Технологическая карта урока литературы в 9 классе "Биография и творчество М.Ю. Лермонтова"
методическая разработка по литературе (9 класс)

Мельничук Екатерина Михайловна

Технологическая карта урока литературы в 9 классе "Биография и творчество М.Ю. Лермонтова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 67

Учитель: Мельничук Е.М., ГБОУ СОШ № 658.

Класс: 9.

Предмет: литература.

Автор УМК: И.Н. Сухих. Литература. 9 класс.

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

Тема урока: Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Дата: 04.03.2021 г.

Цель урока: развитие интереса к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова

Задачи:

Образовательные:

- дать представление об этапах биографии и творчества   М.Ю.Лермонтова;  

- показать особенности лирики поэта: народность, лиричность, гражданственность, трагизм.
Развивающие:

- развивать творческие способности и познавательный интерес;  

- развивать умение работать в группе, коллективно, уважать чужое мнение;

- развить навыки монологической речи и умение вести диалог.

Воспитательные:

- воспитывать эстетическое восприятие;

- формировать нравственные ориентиры.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать основные этапы биографии М.Ю. Лермонтова;

- знать особенности и основные этапы творчества М.Ю. Лермонтова;

- выявлять средства выразительности в поэтических текстах;

- формулировать темы, основные вопросы, проблемы изучаемых произведений.

Личностные:

создание ценностных ориентиров, осознание смысла учебной деятельности.

Метапредметные:

умение адекватно оценивать качество выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

владеть приемами работы с текстом, читать/слушать текст с разной глубиной понимания.

Формы, связи, технологии, ресурсы.

Формы деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения:

Активные— учитель = ученик.

Интерактивные — учитель = ученик = ученик.

Формы обучения: работа в парах, взаимоконтроль, кластер, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: история, история искусства.

Технологии:

Технологии уровневой дифференциации.

Технологии интерактивного и диалогового взаимодействия.

Ресурсы: УМК, хрестоматия.

Тип и цель урока.

Тип урока: урок-диалог.

Цель урока.

Содержательная: проверка качества усвоения материала, сформированности умений и навыков, внесение корректив, выявление пробелов в знаниях;

Деятельностная: обучать навыкам смыслового чтения, анализа текста на основе выразительных средств.

Структура урока:

Организационный этап.

Этап мотивации.

Этап актуализации знаний.

Деятельностный этап.

Контрольно-оценочный этап.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организа-ционный этап

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

2. Этап мотивации

1.Даёт задание по тексту биографической статьи учебника: найти высказывание А. Блока о Лермонтове в первом абзаце, объяснить его смысл.

2. Даёт возможность желающим высказаться по первому заданию, называет и записывает тему урока на доске.

3. Предлагает открыть учебник на стр. 150, записать основные даты жизни и творчества поэта. Даёт комментарии по ходу записи дат.

Эмоционально настраиваются на урок. Выполняют задание в парах.

Высказываются. Определяют тему урока.

Записывают в тетради основные даты жизни и творчества поэта.

3. Этап актуализации знаний о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

1. Предлагает совместно заполнить таблицу (на доске и в тетрадях учащихся):

Уже известные произведения

Темы, проблемы

«Песнь про купца Калашникова»

Сила в правде

«Бородино»

Героизм защитников Родины

«Парус»

Романтические искания своюоды

Родина («Люблю отчизну я, но странною любовью!..)

Лиризм родной природы и картин народной жизни

«Мцыри»

Порыв к свободе, поиск себя, вызов судьбе

«Смерть поэта»

Обвинение светской черни

Предлагают свои варианты для таблицы

4. Деятель-ностный этап

1. Поясняет задание для работы в парах: Прочитать стихотворения Лермонтова по хрестоматии, заполнить таблицу:

Название стихо-творения

Выразитель-ные средства

Темы, вопросыЮ проблемы

2. Через 20 минут предлагает обменяться тетрадями пара на пару, осуществить взаимопроверку.

3. Предлагает дополнить записи в своих третрадях.

1. Учащиеся в парах

Читают стихотворения, заполняют таблицу.

2. Осуществляют взаимопроверку, оценивают работу друг друга смайлами.

3. Дополняют записи в своих тетрадях.

5. Контрольно-оценочный этап

Предлагает сдать тетради на отметку по желанию

Проверяют свои записи перед проверкой

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Даёт завершающее урок задание:

1. Лермонтов для меня – это…

2. На шкале от 1 до 10 по нарастающей оцените результативность работы вашей пары.

Выполняют задания в тетрадях, затем при желании сдают их на проверку

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

С. 150-156, план статьи. На отметку по желанию С. 139-156, планы статей/выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова на выбор

Формирование у учащихся положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме "Образ России в творчестве С.Есенина"

Цель урока: активизация художественного восприятия лирического произведения. Задачи:- Формирование умения анализировать и оценивать звуковой образ- Расширить представление учеников о творчестве поэта-...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" по программе В.Я. Коровиной, базовый уровень. Используемый учебник - Литература: Учебник  для 5 класса о...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....

Технологическая карта урока литературы "Потерянный рай" по творчеству И.А.Бунина 11 класс

Урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативн...