Методическая разработка внеурочного занятия тема: «Чудо весны» (4 класс)
методическая разработка по технологии на тему

Сергеева Анна Николаевна
Методическая разработка внеурочного занятия тема: «Чудо весны» 
(4 класс) Номинация: «Островок природы» 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pervotsvety.docx976.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 18»

Конкурс по охране первоцветов

«Ты мне нужен…»

Методическая разработка внеурочного занятия

тема: «Чудо весны»

(4 класс)

Номинация: «Островок природы»

Сергеева Анна Николаевна

Учитель технологии

МБОУ «СШ № 18»

г. Майкоп, 2018 г.

Тема занятия: “Чудо весны”

Тип занятия: "открытие" нового знания.

Форма проведения: практическое интегрированное занятие.

Цели занятия: содействовать формированию основ экологической культуры посредством изучения первоцветов и правил по их охране.

1. Обучающие:

- расширять представления о сезонных изменениях в природе, о многообразии растительного мира;

- формировать знания о первоцветах: их внешнем виде, местах произрастания;

- ознакомить обучающихся с первоцветами, занесенными в Красную книгу;

- обучать правилам поведения в природе;

- обучать технологии аппликации;

- закреплять навыки безопасной работы с ножницами, клеем;

- формировать умения дифференцировать эмоциональные впечатления, адекватно оценивать свою работу.

2. Воспитательные:

- способствовать формированию экологической культуры обучающихся;

- воспитывать любовь и бережное отношение к первоцветам;

- воспитывать дружелюбие, отзывчивость, стремление к взаимопомощи.

3. Развивающие:

- способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы;

- способствовать развитию наблюдательности детей;

- способствовать развитию логического мышления, речи;

- способствовать развитию фантазии, воображения, творческих способностей, художественного вкуса;

- способствовать развитию мелкой моторики рук.

Задачи занятия: познакомить с раннецветущими растениями родного края, уточнить и обобщить знания учащихся о жизни растений весной, научиться отличать некоторые раннецветущие растения от остальных растений, воспитывать чувства ответственности за природу.

Методы: метод наводящих вопросов, беседа, метод релаксации, наглядно-демонстрационный метод, метод поэтапного показа практической деятельности, метод убеждения, игровые технологии.

Формы деятельности: Чтение стихотворений о первоцветах, о весне, чтение экологической сказки «Весна – Красна», отгадывание загадок о весенних месяцах, весенняя викторина, рассказ педагога, демонстрация слайд-шоу, изготовление аппликации «Подснежники в корзине», проведение физкультминуток, беседа об охране первоцветов, рефлексия, подведение итогов занятия.

Формы деятельности детей на занятии позволяют проявить знания и творческие способности каждому обучающемуся.

На занятии используется следующая наглядность:

- электронные фотографии первоцветов;

- Красная Книга Северного Кавказа,

– Ребус«Первоцветы»;

– Изображение корневища или луковицы как пример запасающего органа;

– Фото цветов - первоцветов (подснежник, медуница, адонис весенний, калужница, ветреница, мать-и-мачеха, первоцвет весенний) и таблички с их названиями;

– Чайнворд «Не рви большие букеты!»;

- Компьютерная презентация.

Технические средства:

- ноутбук,

- музыкальный центр,

Раздаточный материал для аппликации (по количеству детей):

- ножницы;

- клей – карандаш;

- по одному листу белой, зеленой бумаги;

- 1 картон.

Учет национально-региональных особенностей проявился в знакомстве с первоцветами, занесенными в Красную книгу Северного Кавказа.

Ожидаемые результаты занятия:

- организация интересного досуга детей;

- расширение экологических представлений о сезонных изменениях в природе и о многообразии растительного мира;

- привлечение внимания к проблемам охраны первоцветов;

- формирование основ экологического сознания и экологической культуры.

Список используемой литературы для педагога:

1. Берюхова Е.К., Груздева Н.В. Окружающий мир. Природоведение. Экология. Санкт – Петербург, 2001 год.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методические беседы в 1-4 классах. Москва, «Просвещение», 2006 г.

3.Красная Книга Республики Башкортостан, том I , Уфа, «Китап», 2008г.

Интернет – ресурсы:

Материалы с сайтов:

- www . ecosystema . ru

Ход занятия:

I этап. Организационный момент . Звучит музыка. Дети проходят в кабинет, рассаживаются за столы.

Педагог. Здравствуйте, ребята.

2.Сообщение темы. (слайд 1,2)

Педагог. Перед вами на доске – ребус. Разгадайте его и вы узнаете тему сегодняшнего занятия. (слайд 3)

 (ПЕРВОЦВЕТЫ)

Да, сегодня мы поговорим о весенних цветах – первоцветах, которые первыми появляются в прекрасное время года – весной. Весна, пожалуй, самое радостное время года. Поэты много стихотворений сочинили про весну, и сейчас нам Анна расскажет одно из стихотворений, который написал Афанасий Фет.

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Природа, как сказочная птица Феникс,  возрождается после зимних морозов. Начинает пригревать солнце, на проталинках появляются первые цветущие травянистые растения. (слайд 4)

II  этап. Актуализация знаний обучающихся . Давайте вспомним весенние месяцы, отгадав загадки:

1. Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает, что за месяц, кто узнает? ( Март), (слайд 5)

2. Яростно река ревет, и разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся, а в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель, месяц к нам пришел?(Апрель), (слайд 6)

3. Зеленеет даль полей, запевает соловей, в белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят, гром грохочет, угадай, что за месяц это?(Май), (слайд 7)

4.«Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает».(Подснежник.) (слайд 8)

- Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами. А еще их называют подснежниками, потому что они первыми появляются из-под снега. (слайд 9)

-Почему же эти растения зацветают первыми так рано весной? 

-У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья. Как вы думаете, почему?

- Человеку для жизни нужна пища, и растениям для роста и цветения тоже нужна пища. В течение всего лета их листья образуют питательные вещества. У тех растений, которые расцветают ранней весной, они накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение уже выпустит яркий цветок. (слайд 10)

(Педагог открывает на доске изображение корневища.), (слайд 11,12)

- Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватает только на один цветок или на несколько мелких, собранных вместе. А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества.(слайд 13)

Какие первоцветы вы знаете? (Выслушав обучающихся, педагог продолжает рассказ, по очереди открывая изображения). (слайд14,15)

III этап. Изучение нового материала . Давайте познакомимся с ними поближе и сделаем аппликацию «Подснежники в корзине».

- Как вы думаете, почему их так назвали?

(Подснежник не боится холода, пробивается прямо из-под снега)

1.Ему не страшны ни снег, ни зимние морозы, ни весенние заморозки. И вот уже множество белых колокольчиков украшают первые проталины. И это верный знак - весна совсем близко! (слайд 16)

Его латинское название «галантус» («гала» - молоко, «антус»- цветок). Ежегодно 19 апреля во многих странах мира отмечается уже ставший традиционным красивый весенний праздник — День подснежника.

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы ее согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, поверила в счастье, отсюда и происходит символ подснежника – надежда. (слайд 17,18)

2.Мать – и - мачеха. (слайд 19)

Свое название растение получило за листья: верхняя сторона их гладкая, холодная – «мачеха», а нижняя – мягкая, теплая – «мать». Это растение зацветает самым первым, как только сойдет снег. На голой бурой земле появляются маленькие золотисто-желтые цветочки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает еще под снегом, но раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит, сложив лепестки в бутон и опустив головку.

3.Первоцвет весенний. (слайд 20,21)

- Как вы думаете, почему ее так назвали?

(Цветет первый)

Растение, высотой 10-30 см. Листья морщинистые. Растет в широколиственных лесах, полянах и на лугах. Цветки ярко-желтые душистые, собраны в зонтик, который поник на одну сторону. Это лекарственное растение обладает медовым запахом и сладковатым вкусом.

4.Адонис весенний или горицвет весенний. (слайд 22,23)

А вот греческая легенда о первоцвете, который называется Адонис весенний. В семье пастухов родился мальчик Адонис. Он вырос красивым и стройным. Его полюбила сама богиня красоты и любви Афродита. Она предупредила, что Адонису нельзя охотиться на свирепых зверей. Но однажды Адонис погнался за кабаном, забыв о предупреждении Афродиты. Нагнав кабана, он метнул охотничий нож, и в следующее мгновение кабан набросился на юношу. Долго искала Афродита своего любимого, а когда нашла, он был уже мертв. И пожелала тогда богиня, чтобы каждую весну покрывалась земля прекрасными желтыми цветами.

Физкультминутка. “Весенний цветок”.

Весна, весна! Пришла весна!               Хлопки в ладоши.

Тепло на крыльях принесла.              Короткие взмахи руками-крыльями

И вот на самом солнцепеке                Ходьба.

С поднятой гордой головой               Приподнять повыше подбородок.

Расцвел подснежник голубой.           Руки в стороны.

Он весь пушистый, серебристый,     Приседания.

На солнце маленький стоит.                      Прыжки.

Посланец он весны надежный,                  Наклоны туловища.

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,                    Повороты влево-вправо.

Он первенец среди цветов.

Релаксация. Закройте глаза, и представьте:

 Сказка «Весна – Красна». (слайд 23, 24, 25, 26)

«Пришла Весна – красна в лес. Видит, хмурый и унылый он! Думает весна: «А дай-ка я его по - своему, по весеннему разукрашу!» Приступила к работе Весна – Красна. Взяла она тонкие нежные кисточки, чуть – чуть тронула зеленью ветки берез, а на осины и тополя развесила длинные розовые и серебряные сережки. На широкой полянке синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг нее рассыпала первые цветы: подснежники, медуницы, первоцветы. На склоне оврага кусты черемухи Весна покрыла мохнатыми гроздьями белых цветов. На лесной опушке белоснежными цветами украсила дикие яблони и груши. Прошлась Весна по лугу, за ней свежая травка из земли торопится, на самых сырых местах как золотые шары распустились цветки калужницы. С приходом Весны в лесу все засияло и ожило! Почуяв тепло, выползли из разных щелок букашки и паучки, загудели возле зеленых березок майские жуки, полетели к весенним цветам первые пчелы и бабочки. Всех Весна разбудила, всем придумала важные дела. Вот какая она – Весна – Красна».

Давайте мы с вами сделаем весеннюю аппликацию – «Подснежники в корзине». Эти красивые цветы пробуждают в нас теплые чувства и вдохновляют на творчество.

Практическая работа:

Педагог: Для этого нам понадобится белая, и зеленая бумага, 1 картон, ножницы, клей, макеты корзины, подготовленные заранее. (слайд 27)

Анализ образца.

- Давайте внимательно рассмотрим цветок подснежника, выполненного в технике «Оригами». Это один из модулей в технике «Оригами» - «Трилистник». (слайд 28,29,30,31)

- Повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами. Педагог показывает, дети изготавливают детали композиции.

- Педагог: Посмотрите, какая замечательная аппликация у нас получилась. Молодцы, ребята. (слайд 33)

- Некоторые цветы, о которых я рассказала, занесены в Красную книгу. А это значит, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. Как же быть? Ведь так хочется сорвать цветок и принести домой.

Не делайте этого! Такой цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет радовать людей долго-долго.

Многие из вас, возможно, будут гулять в весеннем лесу, и любоваться первоцветами. Но мы должны запомнить следующие правила по охране первоцветов. (слайд 34)

- А теперь посмотрите на доску и отгадайте следующую загадку. В этом чайнворде зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов (открывает чайнворд на доске). (слайд 35)

Е          Т         Ы

К          У          Б

Ш         И          Е

Ь           Л          О

В           И          Б

Р            Е          Н    (Не рви большие букеты). (слайд 36)

Педагог:

- Следующие три правила по охране первоцветов соберите из слов, которые находятся в этих конвертах. (Каждому ребенку педагог раздает 4 конверта).

2. «Не губи места произрастания первоцветов!»

3. «Не вырывай цветы с корнем!»

4.«Посади в саду первоцветы и ухаживай за ними!»

5.«Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов!»

Пусть вашим девизом станут слова: Я должен над цветами наклониться, не для того, чтоб рвать или срезать, а чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать». (слайд 37)

IV . Закрепление нового материала. Игра «Первоцветы».

- Если, вы, ребята, услышите название растения-первоцвета, то приседайте, а если название другого растения, то подпрыгивайте на месте.

Названия растений:

- Колокольчик, подснежник, незабудка, калужница, василек, мать –и- мачеха, гвоздика, медуница, ромашка, астра, ветреница, нарцисс, георгин, гладиолус, адонис, роза, примула.

