Эссе "Улица Мира или строки на граните…" учащийся 8Б класса Гриценко Никита (учитель Сокаджо С.Л.)
творческая работа учащихся по краеведению (8 класс) по теме

В этой работе рассказывается об истории стихотворных строчек, выбитых на памятном знаке в самом центре города-героя Волгограда, на улице Мира, с которой был восстановлен наш город. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon творческая работа39 КБ

Предварительный просмотр:

Улица Мира или строки на граните

     Война…

     Каждый современный юноша или девушка могут рассказать о Великой Отечественной войне, основываясь на исторических фактах. Но достаточно ли только знаний по истории, чтобы помнить о ней, чтобы передать весь тот ужас, который испытывали такие же ребята, оказавшиеся на фронте?    

     Слушая рассказы бабушек и дедушек об их военном детстве или юношестве, не раз ловишь себя на мысли о том, что, когда немецкие войска вторглись на территорию СССР, они были детьми нашего возраста или немного старше. Лучшие молодые годы они провели в обстановке постоянного страха за свою жизнь, за жизнь родных и близких, за судьбу страны. У них могла быть веселая молодость с первой любовью, с множеством друзей, а потом семья и дети. Но вместо этого они увидели ужас войны, их души застыли от смертей товарищей, а всегда сияющие глаза и смеющиеся губы забыли о том, что такое улыбка и чистое голубое небо. Теперь, глядя в небо, они ждут вражеские самолеты. Совсем юные парни, которые радовались новым лейтенантским мундирам, личному оружию, гордились своим званием, но они еще не знали, что их ждет там, куда их везут поезда. Их увозили от родных и матерей, многим из них не суждено было вернуться назад. В нашей стране погиб каждый четвертый... Каждый четвертый: мужчины, юноши, женщины, дети.  И чтобы мы, будущее поколение, не забыли о том, что пришлось пережить поколению наших бабушек и дедушек, благодарные им, спасенные их дети создали памятники, фильмы, книги.        

     Я хочу написать о книге, точнее о подарочном трехтомнике, который  уже 15 лет хранится в нашей семье – «Память Сталинграда».

    Он был издан в 1992 году к 50-летию Сталинградской Победы и подарен моему прадедушке Гриценко Ивану Харитоновичу, который участвовал в Великой Отечественной войне. Восемнадцатилетним юношей мой прадед ушел добровольцем на фронт, чтобы защитить свою страну, родной город, нашу семью, а значит и меня, которого могло бы и не быть на свете…

     Прадедушка был командиром противотанкового орудия, участвовал в боях за Псков, освобождал от фашистов Ригу и Каунас. Он всегда помнит своих боевых товарищей, с которыми был рядом в тяжелых, смертельных боях. После окончания войны он многие годы встречался со многими из них в день Победы, переписывался, они стали для него родными людьми.

     В музее-панораме «Сталинградская битва» наш класс видел макет города, лежащего в серых безжизненных руинах. На нем мы не увидели ни одного уцелевшего здания! Так выглядел Сталинград во время уличных боев в 1942 году. Все это вызывает ужас и отдается болью в сердце каждого волгоградца.   Мне особенно запомнилась улица Мира, на которой стояли только стены нашей школы, искореженные машины, изрытая снарядами земля.

     Вот поэтому я с большим интересом прочитал и запомнил в третьем томе издания «Память Сталинграда» стихотворения волгоградского поэта Льва Кривошеенко.  Его стихи просты и проникновенны,  ведь поэт пишет о том, что пережил сам, когда был таким же мальчишкой, как и я.

В этом доме

                      свой письменный стол

я надолго придвинул к стене.

Вновь склониться над белым листом

все никак  не приходится мне.

Город медленно меркнет в окне.

Хоть возьми – белый лист  разорви:

я  пишу о войне, о войне,

очень мало пишу – о любви.

Вижу явственно с первой строки,

что запомнил мальчишеский взгляд:

грозный год, правый берег реки,

в почерневших снегах Сталинград.

И мне кажется: стены дрожат,

и вскипает огонь за окном,

и беззвучными взрывами сжат

этот воздух, где высится дом.

И стучит пулемет в темноте,
завивая дымок над стволом,

траектории страшные те

вновь проходят

                      сквозь стол, над столом.

Особенно мне запомнилось одно их них, которое называется «Улица Мира», потому что именно на этой улице расположен лицей, в котором я учусь.

     Стихотворение начинается торжественными строчками о нашей улице и ее гордости – планетарии:

Нет, недаром на улице этой

я хотел бы почаще бывать,

там, где бережно символ планеты

поднимает над городом Мать.

 

     Детство поэта пришлось на тяжелые военные и послевоенные годы.

Он жил в городе Ленинске Сталинградской области, поэтому еще школьником видел в 1945-1946 годах на этой улице в Сталинграде «этажерки багровых развалин, перевязанных страшным узлом». Трудно представить, что наша улица, такая красивая, благоустроенная, с мощеной мостовой, выглядела именно так. Но именно здесь, в сердце Сталинграда кто-то вывел пророческие строки, о которых написал  волгоградский поэт:

Кое-где еще хлопали мины,

салютуя ушедшей весне,

здесь увидел я: « Улица Мира» -

кто-то вывел углем на стене.

 

Далее Лев Кривошеенко вспоминает, как «окошки фанерой, шли машины в дорожной пыли». Но тогда уже:

Мирным именем самою первою

эту улицу мы нарекли.

   Так зарождалась мирная жизнь в нашем городе. А сам город становился с каждым днем все краше.

   Год тому назад, второго февраля, в очередную годовщину Сталинградской победы в актовом зале лицея №5 волгоградский  поэт Лев Кривошеенко читал  свои стихи о войне и о своем послевоенном детстве. Я впервые в жизни, услышав стихи, столь явственно представил себе, как выглядел  мой город после войны. «Воспоминание» - так и называется одно из стихотворений поэта.

Я рос под самым Сталинградом,

на низком левом берегу.

не охватить мне было взглядом

огня кровавого разгул.

Смотрел я пристально, подолгу

на правый берег из окна:

там, где-то там пылала Волга,

была за Волгою – война.

Она неслыханно, нелепо

была не в книжках, на глазах….

Случалось так, что без опаски

расчет усталый ночью спал,

Тогда я пушкинские сказки

на подоконнике листал.

Мне было все тогда понятно

из тех полузабытых книг,

ведь от пожаров частых пятна

ложились отблеском на них…

В заключение творческой встречи Лев Кривошеенко  прочитал стихотворение и о  дорогой нам улице Мира. Мы его хорошо запомнили, ведь последние строки «напечатаны» на гранитном камне на улице Мира, как раз напротив здания Главпочтамта:

Каждый дом, и подъезд, и квартира,

и сердца навсегда сохранят:

с этой улицы – улицы Мира

нами был возрожден Сталинград.

   Пройдет время, сменятся поколения, живущих в нашем городе на Волге, но эти строки навечно останутся на памятном камне. И теперь изучать историю нашей страны и города мы будем не только по учебникам, но и перечитывая стихи наших волгоградских поэтов. Одним из таких любимых поэтов для меня стал Лев Кривошеенко.

Я  горжусь, тем, что я ношу фамилию моего отца, деда и  прадеда. И еще я горжусь тем, что учусь в лицее, который находится на самой главной улице моего города-героя – улице Мира…  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира с элементами коллективных форм работы 4 класс

урок окружающего мира с элементами коллективных форм работы 4 класс    Разработка урока по окружающему миру.Раздел « Наш край»  4 класс Тема: «Животные-обитатели ле...

Сценарий праздника «В мире звуков» для учащихся 1-2-х классов

Цель праздника:1.Подведение итогов работы на начальном этапе изучения английского языка. ( 1 класс, внеурочная деятельность по ФГОС)2.Повторение и закрепление пройденного материала в неформально...

Презентация "Преобразование двумерных массивов: удаление, вставка, обмен строк и столбцов.", 9,10 класс

Тема "Преобразование двумерных массивов: удаление, вставка, обмен строк и столбцов." в школьном курсе программирования вызывает затруднения при понимании. Данная презентация наглядно показывает как пр...

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.

Презентация к "круглому столу" по вопросу адаптации 5 -х классов. Цель; обмен опытом педагогв начальной и средней школы, их взаимодействие во избежании трудностей у пятиклассников в дальнейш...