Природа родного края
план-конспект занятия по краеведению по теме

Пушкарева Елена Николаевна

Интегрированное занятие для детей среднего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

"Природа родного края"

Цель занятия: Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Задачи:

  1. Обобщить знания о родном крае, помочь увидеть его красоту и неповторимость.
  2. Развивать внимание, память, расширить кругозор.
  3. Воспитывать бережное, ответственное отношение и любовь к природе родного края, экологическую культуру.

 

Ведущий: Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Как называется наша Родина? Да, мы с вами живём в Омске, для нас он родной.

Катя С.: Люблю мой край…
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше, 
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Дождем и сеном пахнет лето, 
Зовет прохладою река…
А осень золотом одета, 
Плывут клочками облака.
Лыжнею манит вдаль зима, 
Морозным утром снег хрустит…
И выйдет с берегов река – в апреле.
Лес весной шумит…
Люблю мой край!
Я много мест видала, 
И можно хоть полмира обойти, 
Но ближе и родней родного края, 
Я думаю, мне больше не найти!

Ведущий: Сегодня мы совершим небольшую экскурсию по нашему краю. Наша задача, вспомнить, чем богато Омское Прииртышье, поближе познакомиться с природой родного края.

Наша Родина – на карте России занимает не так уж много места.  Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.

Ведущий: Для каждого человека родной край является самым красивым местом на Земле. Ребята, в чем вы видите красоту родного края?

Катя С. с песней «Край родной»

Ведущий: Известно ли вам, что входит в понятие "Родной край"? Чем он отличается от других мест? Для того чтобы ответить на данный вопрос, давайте совершим Путешествие по Родному краю.

Ведущий: Сначала давайте вспомним, а где находится наш Родной край . Омская область находится на  Западно-Сибирской равнине. Нашими соседями являются Тюменская, Томская, Новосибирская области и Северный Казахстан.

Ведущий: А знаете ли вы, какие реки протекают в Омской области? По территории нашего края протекает крупнейшая река - Иртыш.

Отличительной чертой всех рек является то, что все они несут чистую воду, которую можно использовать для нужд человека.

Ведущий:  Наш край богат реками, но не меньше и озер. Очень много в нашей области красивейших озёр-Данилово, Щучье, Салтаим, Ик, Теннис.

Долго ли коротко шли мы, и попали в гости к дедушке Лесовичку.

Лесовичок: Добрый день, ребята.

Ведущий: Здравствуй, Лесовичок. Мы с ребятами хотим больше узнать о родном крае. И нам нужна твоя помощь. Мы знаем, что для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи... Но ты точно знаешь о березах больше всех. Поделись своими знаниями с ребятами!

Лесовичок:Березы - это деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до 1,50 м., а некоторые виды - кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй. Белый цвет коре придает особое вещество - бетуллин. Живет береза 100-120 лет. Верхний слой коры берёзы имеет собственное название - Береста. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота). Берёсту использовали для изготовления лодок и сооружения жилищ - чумов.

     Это стройное белоствольное дерево - символ России.  "Деревом об четыре дела" испокон называют березу в народе. Она используется для строительства, как топливо, а самое главное - лечила и лечит людей от многих заболеваний. Медицина издревле использует почки березы, листья и сок. Из ее древесины получают медицинский активированный уголь и деготь. Используют и березовый гриб (чагу). С ней связаны народные приметы: Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки - весна ранняя, зажелтеют снизу - поздняя.

Ведущий: Спасибо, Лесовичок. Много интересного мы услышали. А теперь скажите, ребята, в этой загадке о каком дереве говорится?

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Дети: Береза.

Лесовичок: Правильно. А вот эта загадка тоже, наверное, о березе:

Никто не пугает, а вся дрожит.

Дети: Нет, это осина.

