конспект урока литературного краеведения "Жизнь и творчество Даля. Животные"
план-конспект урока по краеведению (5 класс) на тему

Баймагамбетова Ольга Николаевна

конспект урока содержит биографические данные Даля, план урока по изучению его творчества, а также сказки Даля о животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_5.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Человек и животный мир. Творчество В.Даля»

Цель урока: 

 

- обобщить знания учащихся по творчеству В. И. Даля;

- познакомить учащихся с биографическими данными В. И. Даля о пребывании в Оренбургском крае;

-  повторить материал о писателях-классиках, имена которых связаны с Оренбургским краем;

- познакомить с рассказом В. И. Даля «Охота на волков» в целях расширения знаний детей о жизни жителей Оренбуржья, их занятиях, нравах;

 

Развивать:

- учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения учителя и своих одноклассников;

       - работать над развитием речи, памяти, мышления учащихся;

 

- совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения.

- воспитывать патриотические чувства, чувство любви к родному краю.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):  4

Используемые учебники и учебные пособия: 

Литературное краеведение Прокофьева, распечатанные тексты сказок Даля.

Используемая методическая литература: 

Методические рекомендации к учебнику Прокофьевой Литературное краеведение 

Используемое оборудование: 

Компьютер, мультимедийное сопровождение

 

 

1. Организационный момент.

 

- Здравствуйте, дети!

- Нравятся ли вам уроки литературного краеведения?

- Чем полезны эти уроки для каждого из вас?

 - Подумайте,  для какой профессии нужен  материал, который мы с вами изучаем, в какой сфере жизни пригодится он?

Вспомним предыдущий урок, творчеству какого поэта он был посвящен? 

 

2. Проверка домашнего задания.

 

 

3. В. И. Даль. Сообщение о пребывании в Оренбуржье. Слово учителя.

 

        Даль Владимир Иванович (1801–1872)

                             

  Русский писатель, лексикограф, этнограф В. И. Даль родился в Луганске, в семье врача. В 1829 г. окончил медицинский факультет Дерптского университета. Был врачом, затем чиновником. Около 8 лет (и как раз наиболее плодотворных лет своей жизни) прожил В. И. Даль в Оренбурге.

«Всю свою жизнь я искал случая поездить по Руси», — признавался Даль в своей автобиографической записке. Восьмилетняя служба в Оренбурге была очень удобна для Даля в этом отношении, так как была связана с частыми служебными поездками по обширному краю, в состав которого входили тогда, кроме нынешней Оренбургской области, Башкирия и значительная часть Казахстана.

В. И. Даль вошел в историю как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Это колоссальный, не знающий себе равных в истории лексикографии труд: пал, своим «Словарем» Даль работал 53 года. Глядя на его «Словарь» — четыре огромных тома, содержащих двести тысяч слов, невольно удивляешься, что этот труд выполнен одним человеком. По утверждению Мелышкова-Печерского, именно в Оренбурге сделал Даль «главнейшее пополнение запасов для словаря».

Другим большим и очень ценным трудом Даля является капитальное собрание «Пословиц русского народа». Даль собирал песни, сказки, бытующие в народе. Большая часть из них собрана в Оренбургском крае.

Много времени в Оренбурге В. И. Даль уделял литературным занятиям. Повести и рассказы, написанные здесь, определили место Даля в современной ему литературе. Содержание целого ряда произведений Даль черпал из местной жизни или из местных исторических воспоминаний.

Так или иначе с Оренбургским краем связано содержание произведений «Уральский казак», «Охота на волков», «Серенькая», «Бикей и Мауляна», «Рассказ об осаде крепости Герата», «Майна» и др.

Живя в Оренбурге, Даль занимался широкой культурно-общественной деятельностью. При его участии в Оренбурге был образован «зоологический музей», положивший начало краеведческому музею.

В Оренбурге Даль написал учебники «Ботаника» и «Зоология». Таких учебников еще не знала русская школа. В 1838 г. В. И. Даль был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук по классу естественных наук за собирание коллекций по флоре и фауне Оренбургского края. Позднее В. И. Даль, как натуралист, перевел с немецкого на русский язык труд Э. А. Эверсманна «Естественная история Оренбургского края». К ней он, с разрешения автора, сделал свои пространные примечания.