V . Подведение итогов.

– Что мы узнали нового сегодня на занятии? Что больше всего понравилось?

- Какие цветы вы запомнили? Почему они просыпаются так рано?

– Как вы думаете, почему нужно сохранить первоцветы в природе?

– Кто может помочь в этом? Что мы должны делать для этого?

Педагог:

- Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали?

- Что мы можем им пообещать?

- И какой вывод мы можем сделать?

Дети хором:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

- В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой». (слайд 39,40,41)

Рефлексия.

В заключение нашего занятия, я хочу узнать ваше мнение, понравилось ли оно вам. На доске вы видите белый колокольчик. Каждому из вас я даю по 2 маленьких колокольчика: голубой и коричневый. Если занятие вам понравилось, вам было интересно, вы многое узнали, то возьмите голубой колокольчик и прикрепите его на большой колокольчик. Если вам было скучно и неинтересно, можете прикрепить коричневый колокольчик.

Дети прикрепляют колокольчики.

Я вижу, что все вам занятие понравилось, многие из вас прикрепили синие колокольчики. Скажите, а что вам больше всего запомнилось?

Звучат ответы детей

На сегодняшнем занятии мы вспомнили приметы весны, познакомились с первоцветами и изготовили композицию «Подснежники в корзине».

Я тоже прикреплю голубой колокольчик, так как мне тоже очень понравилось наше занятие, я хочу отметить, что каждый из вас показал сегодня свои знания и сделал красивые поделки. Спасибо, ребята, мне было очень приятно сегодня с вами работать.

На этом занятие окончено, до свидания. (слайд 42)

Приложение №1 . Слайды первоцветов.

Приложение № 2. Практическая работа. Весенняя аппликация «Подснежники в корзине»

- Давайте внимательно рассмотрим цветок подснежника, выполненного в технике «Оригами». Это один из модулей в технике «Оригами» - «Трилистник». 

3. Повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами.

II. Основная часть.

1.Поэтапное изготовление «Трилистника» по показу педагога.

Возьми квадратный листок бумаги.

1.Согни и разогни.

         

2.Сложи к середине.                       3.Подними уголок вверх.

               

4.Заправить уголок внутрь.                   5.Согни к середине

               

6.Вправь загнутые уголки внутрь        6.а Вот как можно последовательно
                                                                            это сделать.

                

6.б                                                             6.в

               

6.г                                                              6.д

                 

7.Поверни фигурку.                                  8.Опусти уголки вниз.

                 

9.Переверни на другую сторону            10.Складывай к середине. При этом
                                                                 задний слой бумаги (маленькие
                                                                 лепестки) выходит наверх.

                   

11.Получился модуль «Трилистник».       11.а
                                                                       Так он выглядит с двух сторон.

2. Сборка деталей в целую аппликацию.

Произвольно вырежьте листья из зелёной бумаги.

Далее из полосок цветной бумаги делаем корзиночку. 

Капельками клея приклейте модули и вырезанные из зелёной бумаги листья.

Аппликация «Подснежники в корзине» готова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Чудо дивное,диво чудное"

Данный классый час можно проводить в классах начальной школы, а также и в средней школе.Знакомятся учащиеся с правильной раскраской дымковской игрушки...

методическая разработка занятия по теме "Весна"

методическая разработка по теме "Весна" для дошкольников 5-6 лет...

Методическая разработка внеурочного мероприятия «ABC Party», 2 класс

Методическая разработка внеурочного мероприятия «ABC Party», 2 класс...

методическая разработка внеурочной работы по информатике 3 класса "Моделирование оъекта"

Тема урока:  « Моделирование объекта»Вид урока: комбинированныйЦель урока:  1. Сформировать представление о модели и моделировании....

Методическая разработка занятия в ГПД для 2 класса "Вода - чудо природы"

Вода - эта жидкость самая загадочная и самая важная. Давайте побудим детей понять её значимость в нашей жизни и воспиьаем бережное отношение к ней!!!...

Методическая разработка внеурочного занятия для учащихся 5 класса «Давай дружить, водитель!»

Цель  занятия: знакомство с современными социальными акциями  и развитие положительной мотивации для участия в них; воспитание  у обучающихся  творческого  отношения к работе...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....