ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ на тему «Выдающиеся личности в истории Камчатки».
учебно-методический материал (6, 7, 8 класс)

Чипизубова Элеонора Владимировна

Занятие направлено на развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники. Воспитание гражданской идентичности и гордости за свою страну через осознание вклада российских деятелей в развитие мировой науки и техники, формирование сопричастности к российской истории и гордости за Камчатский край.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vydayushchiesya_lichnosti_kamchatki.docx330.62 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему «Выдающиеся личности в истории Камчатки».

Цель занятия: развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники. Воспитание гражданской идентичности и гордости за свою страну через осознание вклада российских деятелей в развитие мировой науки и техники, формирование сопричастности к российской истории и гордости за Камчатский край.

Задачи: закрепить культурологические знания; развить творческие способности.

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений.

Форма занятия: игра

Оборудование для учителя: ноутбук, проектор.

Оборудование для конкурсов: Персональный компьютер, распечатка вопросов ведущему (приложение 1)

Сигнальные карточки команд, презентация «Своя игра».

Ход мероприятия:

Запись на доске.

О, связь времён! Вдруг вспыхнула заря…

Я вижу, как бросают якоря

Возле Сигнального два русских пакетбота…

Камчатка память бережно хранит

О тех, кто шёл по северным широтам,

А имена героев пакетбота

История впечатала в гранит.

Учитель: Добрый сердечный привет вам, ребята. Сегодня наша игровая программа будет посвящена знаменитым людям Камчатского края. Давай те поработаем с картой.

(Интерактивная карта. Задание – обозначить на карте Камчатский край)

Благодаря своему удобному положению Авачинская бухта стала базой русских кругосветных плаваний, которые оказали значительное влияние на развитие Камчатки и Петропавловска. Свыше 30 раз заходили в XIX веке в порт суда во время кругосветных плаваний, корабли почти всех известных мореплавателей бросали здесь якоря. Судьба города связана с морем и моряками.

Рассказ учащегося.

Крашенинников Степан Петрович (11 ноября 1711 – 8 марта 1755)

«Он был из числа тех, кои ни знатною природою ни фортуны благодеянием не предпочтены, но сами собою, своими качествами и службою, произошли в люди,

кои ничего не заимствуют от своих предков и сами достойны называться начальниками своего благополучия».

Из предисловия к 1-му изданию
«Описания Земли Камчатки» (1755).


Исследователь Камчатки, основатель русской научной этнографии, Степан Петрович Крашенинников родился 11 ноября 1711 г. в Москве в солдатской семье. О ранних годах его жизни сведений не сохранилось, и первые известия о нем относятся к 1732 г.     
После окончания Славяно-греко-латинской академии учился в Петербургском университете. По завершению учебы был включен в состав участников Второй Камчатской экспедиции под руководством капитан-командора В. Беринга (Великая Северная экспедиция, 1733–1743).
В 1733–1736 гг. Крашенинников сопровождал И. Г. Гмелина и Г. Ф. Миллера в их путешествиях по Сибири. Из Якутска был послан на Камчатку. Добрался до Охотска 19 августа 1737 г. На судне «Фортуна» 4 октября поплыл на Камчатку. Попал в жестокий шторм. Чтобы не погибнуть, с «Фортуны» сбросили 400 пудов груза. Крашенинников выбросил в море весь свой провиант, чемодан с одеждой. Он буквально остался в одной рубашке, но книги, барометры, термометры и другие выданные ему инструменты спас. После десяти дней нелегкого плавания «Фортуна» не смогла войти в устье р. Большой и была выброшена на песчаную косу. Экипаж и пассажиры чудом спаслись.
Весной 1738 г. Крашенинников начал и с несколькими помощниками за три года (до конца 1740) завершил всестороннее исследование Камчатки (350 тыс. кв. км). Длина пройденного им побережья составила 1700 км, внутренних учтенных маршрутов – св. 3.500 км. Срединный хребет он проследил почти на 900 км, т. е. на три четверти длины всего хребта. Он не смог осмотреть только три небольших береговых отрезка Камчатки: западный, юго-западный, юго-восточный – в общей сложности 700 км.
Десятикратное пересечение полуострова дало Крашенинникову основание для весьма верной и многосторонней характеристики Камчатки. Он подробно описал рельеф местности полуострова, проследил течение крупных рек, прежде всего, р. Камчатки (758 км). Охарактеризовал ряд озер, включая Нерпичье и Кроноцкое, описал четыре восточных полуострова Камчатки – Шипунский, Кроноцкий, Камчатский и Озерной, образуемые ими заливы и несколько бухт, в т. ч. Авачинскую. Крашенинников сам исследовал почти все высочайшие «горелые сопки» (вулканы) – Авачинскую, Корякскую, Кроноцкую, Толбачинскую и Ключевскую. Посетив долину р. Паужетки (левый приток р. Озерной), ученый открыл и впервые описал полуметровые гейзеры, бьющие «во многих местах, как фонтаны, по большей частью с великим шумом». Вторую группу гейзеров он обнаружил в долине р. Банной (бассейн р. Быстрой).
«Крашенинников ездит по Камчатке ... записывает от «иноземцев» – ительменов, коряков и курилов – слова их языка, расспрашивает об их занятиях, быте и верованиях и сочиняет «вокабуляриумы» [с лат. «vocabularium» – словарь] и этнографические работы; расспрашивает старожилов русских и «иноземцов» о прошлом, о завоевании Камчатки и восстаниях местного населения и пишет историю Камчатки; ... собирает вещи, характеризующие быт местного населения, и отсылает их в Кунсткамеру; изучает рыб и морских зверей, изучает растительность Камчатки, устраивает опытное поле и производит опыты по выращиванию на Камчатке злаков и овощей и т. д.».

