Белгородский женский народный костюм
план-конспект занятия по краеведению по теме

Потемкина Светлана Николаевна

Музейный урок для 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_urok.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Потемкина С.Н.    МОУ «Борчанская СОШ»

Муниципальное образовательное учреждение «Борчанская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области

Белгородский женский народный костюм

Музейный урок

для учащихся 5-6 классов

                                                                  Автор:

                                                                  Потемкина С.Н.

                                                                  Руководитель краеведческого

                                                                  объединения «Активисты

                                                                  школьного музея»

     

Борки

2011

Цели и задачи:

  1. познакомить детей с женским народным костюмом Белгородчины, его элементами;  
  2. развивать познавательную активность детей, создавать условия для использования детьми старинных предметов;
  3. способствовать проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре.

Методы и приемы: 

  1. рассказ;
  2. беседа;
  3. игровые ситуации на основе пословиц, поговорок, загадок.

Предметный ряд, используемый на занятии:

  1. фотопрезентация «Белгородский народный женский костюм»;
  2. понева, рубаха, лапти, кичка, платки (экспонаты музея);
  3. веретено, гребень, прялка, элементы ткацкого стана (экспонаты музея).

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя

Привычно руки трудятся,

Вплетая в нитку кружево –

Работа, ей известная давно.

И как-то в жизни вышло так,

Что все шелками вышито

Судьбы её простое полотно.

     Ребята, эти стихи посвящены простой русской женщине. Сегодня мы с вами поговорим о женском народном костюме Белгородской области, о том, как его делали, как к нему относились.

2. Знакомство с новым материалом

Кто знает, каким был женский костюм в нашем крае?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Вообще Белгородскую область ученые-зтнографы по праву называют «заповедником народного костюма». Когда заселяли наш край, сюда приезжал «служилый люд» практически изо всех уголков России, принеся с собой свою специфическую культуру, в том числе в костюме.

На территории области можно выделить несклько типов женских нарядов наиболее выразительных, неповторимых.

Демонстрация фотопрезентации:

1. Наряд Юга России — бывшая Воронежская губерния (нынешний Алексеевский, Красногвардейский, Красненский районы) – понёвный комплекс;

2. Наряд, пришедший из Курской (бывшей Белгородской) губернии (Борисовский, Грайворонский, Яковлевский, Ракитянский районы)– комплекс одежды с сарафаном;

3. Наряд украиноязычной зоны, прилегающей в разных местах к разным районам нынешней Украины, отчасти находящийся в центре области (Новооскольский, Губкинский, Чернянский  районы) – юбочный комплекс.

     Крестьянская одежда слободы Уразово и города Валуек Воронежской губернии была несколько иной.

    Давайте посмотрим, каким же был этот костюм – костюм наших прабабушек.

Демонстрация элементов костюма по ходу рассказа:

Праздничная женская одежда состояла из домотканой рубахи, украшенной вышивкой и тканьем, поневы, передника, пояса и различных шейных украшений (намыста).

Рубахи украшались вышивкой. Узор располагали на верхней части рукава, иногда украшали весь рукав сплошь. Вышивали обычно черной шерстяной или бумажной нитью, или сочетали красную и черную нити.

Рубахи молодых женщин украшались более нарядно. Пожилые женщины избегали яркой вышивки.

Девичья одежда отличалась от одежды замужней женщины. Она состояла из рубахи (у девочек до двенадцати лет единственной одеждой была рубаха с пояском), сарафана. Девичий сарафан шился из более светлых тканей, по талии, а замужние женщины шили себе сарафаны широкого покроя. Передник у девушек был в основном из красного атласа, украшался широкой тесьмой с бисером по бокам, а у женщин — из темного материала.

Неотъемлемой частью девичьей и женской одежды был пояс. Пояса были ткаными и плетеными. Длина пояса — около трех метров. Концы пояса украшались "лопастями" разной формы. Лопасти украшались галунами, лентами, расшивались разноцветным гарусом, бисером, блестками. По краю делали бахрому из разноцветной шерсти, в виде петель с бисером на концах. Пояс обертывали несколько раз вокруг талии и завязывали концами назад.

На головах женщины носили кокошники, кички, сороки и платки (в праздничные дни — с бахромой).

Праздничный головной убор женщин — кичка с сорокой. Основание его — рогатая кичка, простеганная полоса ткани с подложенной твердой основой подковообразной формы, заканчивающаяся рогами. В подшитую к ней полоску кумача укладывали поднятые на темя косы, на затылок надевали "позатылень" (полосу позумента или бархата на подкладке) и зашивали ее шнурками. Поверх кички надевалась сорока (небольшая шапочка на твердой основе с высоким гребнем сзади, обшитая позументом и парчой). Сорока не надевалась на голову, а прикреплялась сверху кички надо лбом.

Обувь была разная. В бедных семьях носили лапти, которые плели сами. Те, кто побогаче, носили чирики, обувь, напоминающую тапки, сшитую из кожи. Сверху был ремешок, который облегал "подъем" ноги.

3. Беседа

 Ребята, вам нравится этот костюм? Что в нем кажется вам самым интересным?    

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

«Какова пряха – такова на ней рубаха» - так гласит народная пословица. А почему? Конечно, потому, что женщины сами делали свою одежду, своими руками.

 А из чего же наши прабабушки делали такие красивые вещи? Отгадайте загадки.

(ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ ЗАГАДКИ, УЧИТЕЛЬ ПОМОГАЕТ)

Столбунец – зеленец –

Он и повар, он и швец,

Он же и канатчик,

Он и конопатчик.

(Конопля, зеленая даже при созревании. Использование конопли: пищевое – масло, суровые нитки, грубое полотно, веревка, пакля)

Хватали, вязали,

Били, терзали,

В воду бросали,

Мяли, трепали,

Кожу содрали,

Тело спалили,

А пепел зарыли.

(Обработка конопли: теребление, вязка в снопики, молотьба, вымачивание в воде, обработка на мялке, отделение волокна. Использование костры на топливо, а золы – на удобрение)

Зазвенел бубенец –

Не зевай, молодец:

Добывай рубашку

Да маслица на кашку.

(Созревание льна)

Потяну и дерну,

Расстелю по дерну,

Посушу, да покрошу,

Потреплю да распущу;

Что потом останется –

До Москвы протянется. 

(Уборка, теребление льна и обработка его для получения волокна, масла.костры)

    Да, ткань в наших краях делали в основном из льна, конопли и шерсти.

А какие инструменты помогали женщинам это делать? Как они называются? Как с ними работать? Отгадайте загадки и найдите ответ.

 Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею.

(Веретено)

Деревянные ноги,

На лето убирают,

На зиму достают.

(Ткацкий стан)

(ДЕТИ ВЫБИРАЮТ ПРЕДМЕТЫ, НАЗЫВАЮТ ИХ, УЧИТЕЛЬ ПОМОГАЕТ)

   Как вы думаете, легко ли было изготовить себе наряд? Как люди относились к одежде?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

4. Подведение итогов

В заключение нашего урока давайте вспомним народные пословицы о труде и мастерстве.

(КОНКУРС ЗНАТОКОВ ПОСЛОВИЦ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии-7 класс Тема: «Русский женский народный костюм»

В ходе урока учащиеся знакомятся с тадициями русского народа, с женским народным русским костюмом.Одежда может многое рассказать о человеке, носившем её: откуда он родом, какого возраста и сослов...

презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

Женский народный костюм

Женский народный костюм. Эстетика русской народной одежды. Характерные черты традиционного народного костюма. Изображение русского женского народного костюма в произведениях художников разных времён....

Методическая разработка «Декорирование женского головного убора как элемента народного костюма»

Обучение технологии декорирования женского головного убора как элемента народного костюма.Для 5 классов....