Главные вкладки

    Методическая разработка по литературе (8 класс) по теме:
    М.Ю.Лермонтов. "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве поэта

    Разработка урока по теме "М.Ю.Лермонтов. "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве поэта" включает в себя материал по биографии, воспоминания современников, идейно-тематический анализ стихов, выявление основных тем и мотивов лирики Лермонтова, основная роль на уроке отводится ученику, его активной работе на основе вопросов учителя

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lermontov.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    М,Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

    Цель – знакомство с биографией поэта

    - выявление основных тем и мотивов лирики М.Ю.Лермонтова

    Казался ты и сумрачным, и властным,

    Безумной вспышкой непреклонных сил;

    Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

    Ты демонски-мятежное любил

    В.Брюсов

    1 Вступительное слово

      В этих строках Брюсов запечатлел характер Лермонтова, особенность его поэзии: места об ангельски-прекрасном, любовь к демонски-мятежному, его сумрачность и властность, загадочность и непонятность для многих.

    2 Повторение пройденного, обобщение ранее полученных знаний.

    Давайте посмотрим, так ли это?

    1 работа со статьей учебника

    2 Вопросы для беседы

    - В чем, на ваш взгляд проявилась многогранность таланта и личности Лермонтова

    А)Лермонтов был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, в сражении и в петербургской гостиной

    Б) работал в разных жанрах

    В) Был широко образованным человеком

    - Какими европейскими языками с детства владел Лермонтов? (немецкий, французский)

    - В каких учебных заведениях он учился? (Московский университетский благородный пансион, Московский университет (не окончил), Петербургская школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров)

    - Назовите любимых поэтов Лермонтова (Ж.Г.Байрон, А.С.Пушкин, В.А.Жуковский)

    - Были ли лично знакомы Пушкин и Лермонтов (Нет)

    - Сколько было прижизненных изданий сборников стихов Лермонтова (1)

    - Как он к нему готовился? (Десять лет он писал стихи, поэмы, драму, прозу, прежде чем решиться стать литератором. Еще три года понадобилось, чтобы из лучшего, что он создал, составить небольшой сборник)

    - О чем говорят такие качества Лермонтова-человека? (Взыскательность, строгость его по отношению к себе удивительны)

    - Как вы думаете, что можно сказать о поэте по его портрету?

    - А вот, что о нем пишут его современники:

    «Наружность… была очень замечательна. Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго…» (И.Н.Панаев)

    Или:

    «…был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, черными, как уголь, глазами, взгляд которых, как он сам выразился о Печорине, был иногда тяжел. Невысокого роста, широкоплечий, он не был красив, но почему-то внимание каждого… невольно на нем останавливалось (П.Е.Щеголев)

    И.С.Тургенев:

    «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь сознавал всякий. Известно, что он до некоторой степени изобразил самого себя в Печорине. Слова «Глаза его не смеялись, когда он смеялся» и т.д. - действительно применялись к нему. Не было сомнения, что он, следуя тогдашней моде, напустил на себя известного рода байроновский жанр, с примесью других, еще худших капризов и чудачеств. И дорого же он поплатился за них. Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза.

    - Что же отмечают необычного в портрете Лермонтова и современники и мы с вами? (глаза, взгляд). Какой это был человек?

    3 Объяснение нового материала

    Известный исследователь творчества Лермонтова Максимов Е.Д. говорил о поэте: «Лермонтов – крупнейший представитель русского и мирового романтизма»

    - Что мы можем сказать о романтизме?

        Романтизм как литературное направление возникает в конце XVIII-I трети XIX века в Германии. Определяющим для романтизма стало противопоставление мечты и реальности, романтики бунтуют против обычной земной жизни. Из романтического отрицания «мира сего» вытекает стремление романтиков ко всему необычному, экзотическому, мистическому. Романтики провозглашают культ поэта и поэзии, выдвигают принцип свободы, обращаются к изучению фольклора. Для романтиков характерен и необычный герой – внебытовой, одинокий и чаще человек трагической судьбы.

      Все эти черты можно найти и в творчестве Лермонтова-романтика.

    - Каковы же основные темы и  мотивы лирики Лермонтовы?

    Н-р, тема поэта и поэзии – «Цевница», «Поэт», «Кинжал»…

    свободы – «Парус»…

    одиночества – «Сосна», «Выхожу один я на дорогу»…

    добра и зла – поэма «Демон»….