Во время своих путешествий и походов по Камчатке недавний студент Крашенинников превратился в универсального ученого, который всего за три года провел всесторонние исследования полуострова как геолог и географ, как ботаник и зоолог, как историк и этнограф, метеоролог и лингвист.
В 1740 г. Крашенинников подготовил первую этнографическую работу «Описание камчатского народа, сочиненное по сказанию камчадалов».
В 1743 г. возвратился в Петербург. В 1745 г. Крашенинников был избран адъюнктом Петербургской академии наук, в 1750 г. назначен профессором (академиком) натуральной истории и ботаники.
В 1755 г. закончил свой труд «Описание земли Камчатки», но не увидел его напечатанным. Работа была издана уже после смерти ученого в 1756 г. Между тем на титульном листе был проставлен год выхода – 1755.

С этой книгой связано зарождение русской науки: первая в истории России научная академическая монография, первый русский научный комплексный труд, а также первая русская региональная энциклопедия. В то же время это было первое в русской и мировой научной литературе исследование о Камчатке, посвященное ее географии, естественной истории, описанию быта и языков местных народов, образец комплексного страноведческого описания малоисследованной территории, образец русского литературного языка того времени.  Академик Л. С. Берг считал выдающееся исследование ученого «классической книгой».
Труд Крашенинникова сразу произвел большое впечатление, как в нашей стране, так и за границей. В Западной Европе появились сообщения о выходе книги. К этому сам Вольтер проявил интерес, а М. В. Ломоносов сделал для него краткий пересказ. В 1764 г. в Лондоне выходит перевод основной части книги Крашенинникова, сделанный Д. Гривом. В 1766 г. – первый немецкий перевод английского издания в Германии. В 1766 г. аббат д'Отерош во второй том своего труда «Путешествие в Сибирь…» включил французский перевод книги, сделанный священником де Сен-Пре. В 1767–1768 гг. в Лионе появилось первое полное французское издание «Описания земли Камчатки» в двух томах, в переводе с английского М. А. Эйдуса, в 1768 г. – второе, в переводе с английского А. П. Эрланга. В 1770 г. книга Крашенинникова вышла в Амстердаме на голландском языке и вскоре была перепечатана в немецкой серии «Всеобщая история путешествий на воде и земле».
В 1786 г. Академия наук выпускает второе русское издание, а в начале XIX в. серию «Полного собрания ученых путешествий по России» открыли третьим изданием «Описания земли Камчатки».«Описание земли Камчатки» - 1755

«Описание земли Камчатки» - 1949

В 1836 г., за несколько месяцев до своей трагической кончины, книгу тщательно изучал А. С. Пушкин. В 1930-е гг. книгой вплотную заинтересовались советские историки Л. С. Берг, А. И. Андреев, Н. Н. Степанов.

