Конспект урока по литературному краеведению «Литературная Смоленщина» по теме: "Записки юного врача" – автобиографическое произведение о жизни сельского врача»
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Киселева Наталья Михайловна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bulgakov_kraevedenie.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по литературному краеведению «Литературная Смоленщина»

по теме: "Записки юного врача" – автобиографическое произведение о жизни сельского врача»

Киселева Наталья Михайловна,

учитель  русского языка и литературы

МБОУ «СШ№25» города Смоленска

Предмет, класс

Литературное краеведение «Литературная Смоленщина», 9 класс

УМК

Литература Смоленщины.9 класс: В 2т.: Учебник–хрестоматия по литературному краеведению /Составление, методические материалы Г.С. Меркина.-2-е изд. ,перераб.- Смоленск:Универсум, 2002.

Смоленский край в литературе и фольклоре. Учебное пособие для средней школы. Под редакцией профессора Ильина В.В. Смоленск: ТРАСТ — ИМАКОМ, 1995г.

Тема урока

Записки юного врача" – автобиографическое произведение о жизни сельского врача

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Оборудование

текст художественного произведения М.А. Булгакова «Записки юного врача», учебник.

Технология

технология личностно-ориентированного обучения,  элементы информационно-коммуникативной технологии, развивающего и проблемного обучения

Формы работы

групповая, индивидуальная

Методы

проблемно-развивающий, поисково – исследовательский

Цели урока:

-  обучающая: познакомить обучающихся с историей создания цикла рассказов М.А. Булгакова «Записки юного врача»; познакомить обучающихся с системой образов художественного произведения; сопоставить характеры героев, их поступки; показать актуальность произведения М.А. Булгакова;  привлечь внимание к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки;

 - развивающая: развивать навыки и умения анализа художественного произведения; развивать навыки монологической речи; учить сравнивать, сопоставлять исторические реалии с художественным миром повести; развивать умение давать характеристику литературному герою, совершенствовать навыки конкретно-исторического анализа произведения;

 - воспитывающая: воспитывать интерес к русской литературе  XX века,  к  творчеству М.А. Булгакова; воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

УУД:
предметные:
-  умение  отвечать на поставленный вопрос аргументировано;
-  умение анализировать,  делать обобщающие выводы;
личностные:
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать нравственно-этическое оценивание;
регулятивные:
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно оценивать свою  работу на уроке и воспринимать  оценку учителя и одноклассников;
к
оммуникативные:
- строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества;
- высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе;
– овладевать монологической и диалогической формами речи.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку.

Учитель приветствует учащихся, обеспечивает положительную эмоциональную обстановку на уроке, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности.

Подготовка к занятию.

Целеполагание

Сегодня мы продолжим изучение творчества М.А. Булгакова, познакомимся и проанализируем «Записки юного врача»

Эпиграф к уроку.

Ты так сурово жил и до конца донес

Ты пил вино - ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

А.Ахматова «Память М.А.Булгакова»

Вдумайтесь в строки Анны Ахматовой, посвященные личности поисателя.. Что они говорят о Булгакове? Что нужно выявить в произведении, чтобы понять жизненную позицию автора, его урок будущему поколению?

Запись темы в тетради.

Анализируют эпиграф, делают выводы о необходимости  анализа произведения, выявлении его тематической и идейной направленности.

Актуализация знаний

Выдвижение проблемы.

Чтобы понять смысл этой фразы, мы должны еще раз обратиться к биографии писателя.

Что вам особенно запомнилось  о жизни и творчестве М.А. Булгакова из уроков литературы?

Отвечают на вопрос о жизни и творчестве автора.

Создание проблемной ситуации

Продолжателем традиций какого писателя можно считать Булгакова?

Как повлияет на жизнь писателя медицинское образование?

В ком из героев мы можем узнать самого автора?

 

В основе «Записок юного врача», известных нам лишь в печатной редакции 1925-1927 годов (редакция 1916-1918, озаглавленная «Наброски земского врача» не сохранилась), лежит материал первых послеуниверситетских лет автора: служба в качестве земского врача (1916-1917) в Смоленской губернии. «Записки юного врача» были начаты в 1916-1917 годах в Никольском и Вязьме, работа над ними продолжалась и в Киеве (1918-1919 гг.).

В 1963 году рассказы, собранные Е.С. Булгаковой, вышли отдельным изданием. Однако в состав книги не вошел рассказ «Звездная сыпь» (1926 г.) на русском языке он был напечатан только в 1981 году Л. Яновской. Второй раз цикл «Записки юного врача» был напечатан в составе однотомника, в сборник не был включен рассказ «Морфий»(1927 г.).

Писатель стал продолжателем традиций А.П. Чехова  

Булгаков будет несколько раз мобилизован в армии противоборствующих сторон гражданской войны. Он окажется в добровольческой армии в качестве доктора.

Таковыми героями являются Алексей Турбин, приватдоцент Голубков, Мастер.

Обращение к имеющимся знаниям обучающихся

Мы с вами говорим о том, что данный цикл рассказов автобиографический. Вспомним, что такое автобиография?

Какие элементы биографии Булгакова можно выделить в цикле рассказов «Записки юного врача»?

Рассказ ученика об автобиографии как о литературном жанре.

В  «Записках юного врача» Булгаков вспоминает о своей врачебной практике в сельской глуши. Перед нами развертываются картины мирной деятельности врача, борьбы за человеческую жизнь не только с болезнями, но и с косностью и невежеством деревни.

Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы

Работа с текстом. Анализ рассказа «Стальное горло»

В чем жанровые особенности рассказа?

Кем был главный герой?

Каково настроение доктора в самом начале рассказа и почему? О чем он всё время думает? Подтвердите словами из текста…. 

Почему ночь 29 ноября в мельчайших подробностях запомнилась герою, что случилось в эту ночь? 

Кто участники этой трагедии? 

От чьего лица ведется повествование, когда происходит действие рассказа?

- Мы с вами сделали вывод о том, что рассказ похож на воспоминание. И действительно рассказ напрямую связан с автором. Он является автобиографическим. Что такое автобиография?

Это небольшое эпическое произведение, в основу которого положен важный эпизод, позволяющий ярко проявиться характеру героя.)

Молодой врач, приехавший в село работать

Он одинокий, нерешительный, сомневающийся, испуганный, потому что ему просто не хватает опыта, он мало что умеет в своей профессии и боится не справиться.

На наших глазах разворачивается трагедия, может погибнуть ребенок

Девочка Лидка, ее мать, бабка и молодой доктор

Это рассказ-воспоминание, ведется от первого лица

Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни

Поиск ответов на поставленные проблемные вопросы

Учащиеся работают по группам.

Задание: 1 группе выписать фразы, характеризующие внутреннее состояние юного врача.

2 группе - внешние проявления этого внутреннего состояния

Ребята выполняют задание.

После выполнения данного задания ребята имеют целостный образ молодого врача

Целостное осмысление полученной информации.  Обобщение материала и выводы.

Какой он – врач, спасший от смерти девочку?

Несмотря на свою неопытность, но опираясь на искреннее человеколюбие, главный герой берет на себя огромную ответственность, отнимая умирающую от дифтерийного крупа девочку у матери и бабки, олицетворяющих собой невежество и темноту сельского жителя революционных лет; решается на отважный поступок – делать сложную операцию «по учебнику», только лишь бы спасти этого «кукольной», «ангельской» внешности ребенка. Чисто, без задоринки проведенная трахеотомия заронила семя доверия селян молодому врачу и послужила началом его работы, накоплению профессионального опыта. На спасенную девочку стали смотреть как на чудо света, а на ее спасителя – как на героя.

Этап

проверки полученной информации самоконтроль

А теперь давайте выполним  проверочный тест, отметки будут выставлены в журнал

Выполняют тест, проверяют работы друг друга в парах

Рефлексия.  Выслушивание   различных точек зрения.

Ребята, давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Что нового появилось в вашем понимании слов М.А.Булгакова?

Какие жизненный уроки произведения Булгакова кажутся вам наиболее важными и значимыми?

Спасибо за урок!

Для М.А.Булгакова важно, чтобы  человек в любых обстоятельствах всегда оставался человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...

ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА В.Д. ФЕДОРОВА: литературное краеведение, анализ текста

В  статье представлены  формы творческой работы с учащимися на материале поэзии В. Д. Фёдорова:  литературная  экскурсия "Картинная галерея музея поэта В.Д. Фёдорова", анализ стихо...

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Врач и пациенты в «Записках юного врача» М. А. Булгакова"

Врач и пациенты в "Записках юного врача" М. А. Булгакова (11 класс, урок литературы)...

конспект урока литературного краеведения "Жизнь и творчество Даля. Животные"

конспект урока содержит биографические данные Даля, план урока по изучению его творчества, а также сказки Даля о животных....

Проектная работа. Тема: Литературное краеведение «Алексинская усадьба в истории и литературе Смоленщины»

Это замечательное место-село Алексино! О   нем    много написано, его посещают любители старины, здесь даже снимались фильмы.   Наше село старинное и имеет богатейшу...

Форум по литературному краеведению «Летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого»

Цель данного мероприятия: повысить мотивацию обучения; способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; развитию творческих способностей; совершенствовать методики проведения уроков....