Конспект урока по программе "Школа 2100": "Сегментированные животные"
план-конспект занятия по биологии (7 класс) по теме

Путякова Констанция Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Урок на тему: «Сегментированные животные»

Цель урока: научить выявлять взаимосвязь строения и образа жизни на примере кольчатых червей

Задачи:

Образовательные:

  • изучить особенности строения кольчатых червей на примере дождевого червя;
  • выявить прогрессивные черты развития в строении и жизнедеятельности;
  • определить роль сегментации в жизнедеятельности организма

Развивающие:

  • продолжить формирование умений решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с учебником

Воспитательные:

  • ответственное отношение к выполнению порученных заданий
  • воспитывать бережное отношение к природе

Тип урока: комбинированный

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы

Добрый день. Совсем недавно мы с вами закончили изучение низших многоклеточных  животных.

Назовите типы животных, которые относятся к данной группе?

Для продолжения работы нам необходимо вспомнить их систематическое положение

(Приложение 1а и 1в- дифференцированные задания)

Теперь вспомним основные моменты в строении низших многоклеточных животных.

Открываем учебники на стр.87 и попробуем ответить на вопросы

1.Что является опорой для мышц у низших многоклеточных?

  1. Какую функцию выполняет кровеносная система?

Итак, мы остановились на том, что круглые черви - прогрессивные организмы. Чем ограничен гидроскелет у круглых червей?

Какие движения возможны при гидроскелете? Насколько полно будет выполнять транспортную функцию полостная жидкость? Могут ли круглые черви достичь крупных размеров?

Какое противоречие вы заметили?

Какие вопросы у вас возникли?

Какая проблема возникла перед нами? В чем биологический смысл разделения функций между органами?

-Тип Кишечнополостные

Тип Плоские черви

Тип Круглые черви

-1 ученик работает у доски.

У остальных на столах задание «Систематика с пробелами»

-У кишечнополостных отсутствуют мышцы, движение осуществляется за счет мускульных клеток.

У плоских червей кольцевые и  продольные мышцы, их опорой служит паренхима (мезодерма+эктодерма), которая располагается в промежутках между органами.

У круглых червей продольные мышцы, их опорой служит первичная полость тела, заполненная жидкостью и образующая гидроскелет

-Транспорт кислорода и питательных веществ

-Гидроскелет ограничен кутикулой, и как следствие – ограниченный рост.

-В этом случае возможны незначительные изгибы тела. Полостная жидкость недостаточно быстро и полно переносит питательные вещества и кислород. Крупных размеров круглые черви не достигают.

-Прогрессивные признаки ограничивают размер организмов.

-Каким образом можно разрешить возникшее противоречие? Какие организмы достигли большего прогресса?

Как сделать так, чтобы гидроскелет хорошо выполнял обе функции, опорную и транспортную?

2.Поиск решения

Тема урока: «Сегментированные животные»

О ком идет речь в загадке?

Он носит поясок,

Хотя без рук,  без ног

В земле живет.

Когда ползет, рыхлит ее и удобряет,

Так плодородие повышает

Дождевой червь относится к типу Кольчатые черви, характеристику которых мы будем заполнять в тетрадях.

На ваши столах задания, которые необходимо выполнить в парах (Приложение 2). Помогут в  данной работе ваши учебники и наводящие вопросы в заданиях. На выполнение задания-5минут. Далее обсуждение с записью основных моментов в тетрадь.

Заданий по пищеварительной системе не было. Как вы думает почему?

- После данной характеристики типу кольчатые черви, как ответим на вопрос урока?

Домашнее задание

Запись в тетрадях темы урока

-0 дождевом черве.

Записывают в тетрадях: общая характеристика типа кольчатые черви

-Представители типа имеют тело, состоящее из колец- сегментов.

1 задание.

-Тело червя состоит из сегментов, одинаковых внешне и внутренне. Каждый сегмент имеет все органы, необходимые для  жизни. Формируются сегменты последовательно. Сегментация позволила разрешить проблему роста. Одни сегменты обеспечивают жизнь организма, другие в это время растут и развиваются.

2 задание.

- Формируется вторичная полость тела - целом, выполняющая опорную функцию.

- Изменений в пищеварительной системе кольчатых червей по сравнению с круглыми и плоскими не произошло: рот-глотка-передний-средний- задний  кишечник - анальное отверствие.

