Рабочая программа "Достопримечательности Челябинского Урала" /7 класс/
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области. Программа опубликована в издании Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области /Под общей редакцией канд. ист. наук В.М. Кузнецова.-Челябинск: АБРИС, 2008
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школы № 1
имени Героя Советского Союза М.Г. Русанова с .Варны
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА
МО учителей приказом директора
Естествознания № … от ...09.2013
рук. Ягуфарова Р.Х.
Рабочая программа по краеведению
«Достопримечательности Челябинского Урала»
7 класс 2013 -2014 учебный год
Составитель рабочей программы: учитель краеведения Коренюгина Лариса Владимировна
2. Пояснительная записка
2.1. Статус документа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области. Программа опубликована в издании Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области /Под общей редакцией канд. ист. наук В.М. Кузнецова.-Челябинск: АБРИС, 2008
Нормативно - правовое и инструктивно – методическое обеспечение:
- «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404);
- Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006);
- Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03.2004 г. № 1089);
- «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011/2012 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
- Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г;
- «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241);
- Приложение к письму Министерства образование и науки Челябинской области от 10.02.12 г. № 245135 «О преподавании учебного предмета «География» 2012-2013 учебном году»; «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897);
- «О проекте Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. № 03-449);
- «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011 – 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 г. № 02–600);
- Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24 июля 2013 № 03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «Краеведения» 2013-2014 учебном году»;
- Школьный учебный план на 2013-2014 учебный год;
- Положение о рабочей программе ОУ.
2.2. Выбор данной программы обоснован тем, что она составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Областного базисного учебного плана, на основе Концепции краеведческого образования в Челябинской области с учетом возрастных особенностей учащихся 6-го класса. Программа отражает географические, биологические и исторические аспекты изучения Челябинской области и местности проживания с момента возникновения Уральских гор до конца XVI века.
Рабочая программа полностью реализует идеи Концепции краеведческого образования в Челябинской области.
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;
- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
- наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
- изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
- общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
- совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, национально-культурных центров, вузов, МОиН ЧО, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.
В рабочую программу включены определенные виды деятельности как интеллектуальной, так и практической, которыми должны овладеть обучающиеся при изучении каждого содержательного блока, например, сравнение, распознавание, определение принадлежности, проведение наблюдений и практических работ. Для реализации практической направленности рабочей программы в кабинете географии имеются: печатные пособия, информационно-коммуникационные средств (таблицы, карты), экранно-звуковые пособия (видеофильмы), технические средства обучения, учебно-практическое оборудование (приборы, приспособления). Таким образом, рабочая программа по краеведению способствует формированию ряда общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, что соответствует образовательным задачам школы.
2.3. Место предмета в базисном учебном плане:
- В соответствии с областным базисным учебным планом на изучение курса краеведения на ступени основного общего образования выделено в 7 классах 35 часов (1 час в неделю).
- По школьному учебному плану – 35 часов в течение учебного года, 1 час в неделю
Распределение часов в течение учебного года осуществляется следующим образом:
№ | Тема (раздел курса) | Кол-во часов по Примерной программе | Кол-во часов по рабочей программе |
1. | Введение | 2 | 2 |
2. | Тема 1. Южно-зауральский край | 9 | 9 |
3. | Тема 2. Горнозаводской Урал | 9 | 9 |
4. | Тема 3. Восточно-зауральский край | 9 | 9 |
5. | Местный (школьный) компонент | 6 | 6 |
Итого: | 35 | 35 |
Перечень и количество часов практических работ по рабочей программе соответствует перечню и количеству практических работ указанных в Примерной программе.
