. Амто, Корякин – М., 1991.

18. Пшонкин Ю. А. Встречи у вулканов. – М., 1985.

19. Русские землепроходцы и мореходы: Из истории открытия и освоения Сибири и Дальнего Востока /В. А. Авдеев, А. А. Измайлов, М. Н.Осипова, Ю. Ф.Соколов. – М.: Воениздат, 1982. – 80 с.

20. Семенов В. И., Лодис Ф. И. Камчатка – край лечебный. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1993. – 152 с.

21. Сергеев В.Д. страницы истории Камчатки (дореволюционный период). Петропавловск-Камчатский. Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1992. – 192 с.

22. Фрадкин Н. Г. Крашенинников СПб – М., 1974.

Технические средства обучения.

Телевизор.

Магнитофон.

Аудиоцентр.

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Штатив для карт и таблиц.

Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

Шкаф для хранения карт.

Ящики для хранения таблиц.

Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"

 Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...

история Камчатки 9 класс

Материал представляет собой календарно-тематическое планирование по истории Камчатки XX - начала XXI века. Этот отрезок истории Камчатки изучается в 9-м классе....

история Камчатки 8 класс

Рабочая программа по истории Камчатки с конца XVIII до начала XX вв. Курс изучается в 8 классе...

Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А.

Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А....

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ на тему «Выдающиеся личности в истории Камчатки».

Занятие направлено на развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники. Воспитание гражданской идентичности и гордости...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ на тему «Выдающиеся личности в истории Камчатки».

Цель занятия: развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники. Воспитание гражданской идентичности и гордости за свою...