Лесовичок: Берёза и осина - самые высокие растения местности и образуют верхний ярус лиственного леса. Осина- это стройное дерево высотой до 35 метров, диаметром ствола до метра. Кора ствола гладкая, серая (у молодых деревьев зеленоватая). Листья почти округлые, сверху бледно-зеленые, снизу серо-зеленые. Пластинка листа жесткая и плотная, а черешок очень длинный, сплюснут с боков. При таком черешке лист неустойчив, дрожит при легком дуновении ветерка (отсюда поговорка: дрожит, как осиновый лист). Цветки собраны в повисающие сережки. Цветет осина, как и береза рано весной, до появления листьев.

Лесовичок: Ребята, давайте  продолжим путешествие. Сейчас мы познакомимся с растениями, которые растут в подлеске и образуют средний ярус. Отгадайте загадку:

Стоит дерево кудряво, когти волчьи. Кто подойдет, того и обоймет.

Дети: Шиповник.

Лесовичок: Шиповник - многолетнее кустарниковое растение. Растет по опушкам лесов, в оврагах. Цветки крупные, красивые, одиночные, бело-розового цвета, с запахом розы. Цветет в июне-июле, после чего лепестки цветов облетают и постепенно (к августу-сентябрю) созревают оранжево-красные плоды яйцевидной формы кисловатого вкуса.

Лесовичок: Ребята, а вы знаете, чем полезен шиповник?

Учащиеся: В нем много полезных веществ и витаминов.

Лесовичок: Правильно. Плоды шиповника оказывают противомикробное, противовоспалительное, кровоостанавливающее и успокаивающее действие.

Лесовичок: Пойдемте дальше. Этот кустарник всем хорошо известен. Угадайте.

Стоит рядом с нами, смотрит чёрными глазами.

УчащиесяСмородина

Лесовичок: Вот эта загадка труднее. Как это скучно - сто лет без движенья. В воду глядеть на свое отраженье. Свесила гибкие ветви с обрыва Нежная, тихая, грустная :

Учащиеся: Ива.

Лесовичок: Верно. У неё длинные узкие листочки. Ива тоже лекарственное растение. Лечит простуду. Из неё делают красивые плетёные изделия (посуду, мебель). Я хочу вам показать сейчас ещё одну иву, такую знакомую всем.

Лесовичок: Познакомлю вас с растениями нижнего яруса. Они самые низкие. И зовут их травы. Давайте посмотрим, знаете ли вы их.

  1. Загадка 1. Во лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)
  2. Загадка 2. На полянке у тропы он стоит открыто. Крепкий стебель да шипы - вот его защита. Если схватят молодца - будет драться до конца. (Репейник)
  3. Загадка 3. Каждый лист разбит на дольки. Подсчитай-ка, долек сколько?
    Восемь, десять, двадцать, тридцать :Тут легко со счета сбиться. (Тысячелистник)
  4. Загадка 4. Хотя я и трава, но как бритва остра. (Осока)
  5. Загадка 5. Голодный шмелик вздыхает тяжко: - Поесть бы кашки : Да вот же кашка! 
    Попробуй, шмелик, в ней сок медовый - Шмелям и пчелам обед готовый. (Клевер луговой)
  6. Загадка 6. Стоит Егорка в красной ермолке, Кто ни пройдет, всяк поклон подает. (Земляника)
  7. Загадка 7. Не жар, не огонь, а возьмешь в руки - опалит. (Крапива)
  8. Загадка 8. Над лугом парашютики качаются на прутике. (Одуванчик)
  9. Загадка 9. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Золотая середина, и лучи идут кругом.
Это может быть картина: солнце в небе голубом.
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветы  (ромашки)

Подрастет - нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в желтый сарафанчик.
А зовут его, ребята, просто (одуванчик)

В траве густой, зеленой он выглядит нарядно, 
Но с пашни, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелёк -
Ну кто ж его не знает, ведь это  (василек).

Ведущий: Молодцы ребята, вы так много знаете трав. А какую пользу приносят человеку растения?

Лесовичок: Самое главное все наши растения - это источники кислорода, без которого человек живёт считанные минуты. Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания 3 человекам. А сколько выделяет 1 гектар леса, целый лесной массив, все леса земного шара!

