Главные вкладки

    урок окружающего мира с элементами коллективных форм работы 4 класс
    план-конспект по естествознанию по теме

     

    урок окружающего мира с элементами коллективных форм работы 4 класс

     

     

     

     

    Разработка урока по окружающему миру.

    Раздел « Наш край»  4 класс

     

    Тема: «Животные-обитатели леса. Лес в жизни человека».

     

    Урок

    «Путешествие по лесным тропинкам»

                            (С  элементами коллективных форм работы)

     

     

    Цели: 1.

    1.    Уточнить представления учащихся об условиях жизни в лесу; расширить и уточнить знания учащихся о животных смешанного леса; показать приспособленность животных смешанного леса к условиям жизни;

         Выявить связи между обитателями смешанного леса; убедить учащихся в          необходимости бережного отношения к лесным обитателям ,  рационального         использования лесных богатств,  охраны растительного и животного мира.

     

    2.         Развивать логическое мышление, воображение, связную речь  учащихся.

    Обогащать  словарный запас учащихся.

     

    3.         Воспитывать товарищеские отношения между детьми.

    Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

    Воспитывать экологическую культуру учащихся.

     

     

     

     

    Оборудование:  карта природных зон, гербарный материал, таблица-картина                                                   «В лесу»,  карточки с тестами, кроссвордами, заданиями, тетради, выставка книг по теме.

     

     

     

     

     

     

     

     

                                               ХОД  УРОКА

     

    1.Организационный  момент.

    -        Сегодня  мы проводим необычный урок-путешествие. Весь класс будет работать по группам. Вы поделились на три команды. 

    В каждой команде вы выбрали капитана команды, который будет руководить вашей работой. Остальные ребята-члены команды. За верный, точный ответ команда будет получать определённое количество баллов. Победителем будет команда, набравшая наибольшее количество баллов .

    Члены команды должны работать дружно, помогать друг другу, и стремиться к победе.

    Ну, а чтобы оживить впечатления, полученные во время экскурсии, послушаем стихотворение Вс. Рождественского «Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный…»

    (читает ученик)

     

    Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,

    Средь пятен солнечных и строгой тишины

    Вдыхает грудь твоя так радостно и жадно

    Дыханье влажных трав и аромат сосны.

     

    Нога твоя скользит по россыпи иголок

    Или шуршит травой, роняя капли рос,

    А сумрачный навес широколапых елок

    Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

     

    То духотой пахнёт, то прошлогодней прелью,

    То запахом грибным у срубленного пня,

    Зальётся иволга короткой чёткой трелью,

    И ветер прошумит в сухой истоме дня…

     

        

     

    I.               Проверка домашнего задания.

     

    -        Проверим, как вы подготовились к новому путешествию.  

                                       

    По физической карте определи: каким цветом обозначены на ней леса, какие формы поверхности характерны для зоны лесов в, какие озёра и  крупные реки протекают по её территории?

     

    I.

    Сейчас ко мне подойдут и получат задание  для  самостоятельной работы по одному человеку  от каждой команды, кого я назову. Ваша задача состоит в том, чтобы дописать предложения, используя знания о лесе. ( Учитель также назначает по одному рецензенту в каждой команде, которые проверяют правильность выполнения задания на карточке. Рецензент может делать поправки, вносить изменения и выставлять оценку простым карандашом).

     

    Тестовая   работа.

     

    Допиши  предложения, используя знания о лесе.

     

    1)    Лес - природный комплекс, состоящий из…(древесных растений одного или нескольких видов)

     

    2)    Состав растений на определённой территории зависит от… (освещённости, влажности, температуры воздуха, состава почвы)

    3)    В хвойном лесу растут …( сосны, ели, кислица, вороний глаз, очиток, лишайники и др.)

     

    4)    В лиственном лесу растут… (дуб, берёза, ясень, черёмуха рябина, осина, дуб, клён, бересклет, крушина, лещина, медуница,  хохлатка, гусиный лук и др.)

     

    5)    Условия жизни на лугу отличаются от условий жизни в лесу тем, что…( на лугу растут светолюбивые травянистые растения, деревьев и кустарников там почти нет)

     

    6)    Крупные млекопитающие на лугу… (не живут, так как луг- открытая местность)

     

    7)    Корни лесных растений располагаются …(ярусами).

     

    8)     Плоды и семена распространяются при помощи…(ветра, воды, животных)

     

    2)Остальные члены группы работают устно. Проведём конкурс «Почемучка»

    «Почему?»- один из самых главных вопросов, который задаёт человек, пытаясь выяснить причину чего-либо. Попробуйте и вы найти правильный ответ. Каждая команда задает по одному вопросу по теме « Растения леса» членам другой команды.

     

    Примерные вопросы:

     

    1)    Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? ( Сосна- светолюбивое растение, а ель любит тень)

    2)    Почему  весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? (Шум пугает птиц и лесных обитателей, и они могут покинуть насиженные места)

    3)    Зачем деревьям кора? (кора защищает внутреннюю часть дерева или корни от высыхания и всевозможных повреждений)

     

    II.

    Практическая работа   (представлены в гербарии)

     

    -Определите, плоды каких растений здесь изображены?

    Одуванчик, липа, клён, земляника, вишня, сосна, дуб, рябина, земляника, берёза.

    -Какой плод лишний? 

     

         -Коротко дайте характеристику одному растению:

     

    Название растения

    Где растёт

    Основные характеристики растения

    Как распространяются плоды и семена

     

     

     

     

     

     

    -Какие из этих растений можно встретить в лесу?

    -Ну, а теперь пришло время посетить лесное информационное агентство «Складно да ладно»

     

    -Вам нужно восстановить текст, записав правильно последовательность цифр. Побеждает команда, которая быстро и правильно справится с заданием и расшифрует запись на доске:

    Сосна-дерево здоровья.

    Приложение

    III.

    Постановка учебной  задачи.

            

                -  Итак, к путешествию вы готовы. Но мы не можем продолжить дорогу, пока не расшифруем высказывание  известного писателя, знатока русской природы М. Пришвина. Найдите способ прочитать эту фразу.

                 Приложение       

                 Ответ: охранять природу - значит охранять Родину.

               

                 -Кто поможет объяснить слова М. Пришвина?

                 -Какие рассказы этого автора вам знакомы?

                 (Обратить внимание учащихся на выставку книг, где представлены рассказы о  природе известных авторов)   

     

                К нам сегодня на урок заглянул один зверёк?

                Как его назвать не знаю, подскажите, почему?  

               (слайд фантастического животного)

      

                Учащиеся объясняют, что у этого зверя голова от волка, тело от  медведя, лапы от белки, хвост от лисы, рога от лося,  уши от рыси.

               В природе такого зверя нет.

     

    -Для каких же зверей лес является домом, в котором им уютно и спокойно?

    Дети называют животное, сопровождается показом слайда

     

    IV.

    Тема    урока « Животные - обитатели леса»

     На основе рисунка–панорамы проводится беседа о животных смешанного леса. На доске план

                                    Животные леса:

    1)    Особенности внешнего вида

    2)    Признаки приспособленности к условиям жизни в лесу:

    §  особенности поведения

    §  способ передвижения

    §  добывание пищи

    §  защита от врагов

     

     

     

        Введение в тему          

    Животные населяют лес снизу доверху. Одни из них живут в норах (мыши, ласка, хорёк), другие в зарослях кустарников (кабаны), третьи в кронах или в дуплах деревьев (белки, птицы)

    Учащиеся работают с текстом учебника по теме «Животные-обитатели леса», затем заполняют таблицу, отгадывая загадки.

    Участники команд загадывают загадки о животных.

     

    Название животного

    Способ передвижения

       Чем

    Питается?

    От кого спасается?

    Из чего строит жилище?

    Насекомые:

    1. бабочка

    2. жук

    Перелетают с цветка на цветок

    Нектаром растения

    птиц

    Прячутся в коре дерева, траве, листьях

    Земноводные и

    пресмыкающиеся:

    3. бурая лягушка

    4. змея (уж или гадюка)

     

     

     

     

    Птицы:

    5. дятел

    6. соловей

     

     

     

     

    Звери:

    7. ёж

    8. лиса

    9. заяц

     

     

     

     

    -Как животные приспособились к условиям жизни в лесу?

    ВЫВОД:

                                     Приспособленность животных:

                            (ориентируясь на внешний вид, повадки)

     

    1. защитная окраска ( бабочка, заяц, белка…)

    2. способность лазить по деревьям, с помощью цепких когтей ( рысь, куница, белка…)

    3. умение ловко прыгать, заметать следы, с помощью  хвоста (лиса, куница)   

    Физминутка.

     

    На следующем этапе внимание учащихся акцентируется на связях животных смешанного леса друг с другом и с растениями.

     Игра

    Приложение

     

    Ученикам предлагается самостоятельно сделать вывод, ответив на вопросы:

    «С кем дружит ель?»

     А также составить цепь питания, используя карточки с изображением животных.

    Дети озвучивают вывод о том,  что насекомые опыляют цветки растений, птицы распространяют плоды и семена, растения предоставляют животным жилище и убежище от врагов и непогоды, животные мастерят или утепляют  свои жилища различными частями растений, а также шерстью и пухом или перьями других животных. Животные питаются растениями или другими животными.

    Учащиеся приводят конкретные примеры пищевых цепочек.

     

    VРассказ учителя «Как животные общаются между собой»

    Чаще всего животные общаются между собой с помощью звуков. Разные животные издают разные звуки. Это может быть пение, крик, лай, визг и др.

    Звуковыми сигналами обмениваются насекомые, например, кузнечики, сверчки. У кузнечика голоса нет, а звуки он издаёт специальным звуковым аппаратом. На правом твёрдом крыле – толстая  жилка с мелкими   зубчиками.  Это «смычок». Кузнечик потирает крыльями, и «смычок» трётся зубчиками о струну, вызывая её колебания. При этом издаётся стрекочущий звук. Способностью издавать разнообразные звуки – шёпот, скрип, щелчки- обладают рыбы. Звуки возникают при трении зубов рыб и соединений между костями. Так одни рыбы сообщают другим о наличии корма и обнаружении врагов.

    У самцов лягушек в углах рта имеются особые мешки- резонаторы. Надувая их, самцы издают звуки - квакают. Своими песнями самцы привлекают самок.

    Во время размножения поют самцы птиц. Песнями они сообщают соперникам, что гнездовой участок занят, и привлекают самок. Криками извещают о появлении опасности.

    -А вот как общаются  между  собой разные млекопитающие нам расскажут ребята (сообщения подготовлены заранее).

     

    VIРубрика «Лесные заметки» 

    Сообщения детей о животных.

    VI. Работа по учебнику, чтение текста « Лес в жизни человека».

    Работа по содержанию.

    -Расскажи с помощью схемы о роли леса в природе и жизни людей.

                                      Значение леса:

    1. Дом для растений, животных, грибов.

    2. Защитник воздуха, водоёмов и почв.

    3.Место для отдыха человека.

    4.Источник ягод, грибов, лекарственных растений.

    5.Источник древесины.

    -Как охраняют лес?

    Работа в группах

     

    -Какие правила поведения нужно выполнять в лесу?

     -Составьте памятку поведения в лесу.

    Капитаны команд  зачитывают правила, дополняют друг друга.

    -Молодцы, ребята, вы составили очень важные правила, которые необходимо соблюдать каждому человеку в природе. Выучим последнее.

     

    На доске памятка «Как разводить костёр» (чтение и обсуждение)

     

     

    VII. Закрепление изученного.

    -Многие животные и растения из-за бездумного отношения к природе находятся на грани исчезновения. Пользуясь иллюстративным материалом в тетради,  сделайте Красную книгу, узнайте о заповедниках, которые находятся на территории лесной зоны. Подготовьте сообщение об одном из них. 

    Командам раздаются карточки. Ребята отгадывают кроссворд и отвечают на вопросы лесника.

     

    1. Подчеркни животных, которые обитают в лесу:

    Волк, олень, песец, бобёр, рысь, глухарь, тюлень, черепаха, лягушка, сова, дятел, орёл, ястреб, ёж, сорока, медведь, лось.

     

    2.Запиши слова в таком порядке:

     а) травы; б) кустарники; в) деревья: осина, дуб, орешник, калина, медуница, хохлатка, ландыш, жимолость, крушина, сосна, майник.

     

    Итог:

    -Почему лес называют «лёгкие нашей планеты»?

    -Назови растения и животных леса, нуждающихся в особой охране.

    -Как животные приспособились к условиям жизни в лесу?

    Учитель благодарит детей за работу.

    В конце урока все участники награждаются дипломами знатоков леса.

     

      

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".

    Задачи:·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...

    Развитие эстетического восприятия окружающего мира через творческие коллективные работы

    Презентация и разработка на тему "Развитие эстетического восприятия окружающего мира через творческие коллективные работы"...

    Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"(4 класс)

    Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"(4 класс)...

    Презентация к уроку окружающего мира "Перелётные и зимующие птицы" 4 класс VIII вида

    Данная презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме "Перелётные и зимующие птицы" 4 класс VIII вида...

    Развитие эстетического восприятия окружающего мира через творческие коллективные работы

    Развитие эстетического восприятия окружающего мира через творческие коллективные работы...

    Использование коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы

    Использование коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы...

    Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы

    Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на  уроках  математики в старших классах специальной (коррекционной) школы...