Бижиктиг-Хая -моя святыня- хранилище культурных и исторических трех наследий.
проект по краеведению (9 класс) по теме

Доржу Саяна Тойбугаевна

Село Бижиктиг-Хая окружен естественными неповторимым персонажей. Кажется, сама природа выбирало место для этих сказочных , истрических персонажей: реального, природного и рукотворного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chingis-khaan_shenne.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Наш адрес:

Саая Шенне Васильевна

Название проекта: «Бижиктиг-Хая -моя святыня-хранилище культурных и исторических трех наследий»

(  Вкратце : Три наследия )

                    1-е наследие: Петроглифы.

                    2-е наследие: Изваяния

                                               а) Чингис-Хаан

                                                б) царица Сай-Суу

                    3-е наследие: Надпись на скале, темной краской, на 3-ех языках с рисунком буддийского бога.

Введение.

         Каждый год летом я провожу каникулы в моей родной деревне Бижиктиг-Хая, что в переводе означает «Разрисованная гора». В окрестностях этой маленькой деревушки я часто видела и разрисованные горы, и каменные изваяния. Меня всегда занимал вопрос, что это за рисунки на скалах, кого изобразили древние скульпторы в каменных статуях. И я решила исследовать этот вопрос. Моя маленькая деревня Бижиктиг-Хая достойна , занять место в мировой художественной культуре.

         Мой доклад посвящен древнему искусству, запечатленному в камне, предшественников  тувинцев только на одном этапе их древней истории, в эпоху бронзы, во 2-начале 1 тысячелетия до н.э. А сколько замечательных памятников наскального творчества было создано за всю многовековую историю народа, живущего в Центре Азии!

Актуальность.

          Людей волнуют вопросы, которые вновь задают себе: какими орудиями созданы рисунки м, кем, каков их возраст, почему выбиты они именно в этих местах, какие невзгоды пережили они, что могут рассказать наскальные изображения об истории страны, расположенной на перекрестке прошлых войн. Что ж, примерно на такие же вопросы пытаются ответить и исследования тувинских петроглифов.

Цель и задачи.

  .  Изучение петроглифов и наскальных памятников в деревне Бижиктиг-Хая.

  . Получение новых знаний путем поиска ответов на каменные изваяния.

. Воспитание уважения к культурному наследию человечества.

2. Основная часть. «Разрисованная гора»

          Наскальные изображения – наиболее общий термин, включающий в себя как рисунки, выполненные краской, так и выбитые, выгравированные, протертые, прошлифованные. Все же отдельные авторы избегают использовать специальные термины в качестве синонимов, предпочтительно называя росписи наскальными рисунками, а выбитые изображения- петроглифами. Общепринято, что термин «писаницы» применяется исключительно к наскальному искусству.

          Наскальные рисунки среди огромного разнообразия и богатства памятников древности тувинцев занимают особое место. Это- живописный рассказ прошлых поколений о самих себе.

           В наскальных изображениях находят отражение те стороны хозяйства, материальной культуры, мировоззрение древних людей, от которых в ряде случаев нельзя получить представление по другим источникам.

           Мировоззрение древнего человека, позволяет проникнуть в его духовных мир, приблизиться к пониманию древних верований, в какой-то мере восстановить мифологию и обряды. Благодаря древнему искусству исследователь имеет счастливую возможность заглянуть в наиболее сокровенные области древней культуры-сферы коллективного сознания и социальной психологии.

           Наскальные изображения-свидетели жизни давно ушедших поколений.Каким образом современных человек может разгадать тайну их, происхождения, понять причины, по которым древний художник взялся создание рисунков на каменных плоскостях? Что может вдохнуть жизнь в эти таинственные фигуры? Расшифровать внутренний смысл петроглифов, понять их семантику помогают, прежде всего, этнографические параллели, наряду с древними письменными свидетельствами и данными эпоса, фольклора. Ведь в сравнительно недавнем прошлом идеологические представление обряды народов Тувы включили в себя остатки мировоззрения их древних предков.

         Рисунки на камнях древних человек создал не ради «искусства для искусства», это труд бы для него социально значимым, был подчинен интересам первобытного коллектива, пусть ирреальным, призрачным. В эпоху первобытности искусство не было отдельно от других видов человеческой деятельности.

       Большинство исследователей сходятся в мнении, что в искусстве первобытной эпохи находили отражение мифологические представления, а не реальная жизнь. Наскальные изобретения позволяет проследить связь мифа с той почвой, на которой он возник. Изучение петроглифов дает возможность реконструировать представление древнего человека о Вселенной, Земле, места человека в этом мире, дает представление о социальной структуре общества.

        Молодое поколение может узнать о духовной жизни своих предшественников лишь из научной литературы, прежде всего этнографической. И это обстоятельство придает особую ценность каждому новому исследованию в этой области.