Распределение часов практических работ:
№ урока | № П. работы | Перечень практических работ Примерной программы | Перечень практических работ рабочей программы |
3 | 1 | Реконструкция орудий труда древних южноуральцев | Реконструкция орудий труда древних южноуральцев |
7 | 2 | Топонимическая экспертиза. Происхождение географических названий связанных с именем Емельяна Пугачева и его сподвижников | Топонимическая экспертиза. Происхождение географических названий связанных с именем Емельяна Пугачева и его сподвижников |
11 | 3 | Контурная карта. «Достопримечательности Южного Зауралья. | Контурная карта. «Достопримечательности Южного Зауралья. |
16 | 4 | Топонимическая экспертиза. Происхождение географических названий связанных с «царскими» именами на Челябинском Урале | Топонимическая экспертиза. Происхождение географических названий связанных с «царскими» именами на Челябинском Урале |
19 | 5 | Контурная карта. «Достопримечательности Горнозаводского Южного Урала | Контурная карта. «Достопримечательности Горнозаводского Южного Урала |
27 | 6 | Контурная карта. «Достопримечательности Восточного Зауралья» | Контурная карта. «Достопримечательности Восточного Зауралья» |
32 | 7 | Конкурс проектов наше село в будущем | Конкурс проектов наше село в будущем |
3. Календарно- тематическое планирование 2012-2013года
№ урока | Количество часов | Темы учебных занятий | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и регионального базисного учебного плана. | Понятие | Практические работы | |
Требования к уровню подготовки выпускников | Программа по краеведению. Основное содержание | |||||
2 | Введение. Краса и гордость Южного Урала. | |||||
1 | 1.1 | Комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала | Знать/понимать: основные краеведческие понятия и термины; уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии; | Комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала. Природные и историко-культурные особенности Южно-зауральского, Горнозаводского и Восточно-зауральского субрегионов | Три микрорегиона Челябинской области Субрегион, микрорегион. | |
2 | 1.2 | Виды особо охраняемых природных территорий и памятников культурного наследия на Южном Урале | Знать/понимать: основные краеведческие понятия и термины; уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края; показывать на плане и карте достопримечательностей и своего населенного пункта; приводить примеры | Природные заповедники и заказники. Национальные парки. Лесничества, рыболовные и охотничьи хозяйства. Организация охраны и выявления новых памятников. Роль школьных экспедиций в поиске и сохранении памятников природы и историко-культурного наследия | Виды особо охраняемых природных территорий и памятников историко-культурного наследия.Природные заповедники и заказники. Национальные парки | |
9 | Тема 1. Южно-зауральский край | |||||
3 | 1.1 | «На древнем Даиксе» | Знать/понимать: основные этапы и ключевые события истории Ю.Урала с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края; результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий; изменение природной среды Ю.Урала в результате деятельности человека уметь: соотносить даты событий истории Ю. Урала с основными периодами отечественной истории; рассказывать о важнейших событиях Ю.Урала и их участниках; выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии; показывать на плане и карте расположение достопримечательностей; составлять краткую характеристику родного населенного пункта; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: самостоятельного поиска краеведческой информации; высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях своей местности, родного края | Роль реки Урал в качестве природной, историка – культурной границы и пути расселения древних людей. Стоянка первобытных людей у села Богдановка. Занятия, орудия труда | Даикс | 1.Реконструкция орудий труда древних южноуральцев |
4 | 1.2 | Укрепленные поселения бронзового века | Мастерские первых металлургов. Плавильные формы, бронзовые орудия и оружие. Комплексное исследование «Страны городов» | Укрепленные поселения бронзового века в Южном Зауралье. «Страна городов» | ||
5 | 1.3 | «В краю кочевников» | Начало истории кочевников. Смена кочевых племен. Что скрывают древние курганы. Башня Кесене около с. Варна | Археологические памятники раннего железного века и средневековья в Южном Зауралье.Башня Кесене | ||
6 | 1.4 | «Лесные острова в степном море» | Природные достопримечательности Южного Зауралья. Аблязовские луга и урочище «Белый камень» | Урочище | ||
7 | 1.5 | «Патриарх южно-уральских городов» | На планетарной границе. Градостроительство и архитектура. Пугачевские места. Гора Извоз | 2.Топонимическая экспертиза. Происхождение географических названий связанных с именем Емельяна Пугачева и его сподвижников | ||
8 | 1.6 | «На степной границе России» | Мемориал «Тыл - фронту» - самый грандиозный монумент на Южном Урале. Памятники ХХ века | Мемориал, монумент | ||
9 | 1.7 | «Торговые ворота Зауралья» | Город Троицк – музей под открытым небом Троицкая крепость. История развития с XVIII века до наших дней | |||
10 | 1.8 | «Металлургическая столица России» | Памятники индустриального Магнитогорска.От станицы до города-завода. Градостроительство и архитектура. | |||
11 | 1.9 | Обобщающее повторение по теме Южно-зауральский край | Повторим изученное, узнаем новое | 3.Контурная карта. «Достопримечательности Южного Зауралья. | ||
9 | Тема 2. Горнозаводской Урал | |||||
12 | 2.1 | «Пещеры и Каменные Палатки» | Знать/понимать: основные этапы и ключевые события истории Ю.Урала с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края; результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий; изменение природной среды Ю.Урала в результате деятельности человека уметь: соотносить даты событий истории Ю. Урала с основными периодами отечественной истории; рассказывать о важнейших событиях Ю.Урала и их участниках; выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии; показывать на плане и карте расположение достопримечательностей; составлять краткую характеристику родного населенного пункта; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: самостоятельного поиска краеведческой информации; высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях своей местности, родного края | Сикияз-Тамакский пещерный град. Шемаханское карстовое поле. Памятники первобытного искусства в Игнатьевской пещере. Святилища древних обитателей южноуральских гор | ||
13 | 2.2 | «Сердце горного края» | Национальные парки как особо охраняемые природные территории. Национальный парк «Зюраткуль». | |||
14 | 2.3 | «Горная страна» | Национальный парк «Таганай».Минеральное богатство национального парка. Таганай - страна камня. | Минеральные копи | ||
15 | 2.4 | «Младший брат Байкала» | Озеро Тургояк и остров Веры. Озера как объекты хозяйственного освоения, туризма и отдыха | |||
16 | 2.5 | «Демидовское наследие» | Города-заводы Касли и Кыштым Касли и Кыштым - музеи под открытым небом. «Белый дом» - усадьба заводовладельцев Демидовых в Кыштыме | 4.Топонимическая экспертиза. Происхождение географических названий связанных с «царскими» именами на Челябинском Урале | ||
17 | 2.6 | «Город крылатого коня» | Архитектурный ансамбль городской площади Златоуста Златоуст – родина русского булата.. | |||
18 | 2.7 | «Уральские атомограды» | Закрытые административно-территориальные образования. Озерск, Снежинск, Трехгорный. | |||
19 | 2.8 | Обобщающее повторение по теме «Горнозаводской Южный Урал» | 5.Контурная карта. «Достопримечательности Горнозаводского Южного Урала». | |||
9 | Тема3. Восточно-зауральский край. | |||||
20 | 3.1 | «Река времени» | Знать/понимать: основные этапы и ключевые события истории Ю.Урала с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края; результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий; изменение природной среды Ю.Урала в результате деятельности человека уметь: соотносить даты событий истории Ю. Урала с основными периодами отечественной истории; рассказывать о важнейших событиях Ю.Урала и их участниках; выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии; показывать на плане и карте расположение достопримечательностей; составлять краткую характеристику родного населенного пункта; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: самостоятельного поиска краеведческой информации; высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях своей местности, родного края | Археологические памятники междуречья Исети и Миасса. Мастерская древних людей по изготовлению каменных орудий. Находки на берегу Аргазинского водохранилища. | ||
21 | 3.2 | «Пояс черный, белый, золотой» | Коелгинское и Баландинское месторождения мрамора. Золотой Пласт. Челябинский угольный бассейн | Месторождение, бассейн. | ||
22 | 3.3 | «Страна здоровья» | Курортные озера: Кисегач, Увильды, Хомутинино.Озерный край Восточного Зауралья. Родоновые источники и целебные грязи | |||
23 | 3.4 | В уездном городе | Памятники истории и архитектуры дореволюционного Челябинска. «Переселенка» и «Народный дом» в Челябинске | |||
24 | 3.5 | «В областном центре» | Памятники истории и архитектуры советского Челябинска. Парк Победы, «Вечный огонь», памятник «Танкистам – добровольцам» в Челябинске | |||
25 | 3.6 | «Семь городов под одной крышей» | Достопримечательности современного Челябинска. Районы города Челябинска | |||
26 | 3.7 | Современные достопримечательности Челябинска | ||||
27 | 3.8 | Обобщающее повторение по теме «Восточно-зауральский край» | 6.Контурная карта. «Достопримечательности Восточного Зауралья». | |||
6 | Достопримечательности Варненского района | |||||
28 | 1 | Географическое положение Варненского района, с.Варна | Знать/понимать: основные этапы и ключевые события истории Ю.Урала с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края; результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий; изменение природной среды Ю.Урала в результате деятельности человека уметь: соотносить даты событий истории Ю. Урала с основными периодами отечественной истории; рассказывать о важнейших событиях Ю.Урала и их участниках; выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии; показывать на плане и карте расположение достопримечательностей; составлять краткую характеристику родного населенного пункта; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: самостоятельного поиска краеведческой информации; высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях своей местности, родного края | На планетарной границе Площадь района. Длина пограничной линии. Крайние точки. Своеобразие архитектурного облика села | ||
29 | 1 | Освоение нашего района древними людьми | Памятники археологии. Древние поселения и погребения. Каменный, бронзовый и железный века. Стоянки каменного века у пос. Дружный. Укрепленные поселения бронзового века «Исиней» и «Чекатай», «Кулевчи III». Курганы «с усами» у с. Городище. Курганы раннего железного века у с. Варна. [Мавзолей Кесене – памятник архитектуры республиканского значения | |||
30 | 1 | Оренбургский проект | Памятники истории и культуры. Научные исследования. Оренбургская экспедиция. Николаевское укрепление – памятник истории Новолинейного района | |||
31 | 1 | Казачий край | Заселение и освоение Новолинейного района. Казачьи дома дореволюционной постройки. Памятник участникам | |||
32 | 1 | Визитные карточки сельских поселений | Планировка населенного пункта как следствие взаимодействия географических, технологических факторов. Гражданской войны в с. Катенино. Памятник-реалия «Трактор Фордзон» и памятник «Слава труду» в с. Варна. Памятник героям войны и тыла | 7.Конкурс проектов наше село в будущем | ||
33 | 1 | Беречь завещано. Памятники природы. Геологический памятник природы «Белый камень». Гидрологический памятник природы «Шумный брод» | Памятники природы. Особо охраняемые природные территории. Геологический памятник природы «Белый камень». Гидрологический памятник природы «Шумный брод» и скальные выходы в долине р. Тогузак. «Круглый камень» у с. Владимировка | |||
34 | 1 | Обобщающее повторение по курсу «Достопримечательности Челябинского Урала» | ||||
35 | 1 | Итоговый тест по курсу «Достопримечательности Челябинского Урала» |
4. Учебно-методический комплекс для реализации рабочей программы:
- Краеведение. Челябинская область. 7 кл.: учебник для основной школы /под ред. Г.С. Шкребня.- Челябинск: АБРИС, 2009;
- Андреева, М.А. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы / М.А. Андреева, А.С. Маркова. - Челябинск: ЮУКИ, 2002.
- Варненский район. Тетрадь юного краеведа. М.С. Гитис, А.А. Кормилицын, А.П. Моисеев- Челябинск: «АБРИС», 2008;
- Латюшин В.В. Челябинская область. Атлас. – Челябинск: АБРИС, 2012;
- Контурная карта. Челябинская область. – Челябинск: АБРИС, 2012
Справочные издания:
1. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. - Челябинск: «Абрис», 2004
2. Справочник административно-территориального деления Челябинской области. - Челябинск, 1997
3. Челябинская область: энциклопедия. Т. 1-5. - Челябинск: Каменный пояс, 2003
5.Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
Знать/понимать:
- изученные виды источников краеведческой информации;
- основные краеведческие понятия и термины;
- значение официальных символов Челябинской области, своего муниципального образования;
- основные этапы и ключевые события истории Ю.Урала с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;
- результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий;
- изменение природной среды Ю.Урала в результате деятельности человека; географическую зональность;
- особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Ю.Урала4
- специфику географического положения АТУ Челябинской области- субъекта РФ;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся входе исторического развития Челябинского Урала
уметь:
- соотносить даты событий истории Ю.Урала с основными периодами отечественной истории;
- рассказывать о важнейших событиях Ю.Урала и их участниках;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
- показывать на плане и карте границы и географический центр Челябинской области, границу между Европой и Азией, расположение города Челябинска, местных достопримечательностей и своего населенного пункта;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов Ю.Урала, адаптация человека к местным условиям, и их влияние на формирование культуры народов Ю.Урала; районов и городов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и узлов, внутрирегиональных и внешних экономических связей Челябинской области;
- составлять краткую характеристику родного населенного пункта;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы родного края;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- самостоятельного поиска краеведческой информации;
- для понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;
- ориентирования на местности и чтение географических карт;
- учета фенологических изменений в природе своей местности;
- решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению природы и защите людей в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях своей местности, родного края;
- использование знаний об историческом пути и традициях народов Ю.Урала в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
6. Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по краеведению. КИМ
Система оценки качества краеведческого образования продолжает разрабатываться. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, А. С. Маркова, М. С. Гитис) подготовлены контрольно-измерительные материалы для проведения годовых контрольных работ по курсу краеведения в 7 классах, предполагающие выбор ответа, краткие и развернутые ответы, с включением проверки регионального и местного содержания образования
(Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 04 мая 2007 г. № 243).
7. ПРИЛОЖЕНИЕ
Специальная литература:
1. Кирин, Ф.Я. География Челябинской области / Ф.Я. Кирин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1981
2. Лысенко, А.С. Географическое краеведение / А.С. Лысенко. - Челябинск: ЮУКИ, 1969
3. Урал и Приуралье. – М.: Наука, 1968
4. Доордовикская история Урала, Тектоника, металлогения. - Свердловск: УПЦ АН СССР, 1980
5. Горное сердце края / Сост. А.П. Моисеев. - Челябинск: «Рифей», 1994
6. Матвеев, А.К. Вершины Каменного пояса / А.К. Матвеев. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1990
7. Атлас. Озерный край. - Челябинск: «Абрис», 2002
8. Андреева, М.А. Озера Среднего и Южного Урала / М.А. Андреева. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1973
9. Захаров, С.Г. Мы изучаем озера: учебно-методическое пособие для учителей общеобр. школ и педагогов доп. обр. / С.Г. Захаров. – Челябинск, 2001
10. Захаров, С.Г. Озеро Большой Кисегач / С.Г. Захаров. - Челябинск: ЧДП, 2002
11. Захаров, С.Г. Озеро Еловое / С.Г. Захаров. - Челябинск: ЧДП, 2002
12. Андреева, М.А. Реки Челябинской области: учеб. пособие по спецкурсу / М.А. Андреева, В.Б. Калишев. – Челябинск: ЧГПИ, 1991
13. Калишев, В.Б. У природы нет плохой погоды: о погоде Урала / В.Б. Калишев. - Челябинск,1998
14. Румянцева, А.Я. Климат Челябинской области / А.Я. Румянцева. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1988
Электронный ресурс:
http:kray.ucoz.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/29/picture-53213.jpg)
презентация по теме "Черный, белый и золотой пояс Челябинского Урала"
Презентация к уроку предназначена для учителей краеведения Челябинской области. Тема рассматривается в 7 классе при изучении раздела "Южно-Зауральский край" В презентации...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/21/picture-740793-1453360596.jpg)
« Дед, победивший войну». Шильдибаева Салтанат Челябинская область, Варненский район п. Новый Урал МОУ СОШ п. Новый Урал, класс 10
Исследовательская работа "Отечество"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...