После Великой Отечественной войны большая группа ученых решила на базе издательства «Главсевморпуть» напечатать «Описание земли Камчатки» с подробными комментариями, добавлениями, многочисленными документами и приложениями. Эта работа была успешно завершена в 1949 г. Берг, главный инициатор издания, смог добиться того, что четвертое русское издание книги Крашенинникова стало наилучшим.

Важную роль в появлении репринтного воспроизведения первого издания «Описание земли Камчатки» в 1994 г. сыграли камчатские энтузиасты-краеведы, которые смогли убедить научную общественность в необходимости очередного издания первой русской страноведческой монографии. Книга была издана в двух томах при содействии Камчатского областного комитета по охране природы.

Московское издательство «Эксмо» выпустило «Описание земли Камчатки» (1949)  в двух сериях: «Великие путешествия» (2010) и «Великие русские путешественники» (2014).«Описание земли Камчатки» - 2010, 2014

Холдинговая компания «Новая книга» (г. Петропавловск-Камчатский)  в 2018 г. издала труд Крашенинникова (1949), дополнив его комментариями камчатских ученых и специалистов.

С 1976 г. на Камчатке успешно проводятся ежегодные исторические Крашенинниковские чтения, по итогам которых с 2000 г. и по настоящее время издаются сборники материалов. Инициаторами чтений были Камчатское отделение Добровольного общества книголюбов (ДОК РСФСР) и Камчатская областная (краевая) библиотека.

26 ноября 1986 г. распоряжением Совета Министров РСФСР № 434-Р Камчатской областной (краевой) научной библиотеке было присвоено имя С. П. Крашенинникова.

В 1995 г. была учреждена краеведческая премия имени Степана Крашенинникова как общественная форма признания заслуг и благодарности за значительный вклад в изучение региона и становления камчатского краеведения (вручается отдельным участникам Крашенинниковских чтений).

Именем Крашенинникова названы остров у берегов Камчатки, мыс на о. Карагинском, гора у оз. Кроноцкого, улицы в Петропавловске, Елизове, Вилючинске.

Учитель: а на нашей игровой программе мы узнаем, кто принес славу Камчатскому краю и благодаря кому, мы можем гордиться нашей землей.

Правила игры:

Команды по очереди выбирают категорию и вопрос, отвечают на вопросы. При отсутствии правильного ответа, представляется взять помощь болельщиков. Если правильный ответ не назван - право передается команде соперников. Если ответ не дан, его озвучивает ведущий. За каждый правильный ответ команда получает число баллов, указанное в выбранном вопросе, за ответ, данный болельщиками – половину стоимости вопроса.

Победителем становится команда, набравшая в финале большее количество баллов.

Подведение итогов:

По общему количеству набранных баллов сообщается команда победитель

Поздравляем! (награждение)

Приложение 1

баллы

Вопросы и ответы

«География»

3слайд

10

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_1.jpeg

Вопрос: Если в Москве 6; 13; 21; «; часа – сколько времени в Петропавловске-Камчатском?

Ответ: В Петропавловске-Камчатском 15; 22; 6; 9 часов

4слайд

20

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_2.jpeg

Вопрос: Когда Камчатский край стал самостоятельным?

Ответ: В 1932г.- Камчатская область образована в составе Хабаровского края;

В 1956г.- Камчатская область выделена в самостоятельную область.

5 слайд

30

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_3.jpeg

Вопрос: Назовите крайние точки Камчатской области и их координаты?

Ответ: Северная – Пенжинский район, 65º с.ш.

Южная – м.Лопатка, 50º57´с.ш.

Западная – п.Крутобереговский, 155º34´в.д

Восточная – м.Низкий, Олюторскийй район 175º в.д

6 слайд

40

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_4.jpeg

Вопрос: Каков климат в Камчатской области? В чем его особенность?

Ответ: Муссонный – с сильными ураганными ветрами, большим количеством осадков, изменчивой погодой, давлением ниже нормы, с длительной многоснежной зимой, коротким и пасмурным летом

7 слайд

50

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_5.jpeg

Вопрос: Каково расстояние между крайними точками Камчатской области?

