Литературное краеведение Оренбуржья, 6 кл., уроки 7-9
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

Колбасина Татьяна Николаевна

В помощь учителю предлагаются разработки уроков в 6 кл. по литературному краеведению Оренбургского края (№№7-9).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._kraevedenie_orenburzhya_6_kl_uroki_7-9.docx175.72 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки 7-9                           Тема:  «Петр Михайлович Кудряшев (Кудряшов). Повесть-предание «Искак».  

Тип урока:  сообщение новых знаний

Цели урока. Образовательные: ознакомить учащихся с жизнью уральского писателя Петра Кудряшева, раскрыть духовный мир писателя; познакомить с повестью-преданием «Искак», учить анализировать  произведение.

Развивающие: развивать образно-мыслительную деятельность учащихся; развивать культуру чувств.

Воспитательные: прививать любовь к родной литературе, культуре, воспитывать чувство патриотизма и гордость за историко-литературное наследие родной литературы; способствовать развитию интереса шестиклассников к творчеству и личности писателя.

Межпредметные связи: история, культура, эстетика, география.

Методы, формы и приемы работы: словесный, наглядный, частично-поисковый. Индивидуальная и групповая форма познавательной деятельности. Беседа, устные выступления учащихся, ответы на вопросы, анализ текста, выразительное чтение, художественный пересказ эпизодов повести, самостоятельная работа.

Подготовка к уроку:

Учащиеся: Должны ознакомиться с жизнью и творчеством П. Кудряшева; читать его повесть-предание; подготовить сообщения на заданные темы.

Учитель: Продумать оформление урока.

Обеспечение урока:

1.Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора: хрестоматия по литературному краеведению для 5-8 классов / сост.: А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева; науч. ред. Маранцман. – Оренбург: Оренб. лит. агентство, 2003. – 384 с.

2.Multi media (презентация по творчеству П.М.Кудряшева, слайды с изображением Верхнеуральска, слайды со словарными словами, с вопросами на усвоение материала биографии П.Кудряшева)

3.Карта  России (Оренбургская  область с указанием ТАТАРСКОЙ КАРГАЛЫ; Челябинская область с указанием Верхнеуральска)

 

Ход урока.

I.Организационный момент – сообщение темы, цели урока (для  учащихся настрой к активному и сознательному усвоению нового материала. Задания на 3 урока по повести-преданию П.Кудряшева «Искак» вывешены в классном уголке заранее).

II.Изучение нового материала

1. Слово учителя о Петре Михайловиче Кудряшеве (Кудряшове) (1797—1827)

- Сегодняшний урок мы посвятим творчеству Петра Кудряшева — русского публициста, которого называют верхнеуральским Пушкиным. Творчество Петра Михайловича Кудряшева, прожившего всего 30 лет, остается неизвестным, а его личность недооцененной. (См материал ниже)

2. Слово ученика – презентация по творчеству П.М.Кудряшева.

3. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности:

 Показать на карте России Оренбургскую область (с указанием ТАТАРСКОЙ КАРГАЛЫ), Челябинскую область (с указанием Верхнеуральска)

4. Закрепление полученных знаний (вопросно-ответная система на выявление внимательности, усвоения материала. Вопросы на слайдах презентации)

 От кого мы узнали о биографии П.М.Кудряшева? (От верхнеуральского краеведа Александра Вернигорова)

 Где родился Кудряшев? (В солдатской семье на окраине России, в небольшом уездном городке, который еще совсем недавно был крепостью)

 Как сложилась его литературная судьба в Оренбурге? (Сиротство, образование, которое он получил в Верхнеуральском военно-сиротском отделении, и военная служба, казалось бы, не предполагали занятия писательским трудом. Литературная деятельность Кудряшева широко развернулась в Оренбурге, куда он был переведен в 1822-м (по другим данным 1818) из Верхнеуральска на должность аудитора ордо-нансгауза (чиновника по судебным делам). В Оренбурге он написал большинство своих поэтических и прозаических произведений. Там же вокруг Кудряшева, пользовавшегося заслуженным авторитетом, сплотился кружок литераторов.)

Какие языки знал Кудряшев и как это сказалось на его творчестве? (Башкирский, киргизский (казахский), татарский и калмыцкий. Он был одним из первых южноуральских краеведов, который изучал жизнь и традиции многонационального края.)

 Кто назвал П.Кудряшева «…певцом картинной Башкирии, быстрого Урала и беспредельных степей Киргиз-Кайсацких» (Первый издатель «Отечественных записок» П.П. Свиньин, посетивший Оренбург в 1824 году (за девять лет до Даля.)

 В чём заслуга Петра Кудряшева перед русской литературой? (В числе первых в русской литературе обратился к теме Пугачева. По свидетельству оренбургского историка И. Казанцева, Кудряшеву принадлежит первый перевод на русский язык песни о Салавате Юлаеве, которая переложена на музыку известным русским композитором А.А. Алябьевым. Писал он и об Отечественной войне 1812 года)

 Какие произведения П.Кудряшева удалось разыскать в настоящее время? (Удалось найти более 20 произведений автора - стихов, повестей, писем, самые известные из которых: «Сокрушитель Пугачева. Илецкий казак Иван». Оренбургская повесть; «Искак». Татарская повесть; «Абдряш». Башкирская повесть; «Даржа». Калмыцкая повесть; «Предрассудки и суеверия башкир»; а также переводы стихов Байрона и Вальтера Скотта)

 П.Кудряшев жил в Оренбурге и служил аудитором линейного батальона.  Какое общество он возглавлял и какова была цель этого общества? (Возглавлял Оренбургское тайное общество, одной из своих целей ставившее свержение монархии)

 Чем занимался П.Кудряшев в Оренбургском крае? (Этнографией, историей, исследовал быт и нравы «инородцев» - народов Оренбургского края).

5.Теория литературы. А) Повесть - лит. повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем роман.

6историческая справка Иван Иванович Неплюев[5(15).11.1693, с. Поддубье, ныне Новгородской области, — 11(22).11.1773, там же], русский государственный деятель, устроитель Южного Урала. В 1742—58 г.г. - наместник Оренбургского края. Б) Предание: в народно-поэтическом творчестве вид сказания, содержащего сведения об исторических лицах, местностях, событиях прошлого. Вымысел в преданиях отличен от сказочной фантастики и легендарных "чудес".

6. Словарная работа (демонстрация презентаци со словами, встречающимися в повести-предании. Слова даны не в алфавитном порядке, а по мере употребления в тексте).

 - Какие слова в повести-предании вам неясны? (Заранее несколько учеников работали в лексических словарях с целью выяснения значения слов)

Единоверцы (Толковый словарь Ожегова ЕДИНОВЕРЕЦ,, -рца, муж. (книжн.). Человек одной с кем-н. религии, веры. | жен. единоверка, -и. | прил. единоверческий, -ая, -ое)

Сеит (Этимологический словарь русского языка. Сеит - "знатный сановник при дворе султана", ХVI в. (Пересветов). Через тюрк. из араб. saiyid "князь, потомок пророка")

Татарская Каргала (Википедия. Ранее Каргалинская слобода, Сеитов посад, тат. Qarğalı bistəse, Каргалы бистәсе) — татарское село в Сакмарском районе Оренбургской области.

Магомет - духовный пророк арабского Востока (или Мухаммед, как произносят его имя мусульмане)

Коран, алкоран - священная книга мусульман.

Фурия — (лат. furia, неистовство, исступление, безумство, ярость). Богиня мщения, одна из трех адских богинь, карательниц преступников.

Аристотель (Aristotélçs) (384—322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.

Волость - административно-территориальная единица в России 11—20 вв., с 15 в. часть уезда.

Кантон -  военно-территориальная единица в Башкиро-мещерякском войске.

Ташла - село, Ташлинский район, Оренбургская область. В книгах последних лет пишут, что название это происходит от тюркского «таш» - камень или «ташл» - каменистый.

Тимашев Егор Николаевич (1791 - после 1849) - крупный оренбургский землевладелец, отставной полковник, предводитель дворянства губернии (1833-1844); до этого был наказным атаманом Оренбургского казачьего войска (1823-1830). Ссылаясь на В.И.Даля, местные историки указывают, что в сентябре 1833 он, Даль, вместе с Пушкиным совершил поездку на охоту в имение Ташлы (ныне Тюльганского района) и общался с его владельцем Е.Н.Тимашевым.

Селадон -`(Толковый словарь Ефремовой)  м. устар. Первоначально - сентиментальный влюбленный, в дальнейшем - назойливый ухаживатель, волокита.

ЦИТЕРА. остров в Средиземном море, здесь в честь богини любви Афродиты был построен храм, в переносном смысле – «царство любви».

Мещеряки — мещеряков, ед. мещеряк, мещеряка, м. Тюркская народность, живущая в Среднем Поволжье, в Башкирской и Татарской АССР. (Толковый словарь Ушакова)

РИФЕЙСКИЕ ГОРЫ (Рифей), в античную эпоху горы у северной оконечности земли в стране гипербореев. Иногда идентифицировались с Альпами или с западными отрогами Урала. (Дословно этноним "Гиперборейцы" означает "те, кто живут за Бореем (Северным ветром)", или просто - "те, кто живут на Севере". О них сообщали многие античные авторы.)

ГИРЬЯЛЬСКИЙ РЕДУТ - укрепленный пункт Верхне-Озерной дистанции.

Стикс (Styx, Στύξ). Воды в Аркадии, которые, по убеждению древних, отличались свойством разъедать все, кроме лошадиных копыт. Поэтому этим именем греки называли главную реку подземного царства, семь раз опоясывающую ад. Боги клялись Стиксом, и эта клятва считалась самой священной.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

Иппократ (иноск.) — врач; намек на греч. врача Гиппократа (около 460-356 до Р. X.). Жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Один из основоположников античной медицины. (Большой толково-фразеологический словарь Михельсона)

Ср. Под кровом небогатым

Ты вовсе не знаком

С зловещим Иппократом,

С нахмуренным жрецом. (А.С. Пушкин. К Пущину.) (Большой толково-фразеологический словарь Михельсона)

 Эскулап или, правильнее, Эскулапий (Aesculapius, из греческого Ασκληπιός) — натурализовавшийся у древних римлян греческий бог врачебного искусства, которое, вместе с его божественным представителем, проникло в Рим в начале III века до Р. Х. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

ТИНКТУРА  - (вытяжка) в медицине настой лекарственного вещества на воде, вине или спирте, эфире. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907)

Пифии - древние предсказательницы (согласно преданиям).

Калым, или калын (тюрк.) — плата; выкуп, уплачивавшийся первоначально роду, позднее — родителям или родственникам невесты; разновидность калыма — отработка за невесту.

Дон-Кишот Ламанхский, Дульцинея – герои романа испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547—1616) «Дон Кихот»: Дон Кихот Ламанчский, Дульсинея Тобосская.

Батыр (бахадур) (тюрк. - богатырь - силач, храбрец) - почётное звание у тюрков и монголов, дававшееся за воинские подвиги. (Большой Энциклопедический словарь)

Рубище, -а; ср. Ветхая, рваная одежда (первоначально об одежде нищих, блаженных, юродивых или раскаявшихся, отказавшихся от жизненных благ, удовольствий). (Толковый словарь русского языка)

Киприда - прозвище богини Афродиты по месту ее появления на острове Кипр, куда она вышла, созданная из морской пены, и по месту ее почитания.

А́ргус (точнее Аргос или Арг др.-греч. Ἄργος), прозванный Паноптес, то есть всевидящий — в древнегреческой мифологии многоглазый великан; в переносном смысле — неусыпный страж. (ru.wikipedia.org›Википедия)

Елшанка — река в Оренбургской области. Берет начало близ города Гая, протекает через Орск и впадает в Урал. (ru.wikipedia.org›Википедия)

Пега́с - в древнегреческой мифологии — крылатый конь, любимец муз. (ru.wikipedia.org›Википедия)

Ахун — глава мусульманского духовенства. (ru.wikipedia.org›Википедия)

Вакх - Дионисий, Ба́хус — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия... (ru.wikipedia.org›Википедия)

7.Повесть-предание «Искак» - одно из самых известных произведений Петра Кудряшева.

