Учебно-исследовательский проект "Моё школьное питание"
методическая разработка по биологии по теме

Шалагина Наталья Геннадьевна

Учебно-исследовательский краткосрочный проект, обучающий культуре питания, формирующий положительную мотивацию к здоровому образу жизни и личностние компетенции учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат

 «Ляминская средняя общеобразовательная школа-интернат»

Совместная проектно-исследовательская деятельность

 педагога и учащихся

2012-2013 учебный год

Учебно-исследовательский проект по биологии

«Моё школьное питание»

Разработчик: Шалагина Н.Г., учитель биологии

Методический паспорт  проекта

Структура

Содержание

Тема

«Моё школьное питание».

Проект посвящен исследованию учащимися процесса организации питания в школе-интернате. Во время работы над проектом будут проводиться:

- проектно - исследовательская работа,

- экскурсии на пищеблок, в медицинский блок, в продовольственный магазин,

- вводиться элементы предпрофильной подготовки старшеклассников, - осуществляться сбор информации в виде анкетирования, а также с помощью литературных источников  школьной библиотеки, Интернет-ресурсов.

Адресация проекта

Проект предназначен для учащихся школ-интернатов, школ, учителей биологии, химии, предпрофильной подготовки, классных руководителей 5-9 классов.

Руководитель проекта

Шалагина Наталья Геннадьевна

Участники проекта: 
активные  
пассивные

Учитель биологии, химии, обучающиеся 5-9 классов - осуществляют активную деятельность на этапе разработки,  запуска и завершения проекта. В проекте  задействованы работники пищеблока (шеф-повар, повара, кладовщик, кухонные рабочие), медицинский работник, заместитель директора школы-интерната (по оздоровительной работе), продавец продовольственных товаров, педагог-библиотекарь,

учитель информатики.

Возраст учащихся

Учащиеся 5-9 классов

Особенности типа проекта

Проект краткосрочный, информационный, групповой, межпредметный по профилю; по содержанию - ученик - общество; контакты на муниципальном уровне; по типу объекта проектирования: учебно-исследовательский.

Цель проекта

Учебно-воспитательная: формирование исследовательских и проектных навыков, информационной культуры у обучающихся.

Задачи проекта

- Изучение детьми организации рационального и сбалансированного питания в школе-интернате,

- использование полученных знаний во внешней среде,

- формирование социальной компетенции учащихся,

- формирование культуры здоровья.

Ресурсы проекта

Школьная библиотека, Интернет-ресурсы, компьютер, технологические карты блюд, нормативно-правовая документация, регламентирующая организацию питания школьников.

Предполагаемые продукты

Разработать правила здорового питания в виде буклета.

Написать рефераты для кабинета биологии  о питательных веществах и пищевых продуктах. 
Создать презентацию, защитить проект на школьном и муниципальном уровне. 
Провести экскурсии, лекции в группах.

Экспертная оценка проекта

Отзывы педагогов школы-интерната, родителей, учителей других школ

Пояснительная записка

1. Проблемная ситуация

     Работая много лет в школе-интернате, нередко приходилось слышать от учащихся и воспитанников высказывания о том, что в школьной столовой дают мало сладостей, нет жареной еды, пельменей и других разносолов русской и национальной хантыйской кухни, например, строганины из сырой рыбы и мяса. А так хочется погрызть чипсов и запить их обжигающей кока-колой! Кроме этого, есть  необходимость в воспитании:

- культуры здоровья и  питания учащихся,

-бережного отношения к еде,

-уважения к труду работников пищеблока,

Немаловажный аспект проекта - социализация детей-ханты в обществе, формирование чувства коллективизма, творческого подхода в решении поставленной задачи.

    В выборе темы проекта сыграли роль и экономические факторы, проект не требует материальных вложений, что в настоящее время для любой школы является положительным моментом.

2. Авторская позиция педагога-проектировщика

       Формирование культуры здорового образа жизни современного человека невозможно осуществить только по учебникам, живое общение не заменит Интернет. Поэтому в наше время становятся крайне важными пропаганда и популяризация знаний о правильном и здоровом питании. Таким образом, реализуется главная моя идея - использование в учебно-воспитательном процессе внутренних и внешних ресурсов для воспитания культуры здоровья детей и их родителей, вовлечение в проектную деятельность других педагогов. Надеюсь на то, что сложится круг учащихся, у которых наметятся ступеньки личностного роста, сформируется их социальная компетенция,  им будет интересно заниматься другими исследованиями не только по биологии, но и другим предметам.

        В ходе реализации учебно-исследовательского проекта намечены основные формы организации работы:

- практические занятия,

- сбор информации,

-  обсуждение,

- экскурсии,

- подведение итогов.

3. Новизна позиции педагога.

     Многие школы работают над проблемой внедрения в учебно-воспитательный процесс  здоровьесберегающих технологий, формирования у учащихся положительного отношения к здоровому образу жизни. В процессе создания и реализации проекта будут использованы информационные ресурсы, Интернет-ресурсы, внутреннее и внешнее окружение школы-интерната,  средства информационно-методической среды с целью формирования исследовательских и проектных навыков, информационной культуры.

4. Условия реализации.

       Реализация проекта не требует материальных затрат и позволяет обходиться имеющейся материально-технической базой.

5. Сроки реализации.

      Проект краткосрочный, реализация рассчитана  на   4,5-5 недель  учебного и внеучебного  времени.

6. Этапы работы

Сроки реализации проекта

Виды деятельности учащихся

Исполнители проекта

1-

1 неделя ноября

1 этап.    Подготовительный. 
Обсуждение темы проекта, этапов работы. Распределение функционала между участниками проекта.

Творческая группа учащихся 5-9 классов,  учитель биологии

Подготовка необходимой литературы, нормативно-правовой документации по организации питания обучающихся.

Разработка вопросов анкеты.

Посещение библиотеки с целью изучения литературы по питанию.

Творческая группа учащихся,  учитель биологии, заместитель директора, педагог-библиотекарь.

2 неделя ноября

2 этап.     Реализация проекта. 
Экскурсия в медицинский блок с целью знакомства с работой медицинской сестры по организации питания в школе-интернате.

Изучение норм питания для обучающихся школ и школ-интернатов  различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет). Знакомство с ежедневным меню, его составлением.

Учитель биологии, творческая группа учащихся, медицинская сестра.

Экскурсия в продовольственный магазин с целью  изучения цен на основные продукты питания. Расчет нормы и средней стоимости продуктов в год на одного обучающегося.

Творческая группа учащихся,  учитель биологии, продавец продовольственных товаров.

Проведение анкетирования учащихся и педагогов по вопросам питания. Обработка результатов анкетирования.

Творческая группа учащихся,  учитель биологии.

3 неделя ноября

Экскурсия на пищеблок с целью знакомства с:

- устройством, помещениями (их назначением) и оборудованием школьной столовой,

- работой кладовщика, шеф-повара, повара и кухонных рабочих,

- изучения  технологических карт блюд, правил их составления.

Учитель биологии, творческая группа учащихся, медицинская сестра, работники пищеблока.

Разработка технологической карты блюда

Учитель биологии, творческая группа, шеф-повар.

Подготовка рефератов на темы: «Питательные вещества и пищевые продукты»,  «Питание подростка», «Генетически модифицированные продукты – вред или польза?»,  «Пищевые добавки»,  «Витамины и микронутриенты».

Творческая группа учащихся,  учитель биологии, педагог-библиотекарь, учитель информатики.

4 неделя ноября

Составление однодневного рациона питания школьников разных возрастных групп. Обсуждение результатов.

Творческая группа учащихся,  учитель биологии.

Организация участниками проекта  лекций в группах интерната по темам рефератов.

Творческая группа учащихся

5 неделя ноября

 Составление правил здорового питания. Изготовление буклета о правилах здорового питания.

Творческая группа учащихся,  учитель биологии, педагог-библиотекарь, учитель информатики.

3 этап.    Аналитический и трансляции опыта. 
Презентация проекта. Вручение буклетов  о правилах здорового питания  всем приглашенным.

Творческая группа учащихся,  учитель биологии, сотрудники школы-интерната, гости, обучающиеся.

Обсуждение результатов проекта. Чаепитие.

Творческая группа учащихся,  учитель биологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

здоровое школьное питание

Важнейшим фактором формирования здоровья подрастающего поколения является питание. На сегодняшний день в России проблема питания школьников приобретает все более серьёзное значение....

Технологические карты для школьного питания (62 карты)

Технологическая карта № 1 Наименование кулинарного издел...

"Здоровое школьное питание"

Рекомендации родителям о пользе горячего питания...

Повышение эффективности учебно-исследовательской деятельности обучающихся специальности 260807 Технология продукции общественного питания на уроках русского языка

В современных условиях подготовки специалистов перед преподавателем стоит множество задач: это и обучение  навыкам самостоятельной работы, и развитие креативных способностей и коммуникативных уме...

Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"

Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 9-11 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КАТАСТРОФ СОВРЕМЕННОСТИ)

Согласно проекту Федеральных Государственных Образовательных стандартов для старшеклассников все школьные предметы могут быть поделены на обязательные предметы (40 % образовательной программы) и предм...