    Сегодня мы говорим еще об одной важной теме – Кавказ в жизни поэта. Кавказ для Лермонтова – символ вольной, неукротимой жизни, самобытной природы

    - За что был сослан Лермонтов на Кавказ? (дуэль)

    - Как встретил Кавказ Лермонтова и чем он стал для него?

    Чтение стихотворений «Кавказ» и «Синие горы Кавказа»

    - Что главное в этих стихах? («Люблю я Кавказ»)

    Кавказ стал для Лермонтова вторым домом. Здесь он стал настоящим мужчиной

    Зачитать рапорт Раковича, обратить внимание на следующие моменты:

    А) «…обратил на себя особое внимание…расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством…»

    Б) «Невозможно было сделать выбора удачнее…»

    - Как характеризует Лермонтова его поступок? (смелость, отвага, решительность)

    Судьба хранила Лермонтова от нелепой пули. Бабушке удалось выхлопотать для него отпуск. Но вскоре за первой ссылкой последовала вторая.

    - За что на этот раз был сослан поэт ( за стихотворение «Смерть поэта»)

    В последний раз покидая петербургский свет, Лермонтов был уверен: любимые горы не подведут, помогут забыть, притупят душевную боль. Но именно кавказским горам суждено было стать безмолвными свидетелями трагедии.

    Зачитать воспоминания князя-поэта А.И.Васильникова, секунданта Лермонтова, обратить внимание на следующее:

    А) 15 июля часов в 6-7 вечера мы поехали на роковую встречу

    Б) были убеждены, что дуэль кончится пустыми выстрелами

    В) темная, грозовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау

    Г) Мы отмерили с Глебовым 30 шагов

    Д) Сходитесь!

    Е) Лермонтов остался неподвижен

    Ж) Никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета

    З) Мартынов … выстрелил

    И) Лермонтов упал

    К) пуля пробила сердце и легкие

    Л) Черная туча…разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу

    - Что нового вам открылось в образе Лермонтова (опытный дуэлянт, не боялся смерти)

    Чтение стихотворения В.Соколова «Был подвиг одиночества»:

    Что ты сделал, Мартынов?

    Где твой друг, как же так?

    Расстоянье прикинув…

    Быстрый глаз, беглый шаг.

    В мире словно ни звука,

    Ни строки – онемел.

    Ты идешь.

    Поднял руку.

    Поднял руку!

    Посмел.

    - Как Соколов описал дуэль Лермонтова и Мартынова? (убийство)

    - Что общего между стихотворением Лермонтова «Смерть поэта» и Соколова «Был подвиг одиночества»

    - Сколько лет было Лермонтову, когда он погиб? (27)

    Его бабушка, Арсеньева Елизавета Алексеевна,  пережила внука на 4 года.

    4 Подведение итогов

    Итак, мы говорили о Лермонтове – человеке и поэте.

    Я предлагаю вам заполнить таблицу под названием «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова»:

    Мне было известно, что

    Я узнал, что

    Вопросы (что осталось непонятным, что бы хотелось узнать)

    Комментарии (выразить свое отношение к отмечаемым фактам, событиям, действующим лицам


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта.

    Биография поэта. Основные этапы его творчества....

    Лирика Ф.И.Тютчева. Любовь в жизни и творчестве поэта

    Презентация к теме любовная лирика Тютчева...

    Литературно-музыкальная композиция "Жизнь и творчество поэта Николая Лактионова"

    Материал по краеведению о жизни и творчестве поэта Алтайского края Ребрихинского района села Подстепное. Был разработан для районного праздника "Поэты Ребрихинского района".  Использованы стихи п...

    Внеклассное мероприятие «Первая мировая война в жизни и творчестве поэтов Серебряного века.»

    Внеклассное мероприятие для   обучающихся   5-9   классов, сопровождается презентацией....

    ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА В.Д. ФЕДОРОВА: литературное краеведение, анализ текста

    В  статье представлены  формы творческой работы с учащимися на материале поэзии В. Д. Фёдорова:  литературная  экскурсия "Картинная галерея музея поэта В.Д. Фёдорова", анализ стихо...

    Презентация к уроку литературы в 8 классе "С. А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта"

    Презентация сопровождает слово учителя о С. Есенине. В неё включены стихи С. Есенина , в которых проявляется любовь поэта к своей родине, родной природе. Слово о Есенине учитель подготовит, исходя из ...

    Презентация " Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество поэта"

    Урок по изучению биографии и творческого наследия М.И.Цветаевой в 11 классе...