Программа кружка "Юный краевед"
рабочая программа по краеведению по теме

Александрова Марина Александровна

Программа кружковой работы "Юный краевед" разработана для обучающихся 5-7 классов и рассчитана на 3-4 года (в зависимости от учебной нагрузки). Занятия начались в 2012 году, кружок посещают 12 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_yunyy_kraeved.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 В понятие «краеведение» за время его существования (а зародилось оно в 1761г., когда М.В.Ломоносов пытался проводить исследования с участием местного населения, в том числе и детей) вкладывали различное содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование , истории, хозяйства, природы,  населения, его культуры и быта.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края, культуры и быта его населения, особенностей исторического развития. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает в учащихся патриотизм, интерес к родной культуре, наследию своей семьи, своей малой родины. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым, краеведческий принцип дает  возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому».  Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.

Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся.

 Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов (11-15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. Количество воспитанников –  . Срок обучения – 3,5 года. Количество часов -    153  ч.

В программе кружка «Краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности:

 – Изучение родословной;

 – Изучение истории города Мценска;

 – Топонимика населенных пунктов, географических объектов Мценского района.

   Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании – это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры. Историческое краеведение является частью школьного.

Цель программы:  способствовать процессу познания в области культуры, исторического прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего города.

Задачи:

  1. Обучающие 

а) реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;

б) разработать  формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;

в) восстановить прерванную связь времени;

г) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского   становления,   удовлетворения   их   запросов,   формирование профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности

  1. Развивающие:

а) развивать мыслительные процессы;

б) развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение

  1. Воспитательные:

а) воспитывать утраченную любовь  к родной земле.

б) возродить духовные ценности великого русского народа,

Предполагаемые результаты:

  • приобретение учащимися знаний об истории, культуре города Мценска и Мценского района,  топонимики.
  • овладение школьниками навыками изучения истории родного края
  • использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии)
  • пропаганда краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися).
  • овладение разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)
  • организация учебного процесса и свое рабочего места
  • выполнение первичных исследовательские работ по краеведческой деятельности (составление персоналий на своих близких, генеалогического дерева)
  • составление вопросника, работа с информантами, запись информации, обработка собранного материала, работа над исследованием и докладом на итоговом занятии.

Содержание программы

Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего  города.

  Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею  свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного города на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

  . В практической части программы учащиеся  работают с документами, хранящимися в краеведческом уголке, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию  мценской земли. Исходя из задач программы разработаны следующие направления деятельности кружка :

Направления работы:

  1. Познавательное
  2. Краеведческое

 

  Познавательная часть программы (формы работы)

  • беседы, написание рефератов, презентации;
  • практические занятия (работа с историческими документами, составление генеалогического древа);
  • познавательные историко-краеведческие  игры;
  • викторины;
  • конкурсы рисунков, плакатов.

 Краеведческая часть программы (формы работы)

  • изучение краеведческой литературы;
  • сбор краеведческого материала;
  • встречи с жителями города.

Особенности программы

 Курс рассчитан на три с половиной года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

     


Содержание программы

1 год – 17 часов

70-летие освобождения г. Мценска от фашистско-немецких захватчиков

№ п/п

Тема

Содержание занятия. Форма проведения

Кол-во

часов

Дата занятия

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?

2

17.01

24.01

2

Поисковая работа

Сбор материала по теме поиска

1

31.01

3

Поисковая работа

Отбор материала для поисковой работы

3

07.02

14.02

21.02

4

Поисковая работа

Оформление поисковой работы

1

28.02

5

Поисковая работа

Подготовка к краеведческой конференции

2

07.03

14.03

6

Краеведческий музей

Посещение Мценского городского краеведческого музея им. Г.Ф. Соловьева

1

21.03

7

Герои Мценской земли

Беседа о подвиге русских воинов на Мценской земле

1

28.03

8

И вечный там горит огонь

Экскурсия по Аллее Славы

1

04.04

9

Конкурс исследовательских работ «Герой в моей семье»

Работа по изучению семейной истории

2

11.04

18.04

11

«Они отстояли победу»

Оформление газеты о Дне Победы

1

25.04

14

Фотовыставка «Мценск спустя 70 лет»

Оформление альбома фотографий Мценска

2

16.05 23.05

2 год – 34 часа

№ п/п

Тема

Содержание занятия. Форма проведения

Кол-во

часов

Дата занятия

Раздел 1 «Моя родословная»

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?

1

2

Генеалогия как наука

Беседа  о  науке генеалогии

1

3

Имя твое

Что означает твое имя. Работа со словарями. Подготовка мультимедиа-презентации о своем имени.

3

4

Фамилия – флаг семьи

Что означает твоя фамилия. Работа со словарями.

1

5

Моя семья. Семейные традиции.

Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители.

2

6

Семейные гербы

Составление герба своей семьи. Знакомство  со знаменитыми семейными гербами России

2

7

Летопись семьи

Составление генеалогического древа семьи.

2

8

Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа»

Работа  по изучению биографии своих предков.

2

Раздел 2  «Малая родина – моя деревня»

9

Моя школа  – мой дом.

Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.

2

10

Учителя нашей школы

Сбор материала об учителях школы

3

11

Учителя-ветераны

Сбор материала об учителях-ветеранах

3

13

Мой двор, моя улица.

Беседа. Составление небольших рассказов о своем дворе

1

14

Улицы Мценска

Сбор материала о названиях улиц города

2

15

Конкурс “картографов”

Составление карты города

2

16

Мой город на карте страны

Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

1

17

Церкви и храмы Мценска

Сбор материала о храмах и церквях города.

1

18

Раздел 3 «Топонимика окрестностей города»

19

Река Зуша

Изучение названия реки. Работа с краеведческой литературой

1

20

Источники. Родники.

Работа с краеведческой литературой. Источник Святого Кукши.

1

21

«Будете в Спасском…»

д. Спасское-Лутовиново

Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново». Знакомство с историей родового имения И.С. Тургенева

1

22

Фотовыставка “Любимый город!”

Сбор фотографий с видами Мценска

2


3 год – 68 часов

№ п/п

Тема

Содержание занятия. Форма проведения

Кол-во

часов

Дата занятия

Раздел 1 «Моя родословная»

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?

2

2

Наука генеалогия                                                                      

Беседа  о  науке генеалогии

2

3

Имя твое

Что означает твое имя. Самостоятельно найти в книгах.

4

4

“Знаменитые фамилии России”…

Беседа о знаменитых фамилиях. Составление альбома. Что означает твоя фамилия. Работа со справочной литературой.

2

5

Моя семья. Семейные традиции.

Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители.

4

6

Фамилии нашего города

Сбор материала о распространённых фамилиях.

4

7

Иностранные фамилии

Сбор материала об интересных иностранных фамилиях

4

8

Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа»

Работа  по изучению биографии своих предков. Рефераты о своих родственниках

4

9

Словарь фамилий

Составление красочного словаря фамилий и их происхождение

4

Раздел 2  «Малая родина – мой город»

10

Введение. Мценск в годы войны

Беседа о военном времени

4

11

“Они отстояли победу”

Красочное оформление  материала о ветеранах

6

12

Чтобы помнили (о ветеранах войны)

Красочное оформление  материала о ветеранах

4

13

Сбор материала о женщинах, участницах войны

Оформление  материала

2

14

Встреча с детьми войны

Опросить жителей города о периоде войны.

4

15

История  мценских церквей

Изучение истории церквей экскурсия в церковь Петра и Павла

4

  16

История школы

Работа с летописью школы

6

Раздел 3 « Топонимика окрестностей города»

17

Названия окрестностей города (дороги, луга)

Сбор названий окрестностей города (дороги, луга)

2

18

Конкурс “картографов”        

Составление карты города с названиями дорог, мест

    4

19

«Будете в Спасском…»

Экскурсия в Спасское-Лутовиново

Посещение музея-заповедника «Спасское-Лутовиново». Знакомство с историей родового имения И.С. Тургенева

1

20

Фотовыставка        “Любимый город”

Сбор фотографий с видами города

2

                                                   


4 год обучения

№ п/п

Тема

Содержание занятия. Форма проведения

Кол-во

часов

Дата занятия

Раздел 1 «Моя родословная»

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?

    2

2

“Что в имени тебе моём”…

Составление презентации

4

3

Вечер “История имён”

2

4

Интересные семейные истории

Беседа.

2

5

Конкурс «Мое древо»

Составление генеалогического древа семьи

4

6

Второе имя

Сбор прозвищ моей семьи.

2

7

Фотовыставка «И время застывает в них»        

История старинной фотографии моих предков

2

8

Увлечения моей семьи

Сбор информации

4

9

Профессии вчера и сегодня        

Сбор материала о профессиональной принадлежности родственников

2

10

Конкурс семейных родословных         

Конкурс семейных родословных Презентация родословного древа

    4

Раздел 2  «Малая родина – мой город»

11

Экскурсия по Залу боевой славы школы

Введение. Интересные экспонаты Зала

2

12

Знаменитые люди нашего города

Работа с альбомом

6

13

Экскурсия в Музей Педагогической Славы        

Знакомство с историей педагогического движения во Мценске

2

14

Быт и нравы города        

Сбор материала об обычаях и традициях города

4

15

Умельцы нашего города

Презентация умельцев нашего города

4

16

Почетные граждане города

Сбор материала о почетных гражданах Мценска

4

   17

История школы

Работа с летописью школы

6

Раздел 3 « Топонимика окрестностей города»

17

Названия окрестностей города (дороги, луга)

Сбор названий окрестностей города (дороги, луга)

2

18

Конкурс “картографов”        

Составление карты города с названиями дорог, мест

    4

19

«Будете в Спасском…»

Экскурсия в Спасское-Лутовиново

Посещение музея-заповедника «Спасское-Лутовиново». Знакомство с историей родового имения И.С. Тургенева

1

20

Фотовыставка        “Любимый город”

Сбор фотографий с видами города

2


Список литературы

  1. Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
  2. Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
  3. Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
  4. Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.
  5. Учительская газета, № 15, 2006 год.
  6. Учительская газета, № 21, 2006 год.
  7. Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
  8. Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
  9. Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
  10.  Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Краевед"

Материал содержит программу кружка "Краевед"...

Программа юный краевед

Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ».

Туризм и краеведение в средней школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"

В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...

адаптированная программа "Юный краевед"

адаптированная программа "Юный краевед"...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юные краеведы"

Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности "Юные краеведы"...