3 задание.

- Движение осуществляется за счет кольцевых и продольных мышц, у морских еще при помощи конечностей- параподий

4 задание.

-Выделительная система представлена метанефридиями (виде воронок), которые в окружающую среду выводят отработанные вещества.

5 задание.

--у морских кольчатых червей органы дыхания- жабры, выполняющие функцию газообмена. Жабры располагаются на параподиях, потому что их эффективность зависит от поверхности, соприкасающейся с внешней средой. У почвенных кольчатых червей дыхание происходит всей поверхностью тела.

6 задание.

- Первичная полость тела превратилась в кровеносную систему. Она у них замкнутого типа (кровь движется по сосудам). Представлена сосудами (спинной и брюшной) и «сердцами»- утолщениями сосудов между 7-11  члениками. Кровь выполняет функцию переноса кислорода и питательных веществ.

7 задание.

-Нервная система представлена окологлоточным нервным кольцом (скопление нервных клеток) и брюшной нервной цепочкой (узлы нервных клеток в каждом членике). Нервная система узлового типа. Необходима для того, чтобы реагировать на изменения окружающей среды.

- Из изученных групп животных кольчатые черви являются наиболее прогрессивной группой. Прогрессивности они добились из-за того, что у них появились новые органы и системы органов, между которыми были разделены все функции организма.

-параграф 19, зарисовать внутреннее строение дождевого червя и подписать все органы, сделать схему «Три зародышевых листка основа всех органов»



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 Домен  …………                  



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 Домен  …………                  



Предварительный просмотр:

  1. Работа с учебником на стр.

Внешнее строение кольчатых червей.

  • Почему кольчатые черви получили такое название?
  • Сравните сегменты. Каково их строение?
  • Как они формируются?
  • Какова роль сегментации тела?
  • Какие возможности приобретает организм в этом случае?

  1. Работа с учебником на стр.

Полость тела

  • Есть ли полость тела?
  • Какого она типа?
  • Какую функцию выполняет?

  1. Работа с  учебником на стр.

Движение

  • За счет каких структур осуществляется движение?
  • Какие мышцы есть у кольчатых червей?

  1. Работа с учебником на стр.

Выделительная система

  • Чем представлена?
  • Какую функцию выполняет?

  1. Работа с  учебником на стр.

Дыхательная система

  • Чем представлена?
  • Присутствуют ли органы дыхания у всех представителей кольчатых червей?
  • Какую функцию выполняет?
  • Почему у морских кольчецов  органы дыхания располагаются на параподиях (органы движения)?

  1. Работа с учебником на стр.

Кровеносная система

  • Из чего образуется кровеносная система?
  • Чем представлена кровеносная система кольчатых червей?
  • Какого типа кровеносная система?
  • Какую функцию она выполняет?

  1. Работа с учебником  на стр.

Нервная система

  • Чем представлена нервная система?
  • Какого она типа?
  • Функция нервной системы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языка по теме "Животные" для 5 класса

Урок с применением компьютерных технологий, причем учащиеся сами могут контролировать процесс введения и тренировки лексики по теме, так как компьютеры по количеству учащихся с загруженными заранее пр...

Конспект урока в 3 классе Закрепление животных

Закрепить с обучающимися названия животных используя песенный материал...

Конспект урока в начальной школе "Домашние животные"

Обучение немецкому языку в начальной школе имеет ряд особенностей. Урок должен сопровождаться наглядным материалом, презентациями, содержать игры и виктрины. Предалаю Вашему вниманию мою разработку ур...

конспект урока на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».

Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе при изучении раздела "Писатели о животных"...

Конспект урока биологии "Зоология - наука о животных"

Цель урока: познакомить учащихся с предметом изучения науки зоологии, историей её развития. Установить черты сходства и различия между растениями и животными. Рассказать о средах жизни и местооб...

Конспект урока на тему "Части тела животных"

Конспект урока на тему "Части тела животных" 3 классе по УМК "Spotlight"...

конспект урока в 6 классе "Сохраним животный мир" к учебнику под ред. М.З. Биболетовой

В  представленной  работе  вы  найдете  конспект  урока  к  6 разделу  учебника  М.З. Биболетовой   Enjoy  English 5-6.   Урок ...