А) Сжатый пересказ сюжета повести-предания (1-2 ученика). Возможное начало: «Во времена правления первого Оренбургского губернатора И.И.Неплюева из Казани переехал один из первостатейных казанских богачей татарин Сеит и поселился в 18 км от Оренбурга, на правом берегу реки Сакмары при впадении в оную речки Каргалы.. Упомянутый татарин вместе со своими товарищами основали жительство и назвали его Сеитовым посадом,  или Каргалинской слободою. Некоторые почтенные люди утверждали, что  в доме старшины Сеита поселились злые духи. Предание говорит, что богатство Сеита было приобретено путём насилия, грабежа и убийства. К преданию прибавляют, что предком Сеита был богатый мурза Мустафа, происходящий от рода князей казанских…

Б) Пересказ запомнившегося (понравившегося) эпизода из повести-предания (1-2 ученика)

8. Работа в группах. А) Рассказать предание (гл. II) о богатстве Сеита (1 вариант) и предание о предке Сеита Мустафе (2 вариант).

Б) Описание портрета красавицы Фатимы (гл. IV), мещеряцкой девушки Зюлейки (гл. XI)

В) Найти лирические страницы повести-предания и выразительно прочитать (можно: гл. IV. «Кто не пленится местоположением твоим, прекрасная деревня Алмалы?... или гл. VI. «Густой, сырой туман осенней холодной ночи одел угрюмые Рифейские горы и пленительные долины»…)

Г) Составление вопросов по содержанию повести-предания. (Каждая группа готовит по 3 вопроса, выявляющие знание текста и умение формулировать вопросы.)

Д) Составление кроссвордов по повести-преданию «Искак» (не более 5-7 вопросов).

Е) Объяснить, как вы понимаете выражения в тексте: «Что может сделать робкая горлица перед хищным ястребом?» (гл. XII), «… очень часто под личиною добродетели скрывается порок самый низкий, самый опасный» (гл. XIII).

Ж) Выразительный пересказ эпизодов о злой, хитрой, коварной  старухе в доме башкирского батыра Муслюма (1 вариант, гл. XIII-XIV)  и почтенной башкирской старушки (2 вариант, гл. XVI) в жизни юной прекрасной татарской девушки Фатимы.

З) Чтение по ролям диалога Искака и Зюлейки (гл. XVII)

6. Подведение итогов урока, заключительное слово учителя

- Творчество Петра Кудряшева остается неизвестным, а его личность недооцененной. Пусть же памятником ему будет наше знакомство с его произведениями, которые удалось разыскать южноуральским краеведам.

- Какие открытия вы сделали для себя?

7. Домашнее задание: принести текст повести В.И.Даля «Домик на Водяной улице» (желательно в период осенних каникул прочесть).

Справка для учителя (с демонстрацией слайдов) Верхнеуральск - это старейший город Южного Урала. Он организовался в 1734 году, как пристань на реке Яик, служащая для сплава леса и строительных материалов, предназначенных для строительства города Оренбурга. Пристань с годами отстраивается и становится крепостью. В 1781 году, расположенная на левом берегу Урала крепость приобретает статус города Верхнеуральска и становится важнейшим пунктом в этой части Российской империи. Город становится географической границей между Европой и Азией.

В XVIII-XIX веках город стремительно расширяется и становится крупным торговым центром Южного Урала. Через него проходят торговые пути соединяющие европейскую часть России и территории Средней Азии. Многочисленные караваны двигаясь по пути заходили в город, поэтому на Верхнеуральской ярмарке можно было встретить все, начиная от того, что давала людям земля и заканчивая тем, что могли сделать руки человека.

В непосредственной близости к Верхнеуральску располагается гора, впоследствии названная Извоз. У подножия горы находились конюшни и места отдыха для проезжающих караванов. Здесь же, у подножия горы жили люди занимающиеся промышленным извозом и перевозкой грузов и людей на дальние расстояния. Сегодня, эта гора является памятником природы и любимым местом для прогулок людей увлекающихся лыжами и катанием на санях. В 50-е годы прошлого века гора была искусственно засажена кедрами, соснами и пихтами, поэтому сегодня является красивейшим местом и огромным бором, созданным руками человека.

Огромная значимость города в период зарождения и частые приезды высокопоставленных вельмож позволили Верхнеуральску уже в первые годы приобрести вид красивейшего города с редкой европейской архитектурой. В городе строятся 5 церквей, здание городской управы, тюрьма, пивоваренный завод, появляются школы и училища. Приезжающие в город отмечают в нем не только красоту улиц и домов, но и редкие живописные окрестности, расположенные в непосредственной близости. Это каменная сопка, которая своим профилем очень напоминает верблюда, Мохнатая сопка, гора Извоз. Все эти места отличаются редкой красотой и привлекают и сегодня туристов.

Современный Верхнеуральск - это музей под открытым небом. Это красивейший город Урала с необычайно богатой историей.

О творчестве и биографии своего земляка Петра Михайловича Кудряшева рассказал верхнеуральский краевед Александр Вернигоров. В 2012 году поэту, писателю и декабристу Петру Кудряшеву исполнилось  215 лет.

Родился Кудряшев в солдатской семье на окраине России, в небольшом уездном городке, который еще совсем недавно был крепостью. Сиротство, образование, которое он получил в Верхнеуральском военно-сиротском отделении, и военная служба, казалось бы, не предполагали занятия писательским трудом. Литературная деятельность Кудряшева широко развернулась в Оренбурге, куда он был переведен в 1822-м (по другим данным 1818) из Верхнеуральска на должность аудитора ордо-нансгауза (чиновника по судебным делам). В Оренбурге он написал большинство своих поэтических и прозаических произведений. Там же вокруг Кудряшева, пользовавшегося заслуженным авторитетом, сплотился кружок литераторов.

Кудряшев знал башкирский, киргизский (казахский), татарский и калмыцкий языки. Он был одним из первых южноуральских краеведов, который изучал жизнь и традиции многонационального края.

Несмотря на то, что его произведения подвергались жестокой цензуре, в них чувствуются смелость и прогрессивность взглядов и глубокая симпатия к народу. Недаром издатель «Отечественных записок» П.П. Свиньин назвал его «…певцом картинной Башкирии, быстрого Урала и беспредельных степей Киргиз-Кайсацких». Петр Кудряшев в числе первых в русской литературе обратился к теме Пугачева, а также первым проявил интерес к личности Салавата Юлаева – героя башкирского народа. По свидетельству оренбургского историка И. Казанцева, Кудряшеву принадлежит первый перевод на русский язык песни о Салавате Юлаеве, которая переложена на музыку известным русским композитором А.А. Алябьевым. Писал он и об Отечественной войне 1812 года, 200-летний юбилей которой отмечался в 2012 году.

Предводитель тайного общества

В Оренбурге Кудряшев встает во главе существовавшего еще до него Оренбургского тайного общества. При нем тайное общество пополнилось молодыми, более решительными членами. П.М. Кудряшев разрабатывает программные документы: устав и инструкцию, а также гимн, написанные и определявшие цели и задачи, планы организации.

В Оренбургском тайном обществе обсуждался и конкретный план, рассчитанный на то, чтобы «поднять знамя бунта в городе», используя перешедшие на сторону восстания регулярные и казачьи войска, а также поддержку населения. Программой предусматривалось лишить свободы военного губернатора и верных ему чиновников и затем, взяв власть в Оренбурге, двинуться на Казань, поднимая «все лежащие по пути селения». Планировалось дополнить военный «бунт» массовым народным, прежде всего крестьянским восстанием. Члены общества вели пропаганду в войсках.

Оренбургское тайное общество было властями раскрыто в апреле 1827 года по доносу провокатора. Однако Кудряшев, несмотря на тяжелую болезнь, проявил себя достойно, узнав о доносе, успел предупредить его членов и уничтожить компрометирующие материалы. Поэтому за неимением прямых улик Кудряшева и многих арестованных вскоре освободили. Однако сам П.М. Кудряшев неожиданно умирает 9 мая 1827 года.

Как-то известный челябинский писатель и краевед К.А. Шишов сказал, что Кудряшев – это наш верхнеуральский Пушкин. Есть в его творчестве фрагмент из «Киргизского пленника», который можно назвать «Посвящением родному городу!»

«Верхнеуральск… Немногие крепости, немногие города могут похвалиться таким прекрасным местоположением, какое играет Верхнеуральск, стоящий на левом крутом берегу быстрого Урала, – пишет верхнеуральский Пушкин. – Вокруг него возвышаются горы, расположенные в виде неправильного амфитеатра. С одной стороны виден величественный, безлесный Извоз, с глубоким ущельем, которое начинается от самой вершины и оканчивается близ подошвы; с другой – синеется угрюмая, дикая сопка, на коей лежат ужасные камни, издали кажущиеся огромным строением; подле нее зеленеется Мохнатая гора, покрытая молодым березняком. Вдали чернеет цепь гор Рифейского хребта. Между ними, в большом отдалении, в ясное время видна страшная Иремель-тау, грозный исполин Каменного Пояса, покрытый вечными снегами и окруженный холодными туманами и сизыми облаками! Быстрый Урал шумит, извивается в тысяче излучин и, при самом городе, принимает в себя прозрачную Урледу, с которого вблизи соединяются светлые струи тихой Узельги. На правом берегу Урала разлиты многие озера, которые, при солнечном свете, блестят как чистое серебро. В недальнем расстоянии от города протекает игривая речка Ямская. Словом, быстрый взор на каждом шагу встречает предметы самые прелестные, самые восхитительные, самые романические!..

Благословляю, благословляю тебя, незабвенный Верхнеуральск! Ты занимаешь незавидное место на карте Азиатской России; но самое первое – в моей памяти, в моем сердце! Могу ли, могу ли я забыть время, проведенное в тебе, пленительный городок? То бесценное время, в которое меня окружала радость, в которое меня лелеяло счастье. – Увы! Почто минуты радости пролетают быстро? Почто счастье наше бывает непродолжительно? Но что такое радость? Мыльный пузырь! Что такое счастье? Блестящая пыль на крылышках бабочки! Дунь — и мыльный пузырь лопнет! Прикоснись ко крылышкам мотылька — и блестящая пыль исчезнет… Расставшись с тобою, незабвенный Верхнеуральск, я расстался с игривою радостью, расстался с легкокрылым счастьем! Все, что было для меня мило, что было для меня драгоценно — осталось в тебе, незабвенный Верхнеуральск!..»

В настоящее время познакомиться с его произведениями практически невозможно. Только в 2009 году в книге В.С. Боже и И.В. Купцова «Старый Верхнеуральск в слове современников» был опубликован его «Киргизский пленник» (Быль Оренбургской линии), а также фрагмент его письма П.П. Свиньину. И это все, а ведь П.М. Кудряшев много публиковался в столичных журналах: «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Благонамеренный» и других. В Интернете этих произведений в открытом доступе нет. Поиски начали с запросов в другие города. Первым откликнулся оренбуржец Александр Исковский. Он прислал работу Кудряшева «Сокрушитель Пугачева. Илецкий казак Иван», опубликованную впервые в 1829 году. В настоящее время удалось найти более 20 произведений автора- стихов, повестей, писем, самые известные из которых: «Сокрушитель Пугачева. Илецкий казак Иван». Оренбургская повесть; «Искак». Татарская повесть; «Абдряш». Башкирская повесть; «Даржа». Калмыцкая повесть; «Предрассудки и суеверия башкир»; а также переводы стихов Байрона и Вальтера Скотта.

