Литературное краеведение (материал к урокам: нивхские, японские, корейские сказки; биография и творчество Романа Хе)
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме

Дранкина Татьяна Николаевна

Данный материал используется на уроках  литературного краеведения. Представляет собой презентации к урокам и конспекты уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки №1-2

Тема: Нивхские сказки о животных в обработке В. Санги и Ч. Таксами: «Бурундук, кедровка и медведь», «Тюлень и камбала», «Глухарь и дикие лебеди», «Отчего камбала плоской стала» и другие

Цель: формирование представления о  дальневосточной литературе как о социокультурном феномене, развитие нравственноценностных ориентиров личности школьника, чувства малой родины

-  приобщение к чтению и изучению нивхских сказок о животных в обработке В.Санги и Ч.Таксами

- совершенствование общекультурной, ценностно – мировоззренческой компетентности учащихся

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тексты сказок.

Ход урока.

Орг.момент.

1. Сообщение темы и цели уроков.

2. Краткая беседа о сказках вообще и нивхских сказках.

3. Чтение и анализ сказок.

Бурундук, кедровка и медведь
Нивхская сказка
(В обработке В.М.Санги)

В солнечный летний день ты встань пораньше. Выйди в лес, осторожно пройди опушкой. На верхней ветке старой ольхи увидишь бурундука - маленького лесного зверька. Пушистый хвост его совсем по-беличьи закинут на спину, а в лапках - шишка. Справится бурундук с шишкой, забегает по ветке, призывно свистнет. Прилетит к нему верный друг кедровка - небольшая лесная птица, принесет в длинном клюве шишку, а сама полетит за новой.

Пока бурундук занят шишкой, подойди поближе. Только иди тихо. И ты разглядишь на рыжей спине бурундука пять черных полос.

Раньше бурундук был весь рыжий. И жил один. А он маленький, слабый. И его обижали все. А горностай и лиса даже хотели его съесть.

Терпел-терпел обиды бурундук и однажды решил: найду-ка я друга, большого, сильного. Чтобы его боялись все.

И пошел бурундук по лесу искать себе друга. Скачет бурундук от дерева к дереву, от куста к кусту. Пробежит по валежине, заглянет в расщелины.

И вот бурундук увидел медведя. Медведь спал в тени под кустом кедрового стланика.

Бурундук схватил медведя за ухо и давай тормошить. Кое-как разбудил. Медведь недовольно рявкнул:

- Чего тебе надо, бур-р-рундук?

Бурундук говорит:

- Медведь, медведь! Давай с тобой дружить.

Медведь лениво зевнул:

- А зачем нам дружить-то?

Бурундук говорит:

- Вдвоем будет лучше. Ты большой, неуклюжий. А я маленький, ловкий. Я буду сторожить, когда ты спишь: вдруг какая опасность идет.

- А я никого не боюсь, - говорит медведь.

- Тогда вместе будем орехи собирать.

Медведь поднял свою большую голову - уши и те больше всего бурундука:

- Орехи, говоришь?

- Да, орехи, - торопливо ответил бурундук и тут же добавил: - И ягоду будем вместе собирать.

- Ягоду, говоришь? - спросил медведь.

- Да, ягоду, - торопливо ответил бурундук и тут же добавил: - И муравьев будем вместе ловить.

- И муравьев, говоришь? - медведь поднялся, сел. - И орехи, и ягоду, и муравьев, говоришь?

- Да, и орехи, и ягоду, и муравьев будем вместе добывать.

Медведь доволен. Отвечает:

- Я согласен с тобой дружить.

Бурундук нашел себе друга. Большого, сильного. Теперь ему никто не страшен.

Быстрый бурундук находит богатые ягодные поляны и кусты кедрового стланика, сплошь усыпанные шишками. Медведь только и знает, что ест: силу набирает.