В Оренбурге В. И. Даль прожил лучшие годы своей жизни (1833–1841 гг.). Он приехал сюда 32-летним начинающим писателем, уехал известным автором повестей и рассказов, которыми зачитывалась вся Россия. Собранные в Оренбургском крае лексические и этнографические материалы послужили источником для дальнейших научных работ В. И. Даля. Его трудами пользовались прежде как первоисточниками при изучении вопросов, касающихся Оренбургского края. Его трудами можно пользоваться и сейчас при изучении нашего края в прошлом.

 

 

4. Чтение и обсуждение сказок Владимира Даля. Проверка первичного восприятия. Беседа по содержанию и жанру.

 

 

5. Словарная работа. Работа над незнакомой лексикой .

 

 

6. Итог урока.

 

Фронтальная проверка с помощью компьютера.

 

- Итак, для какой профессии нужен  материал, который мы с вами сегодня изучили, повторили, в какой сфере жизни пригодится он?

- Что нового вы узнали каждый для себя? С каким настроением вы уходите с урока?

 

7. Домашнее задание.

- На следующем уроке мы продолжим работать над этой темой.

. Индивидуальное задание – подготовить пересказ. 

 

В области обитают более 80 видов млекопитающих, представляющих 19 семейств. Во всех ее районах встречается обыкновенный еж, в южных районах нередок ушастый еж. В пойме Урала сохранилась популяция русской выхухоли — уникального эндемика Европейской России. В северных районах области распространен обыкновенный крот. Из землероек наиболее типичны обыкновенная и малая бурозубки, обитающие в лиственных лесах и в лугах, малая и белобрюхая белозубки, населяющие южные степные районы, и обыкновенная хутора — обитатель речных побережий.

В области обитает 11 видов летучих мышей. Наиболее распространены ушан, рыжая вечерняя, двухцветный кожанок. В Бузулукском бору и в лесах Малого Накаса отмечена гигантская вечерница.

В Бузулукском бору, искусственных сосновых насаждениях по р. Самаре, в лесах северо-запада области, хребта Шайтантау и в колках Кваркенского района встречается обыкновенная белка.

На степных пастбищах, залежах, пашнях, огородах, вблизи населенных пунктов обычен рыжеватый суслик, а в более южных районах — малый суслик. Почти во всех 35 районах области сохранились колонии сурка-байбака, общая численность которого в 80-е годы достигла 60-90 тысяч особей, а в настоящее время оценивается в 35-40 тысяч особей.

По облесенным рекам широко распространен обыкновенный бобр. Его численность колеблется от 5 до 8 тыс. особей.

Самое многочисленное семейство млекопитающих области — хомяковые (15 видов). Среди них такие относительно редкие для региона виды, как хомячок Эверсманна и серый, обитающие в сухих степях. Типичными обитателями степных и луговых угодий являются обыкновенный хомяк, обыкновенная полевка, степная пеструшка, обыкновенная слепушонка, а в лесах — рыжая полевка. Вблизи водоемов повсеместно обитает водяная полевка (водяная крыса). На водоемах восточной части области успешно акклиматизирована ондатра. Кроме того, ондатра встречается на многих прудах и речках западного Оренбуржья.

Самым обычным видом в лугово-степных и сельскохозяйственных угодьях является полевая мышь, а в лесах — мышь-малютка, лесная мышь, желтогорлая мышь. В садах, лиственных и смешанных лесах западного Оренбуржья встречается садовая соня.

Характерным обитателем каменистых степей, зарослей степных кустарников в центральных, южных, восточных районах области является степная пищуха (сеноставка). На открытых степных ландшафтах вдоль грунтовых дорог во всех районах области селится большой тушканчик. В южных районах встречается малый тушканчик.

Численность зайца-русака, обитающего в области повсеместно и являющегося традиционным объектом охоты, колеблется от 20 до 40 тысяч особей. Заяц-беляк чаще встречается в лесистых районах области.

Средняя численность волка в области оценивается в 200 особей, лисицы — более 9 тыс. особей, корсака — около 4 тыс. особей. Все эти хищники промышляются охотниками без особых ограничений.

Экзотическую редкость для степного Оренбуржья представляет бурый медведь. В настоящее время он обитает в лесистых массивах Малого Накаса и Шайтантау.

Важнейшими объектами промысла являются куньи. Это в первую очередь барсук, горностай, лесная куница, светлый и темный корь. В числе редких и очень редких для области видов куньих: колонок, перевязка, европейская норка, речная выдра. В то же время численность акклиматизированной американской норки стала столь значительной, что она может служить объектом промысла.

С начала 70-х гг. наблюдается продвижение с севера на территорию области рыси. В настоящее время она отмечена уже в самых южных районах Оренбуржья.

