учебно- исследовательские проекты
проект по краеведению по теме

Бахарева Татьяна Алексеевна

 

1. Учебно-исследовательский проект "О водоемах Арсеньевского края"

2. Учебно-исследовательский проект "О разрушенных храмах родного края"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Арсеньевская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Арсеньевский район»

Номинации 9.  «Информационные технологии»

Работа по теме:

«О разрушенных храмах  Арсеньевского района»

(компьютерный фильм)

                                              Выполнила:

Козлова Мария Валерьевна

             учащаяся 8 класса

                                              МБОУ «Арсеньевская

                 средняя общеобразовательная школа»

                                              Руководитель

                                             Бахарева Татьяна Алексеевна,

                                                            учитель русского языка и литературы

2013 год

Оглавление

  1. Аннотация
  2. Введение
  3. Основное содержание
  4. Выводы
  5. Заключение
  6. Список литературы

1. Аннотация

      Данная работа рассказывает о религиозных святынях, разрушенных       после Великой Октябрьской революции. Церкви, построение много лет назад, хранят память о прошлом нашей «малой родины», о духовных ценностях человека. В фильме «О разрушенных храмах Арсеньевского района» использованы как фотографии объектов, так и видеосъемка местности, где в 18-19 веках были храмы: Всех Скорбящих Радости, Покровская церковь.

      Фильм длится 4 минуты 26 секунд.

      При подготовке к фильму изпользованы материалы краеведческого музея, книга местного краеведа Б. Р. Бальцера, беседы с местными жителями района.  

2. Введение

          «Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись», - пишет И.С. Тургенев. Это действительно так. Изучая родной край, знакомясь с историей наших предков, их традициями и обычаями, духовными ценностями, мы не только расширяем свои познания в изучении  прошлого, но и прежде всего развиваем чувства любви и привязанности к родным местам. Собранный краеведческий материал убеждает молодое поколение в том, насколько велика была роль веры в жизни простого человека, как она помогала преодолеть все трудности. В каждом селе возводились храмы, которые существовали за счет прихожан. Люди искренне верили в Бога, ходили в церковь, соблюдали пост. А сельское население постоянно росло. Теперь на территории района имеется только одна церковь, открытая совсем недавно. Древние же строения, сохранившиеся дух того времени, вызывают боль. Закрытые после революции, они пришли в упадок. Население района также постоянно уменьшается, вымирают деревни и села.        

        Цель созданного фильма состоит в том, чтобы убедиться в необходимости возрождения духовно-нравственных ценностей. И доказать, что возрождение села начнется при условии возрождения веры, бережного отношения к святым местам, древним храмам.

Задачи:

  1. Развивать интерес к изучению прошлого родного края;
  2. прививать любовь к «малой родине»;
  3. научиться бережному отношению к древним святыням

3. Основное содержание.

              Земля Арсеньевская - древняя. Многие деревни и сёла упоминаются в писцовых книгах 16-17вв. До революции на землях сегодняшнего района принимали своих прихожан 21 церковь. Самые древние храмы расположились на высоких холмах. В древнем селе Монаенки, которое возникло в 16 в. и связано с именем знаменитого Великого князя литовского, была построена деревянная церковь, она просуществовала с 1821 по 1840 г. К концу 19 столетия возведена красивая каменная церковь Богоматери Всех  Скорбящих Радости. В документах с. Манаенки ( современное название) упоминается в 1543 году. В Писцовых книгах Белёвского уезда под 1630-1632 годами написано: «В вотчину село Монаенки на реке на Малой Истице под Большим под Белёвским лесом и в селе  церковь Великого Страстотерпца Христово Егория, а в церкви были образы и книги, и ризы, и колокольня, и  все строения мирское». И сегодня храм завораживает своим великолепием. Для верующих – это святое место. Теперь  -это памятник архитектуры. В селе до сих пор сохранилось  здание бывшей церковно-приходской школы.

Село Манаенки знаменито и тем, что здесь останавливался великий писатель Л.Н.Толстой

             Село Меркулово упоминается  в Писцовых книгах, как деревня на реке Озёрки. В 1793 году на средства Дарьи Юсуповой была построена церковь. В 1895 году от реки остался только пруд. Иконостас в главном храме устроен в 1836 году старанием прихожан. Здесь были замечательные по древности иконы: Тихвинская Божья Матерь, Казанская Божья Матерь, Святых Мучеников Гурия, Самона и Авива. Притч состоял из священника и псаломщика. При церкви в 1887 году открыта церковно-приходская школа. Сегодня церковь разрушена, но с уцелевшим куполом. Её вид вызывает боль и тревогу.

            Село Мокрое – это древнее село. Своё название оно получило благодаря своему месторасположению. Река Иста, приток Оки, растекалась по всем оврагам, и около домов появлялись заболоченные места. Занятие жителей в старые времена - земледелие и отхожий промысел для найма на работу. В церковных документах село именуется как  Покровское, так как существовал когда-то храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1862 году при селе был деревянный храм, а затем на средства местного помещика, коллежского советника  Алексея Ивановича Угрюмова была построена каменная церковь. Позже церковь построили на территории усадьбы помещицы А.А. Паньшиной. К сожалению, сегодня она не сохранилась.

  1. Заключение

                Работа над фильмом о разрушенных храмах, находящихся на территории Арсеньевского района, убедила в важности  сегодня изучать прошлое родной страны, с уважением относиться к духовным святыням, культурному наследию нашего народа, воспитывать в себе чувство любви к Родине.

     Данный фильм способствует  воспитанию молодого поколения, помогает стать добрее и мудрее каждого, живущего на земле. Заставляет нас задуматься о духовно-нравственных ценностях, о возрождении храмов - без этого невозможно возрождение сел и деревень, решение важных экологических и экономических проблем.

Список литературы, использованного программного обеспечения

1. Бальцер Б.Р. Край мой Арсеньевский – родная сторона», 2007 г

2.Киностудия Windows Live

3. Проигрыватель Windows Media

.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Арсеньевская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Арсеньевский район»

Номинации 9.  «Информационные технологии»

Работа по теме:

«О водоемах Арсеньевского района»

(компьютерный фильм)

                                              Выполнила:

Падерина Карина Сергеевна,

                                              учащаяся 8 класса

                                              МБОУ «Арсеньевская

                 средняя общеобразовательная школа»

                                              Руководитель

                                             Бахарева Татьяна Алексеевна,

                                                            учитель русского языка и литературы

2013 год

Оглавление

  1. Аннотация
  2. Введение
  3. Основное содержание
  4. Выводы
  5. Заключение
  6. Список литературы

1.Аннотация

         Фильм «О водоемах Арсеньевского района» рассказывает о природе родного края, о богатстве и красоте «малой родины». В работе использованы фотографии и видеосъемка местности, где протекают река Иста и приток Истица.

        Фильм длится 5 минут и 29 секунд.

         В фильме звучит  отрывок из рассказа И.С. Тургенева  «Ермолай и Мельничиха», музыка из оперы А.С. Даргомыжского «Русалка».

         При подготовке к данной работе использовались материалы краеведческого музея, книга местного краеведа Б.Р. Бальцера «Литературный венок Арсеньевского края» и стихи уроженца Арсеньевского района Н.Л. Брауна.

2. Введение

         Среди традиционных ценностей каждого народа несомненной приоритетностью обладает ценность Родины. Каждый из нас относится к своей Родине с трепетом и любовью. Любовь к Родине начинается с уважительного отношения к «малой родине», с изучения ее истории, традиций и обычаев. Природа родного края вызывает не только желание созерцать прекрасное, но и заставляет задуматься о настоящем и будущем земли. Почему реки пересыхают, по какой причине становится меньше водоемов, как меняется картина природы в течение столетий? Почему поэты, композиторы так восхищенно писали о скромной красоте родных мест?

         Актуальность выбранной темы заключается в том, чтобы показать важность духовно-нравственного развития человека, изучающего экологические проблемы родного края.

         Цель:

Рассказывая о красоте окружающего мира, пробудить в человеке настоящее чувство любви к природе, родной земле.

         Задачи:

  1. Познакомить с прошлым родного края
  2. Обратить внимание на экологические проблемы, связанные с изменениями в экосистеме
  3. Сравнить состояние рек сегодня и сто лет назад
  4. Научить видеть и понимать красоту родной природы

3. Основное содержание

        Арсеньевский район расположен на западных отрогах Плавского плато Среднерусской возвышенности. Рельеф сильно изрезанный, повышается с запада на восток.
      По территории района протекают реки, многочисленные ручьи, притоки.  На юго-западной границе района протекает река Ока, а через весь район с севера-востока на юго-запад – вьется река Иста, у которой даже в устье ширина не более 10 метров, а глубина 2-3 метра. Остальные же реки (Истица, Мизгея) намного меньше, а в засушливое время  многие из них пересыхают.

       Река Иста протекает почти через всю территорию Арсеньевского района. Места по- настоящему охотничьи.  И.С. Тургенев не только охотился здесь и любовался местными красотами, но и описал эти места в своих рассказах. В рассказе «Ермолай и Мельничиха» Тургенев пишет: «У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой; у Исты тоже. Эта небольшая речка вьется чрезвычайно неприхотливо, ползет змеей, ни на полверсты не течет прямо, и в ином месте, с высоты крутого холма, видна верст на десять со своими плотинами, прудами, мельницами…Рыбы в Исте бездна…»

       В среднем течении реки  на холмистом берегу есть поселок Колодези, А в округе огромное количество ключей с чистой водой. «Малиновая вода»,- говорят старожилы. Один такой источник называют Малиновая вода.

       Недалеко от реки Иста расположилось древнее село Дорогомышка, здесь  родился будущий композитор А.С. Даргомыжский, основоположник русской классической музыки, автор знаменитой оперы «Русалка». В 2013 году ему исполнится 200 лет. На территории бывшей усадьбы, на месте барского дома стоит памятная стела, над которой раскинул свои ветви старый клен. Узкая тропинка ведет к роднику с живительной водой. Сохранился и пруд, несмотря на засушливое лето. Звуки рождают настоящую музыку. Удивительно прекрасная природа кругом: леса, перелески. Поля. Узкая лента реки Иста вдалеке. Кажется, еще мгновение и появится русалка. И пусть  тайна хранит место рождения Даргомыжского, но наши красивые места и богатая природа подтверждают, что именно здесь мог родиться великий композитор.

        У реки Иста есть приток -  Истица называется. Летом почти пересыхает. Но весной бурлит вода, увеличивается русло. Истица протекает через знаменитое село Манаенки. Здесь останавливался гений русской литературы, гордость  земли тульской, Л.Н. Толстой. Писатель любил совершать пешие прогулки. Однажды  ранним утром , 10 июня 1881 года, надев крестьянскую одежду, он отправляется в Оптину Пустынь. Было ему в ту пору 53 года. 13июня Толстой шел по землям Арсеньевского края и остановился на ночлег у бывшего яснополянского учителя в селе Манаенки. Здесь, в древнем селе, он посетил собрание раскольников. Ночевал у местного столяра. В Манаенках, обобщая увиденное в пути, делает запись: «Кругом бедность. Как они живут!» И сегодня село небогато. Однако

       В селе есть удивительной красоты храм. Он в полуразрушенном состоянии, взывает к нашей совести.

       Хочется надеяться на возрождение и святынь, и былой славы родной земли. Пересыхают реки, загрязняются пруды, уже нет такого огромного количества ключей, что били из земли и пополняли реки чистой водой, все меньше становится рыбы в водоемах. Но именно от нас зависит , каким будет наше будущее , будущее природы, окружающего мира, человечества, земли. «Делай как должно и будет как нужно». Слова великого Толстого вселяют надежду на будущее.

  1. Заключение

      Изучая родной край, его природу, каждый человек становится чище и добрее. Работая над фильмом, мы останавливаем свой взор на удивительных по красоте местах «малой родины». Это дает нам возможность заглянуть в самые потаенные уголки родного края, сравнить настоящее с прошлым, понять проблемы, связанные с экологией, и попытаться что-то изменить в существующем мире. Произведения писателей и поэтов, чье творчество тесно связано с арсеньевской землей, наполняют наши сердца новыми эмоциями, желаниями по-настоящему любить родную землю, землю, где родился А.С. Даргомыжский,  где бывали И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой.

Список литературы, использованного программного обеспечения

1. Бальцер Б.Р. Литературный венок Арсеньевского края», 2002 г

2. Тургенев И.С. «Записки охотника», М: 1983 г

3. Киностудия Windows Live

4. Проигрыватель Windows Media

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - исследовательский проект "Я и Земля" им. В. И. Вернадского

Чтобы биосфера существовала бесконечно долго, необходимо охранять природу на нашей планете. Исследование фитоценоза в окрестности нашей школы....

Учебно-исследовательский проект "Человек и качество питьевой воды"

                 Хотя   на Земле имеются  миллионы и миллиарды ...

Учебно-исследовательский проект "Моё школьное питание"

Учебно-исследовательский краткосрочный проект, обучающий культуре питания, формирующий положительную мотивацию к здоровому образу жизни и личностние компетенции учащихся....

Учебно-исследовательский проект "Проценты"

В данной работе описан учебно-исследовательский проект по теме  "Проценты". Участники-учащиеся 5 класса ООШ№22 ст.Новотроицкая...

Учебно-исследовательский проект по немецкому языку "Мы-за здоровый образ жизни"

Урок- проект - это итоговое занятие по теме "Мы- за здоровый образ жизни". В результате проекта учащиеся работают над  проблемой, как сохранить здоровье на долгие годы?...

Учебно-исследовательский проект : "Роль природы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин""

Защита проекта  ученика 9 "а" класса Белецкого Максима по  теме : "Роль природы в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"".  Видеозапись фрагмента урока...

Учебно-исследовательский проект

Проект "Вот где собака зарыта" в рамках темы "Занимательная фразеология"...