Вскоре медведь ожирел так, что стало ему трудно ходить. Он теперь больше отдыхал. И лишь изредка повелевал:

- Эй, бурундук, принеси мне брусники.

Или:

- Эй, бурундук, почеши мне спину.

Наступила осень. Впереди зима, долгая, холодная. Бурундук забеспокоился:

- Слушай, медведь, скоро зима - надо делать запасы.

Медведь говорит:

- Делай, бурундук, запасы, - а сам как лежал, так и лежит.

Бурундук сделал запасы. Медведь же залег в берлогу, подложил под голову лапу и заснул.

Спал медведь месяц, спал другой - проснулся. Говорит бурундуку:

- Подай-ка, друг, орехи.

Бурундук накормил медведя. Тот, сытый, снова уснул. В конце зимы просыпается медведь. И снова говорит бурундуку:

- Подай-ка мне орехи и ягоду.

Медведь съел все запасы, не оставил бурундуку ни одной орешины, ни одной ягодки. Едва дотянул бурундук до весны.

Когда снег растаял, проснулся медведь. Потянулся довольный и сказал бурундуку:

- А хорошо мы с тобой, братец, перезимовали!

Потом похвалил бурундука:

- А ты, малыш, молодец! - И погладил лапой по его спине. Так и остались на рыжей спине бурундука пять черных полос - следы медвежьей дружбы.

Вышел медведь из берлоги и тут же забыл о своем маленьком друге. Вокруг много сладких кореньев, и медведь только и делал, что копал их своей сильной лапой и чавкал на весь лес от удовольствия. У бурундука же только сил и хватило, чтобы вывалиться из берлоги. Долго лежал он на сухой траве, подставив солнцу свою полосатую спину.

Вот тут-то и пролетала кедровка. Она тоже зимовала в лесу. Трудно ей пришлось: снег завалил орехи, а запасов делать кедровка не умела. Таежная птица несла в клюве шишку - нашла где-то.

Увидела кедровка бурундука - пожалела. Хоть сама была голодна, отдала шишку.

Съел бурундук орешек - шея окрепла. Съел второй - спина окрепла. Съел третий - ноги окрепли. Съел всю шишку - почувствовал, что может идти.

Пошел бурундук по лесу. Скачет от дерева к дереву, от куста к кусту. Заглядывает под коряги и валежины, в расщелины и норы. Нашел прошлогодние орехи. Поел сам да поделился с кедровкой.

С той поры и дружат маленький лесной зверек бурундук и маленькая птица кедровка.

Каждую осень, когда созревают орехи, кедровка летает по всему лесу, собирает шишки. А бурундук шелушит, делает запасы себе и кедровке.

Прослышали горностай и лиса о том, что бурундук больше не дружит с медведем, обрадовались, решили съесть. Но не тут-то было. Как бы тихо ни крались горностай и лиса, заметит их зоркая таежная птица. Крикнет кедровка, бурундук прыг с ветки и - в нору. А когда на кедровку нападает какой враг, проворный бурундук вцепится ему зубами в шею. И так вместе - кедровка острым клювом, бурундук зубами - прогонят маленькие друзья своих врагов.

И медведю теперь не сладко: у него нет запасов. И чтобы не умереть с голоду, он только и знает: всю зиму сосет лапу.

Тюлень и камбала
Нивхская сказка
(В обработке В.М.Санги)

На севере Ых-мифа есть залив, отделенный от Пила-керкка - Охотского моря - песчаной косой. Это лагуна. Лагуна как лагуна: в ее чаше есть глубокое русло, в которое во время прилива вливается морская вода, а в отлив она бурно выливается обратно в море через узкий пролив; в лагуне есть и обширная отмель, она простирается к западу от голубого русла, постепенно переходя в пологий берег. Отмель вся заросла морской травой.

Когда ты поедешь ставить сети, не ставь их на мелководье. Здесь не поймаешь ни кеты, ни тайменя. Сети забьет морская трава, а нижние ячеи - камбала. И не простая гладкая, а звездчатка. Она вся покрыта колючими наростами, похожими на бородавки. Эта камбала обычно ложится на дно лагуны, плавниками накидает на себя ил, и ее не видно.

А глянешь туда, где глубоко, - увидишь на поверхности воды черную круглую голову тюленя. Она поворачивается влево, вправо, большие блестящие глаза словно ищут кого-то. Тюлень долго ищет, не находит, ныряет в глубь залива, но вскоре опять появляется на его поверхности, поворачивает голову влево, вправо.

***

Некогда звездчатка была похожа на других камбал. И ей это не нравилось. И поплыла она искать, с кем бы посоветоваться, как быть не похожей на остальных камбал.

Встретилась с навагой:

- Навага, навага, ты пришла в наш залив из дальних вод. Тебе не страшен даже седьмой вал. И ты видела много. Скажи мне, как сделать, чтобы не походить на остальных камбал?

Видавшая виды навага удивилась вопросу камбалы, покачала головой, вильнула тонким хвостом и ушла в глубину.

А камбала обращалась и к корюшке, и к тайменю. Но никто не мог помочь ей.

- Я помогу твоему горю! - сказал тюлень. - Только, чур, и ты поможешь мне.

- Конечно же! Конечно же! - обрадовалась камбала, подплыла к тюленю, погладила плавниками его усы.

В то давнее время тюлень был весь черный, и его можно было заметить далеко во льдах. А у тюленя, известно, много врагов: медведь, орел, лиса...

Тюлень принялся мазать камбалу потайной глиной. Долго и старательно делал он свое дело. Только и было слышно, как он сопит от усердия. На хвост камбале тюлень перенес веер северного сияния, плавники окрасил в цвет тихого заката над августовским заливом.

Камбала любуется собой - не налюбуется. Повернется то одним бочком, то другим, проплывет то под волной, то у самого дна.

Тюлень ждал, ждал, кое-как дождался, когда угомонится камбала.

- Теперь ты принимайся за меня, - говорит тюлень. - Я черный, и меня далеко видно во льдах. Сделай меня серым, чтобы я был незаметен и во льдах, и на берегу.

- Мигом я это сделаю, - сказал камбала и стала мазать тюленя белой глиной.

Но у камбалы не было столько усердия, сколько у тюленя. Да и спешила она к своим сородичам, чтобы показать себя. Она нанесла несколько пятен и отстала.

- Фу-у-у, устала, - сказала она.

- Отдохни немного, - посочувствовал тюлень.

А камбала повернулась и поплыла от него.

- Ты куда? - спохватился тюлень.

Камбала сильно ударила плавниками, только и видел ее плоскую спину. Тюленю стало страшно: он ведь теперь пестрый. Ему не укрыться ни во льдах, ни на берегу: во льдах его выдадут черные пятна, а на берегу - белые.

- Ах так! - возмутился тюлень и погнался за камбалой. Долго длилась погоня. Но куда там: только тюлень раскроет пасть, чтобы поймать обманщицу, та ловко увильнет в сторону. Тогда разозленный тюлень схватил горсть крупного морского песка и бросил в камбалу. Так и покрылась камбала колючими наростами, похожими на бородавки.

С тех пор прошло много времени. Но и по сей день тюлень враждует с камбалой. Камбала прячется от грозного тюленя в траву на мелководье. Она ложится на дно лагуны, накидывает на себя ил, и ее не видно.

А пятнистый тюлень плавает на глубине, все ищет камбалу, не находит, ныряет до самого дна, всплывает на поверхность залива, поворачивает голову влево, вправо

Как чайки-крачки стали жить вместе
Нивхская сказка
(В обработке В.М.Санги)

Как-то ночью ехали мы заливом. Было тихо-тихо, настолько тихо, что казалось: пискни комар на том берегу - и мы услышим. На заливе ни одного всплеска, лодку ни разу не качнуло.

Легкий туман парил невесомо. Сквозь него и подслеповатая заря, которая летней ночью не покидает небо, и зыбкая лунная дорожка, и сама луна, и звезды были матовые, будто кто их слегка припудрил.

Я аккуратно опускал весло, придерживая его в тот миг, когда оно входило в воду.

На корме смутной громоздкой тенью выплывал старик. По-видимому, и ему не хотелось нарушать тишину: он попыхивал трубкой и, пока мы пересекали залив, не произнес ни слова. И не видел я, как он взмахивает кормовым веслом, и только по упругим толчкам лодки узнавал глубинные гребки старика.

Прошло еще много времени, прежде чем я уловил ленивый, как сквозь полусон, скрипучий голос чайки.

- Ке-ра, ке-ра, ке-ра, ке-ра, - будто уговаривала она кого-то.

Старик перестал шевелиться. Я понял: прислушивается. Потом услышал его шепот:

- На гнезде...

Вскоре донеслись голоса и других чаек, такие же негромкие и дремотные: мы проезжали мимо острова Тьатьр-ур - острова Крачек.

Разговор маленьких легкокрылых чаек не нарушал тишину. Он звучал в ней как музыка, подчеркивая умиротворение и спокойствие.

- На гнездах сидят, - как и прежде, шепотом сказал старик.

Вдруг раздался невероятный гвалт, и в воздухе взмыло белое облако, будто взорвало остров.

Меня бросило в жар. Потом словно окунули в холодную воду. В утлой лодчонке я почувствовал себя очень неуютно. Я в ужасе таращил глаза и вертел головой, но не мог понять, что происходит вокруг. Я с надеждой посмотрел на старика: может, он поможет чем-нибудь. Но и старик в напряжении смотрел на остров, смутно темнеющий в стороне от нас. Голова старика в брезентовой шапке поворачивалась из стороны в сторону на длинной худой шее и походила то на вопросительный знак, то на его же обгорелую трубку. Я на миг забыл о своем страхе и усмехнулся нелепому виду старика. Я, конечно, и не подумал, как выглядел сам со стороны.

И тут меня всего передернуло: будто скала обвалилась в воду. Гвалт перешел в грай. Стон, свист, скрежет, визг...

И мой старик вдруг замахал руками, гулко ударил веслом по лодке. Удар. Еще удар. И невероятный вопль:

- У-лю-лю-лю! Га-га-га! Улю-лю-лю! Улю-лю-у-у-у!

Старик перешел на дискант. Еще энергичнее замахал руками и тонко завопил:

- И-ги-ги-и-и!

И осатанело захохотал:

- Так его! Так его! Ха-ха-ха-ха-а-а-а-а!

Только теперь я заметил: от острова, шумно отфыркиваясь, быстро плыло что-то большое и темное. А над ним, прочеркивая темноту, тысячи белых стрел с пронзительным криком вонзались в спину большому зверю. А зверь, беспомощно взревывая и тяжело отфыркиваясь, в панике уплывал в ночь.

А старик распалялся все больше и больше. И восклицал восхищенно:

- Вот что делают! Вот что делают маленькие мерзавцы, когда они вместе: медведя прогнали! Ай-яй-яй, медведя прогнали!

Старик еще долго не мог угомониться. Наконец он перевел дыхание, замолчал, о чем-то задумавшись. Потом зашуршал рукой под брезентовой курткой - я понял: полез за кисетом.

Старик курил, положив весло перед собой. И я перестал грести. А он все молчал, задумчиво попыхивая трубкой. Я знал старика: он к чему-то готовится. И не ошибся. Вот что он рассказал мне.

Раньше чайки не жили вместе. На самом деле, зачем им жить вместе! Ведь каждая из них имеет сильные крылья, такие сильные, что они могут перенести чайку через море. Каждая из них имеет крепкий клюв, чтобы цепко схватить добычу или отбиваться от врагов.

Так думали и крачки. Как думали, так и жили: каждая в отдельности вила гнездо.

Но не всегда легко найти рыбу: море большое, и рыба плавает, где ей захочется.

И летают чайки каждая сама по себе. Вот над пенистой волной пролетела черноголовая крачка. Как ни зорко всматривалась она в волну - не нашла серебристых рыбешек. Так ни с чем, голодная, и улетела черноголовая крачка.

Вот над тем же местом пролетела красноклювая крачка. Зря она здесь летала: у черноголовой глаза не хуже, чем у красноклювой. И красноклювая улетела ни с чем, голодная.

И еще много крачек пролетали над пенистой волной, потому что не знали, что здесь уже побывали другие.

Вернулась черноголовая крачка к своему гнезду уже в потемках, так и не найдя рыбешку. И что видит: сидит у ее гнезда большая ворона и склевывает яйцо.

Забилась чайка, закричала тревожно.

Прилетела на крик красноклювая крачка, сама вся в слезах. Жалуется:

- А мое яйцо украла мышь.

Прилетает третья крачка и тоже жалуется:

- Кто-то разорил мое гнездо.

А ворона склевывает уже второе яйцо.

Взлетели крачки, прокричали. На их крик явились и другие чайки. Налетели они на ворону: от нее только перья полетели.

И вот держат совет крачки.

Черноголовая говорит:

- Худо, когда мы живем каждая по себе. Даже ворона и та обижает нас.

- Худо, худо, - сказали крачки.

- Худо, когда мы по отдельности летаем за пищей. Одной трудно найти рыбу в большом море, - сказала красноклювая.

- Худо, худо, - сказали крачки.

- Нам надо вместе жить. Когда мы вместе, нам не страшен никакой враг, - сказала черноголовая.

- Вместе! Вместе! - сказали крачки.

С тех пор и живут вместе. Живут большими колониями. Им вместе легче найти рыбу в море. Найдет крачка стаю рыбы, прокричит, и слетаются к ней другие крачки. И все сыты.

А если появится какой враг, крачки тучей налетают на него, тот бежит сломя голову. От одного только крика их у самого черта волосы дыбом встанут.

- Видел: они медведя прогнали! - сказал старик. - Медведь хотел полакомиться яйцами, да не тут-то было.

Легкий туман стал белесым и так же, как и час назад, парил неслышно и невесомо. Луна побледнела, будто ей стало зябко от сырости, и поплыла в сторону гор на покой.

А за нами раздавалось негромкое, умиротворенное:

- Ке-ра, ке-ра, ке-ра, ке-ра...

Чайки садились на свои гнезда.

Старик погрузил в воду кормовое весло. И я взмахнул своими веслами. Было приятно грести: с каждым гребком по озябшему телу растекалось тепло.

Мы плыли в рассвет.

Лиса и медведь

Хитрому как доверять можно! У хитрого на языке одно, а в голове другое. С хитрецом поведешься – в оба глаза за ним гляди!
Жила в тайге лиса. Очень она ловкая да хитрая была. И жила припеваючи. Ловила фазанов, перепелок, куличков. Охотилась на птиц, да и птенчиками не брезговала. А уж яйца она любила!.. Сколько гнезд разорила, сколько птенцов погубила – и не сосчитать! Как-то взялась кукушка считать: Ку-ку! Один. Ку-ку! Два, – да так и до сих пор считает… Так лиса разбойничала, что в том месте стала дичь переводиться.
Но время идет – никого не ждет. Пришла и на лису напасть. Постарела лиса, видеть плохо стала, силы у нее поубавилось. Пошла она один раз на охоту, видит – идет по дороге фазан-петушок. Подкралась лиса к нему, из-за кустарника выскочила – хвать фазана! А фазан забился, затрепыхался, крыльями захлопал, шпорами своими лисе нос в кровь разодрал да и убежал. Не могла с ним лиса справиться. Фазан на куст взлетел и давай над лисой смеяться.
– Эй, ты! – говорит. – Не охотиться тебе, а шкурой быть! Ни на что другое ты уж не годна.
Заплакала лиса с голодухи да со злости. Побрела в свою нору…
Совсем у нее неудачная охота пошла.
Целый день по тайге бродит, а поймать ничего не может. Попробовала лиса даже за бруснику взяться. Пожевала, пожевала и совсем заскучала: еды много, а сытости нет.
В эту осень перелетные птицы в теплые края рано собрались. Потянулись косяки уток, да гусей, да журавлей. Летят, покрикивают – с сопками, с тайгой да с таежными озерами до весны прощаются.
Услыхала эти крики лиса и совсем помирать собралась: снег выпадает рано, а у лисы никаких запасов на зиму нет.
Идет лиса куда глаза глядят, голову повесила.
– Поищу, – говорит, – глупее себя. Авось, проживу.
Повстречалась с медведем, спрашивает:
– Ты куда, сосед, идешь? Отвечает медведь:
– Да вот ищу, соседка, не скажет ли кто-нибудь мне, о чем журавли по ночам кричат.
Призадумалась лиса, потом говорит:
– Надо пошаманить немножко. Тогда узнаем. Лыковый пояс лиса надела, щепочки да камешки к нему подвязала. Пошла плясать: хвостом метет, вместо бубна в собачий череп бьет. Развесил уши медведь, на лису смотрит, ладошками прихлопывает, лисе шаманить помогает.
Покружилась, покружилась лиса, потом говорит:
– Ну, сосед, узнала я, о чем журавли ночью кричат.
– О чем же?
– А кричат они о том, что зима будет ранняя, холодная да длинная. Кричат, что все звери должны друг другу помогать. От такой зимы, кричат, и берлога не спасет!
Испугался медведь.
– Как же быть теперь? – говорит. Отвечает ему хитрая лиса.
– Вместе жить надо. Вдвоем теплее. А сейчас, – говорит, – надо на зиму запасы собирать да в берлогу таскать!
Задумался медведь: зачем ему запасы, коли ему на всю зиму своей лапы хватает? Так и лисе сказал. Рассердилась лиса, закричала на медведя, ногами затопала:
– Кто хотел узнать, о чем журавли кричат? Ты. А узнал – делай как говорят. Если не хочешь, я другого товарища себе на зиму найду! А ты один пропадай…
Упросил медведь обманщицу не сердиться.
Уговорились они вместе жить. Стали еду припасать, охотиться пошли. Только плохая у них охота идет. У лисы силы нет, а медведя на спячку потянуло: на дичь смотрит, а сам о берлоге думает. Какая уж тут охота!
Разозлилась лиса, а виду не показывает. Ходит, ходит – все думает, как ей медведя обмануть.
Сколько по тайге ни бродили – нет удачи…
Вдруг потянул носом медведь, шерсть у него на загривке дыбом стала; раздул медведь ноздри, глаза вытаращил, нюхает:
– Не нашим, соседка, пахнет!
Принялся шарить вокруг, что-то лапой загреб. Видит лиса – у медведя в лапах охотничий нож. Видно, охотился кто-то да и обронил нож. Запела лиса тоненьким голосом, заплясала будто от радости. Спросил медведь, чему она радуется.
Отвечает лиса:
– Как не радоваться мне, сосед! Ведь теперь мы можем зимовать безбедно. Эта штука, что ты нашел, – заколдованная. Она одна может столько мяса принести, сколько тебе за всю охоту не добыть!
Обрадовался и медведь, что не надо теперь по тайге таскаться, что можно будет в берлогу залечь.
– Идем, – говорит, – соседка, домой поскорее!
– Идем, идем!
Побежала лиса вперед. Домчалась до косогора, по которому тропинка  шла. Воткнула посреди тропинки нож острием вверх и назад вернулась. Медведю кричит:
– Что же ты тихо больно идешь? Бегом надо. Побежали они. Добежали до косогора. Говорит лиса:
– Давай скатимся с горы! Кто скорее! Согласился медведь. Покатились они кувырком. Катится лиса и поет:
– Катись, катись, мяса кусок!
– Что ты поешь? – спрашивает медведь лису.
– Да вот пою, что теперь мяса на четверть зимы есть.
Катятся они дальше. Лиса все свое тянет. Спрашивает ее медведь, что она теперь поет. Отвечает лиса:
– Пою, сосед, что теперь мяса на ползимы есть. Наткнулся медведь на нож, что лиса на тропинке воткнула, распорол себе брюхо. А лиса во весь голос поет:
– Лежи, лежи, мяса кусок! Охает медведь, спрашивает лису:
– А теперь что ты поешь?
– Да вот пою, сосед, что мяса на целую зиму есть. Издох медведь. Лиса медвежье мясо в берлогу перетаскала.
Там и зиму перезимовала. Вот так лиса обманула медведя. Верно говорят, что от хитреца да плута добра не жди!



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

(с использованием мультимедийного оборудования)

  1. Представьте себе бескрайний великий океан. Со дна океана поднялись высокие островерхие горы. Такие высокие, что их вершины выступили над водой и образовали цепь островов.

  1. Люди прозвали свою страну ЯМАТО, что переводится как «ПУТЬ ГОР». А сегодня все называют эту страну ЯПОНИЯ.

  1. Название страны Японии можно записать двумя иероглифами. Первый из этих знаков означает «СОЛНЦЕ», а второй «КОРЕНЬ», «ОСНОВА». Отсюда в народе говорят «СТРАНА ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА» (см. приложение № 2).

  1. В Японии существует много интересных традиций.

Например: Искусство выращивания дерева в цветочном горшке – БОНСАЙ.

Искусство составления букетов – ИКЕБАНА.

Искусство складывания бумаги – ОРИГАМИ.

  1. Японские дома – это тоже чудо. Внутри домика всё просто: нет стен, есть только ширмы, которые передвигаются в любом направлении. Когда внутри горит свет, такой домик похож на японский фонарик.

  1. Самое знаменитое, что построили японцы, - это … сады! Самые большие сады делают вокруг храмов. Здание храма растворяется в этой сказочной красоте природы. И становится её украшением.



Предварительный просмотр:

Урок №4

Тема: Дальневосточная поэтическая традиция в творчестве Романа Хе.

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Романа Хе

           

Роман Хе родился 18 сентября 1949 г. на о.Сахалине, живет в Южно-Сахалинске.

Редактор книжного издательства.

Играет на 6-струнной гитаре. Пишет песни на стихи Лорки, Галича, Баженовой, Кротовой.

Первая песня "В этом царстве царствовать тебе..." (1979).

Любимые авторы и исполнители: Окуджава, Камбурова.

Вышли книги "Гудящие раковины", "Енбун, или Полет бабаочек", "По сорочьему мосту".

Считается, что поэт должен быть бездомен, голоден и нищ - но ведь бывает иначе? Наверное, бывает. Даже с поэтами. Но явно не на Сахалине.

Не всегда был этот остров нашенским. До 1946 года был он отчасти японским. И в наследство от японцев досталась  корейская диаспора - наличие которой в советское время стыдливо замалчивалось, и связи которой с родной землей были жестко прерваны на сорок лет - только в перестройку начали восстанавливаться связи эти. Первые «телемосты» меж Сахалином и Южной Кореей до сих пор вспоминаются с комом в горле - на сорок лет разлученные родственники обретали друг друга... По эту сторону - люди, на сорок лет лишенные любого гражданства (лица «без подданства» - привычное дело для доперестроечного Сахалина), по «ту» сторону - их процветающие братья-сестры-племянники...

Но был один неожиданный «побочный эффект» у этой социально-политической коллизии.

Корейская диаспора Сахалина, на сорок лет оторванная от «метрополии», сохраняла в неприкосновенности корейский язык сороковых годов прошлого столетия, обычаи и уклад жизни, которые оказались утрачены на родине. И в то же время - будучи окруженной невероятной советской замесью (Сахалин заселялся после 1946 года и «добровольными» переселенцами, и «верботой», и «оргнаборами» - от молдаван до белорусов и латышей, не говоря уж про россиян - откуда только не было там народу) - неизбежно впитывала в себя диаспора другие культуры, говоры и обычаи.

Наверное, это одна из причин, почему именно на этой имперской окраине возрос поэт, чье творчество стало мостом меж Востоком и Западом. Чья двуязычность - для него равно родные и корейский и русский языки - дала совершенно неожиданный эффект: его собственные стихи имеют две ипостаси - они существуют на двух языках, и это не переводы, пусть бы и авторские - это равноправные проявления одного текста. Его музыка к своим стихам (и не только к своим) - пронизана русской мелодикой и в то же время - вибрацией корейских народных песен. Свободный переход с одного на другой языки позволили ему сделать принципиально новые переводы древнекорейских поэтов, переводить современных корейских поэтов так, что они совершенно органично звучат на русском языке.

Определить форму его собственных стихов - непростая задача. Это и не верлибр (хотя в ставшей канонической «Антологии русского верлибра» его стихи представлены очень большой подборкой), это не свободный стих, это не «сиджо» или какие иные восточные изыски.

Ценители такой поэзии наверняка поняли, что речь идет о поэзии Романа Хе
Поэзии чистой, как родники Сахалина.

Его творчество оценено не только в России - имя его известно и на «востоке» - в Японии, Корее, Китае, и на «западе» - в США, Израиле, Франции...

Его стихи включает в свои песенные программы Елена Камбурова.

Среди ценителей настоящей поэзии его имя - своеобразный пароль для посвященных.

А его песни - концертирует он нечасто - с восторгом встречены были и в дальневосточных городах, и в Москве, и в Самаре, и в Корее. Записи его концертов и сборники стихов - раритетны.

В московских «кругах» считается неким шиком произносить его фамилию на корейский манер – «ХО». По паспорту Роман Хе – «Хо Нам Еги». Знатоки его творчества зачастую норовят щегольнуть правильным произношением этой фамилии.
До 1999 года жил поэт в поселке Томари (где он и родился). В 90-е все предприятия там замерли, и поселок потихоньку умирал. Однако вынужденная безработность, хоть и грешно так говорить, наверное - но она позволила поэту полностью уйти в творчество.

Далее смотри презентацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей.

в данных презентациях даны сведения для ознакомления детей с творчеством и биографией писателей. можно использовать в начальной школе....

фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей. часть 2

фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей....

Урок внеклассного чтения по литературному краеведению в 7 классе Тема: «Земля моя прекрасная!» (Образ «малой родины» в творчестве местных авторов и художников).

Урок внеклассного чтения  по литературному краеведению включен в планирование с целью воспитания у учащихся любви к природе родного края. При подготовке к уроку были использованы стихи и картины ...

Дидактический материал к уроку литературы в 11 классе "Тест по творчеству А.А.Ахматовой"

Цель: проверить уровень знаний учениками  фактов жизни и творчества А.А.Ахматовой, степень понимания мотивов лирики поэта, тем, идей, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтическог...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография и творчество Марины Цветаевой"

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография и творчество Марины Цветаевой"...

Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."

Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.....

Технологическая карта урока литературы в 9 классе "Биография и творчество М.Ю. Лермонтова"

Технологическая карта урока литературы в 9 классе "Биография и творчество М.Ю. Лермонтова"...