Технологическая карта урока литературы и искусства в 9 классе "Обобщение по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Галерея образов помещиков»"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Кудрявцева Надежда Владимировна

Урок-творческая мастерская по литеретуре и искусству. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Кудрявцева Надежда Владимировна- учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 15

г. Балаково Саратовской области

          Предмет: Литература, Искусство

Класс: 9

         Тип урока: Творческая мастерская. Урок обобщения и систематизации знаний.

Технологическая карта изучения темы (ФГОС)

Тема

Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Галерея образов помещиков»

Цели

Образовательные: 

-формирование у обучающихся представление о России Гоголя – России первой половины 19 века;

-увидеть Русь Гоголя, почувствовать боль его и, может быть, поверить в его мечту.

Развивающие:  

-развитие критического воображения, творческих способностей обучающихся и коммуникативных умений;

-привлечение обучающихся к активной познавательной деятельности;

-закрепить умение групповой самооценки;

-развитие элементов коммуникативной, кооперативной и проблемной компетенций

Воспитательные:

- воспитание любви и уважение к живому слову, литературе и нашей истории.

-формирование культуры поведения  при фронтальной и  индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:

- формирование основ гражданской позиции;

-осознание обучающимся своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний  характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества.

-эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении обучающимся социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Ее показателем является развитие высших чувств — нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других стран;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)

 -  Регулятивные УУД: способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал.

- Коммуникативные УУД:

-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.

- Познавательные УУД: 

-привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности;

-помочь обучающимся раскрыть свои творческие способности в создании и представлении своих проектов.

-владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературных произведений.

Планируемый результат

Предметные:

  • умение работать  с различными историческими источниками (извлекать информацию; осмысливать подготовленные сообщения);
  •  использовать приемы технологии РКМЧП (кластер, синквейн);
  • навыков письменной и устной речи через представление информации в различных знаковых системах (в форме таблиц, диаграмм, , опорный конспект);
  • подготовка обучающихся к жизни, через постановку проблемных вопросов, общение с аудиторией и самостоятельную подготовку к выступлению

Личностные:

Умение работать в группе, выступать перед аудиторией и представлять свою работу, основанную на чувствах, нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).

Метапредметные:

-Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.

Основные понятия

«Ревизская сказка», опекунский совет, проект, реализм, эпитет, метафора

Межпредметные связи

История, искусство, экономика, экология, социология.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

компьютер

интернет-ресурсы

Организация пространства

I этап – Индуктор. Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению информации, актуализация жизненного опыта).

II-этап – Осмысление и реализация подготовленных сообщений.

III –этап – Создание проблемной ситуации.

VI- этап –Самоконструкция.

V-этап – Рефлексия (осмысление).

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, сообщения, выразительное чтение.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин). Индуктор.

Цели: -заинтересовать обучающихся темой урока.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения.

Знакомятся с представленной

слайд презентацией.

-работают над  представленными эпиграфами, картинами помещичьей Руси.

Создает эмоциональный настрой. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Рецензирование.

-Размышления над высказыванием критиков.

-Работать  с различными историческими источниками.

-Выразительно читать фрагменты;

Воспринимать текст;

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Осмысление и реализация подготовленных выступлений. Русь глазами историков, портретистов, экономистов, экологов нравственности.

(15 мин)

Цели:

- формирование у обучающихся представление о России Гоголя – России первой половины 19 века;

-увидеть Русь Гоголя, почувствовать боль его и, может быть, поверить в его мечту.

Слушают публичные выступления:.

 Делятся впечатлениями.

Слушают

выразительное чтение отрывков.

- Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

Сообщения обучающихся.

Словарная работа.

-Характеризовать текст;

-Формулировать вопросы по тексту;

-Давать устный и письменный ответы;

-Составление плана выступления;

-Подбирать материал с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет.

 (Познавательные УУД).

-формулирование познавательной цели;

-формулирование проблемы;

(Коммуникативные УУД).

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

(Регулятивные УУД).

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

III. Изучение нового.

(10 мин). 

Создание проблемной ситуации

Цели:

Дать социальный портрет Чичикова, ответить на проблемные вопросы, провести словарную работу

Высказывают свои предположения в паре.

Вступают в диалог,

создают опорные конспекты.

Направляет.

Контролирует:

проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Работа в группах.

Индивидуальные задания.

Защита заданий.

-Делать выводы о тематике произведений;

-Писать сочинения, -Выступать перед аудиторией.

(Коммуникативные УУД).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

 (Познавательные УУД)

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

IV. Закрепление  нового

(7 мин)

Самоконструкция.

Цель:

-формирование основ гражданской позиции;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы)

Слушают выступления учащихся, делятся впечатлениями о сообщение о  презентации,

создают портретные зарисовки помещиков и делают выводы.

Обеспечивает мотивацию выполнения заданий.

Заинтересовать вопросами.

Помочь в создании портретных зарисовок помещиков.

Учить давать оценку себе и одноклассникам.

Мозговой штурм.

Выразительное чтение отрывков.

Защита работ.

-Писать аннотации, эссе, отзывы, рецензии.

 (Познавательные УУД).

 - доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

(Коммуникативные УУД).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

V. Рефлексия.

(7 мин)

Цель:

- проверить умение работать в группах и индивидуально, умение делать выводы  и оценивать себя и своих одноклассников.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Делают выводы, обобщения и объясняют свой выбор.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Помочь поверить в себя, в свои силы.

Создание ситуации успеха.

Оценочные и творческие вопросы.

Работа в группе. Создание синквейна.

Дебаты.

Поиск решения проблемы.

- Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

 (Регулятивные УУД).

-способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал.

 (Познавательные УУД)

-привлечь обучающихся к активной познавательной деятельности;

 (Личностные УУД)

-выражение своих чувств, эмоций

VI. Оценочная деятельность.

 (3 мин)

Цели:

Оценить деятельность обучающихся

Записывают

разноуровневое задание.

1.Написать эссе на тему: Почему творчество Н.Гоголя современно и сейчас.

2.Подобрать слова из произведения, которые вышли из обихода (найти их значение в словаре).

3.Ответ на вопрос: какие положительные качества Чичикова можно взять на вооружение?

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Выставление и комментирование оценок. Продумать интересное

домашнее задание.

 Коммуникативные УУД).

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 (Регулятивные УУД).

-способность доказать свою точку зрения, применять и систематизировать материал.

 (Личностные УУД). 

-формирование основ гражданской позиции;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 11 классе с использованием ЭОР и ЦОР по теме "Образ России в творчестве С.Есенина"

Цель урока: активизация художественного восприятия лирического произведения. Задачи:- Формирование умения анализировать и оценивать звуковой образ- Расширить представление учеников о творчестве поэта-...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души".

Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цели урока: Образовательные: формирование у обучающихся...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе "Биография и творчество М.Ю. Лермонтова"

Технологическая карта урока литературы в 9 классе "Биография и творчество М.Ю. Лермонтова"...