В области систематически ведется расселение кабана, численность которого составляет около 4,5 тысяч особей. Ведется лицензионный отстрел этого зверя.

В лесных угодьях области косули (более 12,5 тыс. особей), лось (с 3,1 тыс. особей), благородный олень (с 400-500 особей). Лось и косуля являются объектами лицензионной охоты. Благородный олень отстреливается в ограниченном количестве.

Характерный и многочисленный в прошлом обитатель оренбургских степей сайгак ныне встречается лишь небольшими стадами во время летней миграции в крайних юго-восточных районах области.

Легенда о озере Базар-Бикет

На левом берегу реки Орь, в полутора километрах к юго-западу от села Ащебутак, привлекает внимание комплекс урочища Базар-Бикет. Оно состоит из холмистой гряды, пойменного озера и участка пойменного леса.

Охотники часто рассказывали, что в местах близ Базар-бикета бывали случаи, когда вместо убитых зайцев они находили голые кости. Сначала я этому не верил, но однажды, когда я ехал с отцом на ЗИЛе, мы заметили зайца и прямо из окна машины выстрелили в него. Попадание было явным, но когда подъехали к месту, где должен был лежать заяц, там находился лишь бараний череп.

Расспросив старожилов мы узнали о том что когда-то давно, лет 60-70 назад, ранней зимой пастух прогонял в этих местах отару овец. Он решил провести стадо через озеро, по тонкому льду. Но когда они были по середине, то тонкий лед не выдержал и проломился. Все стадо вместе с пастухом потонуло. И с тех пор возле озера стали происходить эти странные явления с костями. Сейчас весь берег озера усеян костями, которые выносит на берег.

Рассказ записан автором сайта со слов Бубенцова Сергея (г. Орск)
Июнь 2003 года.

Война грибов с ягодами (сказка)

Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!»

Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать: — Идите вы, волнушки, выступайте на войну! 
Отказалися волнушки:

— Мы все старые старушки, не повинны на войну. 
— Идите вы, опёнки!

Отказалися опёнки: 
— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну! 
— Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну! 
Отказались сморчки; говорят: 
— Мы старички, уж куда нам на войну!

Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом: 
— Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать! 
Откликнулись грузди с подгруздками: 
— Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем! 
Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

«Ну, быть беде», — думает зеленая травка. 
А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнешенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали. 
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

- КОНЕЦ -

Ворона (сказка)

Жила-была ворона, и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек. 
Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать!
Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает, яички таскает. 
— Постой, — говорит он, — негодная ворона, найдем на тебя суд и расправу! 
И полетел он далеко, в каменные горы, к сизому орлу. Прилетел и просит: 
— Батюшка сизой орел, дай нам свой праведный суд на обидчицу-ворону! От нее житья нет ни малым, ни большим птицам: наши гнезда разоряет, детенышей крадет, яйца таскает да ими своих воронят питает! 
Покачал сизой орел головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла — воробья. Воробей вспорхнул и полетел за вороной. Она было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги, и ну щипать, клевать, к орлу на суд гнать. Нечего делать — каркнула и полетела, а все птицы взвились и следом за ней понеслись. 
Вот и прилетели они к орлову житью и обсели его, а ворона стоит посереди да обдергивается перед орлом, охорашивается. 
И стал орел ворону допрашивать: 
— Про тебя, ворона, сказывают, что ты на чужое добро рот разеваешь, у больших и малых птиц детенышей да яйца таскаешь! 
— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина, я только одни скорлупки подбираю! 
— Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать, так ты подымаешься со всем своим вороньем и ну семена клевать! 
— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червяков из свежей пашни таскаю! 
— А еще на тебя всюду народ плачется, что как хлеб сожнут да снопы в копна сложат, то ты налетишь со всем своим вороньем и давай озорничать, снопы ворошить да копны разбивать!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Мы это ради доброго дела помогаем — копны разбираем, солнышку да ветру доступ даем, чтобы хлебушко не пророс да зерно просохло! 
Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она сидит и по сей день!

- КОНЕЦ -

Журавль и цапля (сказка)

Летала сова — веселая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрела, снялась и опять полетела; летала, летала да села, головой повертела, по сторонам посмотрела, а глаза у нее как плошки, не видят ни крошки! 
Это не сказка, это присказка, а сказка впереди.

Пришла весна по зиму и ну ее солнышком гнать-допекать, а травку-муравку из земли вызывать; высыпала-выбежала травка на солнышко поглядеть, вынесла цветы первые — подснежные: и голубые и белые, сине-алые и желто-серые. 
Потянулась из-за моря перелетная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнезда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.

Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: "Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть".

Вот свил он гнездо вплоть у болота, а в болоте, в кочкарнике, сидит долгоносая-долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает да про себя посмеивается: "Ведь уродился же неуклюжий какой!" 
Тем временем надумался журавль: "Дай, говорит, посватаю цаплю, она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока". Вот и пошел он нетореной дорожкой по болоту: тяп да тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот он упрется клювом — хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит — хвост увязнет; насилу до цаплиной кочки дошел, поглядел в тростник и спрашивает:

— А дома ли сударушка-цапля? 
— Здесь она. Что надо? — ответила цапля. 
— Иди за меня замуж, — сказал журавль. 
— Как не так, пойду я за тебя, за долговязого: на тебе и платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь, меня на гнезде с голоду уморишь! 
Слова эти показались журавлю обидными. Молча он повернул да и пошел домой: тяп да тяп, тяп да тяп.
Цапля, сидючи дома, пораздумалась: "А что ж, и вправду, для чего я ему отказала, нешто мне лучше жить одной? Он хорошего роду, зовут его щегольком, ходит с хохолком; пойду к нему доброе слово перемолвить".

Пошла цапля, а путь по болоту не близок: то одну ногу увязит, то другую. Одну вытащит — другую увязит. Крылышко вытащит — клюв засадит; ну пришла и говорит: 
— Журавль, я иду за тебя! 
— Нет, цапля, — говорит ей журавль, — уж я раздумал, не хочу на тебе жениться. Иди туда, откуда пришла! 
Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке; а журавль, глядя за нею, пожалел, что отказал; вот он выскочил из гнезда и пошел следом за нею болото месить. Приходит и говорит: 
— Ну, так уж быть, цапля, я беру тебя за себя. 
А цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет.

— Слышь, сударыня-цапля, я беру тебя за себя, — повторил журавль. 
— Ты берешь, да я не иду, — отвечала она.

Нечего делать, пошел опять журавль домой. "Этакая нравная, — подумал он, -теперь ни за что не возьму ее!" 
Уселся журавль в траве и глядеть не хочет в ту сторону, где цапля живет. А та опять передумала: "Лучше жить вдвоем, чем одной. Пойду помирюсь с ним и выйду за него".

Вот и пошла опять ковылять по болоту. Путь до журавля долог, болото вязко: то одну ножку увязит, то другую. Крылышко вытащит — клюв засадит; насилу добралась до журавлиного гнезда и говорит: 
— Журонька, послушай-ка, так и быть, я иду за тебя! 
А журавль ей в ответ: 
— Нейдет Федора за Егора, а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берет. 
Сказав такие слова, журавль отвернулся. Цапля ушла. 
Думал, думал журавль да опять пожалел, для чего было ему не согласиться взять за себя цаплю, пока та сама хотела; встал скорехонько и пошел опять по болоту: тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрется он клювом, хвост вытащит — клюв увязит, а клюв вытащит — хвост увязнет. 
Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили.


- КОНЕЦ -

Медведь - половинщик

Жил-был мужичок в крайней избе на селе, что стояла подле самого леса. А в лесу жил медведь и, что ни осень, заготовлял себе жилье, берлогу, и залегал в нее с осени на всю зиму; лежал да лапу сосал. Мужичок же весну, лето и осень работал, а зимой щи и кашу ел да квасом запивал. Вот и позавидовал ему медведь; пришел к нему и говорит: 
— Соседушка, давай задружимся! 
— Как с вашим братом дружиться: ты, Мишка, как раз искалечишь! — отвечал мужичок.
— Нет, — сказал медведь, — не искалечу. Слово мое крепко — ведь я не волк, не лиса: что сказал, то и сдержу! Давай-ка станем вместе работать! 
— Ну ладно, давай! — сказал мужик. 
Ударили по рукам. 
Вот пришла весна, стал мужик соху да борону ладить, а медведь ему из лесу вязки выламывает да таскает. Справив дело, уставив соху, мужик и говорит: 
— Ну, Мишенька, впрягайся, надо пашню подымать. Медведь впрягся в соху, выехали в поле. Мужик, взявшись за рукоять, пошел за сохой, а Мишка идет впереди, соху на себе тащит. Прошел борозду, прошел другую, прошел третью, а на четвертой говорит: 
— Не полно ли пахать? 
— Куда тебе, — отвечает мужик, — еще надо дать концов десятка с два! 
Измучился Мишка на работе. Как покончил, так тут же на пашне и растянулся. 
Мужик стал обедать, накормил товарища да и говорит: 
— Теперь, Мишенька, соснем, а отдохнувши, надо вдругорядь перепахать. 
И в другой раз перепахали.