По другой справке. Жил сначала в Верхнеуральске. С 1819 — жил в Оренбурге, где служил аудитором линейного батальона. Возглавлял Оренбургское тайное общество, одной из своих целей ставившее свержение монархии. Занимался этнографией, историей, исследовал быт и нравы «инородцев» — народов Оренбургского края.

В 1825—1828 годах в журналах «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Благонамеренный» были опубликованы его очерки и повести: «Абряш», «Абдрахман», «Исхак», «Сокрушитель Пугачева илецкий казак Иван» и другие

Служил в Астраханской губернии переводчиком по делам «инородцев», жизнь которых правдиво описал в ряде очерков и рассказов, помещавшихся в журналах 1820-х.

Приложение: В данном разделе публикуется конкурсная работа участника конкурса "Белая скрижаль" – дальнего потомка Искака.

Гафуров Мадриль (г. Уфа, Башкортостан). Земля за семью холмами (Когда вдруг сердце захлебнется грустью…)

«Не так-то легко отпускает от себя деревня тех, для кого она стала колыбелью, у кого все впиталось памятью: молчание матери, пришедшей с поля и собирающей скудный ужин; целый день свободы на речке, даже за краюшкой хлеба некогда забежать; петушиный крик раздирает сладкие веки на зорьке – надо идти на покос… Как губка впитывает детская душа жутковатый восторг грозы, звон грибного дождя, загадочность шумящего леса…»

Прочитал я эти строки в старом блокноте, и потянула дорога в края, память о которых лежит в тайниках души, словно образ курносой девчонки, впервые неумело поцеловавшей тебя

                Земля моя – кочевье предков,

                Твой хлебороб и горновой,  

                Я ощущаю каждой клеткой  

                Горячий пульс твой трудовой.  

                Я – сын твой,  

                Весь перед тобою  

                Тобой взращен и вознесен,  

                Мой пульс, не ведая простоя,  

                С твоим ликует в унисон.  

                Твоя единая частица –  

                Тобой горжусь,  

                Тебя пою,  

                Я знаю твердо: сердцу биться,  

                Покуда на тебе стою.

С годами, может быть, каждый из нас, кого деревня вскормила, взрастила и проводила к едва намеченной мечте, невольно начинает поэтизировать ее, приписывать ей черты, в действительности не существующие. Но жизнь нередко обгоняет даже наши фантазии. И если с высоты прожитых лет взглянешь на свой край глазами зрелого человека, стремящегося понять изменения, что произошли за твое отсутствие, - ты поразишься…

***

- Куда, говоришь, пойдешь, в Бабай? Ай-бай, улым, больно далеко, больно далеко идти надо: семь холмов, семь мостов перейти…

Старый охотник Мухарям сокрушенно качает головой, а в такт – куцей бородой. Все наши горные окрестности исходил он много раз за свою почти вековую жизнь, немало медведей свалил, волков извел, другого зверя и дичи принес в аул, был одним из долгожителей наших Уваров, да и умом, как говорили, аллах его не обидел. Но никогда он не был ни в каком городе. Услышав гул самолета, беззвучно шептал молитву…

Обычно сидел он на солцепеке у небольшого дощатого ларька, именуемого магазином, по нашему «кибит». Рядом уходила дорога из аула. Шли послевоенные годы. Где-то, аж, за семьдесят километров(!), по рассказам проезжих «мосалей» (так называют жителей таежного села Побоища), строили новый город Бабай – нынешний Кумертау. Время было трудное, тяжелое, голодное… И, проклиная нужду, один за другим подавались уваринцы из аула. Сначала в Мраково – райцентр, а потом дальше, по старой, избитой, пыльной, а в дожди расползавшейся в коричневое месиво, дороге в Бабай-город, Мелеуз, Стерлитамак…

Старик глядел им в след слеповатыми глазами и вздыхал:

- Яман…Яман…

По этой дороге когда-то с мечтой, как сказал Мустай Карим, «стать человеком», то есть образованным, покинул родной аул и я…

…Автобус «Мелеуз-Мраково» идет с хорошей скоростью. Пассажиров много. Все с уфимского поезда. Тесновато. Конечно, можно было поехать на своем хоть стареньком, но верном «жигуленке», да потянуло к людям: в дороге немало чего можно услышать – пригодится человеку пишущему. А пассажир всегда остается самим собой:

- Тише едешь – дальше будешь…

- От того места – куда едешь…

Это любители позубоскалить начинают развивать извечную тему: «Почему автобус не резиновый?»

А мимо в одном и другом направлении проскакивают комфортабельные «Икарусы» и «Нефазы», отечественные «легковушки» и иномарки, попадаются молоко- и бензовозы…

За хутором Ира широкая лента шоссе сворачивает налево, на Мраково – «столицу» Кугарчинского района. А через несколько километров, за лесополосой, уже поля колхоза, говоря по старому, имени одного из первых кавалеров в республике (возможно первого?) ордена Боевого Красного знамени Шагита Худайбердина, одного из руководителей борьбы за Советскую власть в Башкирии, члена ЦИК СССР.

В Мраково я жил на улице его имени, но только спустя годы узнал в подробностях, какого замечательного человека родила Кугарчинская земля.

Еще один активный участник революционного движения Бахтигарей Шафиев, чьим именем названа одна из улиц в Уфе, учился в деревне Саиткулово нашего района.

Пересекаем поля сельхозартели имени Максима Горького. Здесь трудилась замечательная наша землячка Феодосия Петровна Салтыкова. В последние несколько лет хозяйством руководил мой друг Мухтар Шарипов, ушедший из жизни в расцвете сил. До колхоза он работал председателем Кугарчинского райсовета…

А там вон, за холмом, озимые колхоза «Красный маяк»…

Автобус идет по дороге, которую когда-то ругал старый охотник. Те же семь холмов и мостов. Но мосты новые, прочные. Дорога тоже новая, ровная, высокая. Слышно, как шуршит под колесами асфальт. А на пути те же деревни: Бугульчан, Худайбердино, Ядгарово, Калдарово, Воскресенское, Ибряево…

Деревни те, да дома другие – новые, красивые, строятся кирпичные. Вот за бугром Ядгарово, иначе – «Пельмени». Здесь, в пору моей юности, путники давали отдых лошадям, сами перекусывали: на склоне одного из холмов местные жители догадались построить столовую, где круглосуточно варили пельмени – чем вам не современный малый бизнес? Говорят, что даже сам бывший первый секретарь Башкирского обкома партии Зия Нуриевич Нуриев заглядывал в эту пельменную, будучи в командировке в наших краях. Теперь пельменной нет, да и надобности в ней нет: расстояние от Мелеуза или Кумертау до Мраково машина покрывает менее чем за час…

В Воскресенском от основной трассы отходят два рукава направо дорога ведет в родную деревню Президента Башкортостана Муртазы Рахимова – Таваканово, левый рукав сворачивает на гору, за которой равнина, а на равнине – на берегу Агидели лежит поселок городского типа Юмагузино. Сейчас его название известно всей стране – вблизи завершается строительство крупнейшего в Башкортостане водохранилища.

Горная цепь, куда входят семь холмов, служит водоразделом бассейнов рек Белая и Большой Ик, вторая за Мраковым, вырвавшись из тисков гор на раздолье степи, уходит далеко на юг к Оренбургу и вливается в Сакмару. Когда-то Большой Ик был важным водным путем, по которому каждое лето порой дважды, сплавлялся к Оренбургу кугарчинский лес.

Километров 7-8 выше Мраково, за деревней Кузьминовка, где сливаются Ик Малый и Большой, начинается горно-лесная часть района, богатая зверьем и птицей (дичью). На северо-востоке

Она смыкается с девственной природой Бурзяна, с его уникальным заповедником, с землями Зилаира и Баймака. Еще романтически настроенным мальчиком, мечтавшим о далеких путешествиях, прошел я эти места с такими же, как я, босоногими мечтателями, и навсегда сохранил в памяти их поразительную красоту.

Два Ика как бы обнимают этот горно-лесной край. В Верховьях Большого Ика и расположены мои Увары и широко известные Мурадымовские пещеры, мы их называли «таш йорт» - каменный дом, и каждую в детстве облазали неоднократно. Немало легенд связано с ними. Немало загадок они преподнесут еще спелеологам…

И вот тому пример: в Старомурадымовской пещере студентом из Оренбурга (имя, к сожалению, не помню) в конце восьмидесятых годов прошлого века были открыты 11 стилизованных рисунков древнего человека. Чуть позже, когда я работал собственным корреспондентом Всесоюзного радио и телевидения, подготовленный мной репортаж об этих рисунках был показан в программе «Время». На съемках присутствовал и консультировал меня известный ученый Анатолий Пшеничнюк, нашедший «Сарматское золото» при раскопках царского кургана в Оренбургской области. Впрочем, и золото сарматов мир впервые увидел из моего репортажа в программе «Время», который я подготовил с места события, выехав туда по приглашению также Анатолия Пшеничнюка…

- Скоро Мраково, - сосед трогает меня за плечо, - вздремнулось?

…Мраково, как всегда, появилось неожиданно. Долгий косогор, оконечность Таушских гор, упирается в самую улицу. И тот, кто едет сюда впервые, до самого поворота у центральной усадьбы Кугарчинского совхоза не догадывается, что еще лишь полкилометра и – конец дорожной одиссее. Но вот машина выехала из-за косогора. Перед глазами широкая, окруженная с трех сторон горами долина. Когда-то здесь бродили мамонты. Учащиеся Мраковской восьмилетней школы нашли у деревни Ново-Николаевка целый бивень. По долине, огибая рощу сорокаметровых осокорей, бежит Большой Ик, а на его берегах расположилось большое село.

В былые времена его называли Красная мечеть. Теперь уже точно не помнят, что стало с земными апартаментами аллаха. Одни утверждают, что в годы революции мулла сбежал, захватив всю наличность прихода, а чтобы скрыть следы – мечеть поджег. Но как бы там ни было, на месте мечети обосновались пожарники, а пожарная вышка для нас – мальчишек была пределом вожделения.

Я слышал от стариков-башкир своеобразное истолкование происхождения названия села. По преданиям, где-то на границе с Казахстаном кочевали скотоводческие племена. Однажды после смерти бия, между его многочисленными сынами пошел междоусобный раздор за наследство. Долго длился он… Наконец, старший сын, взяв свои гурты, откочевал далеко на северо-запад, где синели горы. Старший сын в переводе означает «баш ул». Кроме того, он и старший гурта – «гурт башлыгы». Вот, мол, и получилось: башгурт- башкорт…

Племя размножалось, двигалось дальше. Один из башкир выбрал долину Ика, где сейчас расположено Мраково. Звали его то ли Мурат, то ли Мрат. По его имени и нарекли село. Потом появились в наших краях беженцы и крепостные переселенцы. Многие погибли от голода и дикого зверя. Тогда, мол, и переиначили название аула из Мрата в Мрак…

Легенда она и есть легенда. Но вот что пишет в своей статье о Кугарчинском районе, опубликованной в книге «Золотое кольцо Башкортостана», кандидат исторических наук, старший преподаватель УГИС З.Р. Рахматуллина:

«Деревня Мраково в XVIII веке называлась Красной Мечетью. В нем находилась мечеть, кузница, мельница. Отсюда прошел Е.Пугачев, направляясь на Авзяново-Петровский завод. Материалы VII ревизии сообщают имена сынов Мурака: 72–летний Хамит и 52-летний Хабибулла Мураковы…».

…Мрак. Пожалуй, когда-то это название было подходящим. А сейчас – вот оно Мраково, с новыми улицами, новыми красивыми домами и дворцами, асфальтированными улицами. Не узнать село – широко раздвинулись его границы!

Стою с друзьями детства на вершине Странкиной горы. Назвали так гору, говорят, по имени расстрелянного на ней красного комиссара. Помню, был когда-то у подножия обелиск, поставленный на месте казни белогвардейцами местных партизан…

Между прочим, за этой горой я и явился на свет. Да, явился. Потому что родился значительно раньше: будучи в утробе мамы я уже жил и сучил ножками, когда мне было неудобно лежать. Не думайте, что порю чушь: каждый из нас примерно на полгода старше своих официальных лет…

Как рассказала мама в конце жизни (а прожила она почти 92 года), появился я на свет по дороге из Уваров, где мама находилась, пока папа – заведующий Райзо мотался по аулам. А в Уварах учительствовал дядя Мухамат Исхаков – братишка мамы…

Оказался он здесь, думается не случайно. Аул Увары, бывшая некогда «яма» - почтовая станция, жители которой несли ямскую повинность и назывались ямщиками. Ему уже 250 лет. В этом году мы с земляками готовимся отметить эту знаменательную дату праздником «Здравствуйте, односельчане!». А носят большинство уваринцев фамилии Исхаковы и Ишматовы, чьи предки переселились сюда, в частности, из Татарских Карагалов, расположенных близь Оренбурга. Живет здесь и моя двоюродная сестра Лилия Исхакова, ее сын и дочь со своими семьями.

А в Татарских Каргалах живут мой двоюродный брат Хамит – абый Исхаков, его дети и другие наши родственники. В детстве я несколько раз ездил из Мраково в Оренбург с мамой, гостил у бабушек и дедушек – наших родственников, но не знал, откуда и от кого они происходят, да и не интересовался тогда нашей родословной. А жаль…

И вот недавно мой старший брат Марсель дал мне почитать повесть «Искак» декабриста Петра Кудряшова, сосланного в Оренбург после известных событий на Сенатской площади в Петербурге. Он владел татарским и казахским языками, пытливо изучал жизнь, быт, нравы и обычаи края, и написал ряд произведений, которые отражали местные жизненные реалии: повести «Абдряш», «Абдрахман», «Сокрушитель Пугачева, илецкий казак Иван», «Киргизский пленник», а также большое количество стихотворений и песен.

Повесть же «Искак» брат случайно обнаружил среди старых журналов и книг, выброшенных кем-то из его соседей по саду. И вот что, в частности, он поведал в рассказе «Находка», опубликованном в минувшем феврале в газете «Истоки»:

«Я с интересом прочитал повесть «Искак» - приключениях каргалинского юноши, влюбленного в красавицу Фатиму… И вдруг меня озарило: так это повесть о моем пра…пра… - не знаю сколько раз надо повторить это «пра» - дедушке Исхаке, автор изменил в его имени лишь одну букву.

Башкиры считают, что каждый человек должен поименно помнить своих предков до седьмого колена. Я в молодости относился к своей родословной легкомысленно, более того – сознательно пренебрегал ею. Моя осведомленность по этой части не шла дальше знаний о двух дедах по отцовской и материнской линии, но сведениями об их биографии я похвастаться не мог. Хорош был бы рьяный комсомолец, хвастающийся дедами – священнослужителями!

Дело в том, что мой дед по отцу, Хажи-ахун, имел сан, сопоставимый с саном православного архиерея. Он ведал довольно большим числом мусульманских приходов, прослыл в народе святым. Было это очень давно, так что я никаких особых чувств к деду не испытывал – мне даже казалось, что я никакого отношения к нему не имею. Он умер еще до первой мировой войны, оставив моего отца шестилетним сиротой.

Что касается Вали-хаджи, деда со стороны матери, был он карыем в татарских Каргалах. Карый – это знаток Корана. Дед Вали совершил хадж в Мекку, знал Коран наизусть и специальной грамотой был наделен правом произносить – пропевать суры Священной книги на больших собраниях верующих. Со слов матери я знал, что в 1918 году дед Вали под влиянием революционных событий публично разорвал свою грамоту, отказался от сана карыя. Но это его в моих глазах не оправдывало. Вот если бы он стал красным командиром или красным партизаном, другое дело. Но ни тем, ни другим он не мог стать по возрасту, не говоря уж о религиозных убеждениях, хотя в преклонных годах показал себя молодцом: моя мама родилась от второго брака, когда ему было под семьдесят лет. Однако дед Вали тоже умер задолго до моего рождения, оставив бабушку в нищите. Мама с 8 лет жила в прислугах у своей родной тетки.

Это – все, что было мне известно о людях, которым я обязан своим появлением на белый свет. С этим бы и покинул его, не расскажи русский писатель Петр Кудряшов историю, героями которой оказались мои далекие предки…

А история, рассказанная Петром Кудряшовым, началась с того, что царь Иван Грозный овладел Казанским ханством, после чего один из отпрысков ханской семьи ушел в партизаны. Извините. Это мне захотелось назвать знаменитого разбойника Мустафу партизаном – это слово звучит возвышенней, чем «разбойник»… Немалое богатство досталось его наследникам. Через несколько поколений оно, заметно поубавившись, перешло в руки предприимчивого казанца Сеита».

…Продолжение истории – уже в моем изложении. Приехав из Казани в Оренбург, Сеит выпросил у губернатора Ивана Неплюева дозволение «поселиться сотоварищи близ пограничной линии и избрал для этого место в 18 верстах от Оренбурга на правом берегу реки Сакмары при впадении в оную речки Каргалы». Поначалу поселение называлось Сеитовским посадом, переименованное позднее в Каргалы, куда наезжал со сподвижниками сам крестьянский «царь» Емельян Пугачев, чтобы погулять – повеселиться… 

У Сеита был сын Исхак, который женился на юной красавице Фатиме, чему предшествовали события, описанные Петром Кудряшовым. Фатима жила только с матерью, была украдена киргизами, потом то ли продана башкиру Муслиму, то ли захвачена последним. Не желая стать очередной женой Муслима, так как очень любила Исхака, как и он ее, Фатима, когда охрана заснула, сбежала из юрты и бросилась в бурную реку. Преследователи решили, что она утонула. Но девушка была спасена сыном бедной башкирски и доставлена матери, где ее и нашел Исхак. От них пошли в Каргалах Исхаковы. Наш дед вали-хаджа и наша мама в девичестве носили эту фамилию…

Завершает же свой очерк брат так:

«Напоследок мой вам совет, друзья: читайте больше. Авось и вам откроется что-нибудь такое, от чего ваша жизнь станет веселей. И в родословной своей покопаться нелишне: вдруг да и окажется, что где-то за вашей спиной в колонне предков есть человек неожиданной для вас судьбы и даже национальности, как за Пушкиным – эфиоп, за Лермонтовым – шотландец, за Аксаковым – татарин. И тогда вы обнаружите, что в мире у вас гораздо больше родственных связей, чем представлялось. А значит, вы станете богаче».

Но вернемся к моему появлению на свет. Добрались мама с папой до райцентровской больницы (примерно километров тридцать) по проселочной дороге на старенькой повозке. По дороге маму растрясло, и за горой, у безымянной речушки, она не выдержала, закричала: «Стой, ребенок на свет просится…». Папа зубами откусил мою пуповину, обмыл меня их этой речушки и, подняв над головой, известил округу: «Родился Мадр- Иль!».

Долгие годы я думал, что отец придумал мое имя, как бы близкое к имени старшего сына Марселя. То есть, добавил к названию испанской столицы приставку «иль», откинув букву «д». Отец был довольно образованный человек, учился после «зимогорства», то есть работы на Златоустовских приисках, в Горьковском университете. И, как выяснилось, имя Мадриль – не производное от «Мадрида», а взято из древнего индоевропейского языка: Мадриль – значит «Сын солнца». Так назвал я одну из своих поэм, написанную на татарском языке и посвященную дяде Мухамату, который вместе с женой четыре десятилетия обучал уваринцев.

Кстати, словом «Иль» и ныне на языке некоторых народов называют солнце. И брата, оказывается, зовут не Марсель. После смерти матери, в связке писем отца, которые она хранила, я обнаружил свидетельство о рождении брата, где написано «Марсиль». То есть, отец осмысленно нашел и старшему сыну имя со словом «солнце»…

В общем, хотя в метрике, то есть в свидетельстве о моем рождении, указано село Мраково, самое дорогое место на земном шаре для меня – аул Увары, где прошло мое детство.

И куда бы судьба меня не заносила: на Тихий ли океан, где служил на Военно-морском флоте, а потом журналистские дороги подарили мне свыше полутора десятка стран мира: будь то крошечное государство Сан-Марино, расположенное на одной из Апеннинских гор, окруженных территорией Италии, впрочем, древнейшее из современных европейских государств; бывшие наши «братья» по Варшавскому договору или же могущественная держава США – всюду, уже через несколько дней, я начинал скучать по родному аулу. Я думал о нем и стоя на 110-м этаже одного из двух Нью-Йоркских небоскребов-близнецов (снесенных позже 11 сентября 2001 года с лица земли террористами), глядя на статую свободы, возведенную на острове среди Гудзонова пролива… и там рождались вот эти строки:

                Стало модно бывать за границей,  

                 Вот я тоже нанес ей визит,  

                 До сих пор мне – нет  

                 Да приснится  

                 Чернобровая девушка – гид.  

                 Были встречи и разные речи,  

                 Видел много друзей и врагов,  

                 Был с друзьями шутлив и беспечен  

                 И, как надо, с врагами суров.  

                 Показали мне замки и моды,  

                 и достаточно прочих красот,  

                 хоть садись и расписывай оды,  

                 только что-то не хочется од.  

                 Не хочу все, что нашего краше,  

                 Очернить я неверной строкой,  

                 Только все-таки это не наше,  

                 Даже воздух – и тот не такой.  

                 И какой бы не шел я страною,  

                 Мой далекий аул увары  

                 Неизменно вставал предо мною,  

                 как маяк на вершине горы.  

                 И когда нам навстречу полился  

                 Гимн, знакомый с мальчишеских лет,  

                 Я – неверующий – молился,  

                 Но не богу, а нашей земле.  

                 И, свисая с подножки вагона,  

                 Я вдыхал в себя жадно полынь,  

                 Словно запах настойки лимона  

                 И глаза были светом полны.  

                 Постигаем мы цену России  

                 И безмолвную боль матерей,  

                 Чужеземные версты осилив,  

                 На коленях у отчих дверей…

Приезжая на малую родину, по пути в Увары, я неизменно встаю на колени у той речушки, и омываю лицо ее хрустальной студеной водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное краеведение в Оренбуржье, 6 класс, уроки 1-6

В помощь учителю предлагаются разработки шести уроков по литературному краеведению в Оренбургском крае для учащихся 6 кл....

Литературное краеведение. 6 класс. Архитектура Оренбуржья.

Литературное краеведение. 6 класс. Архитектура Оренбуржья....

Литературное краеведение (материал к урокам: нивхские, японские, корейские сказки; биография и творчество Романа Хе)

Данный материал используется на уроках  литературного краеведения. Представляет собой презентации к урокам и конспекты уроков....

Подборка материалов к урокам №№ 13-15 по теме "Из современной оренбургской поэзии" может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Шестиклассники откроют для себя имена современных оренбургских поэтов  В.Кузнецова, В.Курушкина, С.Поповой, И.Бехтерева....

Подборка материалов к уроку № 16 по теме "Из современной оренбургской поэзии" (творчество поэтов В.Одноралова, Н.Лукьяновой) может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Учитель откроет для учащихся 6 классов имена современных оренбургских поэтов  Владимира Одноралова, Нины Лукьяновой.  (По материалам Интернета)...

Методическая разработка урока по литературному краеведению «Что ж будет памятью поэта?..»: урок Памяти Владимира Дворянскова

Представлен материал по литературному краеведению. Урок памяти ульяновского поэта Владимира Николаевича Дворянскова...