Ведущий: А кроме деревьев, кустарника и растений, что еще мы можем встретить в лесу? Правильно, грибы.

Конкурс "Грибная полянка" 


Узнать по картинке гриб – съедобный или нет, как называется

Ведущий: Тот свой край не любит, кто его природу губит! . Поэтому мы призываем всех вас, беречь леса. Не ломать деревья, защищать их от пожаров!

Конкурс "Прогулка по лесу"

Наступила весна, солнце пригрело землю, распустились почки, зацвели первые цветы.

Мы чаще стали проводить время на природе. Представьте, что вы собрались устроить пикник на лесной поляне. Какие правила поведения в лесу нужно помнить?

Заготовленные высказывания  (топать - хлопать)

  1. Разжигай костёр посредине поляны.
  2. Береги лес.
  3. Рви цветов побольше и плети венки.
  4. Убери мусор за собой.
  5. На реке лови рыбу сетью.
  6. Покушал – положи мусор под куст, чтобы не было видно.
  7. Покажи ловкость – стреляй в зверей и птиц из рогатки.
  8. Пой песни громче, пусть тебя все слышат.
  9. Заметил что-нибудь интересное – сфотографируй.
  10. По лесу ходи в головном уборе и сапогах.
  11. Рви ягоды вместе с ветками, не стесняйся.

Ведущий: Природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Соня: Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Никита:  Я сорвал цветок - и он завял.
Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.

Дети говорят хором "НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ".

Сказка "Теремок" на экологический  лад

Ведущий: Е.Н.

Лягушка: Соня Б.

Мышка: Лиза З.

Петух: Никита Б.

Еж: Наташа Е.

Медведь: 

Ведущий: В чистом поле теремок, теремок;
Он не низок, не высок, не высок.
Кругом чистые луга,
Рядом чистая река,
А вокруг стоит лесок,
Мусор в нем – большой порок.
Тут лягушка мимо шла,
К теремочку подошла.

Лягушка: Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Ква-ква, тишина!
В теремочке я одна!
А из этого окна
Речка чистая видна.
Жить тут – просто загляденье:
Воздух чист, и нет сомнений –
Остаюсь тут навсегда – да, да, да!

Ведущий: Только свет зажгла Лягушка,
Появилась Мышь-норушка.

Мышка: Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в теремочке  живет?

Лягушка: Я – Лягушка-квакушка!
А ты кто?

Мышка: А я – Мышка-норушка!
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоем.

Лягушка:

Я пустить-то тебя рада,
Только мне грязнуль не надо!
Кругом видна красота,
Пусть останется она.

Ведущий: Поселилась Мышь с Лягушкой –
Лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут
Да блины в печи пекут.
Так живут они тихонько,
Ходят в лес они порой,
Только мусора вагоны
Не оставляют за собой:
Где найдут какую банку,
Тут же вмиг ее возьмут,
Подберут и даже палку,
Чтоб без дела не лежала тут.
Вдруг явился на рассвете
Петушок горластый – Петя.

Петух:  Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Это что за теремок, теремок?
Он не низок не высок, не высок.
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Лягушка и Мышка (вместе):
Здесь живем мы – две подружки,
В чистом поле дом нашли,
А из грязного болота
Убежать теперь смогли,
А ты кто?

Петух: А я – Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Разрешите здесь пожить,
Буду честно вам служить.
Спать я буду на дворе,
Петь я буду на заре.
Лягушка и Мышка (вместе):
Так и быть, мы впустим в дом,
Только, чур, тебе поем:
Береги и ты природу,
Не бросай ты мусор в воду,
Охраняй от разных бед,
И не думай спать в обед.

Ведущий: Вот живут они – Лягушка,
Петушок и Мышь-норушка;
Их водой не разольешь.
Вдруг явился серый Еж.

Еж: Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Лягушка, Мышь  и Петух (вместе):
Мы – веселые зверята,
В чистом поле дом нашли.
А ты кто?

Еж: Я – колючий Ежик,
Ни головы, ни ножек.
Я из лесу к вам пришел,
Там беды большой подъем:
Люди там так отдыхают,
Сразу шум стоит такой,
Всех зверюшек испугают,
Мусор всюду оставляют.
Жить там стало невтерпеж –
Хоть куда девайся Еж.
Разрешите здесь пожить,
Буду терем сторожить.
Лучше нас, лесных ежей.
Нет на свете сторожей!
Лягушка, Мышка и Петух (вместе):
Так и быть, пожалуй, в дом,
Жить мы будем вчетвером.

Ведущий: Вот живут они, играют,
И печаль они не знают.
Не грозят им шум и гам,
Спят спокойно по ночам,
Воздух свеж и так приятен,
Нет от дыма и следа.+
Хорошо живут зверята –
Всем довольные ребята.
В это время из берлоги
Вышел Мишка толстоногий,
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.
Вдруг увидел – дом стоит,
Рядом реченька бежит.
Он решил…

Медведь: Пойду туда,
Наломаю там бока!
Ведущий:
Оттого он злой такой,
Что кто-то разбудил зимой,
Не дал Мишке крепко спать.
Стал он злым, стал всем мешать.
Если б люди всех любили.
Уважали бы зверей,
Не пошел бы Мишка бурый
Дом ломать у малышей.
Лишь вломился он в домок,
Рухнул в поле теремок.

Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе):

Что же ты наделал, Мишка?
Ты зачем сломал домишко?
Где же жить теперь зверятам?
Ты б не трогал этот дом –
Так прекрасно было в нем!
И пока жива природа.
Жить должно в ней много 
Лесного народа.

Медведь: Я же вовсе не хотел
Обижать вас, братья!
А имея крупный вес,
Просто в гости  к вам полез.

Ведущий: Вот так и люди поступают:
Имея силу, разум, власть,
Лесных зверей не уважают,
Куражатся над ними всласть.

Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе):

Пусть все живут на свете вместе,
И только так спасем мы мир
Ведь если каждый человек,
Устроив на поляне пир,
Забрать с собой захочет мусор,
Костер потушит и зальет,
Не будет каждая букашка
Свой новый дом опять искать.

Медведь: Но я же вовсе не хотел
Обидеть вас, друзья!
Я новый дом построить помогу –
На радость вам, назло врагу.

Ведущий: И пошла у них работа!
Дом срубили за момент:
Он высокий и красивый
И стоит, как монумент.
За собой они убрали,
Мусор быстро весь собрали,
Чтоб не засорять окрестность,
Чтоб была красивой местность.
Так вот жили и живут –
Экологию все чтут.

Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?

Мы здесь родились, злимся, трудимсяа часто проживаем всю жизнь. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родин), как мать, не выбирают и заменить ее ничем нельзя. А потому мы должны быть в ответе за тех. кто находится рядом. Многие животные и растения нашей области занесены в Красную книгу. Поэтому бережное отношение к природе, рациональное использование ее природных богатств и ресурсов - задача номер один каждого омича. Уйдя с сегодняшнего занятия, вы задумаетесь над тем, где бы вам хотелось жить: на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле, или там, где цветут цветы, порхают бабочки, весело щебечут птицы.

Песня «Моя Россия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа родного края

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов. Интеллектуальная игра  в которой принимают участие 2 команды. В кажом туре по 5 вопросов о растительном и животном мире....

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

Природа родного края глазами поэтов

Работа содержит в себе стихотворения поэтов саратовской области, а также краткую биографию авторов...

Тематические тесты по курсу "Природа родного края" для 6 класса

Материал по курсу "Природа, история и культура Ленинградской области" для 6 класса...

Природа родного края

Руководитель проекта: Вагнер Елена Сергеевна, учитель английского языкаАвтор(ы) проекта :Максимов Максим, ученик 8 «А» классаЦелевая аудитория: учащиеся 8-9 классовТема: Природа родного края, Место гд...