Ответ: Между северной и южной – 1600км; между западной и восточной – 470 км.; между западной и восточной на материковой(северной части) – 640 км

История

8 слайд

10

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_6.jpeg

Вопрос: Ительменское название этой реки – Уйкоаль, русские же казаки назвали ее…

Ответ: река Камчатка

9 слайд

20

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_7.jpeg

Вопрос: Именно этот острог, основанный Владимиром Атласовым в XVII-XVII веках был первым административным центром Камчатки

Ответ: Нижне-Камчатский острог

10 слайд

30

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_8.jpeg

Вопрос: «А против первой Курильской реки на море видел как бы острова есть, и иноземцы сказывают, что там острова есть, а на тех островах городы каменные и живут люди, а какие, про то иноземцы сказать не умеют» писал в своих скасках В.Атласов

О чём писал он писал?

Ответ: Это были первые сведения о островах расположенных около Камчатки, в 1697 году эти острова были названы Курильскими

11 слайд

40

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_9.jpeg

Вопрос: «И для того искать, где оная сошлася с Америкой, и чтоб доехать до какого города европейских владений… и взять подлиную ведомость, и, поставя на карту, приезжать сюды» кем была самолично написана данная инструкция?

Ответ: Петр

12 слайд

50

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_10.jpeg

Вопрос: Где было построено судно, на котором Витус Беринг совершил в 1728 г. первую попытку добраться до берегов Америки, и как он назывался?

Ответ: В Нижне-Камчатском остроге, а бот назывался «Святой архангел Гавриил»

Флора

13 слайд

10

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_11.jpeg

Вопрос: Эта ягода считается лечебной. Ею лечат сердечников, помогает она при давлении. Отвар листьев помогает при болезни почек. Собирают темно-красную, бардовую ягоду поздней осенью

Ответ: Брусника

14 слайд

20

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_12.jpeg

Вопрос: Эту ягоду местные жители добавляют в филе вареной рыбы, делая толкушу. Она утоляет жажду путника. Цветы розовые, мелкие, ягоды круглые, овальные,когда созреют – темно-синие. Растет густо.

Ответ: Голубика

15 слайд

30

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_13.jpeg

Вопрос: Это лечебное растение, оно улучшает состав крови, заживляет порезы. Из растения варят суп, а рыбаки раньше плели сети

Ответ: Крапива

16 слайд

40

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_14.jpeg

Вопрос: Эту ягоду просил Пушкин перед смертью. Она растет у нас на болотистых местах. Плоды ярко-красного, оранжевого цвета

Ответ: Морошка

17 слайд

50

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_15.jpeg

Вопрос: Душистый вечнозеленый кустарник с ароматными плодами. Но сами ягоды не едят. Когда юрту переставляют на новое место, собирают это растение и окуривают помещение, чтобы на новом месте жилось хорошо.

Ответ: Можжевельник

Фауна

18 слайд

10

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_16.jpeg

Вопрос: Загадка: Белые рукавички на дереве висят

Ответ: Куропатки

19 слайд

20

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_17.jpeg

Вопрос: Какие животные были акклиматизированы на Камчатке?

Ответ: Норка, ондатра, бобр, лось

20 слайд

30

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_18.jpeg

Вопрос: Это морское животное питается, не выходя из воды. Нырнет поглубже, достанет со дна раковину, вынырнет и на спину в воде ляжет. А на грудь камень положит, и об этот камень раковину долбит.

Ответ: Калан

21 слайд

40

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_19.jpeg

Вопрос: О ком пишет один из первых исследователей Камчатки Крашенинников «Ревут странным и ужасным голосом, отчего мореплаватели имеют пользу, что во время великих туманов могут остерегаться, чтобы не набежать на острова, при которых это животное и водится…»

Ответ: Сивучи

22 слайд

50

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_20.jpeg

Вопрос: Какая мелкая чайка, пролетая с севера на юг, проделывает путь, равный длине экватора?