— Ладно, — говорит мужик, — завтра приходи, станем боронить и сеять репу. Только уговор лучше денег. Давай наперед положим, коли пашня уродит, кому что брать: всё ли поровну, всё ли пополам, или кому вершки, а кому корешки?

Мне вершки, — сказал медведь. 
— Ну ладно, — повторил мужик, — твои вершки, а мои корешки. 
Как сказано, так сделано: пашню на другой день заборонили, посеяли репу и сызнова заборонили.

Пришла осень, настала пора репу собирать. Снарядились наши товарищи, пришли на поле, повытаскали, повыбрали репу: видимо-невидимо ее. 
Стал мужик Мишкину долю — ботву срезать, вороха навалил с гору, а свою репу на возу домой свез. И медведь пошел в лес ботву таскать, всю перетаскал к своей берлоге. Присел, попробовал, да, видно, не по вкусу пришлась!..
Пошел к мужику, поглядел в окно; а мужик напарил сладкой репы полон горшок, ест да причмокивает. 
"Ладно, — подумал медведь, — вперед умнее буду!" 
Медведь пошел в лес, залег в берлогу, пососал, пососал лапу да с голодухи заснул и проспал всю зиму. 
Пришла весна, поднялся медведь, худой, тощий, голодный, и пошел опять набиваться к соседу в работники — пшеницу сеять. 
Справили соху с бороной. Впрягся медведь и пошел таскать соху по пашне! Умаялся, упарился и стал в тень. 
Мужичок сам поел, медведя накормил, и легли оба соснуть. Выспавшись, мужик стал Мишку будить:

— Пора-де вдругорядь перепахивать. Нечего делать, принялся Мишка за дело! Как кончили пашню, медведь и говорит: 
— Ну, мужичок, уговор лучше денег. Давай условимся теперь: на этот раз вершки твои, а корешки мои. Ладно, что ли?

— Ладно! — сказал мужик. — Твои корешки, мои вершки! Ударили по рукам. На другой день пашню заборонили, посеяли пшеницу, прошли по ниве бороной и еще раз тут же помянули, что теперь-де медведю корешки, а мужичку вершки. 
Настала пора пшеницу убирать; мужик жнет не покладаючи рук; сжал, обмолотил и на мельницу свез. Принялся и Мишка за свой пай; надергал соломы с корнями целые вороха и пошел таскать в лес к своей берлоге. Всю солому переволок, сел на пенек отдохнуть да своего труда отведать. Пожевал соломки нехорошо! Пожевал корешков — не лучше того! Пошел Мишка к мужику, заглянул в окно, а мужичок сидит за столом, пшеничные лепешки ест, бражкой запивает да бороду утирает.

"Видно, уж моя такая доля, — подумал медведь, — что из моей работы проку нет: возьму вершки — вершки не годятся; возьму корешки — корешки не едятся!" 

Тут Мишка с горя залег в берлогу и проспал всю зиму, да уж с той поры не ходил к мужику в работу. Коли голодать, так лучше на боку лежать.

- КОНЕЦ -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - литературная гостиная по творчеству М.Ю. Лермонтова «Приветствую тебя, Кавказ седой!»

Литературная гостиная «Приветствую тебя, Кавказ седой» Цель: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться; по­старатьс...

Конспект урока по теме: Дикие и домашние животные (Заяц, кролик) Сравнение.

Разработка урока и презентация  для детей с ограниченными возможностями здоровья. 2 специальный (коррекционный) класс VIII вида. Урок  развитие устной речи на основе изучения предметов и явл...

Конспект урока по программе "Школа 2100": "Сегментированные животные"

Современный урок по программе "Школа 2100" для 7 класса.Включает дифференцированные задания, проблемную ситуацию, работу в парах...

Урок-литературная гостиная: «И в даль грядущую, закрытую пред нами, духовный взор его смотрел…». (Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова)

15 октября 2014 года -200лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Этой славной дате и посвящается данный урок.Урок литературы разработан для 6-8 классов и представляет собой литературную гостиную, котора...

конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока

      На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...

Конспект урока на тему: «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»

Цель урока: Организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения....