Главные вкладки

    « Дед, победивший войну». Шильдибаева Салтанат Челябинская область, Варненский район п. Новый Урал МОУ СОШ п. Новый Урал, класс 10
    творческая работа учащихся (10 класс) на тему

    Архипова Елена Владимировна

    Исследовательская работа  "Отечество"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл issledovatelskaya_rabota.docx28.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    « Дед, победивший войну».

    Шильдибаева Салтанат

    Челябинская область, Варненский район п. Новый Урал

    МОУ СОШ п. Новый Урал, класс 10

    Содержание:

    1. Введение;
    2. Основная часть;
    1. Довоенные годы;
    2. Военные годы;
    3. Жизнь в мирное время;
    4. Анкетирование одноклассников;
    1. Заключение;
    2. Список литературы;
    3. Приложение.

    Дед, победивший войну.

    «Неуважение к предкам есть первый

    признак безнравственности»

    А.С.Пушкин

    Введение

                    Нет семьи, которую бы не затронула своим грозным крылом жестокая Великая Отечественная война. Началась она без предупреждения.  Внезапно обрушилась на мирные города и посёлки.

                     Начался срочный призыв в армию. Кто по состоянию здоровья не годился для призыва, шли добровольцами.

                     Как никогда сильно было чувство любви к Родине в суровые годы войны. В глазах и душе пылала самоотверженность. Ведь это не только красивое слово, это готовность отдать всё ради победы, даже самое дорогое и бесценное – жизнь.

                     Прошло много лет с тех пор, как началась война. Многие не дожили до наших дней: возраст, ранения, пережитый ужас – берут своё.

                     Дети, внуки и правнуки участников войны занимаются изучением отдельных её сторон: от исследования хода военных действий до вклада отдельной личности в дело освобождения страны от оккупантов.

                    Проанализировав литературу по данной теме, я пришла к выводу, что вопросы войны рассматривались многими авторами. Но все они нам мало знакомых. Я хочу сохранить память о конкретном человеке, который всю свою жизнь посвятил процветанию большой и малой Родины.

                    Отгремели канонады Великой Отечественной войны. С той поры выросло не одно поколение, однако, это событие далёкого прошлого и по сей день отзывается в сердцах жителей нашей страны.

                    Цель работы: углубление и расширение своих знаний о Великой Отечественной войне, исследование истории моей семьи в трудные военные годы.

                    Задачи:

    • Расширить свои знания о Великой Отечественной войне;
    • Расспросить папу, тётю, выслушать их воспоминания;
    • Провести анкетирование среди учащихся  10 класса;
    • Составить диаграмму по результатам анкетирования.

                  Предмет исследования: история жизни моего дедушки Шильдибаева Абалхая Шариповича

                 Объект исследования: моя семья.

                Источниками исследовательской работы стали: воспоминания детей

               Место проведения: п. Саламат

               Сроки проведения: 2013 г.

               Методы исследования:

    - чтение произведений о Великой Отечественной войне;

    - систематизация;

    - общение;

               Гипотеза: если изучить историю своей семьи в годы Великой Отечественной войны, показать сверстникам, как проявлялась любовь к Родине, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность, то это поможет нам расширить знания о подвиге нашего народа, гордиться своей страной.

    Основная часть

    2.1.Довоенные годы

    Моя родная страна – Россия. У неё много героев. Всему миру известны её знаменитые личности, которыми мы гордимся. Но Великая Отечественная война не просто историческое событие, она занимает важное место в судьбах нашего народа. Нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война. Ещё сегодня война живёт в чувствах и в сознании старшего поколения. В той, кровавой войне, которую называют Великой Отечественной, каждый солдат, бивший беспощадно врага, уже становился героем. Одним из таких солдат и был мой дед Шильдибаев Абалхай Шарипович. Он родился в Карабалыкском районе, селение Бускуль 20 апреля 1918 года (Приложение №1). В большой семье среднего достатка. После окончания 3 классов, его семья переехала на ст. Саламат, после в п. Правда. Там он работал трактористом. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Все, от мала до велика, встали на её защиту. 

    2.2. Военные годы

                                    Июнь. Россия. Воскресенье.

                                    Рассвет в объятьях тишины.
                                             Осталось хрупкое мгновенье
                                             До первых выстрелов войны.

                                            Через секунду мир взорвётся,
                                            Смерть поведёт парад-алле,
                                            И навсегда погаснет солнце
                                              Для миллионов на земле.

    (Д. Попов)

    В 1941 году, 5 июня к нему на работу приехали люди из военкома,  сообщили о том, что его забирают на фронт, в 21:00 он должен быть в военкомате. В Челябинске он 4 месяца проходил курсы танкиста, после был отправлен на фронт. Попал на второй украинский фронт. Его первый танк был Т-34 «Легкий самоходный». Он принимал участие в освобождении Украины, Белоруссии, Калининграда. В 22.10.1944 года был тяжело ранен в грудную клетку, лежал в госпитале, который находился в Липецке. Домой вернулся живой в 1946 году, так как лежал в госпитале со вторым ранением.

    Работал:  С мая 1924-ноябрь 1943, 248 танковая бригада-механик водитель.

                    С ноября 1943-март 1944, 91 танковая бригада – механик водитель.

                   С марта 1943-ноябрь 1945, 353 запасной стрелковый полк – командир отделения.

                   Ноябрь 1945-1946, Высшая Военная Академия – командир отделения. (Приложение №2)

    2.3. Жизнь в мирное время

           После войны работал трактористом, в 1947 году женился на молодой красивой, девятнадцатилетней девушке – Бесеновой Турсун Абылкалыковне. Молодая семья переехала на Саламат.  У них была большая дружная семья: 4 сына, младший из которых мой папа, и 3 дочери. Всеми силами мать и отец поднимали семерых детей. Несколько лет, мои дед проработал на птичнике, после 2 года работал на конюшне, конюхом, следом ушел на пенсию (Приложение №3).

    В 1987 году он тяжело заболел. У него признали рак легких. В 1988 году, 30 марта он умер.

             Всю жизнь дед  работал честно, за что имеет много благодарностей и наград. Моему деду 17 января 1946 году указом  Президиума Верховного совета СССР была вручена медаль «За победу над Германией в великой отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приложение №4) Ещё одной из важных медалей дедушка был награжден 1 октября 1954 году медалью «За отвагу» (Приложение №5).  Я горжусь, что мой дед участвовал в освоении целинных земель, в становлении и развитии родного совхоза. Так вот в 1957 году от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден медалью «За освоение целинных земель», (Приложение №6) и многие другие: это орден «Отечественной войны» первой степени, (Приложение №7.)  Также за долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР решением исполкома Челябинского областного Совета народных депутатов от 30 марта1981 г. Награжден медалью  «Ветеран труда» (Приложение №8), и юбилейные медали (20, 30, 40 лет победы в Великой Отечественной Войне) и удостоверения к юбилейным медалям «50, 60, 70- летию Вооруженных сил СССР»(Приложение №9) .  А 26 декабря 1969 году награжден знаком «Отличник социалистического соревнования сельского хозяйства РСФСР» (Приложение №10). И мой дорогой дедушка был награжден Почетной грамотой за многолетнюю и плодотворную работу в совхозе «Новый Урал» (Приложение №11)

               Дети, а теперь мы – внуки бережно храним все воспоминания об этом человеке.

               Мой прадед долгие годы оставался энергичным и деятельным, общался со школьниками и коллегами по ратному подвигу.

            О своём боевом прошлом дедушка рассказывал мало. Но он часто перебирал фотографии военных лет и всегда становился грустным (Приложение № 12). Наверное, ему было тяжело вспоминать то тяжёлое время. Ведь даже во время болезни дедушка в бреду продолжал «воевать, шёл в бой». К сожалению, мои дед умер, когда я еще не появилась на свет и обо всём, что меня интересует, я не могу спросить деда, и мне приходиться додумывать самой, что же пережил мой прадед и такие же, как и он, молодые парни.

            Его всегда поздравляли на 9 мая. Дедушка показывал своим детям открытки от президента и местной администрации, а также медали.(Приложение 13) За накрытым столом звучали тосты, воспоминания, были слышны смех и слёзы. Праздник омрачает лишь то, что с каждым годом всё меньше ветеранов, живых свидетелей тех страшных лет. Как хочется продлить жизнь ветеранам, сделать что – то приятное. Ведь эта тонкая нить воспоминаний может оборваться в любую минуту.

    1. Анкетирование одноклассников

             В ходе исследования было проведено анкетирование одноклассников. Проанализировав результаты анкет, сделала диаграмму, (Приложение №14) по которой  можно проследить участие родственников  моих одноклассников  в ВОВ, из 12 учеников моего класса в войне участвовали 4 прадедушки и 4 прабабушки и 1 дедушка.

           Итак,  я пришла к выводу, что большинство одноклассников знают о войне,  считает ВОВ самым  трагичным событием ХХ века; интерес  к Великой Отечественной войне не ослабевает, а усиливается. Большая часть  детей заинтересовались этим событием в истории России и судьбами не только родственников, участвовавших в войне, но и судьбами своих земляков.

    Заключение

            Нужно ли молодому поколению 21 века знать о событиях тех лет, о судьбе конкретных людей? Я уверена, что нельзя забывать об ужасах войны, о страданиях людей, о смерти миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о Великой Отечественной войне, о героизме и мужестве прошедших её дорогами, бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле.

            Я ещё не знаю, кем я буду, как сложится моя жизнь. Но я уверена, что истории о войне, рассказанные дедом в нашей семье, я передам и своим детям, чтобы подвиги простых бойцов не были забыты.

            Жизнь течёт, смывая в людской памяти всё второстепенное, незначительное. Но главное в ней не тускнеет. Решительность, патриотизм воинов помогли выстоять таким солдатам, каким был мой прадед, в те нелёгкие суровые годы. Ещё до конца не дописана летопись войны, летопись подвигов. Я приоткрыла лишь одну страничку истории одного простого бойца. Но ведь тысячи таких бойцов и спасли нашу Россию, наш народ, нашу родину.

            Выбранную тему я хочу развивать и дальше, не останавливаясь на военном периоде, например, изучать генеалогическое древо своей семьи или рассмотреть вклад её отдельных представителей в развитие родного края.

    Литература

    1. Материалы школьного музея;
    2. Семейные альбомы;
    3. Воспоминания родственников.
    4. Библиотека Отечественной классики:  Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2 т.: Т.2 – М.: Дрофа: Вече,2002.-60


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Природа села Арасланово Нязепетровского района Челябинской области

    Данная презентация создана на основе фотографий учеников 6 класса....

    "Путешествие по Челябинской области" урок математики в 6 классе

    Интегрированный урок по математике по теме "Действия с десятичными дробямипроводится в виде путешествия по Челбинской области.Данный урок является воспитательной и развивающейся напрвленности.При пров...

    Экологические проблемы Челябинской области. Практическая работа по географии 8 класс.

    Практическая работа с презентацией позволяет дать учащимся яркое представление об экологических проблемах нашего региона, заставляет ребят задуматься о последствиях такой обстановки и путях решения да...

    Достопримечательности Челябинской области. Тексты и упражнения для использования на уроках в 5-6 классах

    Пособие помогает учащимся легче осваивать курс английского языка, так как включает в себя учебные материалы из различных областей: географии, истории, краеведения и др....

    Урок краеведения: « Географическое положение Челябинской области», 6 класс.

    Тема урока: « Географическое положение Челябинской области».Программа по краеведению 6 класс \ под ред. Кузнецова В.М. – Челябинск: Абрис, 2008Тип занятия: урок - изучение нового материала.Вид з...

    "Имя существительное на карте Челябинской области" - интегрированный урок (русский язык и география) – 6 класс

    Интегрированный урок "Имя существительное на карте Челябинской области" по русскому языку и географии разработан для учащихся 6 классов. Для подготовки к уроку был использован краеведческий материал п...

    Рабочая тетрадь по географии Челябинской области и Троицкого района.

    Рабочая тетрадь к элективному курсу «Физическая география Челябинской области. Троицкого района». 6 класс. Рабочая тетрадь позволит учителю решить следующие методические задачи:А) улучшить качество ус...