ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА В.Д. ФЕДОРОВА: литературное краеведение, анализ текста
статья (5 класс) на тему

Морозова Светлана Ивановна

В  статье представлены  формы творческой работы с учащимися на материале поэзии В. Д. Фёдорова:  литературная  экскурсия "Картинная галерея музея поэта В.Д. Фёдорова", анализ стихотворения "Вот попробуй..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_-ye_regionalnye_chteniya_2013.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Светлана Ивановна Морозова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Яйская основная общеобразовательная школа № 1», Кемеровская область; e-mail: simochka.67@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА В.Д. ФЕДОРОВА:

литературное краеведение, анализ текста

Автор, опираясь на свой опыт, представляет различные формы творческой работы с учащимися на материале поэзии В. Д. Фёдорова.

Ключевые слова: поэт Василий Фёдоров, урок литературы, литературное краеведение, литературная экскурсия, анализ стихотворения.

В течение шести последних лет основной темой литературного краеведения для меня и моих учеников стали страницы жизни и творчества нашего соотечественника, поэта Василия Дмитриевича Фёдорова. С 2008 г. на областных и Всероссийских краеведческих конференциях были отмечены наградами четыре исследовательских работы: «История одного автографа», «Неизданные стихотворения поэта В.Д. Фёдорова», «Сад в жизни и творчестве В.Д. Фёдорова», «Религиозные представления поэта В.Д. Фёдорова».

Когда-то мы поняли, что факт обучения В. Федорова в нашей Яйской школе №1 не подтвержден никакими документами. И мы стали их искать. В бывшей Ленинской комнате школы мы обнаружили альбом с отзывами и пожеланиями её посетителей. Перечитывая их, увидели запись, оставленную 1.09.1970 г.: «Как бывшему ученику вашей школы, мне после осмотра снова захотелось учиться в ней. Наша школа была очень скромной. Желаю вам учиться хорошо, всё время помнить, что вас ждёт великая работа на благо родины и счастья народа. 1. IХ. 1970. Василий Фёдоров». Затем были найдены ещё два автографа Василия Дмитриевича, связанные с посещением им нашей школы 1 сентября 1970 года и подтверждающие факт его обучения в ней. Нам помогли воспоминания И.А. Приходько, тогдашнего директора школы: «Я вёл торжественную линейку 1 сентября сам. Тогда сценариев не составляли… На линейке я сказал: “Сегодня перед вами выступит великий русский поэт, бывший ученик нашей школы В.Д. Фёдоров”. <…> А позже в моём кабинете В. Фёдоров подарил школе книгу “Третьи петухи. Седьмое небо” с автографом. <…> В. Фёдоров написал: “Моим однокашникам в первой школе. Яя. На память. Вас. Фёдоров. 1. IХ. 70.”» Ветеран рассказал нам, что после посещения линейки поэт беседовал с ним и другими педагогами. А прощаясь, подписал на память ему книгу «Второй огонь»: «Илье Александровичу на память о встрече в школе № 1, в которой я когда-то учился. 1. IХ. 70». Таким образом,  поэт оставил в день посещения нашей школы 1 сентября 1970 года 3 автографа. Все они были найдены нами.

Мои ученики были и свидетелями открытий неизвестных стихотворений поэта. Нина Ивановна Ветошкина, экскурсовод музея, в 2008 году, проверяя экспонаты экспозиции, решила открыть крышку фамильного самовара Фёдоровых. В нём был обнаружен рассыпающийся от старости листок с неизвестным четверостишием. 24 года он пролежал в самоваре:

Пусть будет он тебе союзник

И жарким летом, и зимой.

Почаще пей чаёк с вареньем.

Варенья нет, то пей с женой.

В настоящее время краеведы нашей школы работают по темам: «Картинная галерея музея поэта В.Д. Фёдорова», «Венок поэту В.Д. Фёдорову», «В.Д. Фёдоров в творчестве русских поэтов».

* * *

Расскажу о формах работы, используемых в моей практике при изучении творчества В. Федорова.

Излюбленной формой работы для меня и моих учеников является экскурсия о жизни и творчестве В. Фёдорова. После сбора информации, составления маршрута и презентации, нескольких репетиций экскурсоводы предлагают посетить экскурсию учащимся разного возраста. Они приходят к ученикам младших классов, к ровесникам, не боятся выступать и перед старшими товарищами. Чаще всего, конечно, они выступают на уроках литературы. Для детей такие экскурсии становятся праздником. Дети готовят каверзные вопросы экскурсоводу о поэте, о его творчестве. Добавлю, что за последние годы экскурсоводы школы трижды становились победителями и призёрами областного конкурса экскурсоводов и дважды лауреатами этого конкурса на Всероссийской краеведческой конференции «Отечество».

Предлагаю в качестве образца разработку экскурсии «Картинная галерея Марьевского музея поэта В.Д. Фёдорова», составленную моей ученицей Аней Ишмулкиной, 14 лет.

Маршрут экскурсии

1.Герман Захаров. Портрет поэта. «Небесный». 1985 г.

2.Герман Захаров. «Буревестник» 1983-1984 гг.

3.Герман Захаров. Портрет поэта с деревом. 1981 г.

4.Герман Захаров. Портрет Л.Ф. Фёдоровой. 1981 г.

5.Николай Шемаров. «Назаркина гора» 2003 г.

6.Николай Шемаров. «Марьевские луга» 2003 г.

7.Николай Шемаров. «Марьевка. Озеро Кайдор» 2003 г.

8.Николай Шемаров. «Марьевка. Дом поэта» 2003 г.

9.Николай Шемаров. «Листья золотой пургой летят…» 2004 г.

10.Николай Шемаров. «Марьевка. У родника» 2004 г.

11.Николай Шемаров. «На родине моей…» 2003 г.

12.Николай Шемаров. «Марьевка. Речка Яя» 2003 г.

13.Николай Шемаров. «Марьевка. Речка Яя осенью» 2004 г.

14.В. Черепанов. Портрет поэта.

15.В. Черепанов. Портрет поэта.

16.В. Черепанов. Портрет поэта.

17.В. Черепанов. Портрет поэта.

Содержание

Здравствуйте, уважаемые участники конференции! Меня зовут Аня Ишмулкина. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто бывал в Марьевском музее Василия Дмитриевича Фёдорова! Спасибо! Таких людей в зале оказалось…. У меня к вам еще один вопрос: А кто из присутствующих в зале за последние полгода побывал в картинной галерее?.. Уже лучше! Таких среди нас оказалось….. Я приглашаю вас в Музей поэта Фёдорова, известного во всем мире. Стихи нашего земляка, которому 23 февраля 2013 года исполнилось бы 95 лет, переведены на 14 языков. Поэт был дважды награждён Государственными премиями.

Музей поэта расположен в Марьевском доме культуры. Первое, что вы увидите, переступив порог клуба, будет портрет поэта. Как вы думаете, сколько человек одновременно может увидеть картину? Вот, например, эту.… Ее одновременно увидели около 15 000 тысяч человек! И было это летом 1985 года на марьевских лугах. Именно тогда состоялись первые Фёдоровские чтения. Этот портрет, созданный кемеровским художником Германом Захаровым, стоял на сцене, на марьевских лугах. Перед ним сидели ценители творчества поэта. С любой точки марьевского луга можно было обозревать эту картину. Представьте два моих роста в высоту, это три метра. Вот такой высоты была картина. В ширину она была два метра. Герман Захаров создавал эту картину более недели и никому не давал взглянуть на нее, как бы его об этом ни  просили. Художник был знаком с поэтом. А во время написания картины он постоянно твердил строчки поэмы «Совесть» (1964):

Слышишь, мама,

В Сибири поют петухи…

А тебе далеко

Возвращаться

Обратно… [3,87]

Художник целый день в одиночестве созерцал готовую картину! Когда жена поэта Лариса Фёдоровна увидела портрет, она назвала его «Небесным»: в портрете поэта с сединою преобладали голубые тона.

Автором следующего полотна является также Герман Захаров. И эту картину поэт не увидел, хотя художник начал её создавать летом 1983 года. В тот период Василий Дмитриевич болел. Это картина «Буревестник». Вы видите мировой воздушный океан. Это фон картины. А поэт парит над ним. По словам художника, он парит над «девятым валом» своей жизни, как буревестник. Руки его раскинуты широко. Они распластаны, словно крылья. Рубашка – ярко-красная. Красный цвет, по словам художника, это энергия и сила духа одновременно. Красный цвет – это смелость, отвага. Лицо запрокинуто в небо. В нём собрана вся воля к жизни…

Ты мне сама наградою,

Ты радость мне и грусть,

И верою и правдою

Служу тебе я, Русь[2,170 ]

Несколько картин Захарова поэт всё же видел. Например, о портрете с деревом поэт сказал: «Да… Это я… Тут, как говорится, у вас попадание точное…»  [1, 194-204]  Давайте рассмотрим этот портрет. Вы видите дерево, рухнувшее, несмотря на свою мощь. Это дерево – символ всего преходящего, т.е. проходящего. Время беспощадно. Человек, держащий руку на сломе рухнувшего дерева, осознаёт конечность всего. Он думает о максимальной самоотдаче в отпущенный жизненный срок.

А портрет жены поэт специально заказал художнику. Он попросил написать её помоложе. Художник быстро создал портрет. Когда Федоров его увидел, он сказал: «Мне придётся к нему привыкать заново… Вы чуточку перестарались». И художник заметил на лице жены поэта огорчение.[1, 194-204]

Любил,

Как сон,

Прелестную,

С мечтой

И грустью в облике,

Любил полунебесную,

Стоящую на облаке .[2, 394]

В картинном зале музея выставлены 13 полотен заслуженного художника России Николая Михайловича Шемарова. В 13 картинных галереях России есть его полотна. И в 14 странах мира в частных коллекциях имеются его произведения. Мы гордимся тем, что в Марьевском музее есть полотна этого художника. Шесть полотен были им подарены музею, и столько же музей приобрёл у художника. В 1999 году Николай Михайлович посетил Марьевку впервые. Больше недели он прожил на родине поэта: читал его стихи, знакомился с экспонатами музея, жил в доме поэта, обошёл все окрестности, беседовал с земляками поэта. Он впитывал дух Марьевской земли. Художник делал зарисовки, которые потом превратились в картины. Уезжая, Николай Михайлович  сказал экскурсоводу Н.И. Ветошкиной: «Я стал любить красный цвет после пребывания на вашей земле».

Давайте совершим путешествие по усадьбе поэта с помощью Николая Михайловича.

Перед вами картина «Назаркина гора» (2003). Вспомним строки поэта:

Когда гора

Горит в заре,

А грудь рассветом дышит –

На той Назаркиной горе

Мы к правде

Чуть поближе. [3, 288]

На горе слева мы видим дом, который был построен в 1970 году, а справа виднеется банька и сарай.

Взгляните на пейзаж «Марьевские луга» (2003)

Возможно, Василий Дмитриевич написал следующие строчки, когда глядел на Марьевские луга из окна своего рабочего кабинета:

Мы знали красоту,

Мы пили красоту,

Мы ели красоту,

Как сено ест корова. [3, 270]

Когда я смотрю на картину «Марьевка. Озеро Кайдор весной» (2003), мне вспоминаются строчки стихотворения «Озеро Кайдор»:

В моей деревне,

Что стоит высоко,

Есть озеро по имени Кайдор,

Всё в звёздах лилий

И в кудрях осоки. <…>

Шепчу воде:

«Как в детстве, обними,

Дай чистой ласки маленькую малость!

Сними печаль,

Сними с меня усталость…[2, 209]

Именно эта панорама открывается вашему взору, когда стоите у плетня усадьбы.

Когда  мы видим картину «Марьевка. Дом поэта» (2003), так и хочется цитировать  замету поэта:

Душа томилась

По живой природе.

Скосил траву я

В нашем огороде,

Сметал стожишко.

На ольховый стяж

Ворона села –

И уже пейзаж! [2, 466]

А следующий пейзаж художник назвал строчкой из стихотворения «Листья золотой пургой летят…» (2004).

Листья…    

Листья…

Листья…

Листья

Золотой пургой летят. [2, 326]

Василий Дмитриевич любил ходить или ездить на своём мотоцикле «Урал» за водой к роднику. Когда мы смотрим на картину «Марьевка. У родника» (2004), вспоминается замета:

Стоит в бересте

Под еловою кроной,

Как в курной избе

Золотая икона!

Приди поклониться –

И боль отболится. [2, 463]

Кстати, берёза – самое упоминаемое в творчестве поэта растение.

И этот пейзаж Николая Михайловича назван строчкой из стихотворения поэта: «На родине моей…» (2003). Дело в том, что поэт жил в Марьевке 3-4 месяца в году, с мая по сентябрь или октябрь.  

На родине моей

Повыпали снега,

Бушует ветер в рощах голых.

На родине моей,

Должно, шумит пурга

И печи топятся в притихших сёлах.[2,  91]

Василий Дмитриевич  создал настоящий гимн реке, на которой вырос. Он называл её речонкой.  Художник изобразил его любимую речонку Яю летом и осенью. «Летняя» речка Яя появилась в 2003 году, а «осенняя» – год спустя.

Есть много рек,

Но самой дивною

Была и будет,

Жив пока,

Та говорливая, разливная

Благословенная река.

Она то узится,

То ширится

В прохладе леса и травья,

Моя кормилица, поилица

И нянька мудрая моя. [4, 112]

В картинном зале музея хранятся портреты поэта, созданные В. Черепановым. Бывший экскурсовод музея Н.И. Ветошкина помнит только, что их привезли и передали от имени художника в дар музею. Никто из работников музея с художником не был знаком.

Уважаемые участники конференции, если кто-нибудь из вас что-либо знает об этом художнике, дайте мне знать.

Благодарю за внимание! Буду рада ответить на ваши вопросы!

* * *

А это фрагмент урока литературы в 6 классе  по теме: «У меня собаки в товарищах, и щенки у меня в друзьях»?    По стихотворению В.Д. Фёдорова «Вот попробуй и душу вырази…» из книги «Лицо века» (1960-1961). Здесь мы отрабатываем навыки анализа текста.

Вот попробуй

И душу вырази,

Если ночью,

И ночь не впрок,

У соседа

На строгой привязи

Плачем плачет

Малый щенок.

Отучают его

От радостей,

Приучают

В страхе ночей

К дикой злости,

К волчьей зубастости,

А щенок не поймет

Зачем.

Ты на злость

Его не натаскивай,

Ржавой цепью

Его не бей.

Я ведь знаю щенка,

Он ласковый,

Ищет дружбы

У всех людей.

Мой Варяг,

Это, брат, собачище,

Да и то не бывал

В цепях.

У меня собаки

В товарищах,

И щенки у меня

В друзьях.

Ночь холодная

Пасть раззявила.

Ты не плачь, щенок,—

Сам реву...

Я убью

Твоего хозяина,

Цепь железную

Разорву.

Какими художественными средствами выразительности воспользовался поэт для передачи идеи стихотворения?

Для ответа на этот вопрос класс делится на несколько групп. 1-я группа анализирует лексику: ищет тропы. 2-я группа – фигуры речи. 3-я анализирует фонетический строй речи. Во время  самостоятельной  работы можно  воспользоваться «Толковым словарём русского языка» С.И. Ожегова, терминологическим словарём «Выразительные средства современной речи. Тропы и фигуры» В.П. Москвина, «Литературным энциклопедическим словарём», другими справочными материалами.

Результаты анализа средств выразительности озвучивают 2- 3 ученика от каждой группы.  В первую очередь они напоминают одноклассникам лексическое значение термина, затем приводят примеры из стихотворения.

Так, например, 1 группа может обратить внимание на лирические эпитеты: «У соседа / На строгой привязи», «Приучают / В страхе ночей / К дикой злости, / К волчьей зубастости…», на изобразительные эпитеты: «Ржавой цепью / Его не бей», «Цепь железную  / Разорву», «Ночь холодная…», «Плачем плачет / Малый щенок». Другой ученик обратит внимание на олицетворения: «Ночь холодная / Пасть раззявила». «Плачем плачет / Малый щенок». Последний пример олицетворения указывает на то, что поэт очеловечивает щенка: это развитие опыта С. Есенина.

Учитель обязан обратить внимание на использование поэтом слов разговорного стиля: «волчьей зубастости», «раззявила» (это слово просторечное, неодобрительное). В «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова отсутствует слово, использованное поэтом: «собачище». О чём это может свидетельствовать? Поэт использует суффикс –ищ-, употребляемый чаще всего в разговорной речи. Эти слова помогают читателю острее ощутить переживания автора.

Представители 2-ой группы обращают внимание на умолчание в 4-ой строфе: «Ты не плачь, щенок,- / Сам реву…». Именно после долгой паузы, передающей сильную взволнованность автора, становятся понятны чувства лирического героя, выраженные в последних 4-х стихах 5-ой строфы: «Я убью / Твоего хозяина, / Цепь железную / Разорву». Эти строчки вовсе не выражают прямые намерения героя. Герой не планирует совершить убийство. Они о чувстве отчаяния. Герой произносит эти слова в горячке, поскольку видит, что люди не прекращают обучать собак «дикой злости», «волчьей зубастости».

Поэт дважды использовал риторические обращения: в первый раз он обращается к читателю, называя его «братом», а в 5-ой строфе – к герою стихотворения, к «щенку».

Группа, анализирующая фонетический строй языка, может разделиться на две подгруппы, занятые ассонансом и аллитерацией. Так, в последней строфе в трёх стихах мы слышим ассонанс на [У]: «Сам реву… / Я убью / Твоего хозяина, / Цепь железную / Разорву». Этот звук [У] помогает представить героя «воющим». Человек словно «оживотнивается». Такая особенность изображения была свойственна С. Есенину.

                                              Литература

1.Захаров, Г. Судьбой дарованные встречи. [Текст]/Г. Захаров //Воспоминания о поэте Василии Фёдорове. Кемеровское книжное издательство,1987.- С. 194-204

2.  Фёдоров, В. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1  [Текст] / В.Фёдоров. – М.: Современник, 1989. –468с

3.Фёдоров, В. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 2 [Текст] / В.Фёдоров. – М.: Современник, 1989. – 409с.

4. Фёдоров, В. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 3 [Текст] / В.Фёдоров. – М.: Современник, 1989. – 332с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов. "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве поэта

Разработка урока по теме "М.Ю.Лермонтов. "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве поэта" включает в себя материал по биографии, воспоминания современников, идейно-тематический анализ стихов, выявлени...

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта.

Биография поэта. Основные этапы его творчества....

Литературно-музыкальная композиция "Жизнь и творчество поэта Николая Лактионова"

Материал по краеведению о жизни и творчестве поэта Алтайского края Ребрихинского района села Подстепное. Был разработан для районного праздника "Поэты Ребрихинского района".  Использова...

Внеклассное мероприятие «Первая мировая война в жизни и творчестве поэтов Серебряного века.»

Внеклассное мероприятие для   обучающихся   5-9   классов, сопровождается презентацией....

Презентация к уроку литературы в 8 классе "С. А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта"

Презентация сопровождает слово учителя о С. Есенине. В неё включены стихи С. Есенина , в которых проявляется любовь поэта к своей родине, родной природе. Слово о Есенине учитель подготовит, исходя из ...

Презентация " Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество поэта"

Урок по изучению биографии и творческого наследия М.И.Цветаевой в 11 классе...