Урок "Уголок России-отчий дом"
план-конспект урока по краеведению (7 класс) по теме

Лука Ираида Германовна

Урок "Уголок Россий -отчий дом". У каждого есть своя малая родина, любимое место, где родились и выросли. О достопримечательностях своего края (поселка) пойдёт рассказ в данном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytyy_peredelan.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         УГОЛОК РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ

                                                                         Селькуп!

                                                                                Как же дорог ты мне и любим!

                                                                                                     ……..

                                                                                 Сохранить бы Селькуп навсегда  -

                                                                                 Заповедные эти места!

                                         Урок-путешествие          

ЦЕЛЬ: - способствовать расширению знаний о родном крае, поселке;

  • воспитывать любовь к своему краю, своей «малой» родине;
  • развивать интеллектуальную, эмоциональную сферы личности учащихся;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, умение общаться;
  • развивать словарный запас учащихся;
  • развивать уверенность в своих целях;
  • прививать интерес к родному краю, к настоящему и будущему;
  • формировать эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово;
  • дисциплинированность, ответственность перед коллективом.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

                                    -  выставка «Прикладное искусство северян»;

                        -  книжная выставка;

                         - выставка детских рисунков;

                          - презентации «Мой посёлок», «Коренные жители», «Краеведческий музей», «Музей под открытым небом», «Верхне-Тазовский заповедник».

ВИД УРОКА:

             Урок-путешествие

             Элементы урока-концерта

              Групповая система заданий

  1. Вступление. Слово учителя

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы совершим его  в прекрасную северную страну, которая называется  Ямалом. Узнаем некоторые интересные сведения о своём крае, постараемся научиться любить тот уголок земли, в котором живём, увидеть всю его прелесть, побывать в интересных исторических местах нашего края. У меня будут помощники,   исполняющие роль стюардесс, и ребята из старших классов.

1- ая Стюардесса:

Товарищи пассажиры, мы пролетаем  над Ямало-Ненецким автономным округом. Ямало-Ненецкий округ…  Полуостров Ямал… Когда-то называли его краем земли, краем крещеного света. О Ямале есть загадка: «Какой полуостров жалуется на свою величину?» (Я-мал).

Просторы Ямала – тундровые просторы. М.В. Ломоносов назвал тундру «местами,  мохом зарослыми», а Л.В. Лапцуй писал о ней:

                              На севере России где-то

                              Под круглолицею луной

                              Она, как снежная планета,

                               Блестит безмолвной белизной…

  А поэт А. Пичков написал:

                                            Тундра…Снежные дали без края –

                                            Серебристый песцовый мех.

                                            Без меня проживешь ты, знаю,

                                            Без тропинок моих и вех.

                                            У тебя их, тропинок, без меры,

                                            Словно косы сплелись на снегу.

                                                 Тундра, тундра! Вот я, наверно,

                                                 Без тебя прожить не смогу.

       Многочисленные реки, озера, болота расположены на территории Ямала. В тундре длинная, холодная зима и короткое лето. Но живет и трудится здесь сильный выносливый народ. Они пасут оленей, ловят рыбу, охотятся, занимаются звероводством.

2-ая  Стюардесса:  

        Недра Ямала таят нефтяные и газовые запасы. Так что напрасно скромничает Ямал – к нему применима пословица: мал золотник, да дорог.

        Природа Севера не создала ничего лишнего, все в ней хорошо и все на своем месте. Неповторима и щедрость земли Ямала!

        Разве могут какие-то ягоды посоперничать с северной морошкой, голубикой, клюквой, брусникой? А какие белые грибы могут сравниться с белыми грибами Севера. И бывает ли рыба вкуснее, чем северный осетр или муксун? Дары Севера – бесценный дар его природы. Но, к сожалению, люди не всегда платят тайге добром за то, что они от нее получают. Знай и помни, юный друг, заповедь земли Северной:

  «Землю эту люби, - говорили ее предки, - не брани ее, ты на ней живешь, ею кормишься. Ягель-мох кормит оленя, олень – тебя. Грибы, ягоды, травы кормят и лечат тебя и оленя. Не руби землю топором, не режь, не тыкай ножом бесцельно. Не бери у природы больше, чем требуется для твоей нужды. Не губи зазря зверя и птицу. А срубил в лесу дерево, воткни в пень зеленую веточку, чтобы душа лесная не погибла. Земля – твоя кормилица. То надо знать».

      Будем это помнить, ребята, и с любовью относиться к тому, что растет в нашем крае и к тем, кто живет здесь.

 1- ая Стюардесса:

           А для сохранения флоры и фауны на Ямале, в Красноселькупском  районе,  создан Верхне-Тазовский заповедник.

        Ученица:

Легенда о Морошке                    (П. Явтысый)

Девушка-заря, склоняя взор,

Вышивала бисером узор –

После долгой ледяной зимы

Украшала девичьи пимы…

Как-то ветер прилетел во мгле

И рассыпал бисер по земле!..

С той поры далёкой по утру,

Косы распуская на ветру,

Девушка-заря по тундре ходит,

Бисер свой по бусинке находит.

На болотных кочках, у дорожки

Ягодки душистые морошки,

Как живые капли янтаря,

Собирает Девушка-заря.

2- ая Стюардесса:

Наше путешествие продолжается, и на горизонте появляются какие-то огни.

На полярных просторах

Средь тайги и болот

Затерялся посёлок,

Что не каждый найдёт.

Учитель:

Ребята, а кто знает, как переводится название места, на котором расположено наше село -  Красноселькуп?

                            ???

 Сейчас мы прослушаем небольшую информацию нашего экскурсовода об истории  нашего районного центра. Слушайте очень внимательно,  и вы узнаете ответ на мой вопрос.

Ученик – экскурсовод:

          Наш районный центр Красноселькуп начал строиться с 1933года. Первые дома были срублены бывшим служителем церкви Павлом Заводовским. Он же работал здесь в первой поселковой милиции. В годы войны его сыновья Геннадий и Кесарь водили по реке Таз первый колесный катер «Воркута», перевозя грузы и товары.

       Место, где построен наш поселок, называется Нярый мач. В переводе с селькупского это означает «тундровый лес». До постройки поселка тут жил, рыбачил и охотился Андреев Сильвестр с сыновьями, это были их родовые угодья. Его сын Андреев Михаил Сильвестрович при коллективизации стал первым председателем родового совета. В поселке был организован «Колхоз имени Кирова». В 1936году сюда была переведена школа с Церковенки. К концу 30-х годов открыты радиостанция, универмаг, медпункт, красный уголок,   и даже размещено отделение сберегательной кассы.  С 1950 года  до 1953 года в поселке работала типография, где выпускалась  газета «Сталинское знамя». Наборщиком в типографии работал Чекуров Роберт Иванович. Его отец Чекуров Иван Григорьевич был делегатом 17 съезда КПСС в 1934году, в 40-е годы работал председателем райисполкома у нас в районе. В 1989 году стало известно, что другой его сын Алексей Иванович Чекуров, считавшийся пропавшим без вести в годы войны, погиб на затонувшей лодке на Балтике. Он служил наводчиком. Об этом сообщил его однополчанин, чудом оставшийся в живых.

5 октября 1937 года было образовано село Красноселькуп. В 2007 году его жители отметили юбилей,  для небольшого северного посёлка это событие значимое и приятное. За эти 70 лет в  его жизни произошло столько важных событий, перемен, он развивался и вопреки времени молодел. В феврале 2007 года была открыта новая общеобразовательная школа «Радуга», а в 2008 году  Южно-Русское месторождение.

Учитель:

               Итак, ребята, как же переводится то место, на котором стоит наше село  Красноселькуп?

                                  ( Ответы…)

Учитель:

      Наш поселок небольшой, в нем живут люди почти всех национальностей. Но коренные жители – селькупы.

      Ребята, а кто-нибудь знает,  что означает само слово  « селькуп »?

Ученик – исследователь:  

        Наш посёлок небольшой, в нём живут люди почти всех национальностей, но коренные жители - селькупы. В энциклопедии существует и другое название селькупов «остяко-самоеды». «Селькупы» происходит от самоназвания тазовских и баихинских селькупов, представители которых именуют себя «Щёткий куп» - «таёжный человек», или «щей куп» - «земляной человек» («Куп» - человек). Вообще термин «селькуп», по словам ученых Прокофьевых, можно трактовать по-разному в зависимости от произношения: «селькуп» –« глиняные люди», «щолькуп» – «земляные люди», «щеткуп» – «лесные люди», «щенкуп» – «человек с пупом», «щейкуп» – «человек , первый заговоривший языком». Селькупы – один из древнейших народов Сибири, его история насчитывает не одно тысячелетие. Селькупы занимались раньше и теперь  охотой и рыболовством. У многих сейчас  высшее образование, которое они получают  в Институте народов Севера. Представители интеллигенции этой малой народности – учёные А. Мальков, Аркадий Иванович Гашилов; педагоги, авторы учебников Сергей Иванович Ириков, Боякина Ольга Ивановна, Тамелькина Валентина Владимировна и др.

Ученик –историк:

 Селькупы – первые среди малых народов, численность которых постоянно сокращается. Их культура сформировалась в первом тысячелетии нашей эры в результате мирного слияния оседлого населения Зауралья и Северо-Западной Сибири с пришлыми лесными племенами.

        Русские познакомились с селькупами в ХVI  веке и назвали их Пегой ордой или пегими людьми: свою зимнюю одежду они любили украшать кусочками меха разного цвета. Во главе их в то время стоял вождь («князец») Воня.

        В состав России народ вошёл после основания Нарыма в 1595 году. Селиться здесь стали казаки, служилые люди, беглые крестьяне, ну а позднее, как не трудно догадаться, под надёжным караулом потянулись сюда команды ссыльных.

        Контакты между пришлыми русскими и коренными селькупами становились всё более тесными. Жили дружно, помогали друг другу, обменивались знаниями и опытом.

        В регионе развивалось сельское хозяйство. Для жителя умеренной полосы будет, наверное, странно слышать, что в низовьях Оби ещё более ста лет назад начали выращивать картофель, помидоры, капусту и другие овощи.

Ученик –историк:

        Но приобщение к русской культуре сослужило северному народу не только добрую службу. Во-первых, селькупский язык считают родным меньше половины представителей этого народа. Во-вторых, в привычный быт селькупов грубо вторглась активная нефтедобыча. Как в своё время в Англии «овцы съели людей», здесь с людьми начали «расправляться» нефтяные вышки. Страдает природа, молодёжь потянулась в посёлки и райцентры, утрачиваются национальные традиции, безнадёжно рвётся связь поколений. Народ теряет самобытность, растворяется среди других.

        Но селькупы – это дети природы. Они очень чутко относятся ко всему живому, по-доброму,  внимательно, с любовью они относятся  к «малой» суровой,  но самой дорогой родине. И как все народы, не потерявшие свою связь с природой, селькупы видят в живых существах своих братьев. Особенно трепетно они относятся к лебедям. И каждую весну, когда эти величественные птицы возвращаются с тёплого юга, «таёжные люди» встречают их подражательным клёкотом  и словами: «Наши братья прилетели!». Так пусть же они всегда встречаются весной  - прекрасные птицы и люди, считающие себя их братьями!

Учитель:

         Селькупы – народ,  очень трудолюбивый и талантливый. Практически все вещи они изготавливают своими руками. В районе существует Дом ремёсел и Краеведческий музей.  В музее несколько залов, в одном из которых очень часто  выставляются изделия коренных жителей. Даже удивляешься, что всё  можно сделать  умелыми руками мастеров.

Ученица:

В меховой мастерской

Мягкий свет, как сияние, струится.               Мастериц расцветают улыбки!

В мастерской – красота и уют.                      А иголки в умелых руках

За широким столом мастерицы                     В мех олений ныряют, как рыбки!..

Меховые пимы людям шьют.                         Мелкий бисер горит в завитках.

И движением неторопливым                           Не пимы  -   сапоги-скороходы!

Мех сшивают  -  стежок за стежком…            Заполярной зимой до весны

И орнамент, чтоб стал он  красивым,             ни мороз, ни снега, ни походы              

Обозначат цветным лоскутком.                      Этим тёплым пимам не страшны!

Учитель:

        Из оленьего меха шьют различную одежду: шапки, рукавицы, малицы, кисы.

Искусные мастерицы умеют делать необыкновенные орнаменты, и каждый из них имеет своё название и предназначение.

Р/Р  Словарь: пимы, кисы, малица, орнамент, яга (ягушка)

        Пимы – у северных народов меховые сапоги ( валенки)

        Кисы – обувь из шкур с оленьих ног

        Малица – нательная меховая рубаха с пришитыми капюшоном и рукавицами

        Орнамент – узор из повторяющихся элементов для украшения одежды, утвари, жилья, мебели.

        Яга (ягушка) – традиционная женская шуба

Ученик-экскурсовод:

      Есть орнаменты, предназначенные только для детской или мужской одежды. По орнаменту можно узнать, замужем женщина или нет, есть ли у неё дети, в каком достатке находится семья.

              (Демонстрирует виды орнаментов)

Учитель:

                                      ЗАРЯДКА

        У народов Севера очень интересные считалки. Я сейчас прочитаю одну из них,  и мы немножко с вами отдохнём.

                   Вышло солнце из-за туч,

                   Уронило яркий луч

               Прямо в травы и цветы…

               Этот лучик ищешь ты.

Загадка: Четыре брата старшему  кланяются.

                 Как вместе сойдутся –

                  Любое дело сделают.      (пальцы рук)

1- ая Стюардесса:

                     

          Наше путешествие продолжается. В  районе  есть ещё один памятник  - это памятник мужеству, стойкости, выносливости.  Его называют   Музеем  под открытым небом 

Ученик (кадет):

           Печальная память – посёлок Долгий. Здесь выгружали стройматериалы, паровозы, вагоны и живую рабочую силу -  людей. Колючая проволока, утеплённые телогрейками входные двери, подушки, набитые рогожей… Глядя на всё это, становишься как бы невольным свидетелем того жуткого времени, когда люди в руках государства были лишь расходным материалом, а чудовищная бессмысленность происходящего поражала своими масштабами.

Чтец (кадет):

        Ветер красной играет листвой,

        Словно карты краплёные мечет.

        И берёзы стоят над душой,

Как  стоят над покойником свечи.

          Звон протяжный не молкнет в висках.

        Может, праведна ложь – я не знаю.

        Так к отбою звонят в лагерях,

        Ржавой рельсой над зоной бряцая.

Ученик (кадет):

             Сколько людей на этой трассе замёрзли, погибли от истощения, непосильной работы, и их тела хоронили не только без гробов, привязывая к ноге бирку с номером личного дела,  - их тела едва присыпали грунтом. Политическим было особенно плохо. Это были люди без фамилии, относились к ним и лагерное начальство, и уголовники, и вольнонаёмные отвратительно, с презрением. Сегодня никто не возьмётся подсчитать, сколько погибло на 501-й и 503-й стройках безвинно осуждённых сибирских, прибалтийских и украинских крестьян, рабочих, служащих и интеллигенции, или бойцов Красной Армии, побывавших в плену. Гибли и военнопленные: немцы, японцы, финны. Гибли власовцы, бандеровцы и «лесные братья», гибли и «социально-близкие» уголовники, которым в лагерях отводилась скорее роль надзирателей, чем заключённых. 

Чтец (кадет):

              Стихотворение о стройке № 501                                           Анатолий Жигулин

        Среди невзгод судьбы тревожной

        Уже без боли и тоски

        Мне вспоминается таёжный

        Посёлок странный у реки…

        В морозной мгле дымили трубы

        По рельсу били - на развод.

        И выходили лесорубы

        Нечётким строем из  ворот…

        Немало судеб самых разных

        Соединил печальный строй.

        Здесь был мальчишка,

                                   мой соклассник,

        И Брестской крепости герой.

        В худых, заплатанных бушлатах,

        В сугробах, на краю страны –

        Здесь было мало виноватых,

        Здесь больше было – без вины…

        О, люди, люди с номерами!

        Вы были люди, не рабы.

        Вы были выше и упрямей

        Своей трагической судьбы.

        Я с вами шёл в те злые годы.

        И с вами был не страшен мне

        Жестокий титул «враг народа»

        И чёрный номер на спине…

        Ученик (кадет):

На месте Стройки за пятьдесят с лишним лет вырос молодой лес. Он вырос повсюду и поднялся выше уцелевших построек. И каждая берёза, каждая ель, лиственница, ива, появившаяся здесь, - это когда-то замученные на общих работах, т.е. на строительстве этого участка «мёртвой дороги», люди. Разные, как лес, люди, но всегда голодные, всегда мокрые, всегда обвешенные, обмеренные, всегда живущие в самых плохих бараках. И вот они, кое-как зарытые, а то и просто забросанные старой листвой и валежником по всей ближайшей трассе, собрались все – и проросли, чтобы раз и навсегда сокрыть от живущих один из многих зверских памятников сталинской эпохи…

Ученик – кадет: Рассказывает о лагере.

Учитель:

               Наше путешествие подходит к концу. Мне хотелось бы подвести итог урока словами академика Д.С. Лихачёва. Он  в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо для нравственной оседлости человека. Человек – это не степное растение  перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.

Мы должны сами быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми  - именно добрыми и благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто- либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт».

?                   А что хотелось бы вам, ребята,  сказать о сегодняшнем уроке? Буквально по одному предложению

Фильм о Красноселькупе

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголок России-отчий дом

Цель: привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Кубани.Задачи:  расширение кругозора учащихся, развитие умения работать в микрогруппах.воспитание чувства гражданственности, п...

Классный час"Уголок России, отчий дом..."

Разработка содержит краеведческий материал, посвященный достопримечательностям Липецкой области, формирует чувство гордости и любви к малой родине....

Уголок России - отчий дом

В этом проекте я расскажу  о Казьминове Сергее Мефодьевиче, о  человеке с интересной судьбой, жизнь которого  неразрывно связана с историей страны....

«Уголок России - отчий край». Интегрированный урок истории и ИКН РМЭ по истории марийского края в 18 веке.

Урок обобщения. Ученики на уроке в ходе работы при помощи учителя через разнообразные приёмы,  используя презентацию, вспоминая пройденный материал проводят паралель  в изучении истории Росс...

Презентация к уроку «Уголок России - отчий край».

Презентация к интегрированному уроку по истории и ИКН РМЭ по истории Марийского края 18 века....

7 класс. Итоговый урок. Тема урока: «Уголок России – Отчий дом»

7 класс. Итоговый урок. Тема урока: «Уголок России – Отчий дом» Цель урока:   - систематизировать знания об особенностях этнокультуры народов, населяющих Кубань...