Ответ: Полярная чайка

«Колумбы Камчатские»

23 слайд

10

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_21.jpeg

Вопрос: Долгое время за портрет этого мореплавателя принимали портрет его дяди. Ошибка была обнаружена только после обнаружения его могилы на острове в Тихом океане

Ответ: Витус Беринг

24 слайд

20

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_22.jpeg

Вопрос: Именно этому штурману Первой Камчатской экспедиции, в честь которого теперь названа одна из улиц Петропавловска-Камчатского, довелось руководить закладкой первых пяти домов, 3 казарм и других строений на берегу Авачинской губы.

Ответ: Иван Елагин

25 слайд

30

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_23.jpeg

Вопрос: «Ежели бы я был студент,

То описал бы всех морских чаек,

Ежели бы я был студент,

То поснимал бы все орлиные гнезда,

…то описа бы все горячие ключ,

…то описал бы все горы,

…всех птиц,

…всех морских рыб».

Как зовут человека, о котором ительмены сложили эту песню?

Ответ: С.П.Крашенинников

26 слайд

40

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_24.jpeg

Вопрос: Он первым из русских людей исследовал Камчатку, прошел ее с севера на юг, Пушкин называл его «камчатским Ермаком»

Ответ: Владимир Атласов

27 слайд

50

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcfc84d2d88/1010087_25.jpeg

Вопрос: Назовите мореплавателей, которые посетили Камчатку

Ответ: В.Беринг, А.Чириков, Чарлз Клерк, Жан Франсуа Лаперуз, И.И.Биллингс, Г.А.Сарычев, И.Ф.Крузенштерн, Василий Михайлович Головин, О.Е.Коцебу, Ф.В.Врангель, Ф.В.Литке, С.О.Макаров

Петропавловск-Камчатский

28 слайд

10

Вопрос: Назовите день рождения г.Петропавловска-Камчатского?

Ответ: 6(17) октября 1740г. Прибыли в порт капитан-командор Витус Беринг и капитан А.И.Чириков на своих кораблях

29 слайд

20

Вопрос: Кем и почему городу было дано название Петропавловск?

Ответ: Витусом Бетингом, это связано с именами двух апостолов: святого Петра и святого Павла, которыми были названы корабли Первой Камчатской экспедиции

30 слайд

30

Вопрос: Когда Петропавловск стал административным центром Камчатки?

Ответ: 9 апреля 1812г.

Административным центром Камчатки вместо Нижнего-Камчатска определен порт Петропавловск

31 слайд

40

Вопрос: Кто и когда был назначен на должность первого камчатского губернатора и командира Петропавловского порта?

Ответ: 1850 г.

В.С.Завойко

32 слайд

50

Вопрос: «…неожиданная для всего света новость, которая сначала была принята с известной недоверчивостью, но оказалась…лучом света, вдруг прорвавшимся сквозь мрачные тучи, а в Париже и особенно в Лондоне вызвала нескрывемое раздражение и огорчение…» О каком событии из истории Петропавловска-Камчатского пишет историк Е.В.Тарле?

Ответ: Оборона Петропавловска-Камчатского 1854г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в рамках темы «Русь IX-XVI» Тема занятия: «Выдающиеся личности эпохи Рюриковичей»

Форма урока: интерактивное занятие, рассчитанное на 2 часаУчебный предмет: История РоссииВ ходе занятия учащиеся смогут:характеризовать, отличать, оценивать деятельность различных государственных деят...

Методическая разработка внеурочного занятия тема: «Чудо весны» (4 класс)

Методическая разработка внеурочного занятия тема: «Чудо весны» (4 класс) Номинация: «Островок природы»...

Высказывания выдающихся личностей об истории

Высказывания выдающихся личностей об истории...

Разработка урока: След в истории. Выдающиеся личности Донбасса

Цель урока: Познакомить обучающихся с выдающимися личностями донецкого края, показать истинное значение и важность личного вклада для Родины. Формирование уверенности в том, что человек способен измен...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

Классный час на тему: Выдающаяся личность. Гладков Николай Алексеевич

Классный час на тему: Выдающаяся личность.Гладков Николай Алексеевич. Идеи в области охраны природы....

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ на тему «Выдающиеся личности в истории Камчатки».

Цель занятия: развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники. Воспитание гражданской идентичности и гордости за свою...