 

  1. М.А.Дэвлет.Листы каменной книги Улуг-хема. Кызыл 1990г .

Глава 1. Петроглифы.

             Бижиктиг-Хая (древнее Хайыракан-Даг-«медвежья гора»)- небольшая гора, но очень богатая наскальными рисунками-петроглифами.

             Вид горы давним жителям данной местности напоминал огромного медведя, лежа пьющего из родника.

            Среди многочисленных изображений разного вида животных особое место занимает изображение быка- символа силы и богатства.

            Образ быка занимал важное место в идеологических представлениях и культах древнего населения Центральной Азии, о чем можно судить на основании археологических и этнографических материалов.

           В Туве в прошлом на месте, выбранном для сооружения оваа, вкапывали столб, на котором устанавливалась рельефная фигурка быкам, вырезанная из дерева Считалось, что обряд установки фигурок на оваа  способствует размножению изображаемых животных и спрашивает покровительство духов. В других случаях тувинцы на выбранном для оваа месте в вырытую  для этой  цели яму  закапывали живого быка красной масти. Считалось , что предсмертный рев животного услышит и благосклонно воспримет дух-хозяин местности. В награду он шлет людям изобилие и благополучие, обеспечит размножению стада. У оваа производились моления. Животное, посвященное божествам, носило у тувинцев название «ыдык». Ему на шею привязывали к волосяной веревке цветные ленты, после чего отпускали в стадо. Состарившегося быка -ыдыка заменяли молодым. После специального моления его умерщвляли, а шкуру вывешивали около оваа.

           Бык-производитель, по повериям тувинцев, являл собою символ добра и благополучия, образ его воплощал величие и могущество шамана. На шею быка надевали ожерелье. Обряд надевания первого  ожерелья являлся в то же время освящением быка. Этот обряд имеет очень глубокие корни.

           Представляется, что основной внутренний смысл изображения заключается в противопоставлении образов комолого и рогатого быка. На вопрос, какое отражение  в древних обрядах находила подобная оппозиция, ответить в настоящее время не представляется возможным. Однако, основываясь на данных этнографии и эпоса ,можно высказать предположение, что древнейшие обряды включали в себя ритуальные единоборство быков, олицетворяющих в конкретных образах какие-то противостоящие друг к другу высшие силы.

           В эпосе народов Центральной Азии содержится много примеров противопоставления двух быков, обычно различающихся окраской. Этот были быки гении- хранители божеств, героев, а также их врагов, иногда легендарные братья- соперники превращающие в быков им бьются между собой.

           Фигурки были парными: один бык безрогий, другой с рогами. У комолого быка могучая грудь, морда , лоб. У второго быка основная символика мощи - это большие кривые рога. Самое главное-это глаза: разъяренные, могущественные.

           Имеются многочисленные изображения волов с вьюками на спинах, напоминающие очертаниями те, которые и полные можно иногда наблюдать при перекочевке скотоводов. На скалах Бижиктиг-Хая изображена процессия. Возможно конструкция вьючных седел, известных в этнографических материалах, близка той, которая применялась в древности. Тувинское вьючное седло состояло из двух деревянных полок и соединявщих их лук. Как известно, волов в качестве упряжных животных и под вьюк кочевнические племена использовали почти повсеместно.

         До недавнего времени тувинцы ездили на волах даже на охоту.

 Иногда предпочитая волов к лошадям. На них ездили безлошадные бедняки и дети, в западных районах богатые скотоводы использовали быков для верховной езды. В 1861 г. в западной Туве академик В.В. Радлов беседовал со стариком тувинцем. По словам В.В. Радлова, тот «был крайне удивлен, когда он узнал, часто русские ездят не верхом на быках, и убеждал меня, что бык гораздо лучше коня, что он может перевозить груза и вдвое выносливее, может лучше подниматься в гору». Эти  животные не только используются для обычных перевозок, но и применяются на охоте. Местные быки обычно мельче, чем европейские; они гораздо живее и передвигаются довольно легко. Кажется, на свете нет более странного зрелища, чем отряд тувинцев, сидящих на этих необычайных «конях», мрачный рев которых является таким разительным контрастом с воинственным ржанием.

          Езду на подобном животном в начале века описывал техник экспедиции В. Родевича студент А. И. Булгаков. Он описывал: «Когда я вышел на берег, весь поросший кустарником, то сам стояло несколько оседланных быков, на которых из поселка приехали сойоты за дровами; у меня явилось желание проехаться на быке; животное послушно стояло, пока я взбирался на его спину; сойот передал мне волосяную веревочку, один конец, которой был продернут в ноздри ,-это и была уздечка; при повороте веревочка откидывается в соответствующую сторону рогов, что и дает понять животному о намерении ехать скоро, чего и достиг…»

           Изображения транспортных средств, таких, как вьючные волы, свидетельствуют об определенной подвижности древнего общества в бронзовом веке, в эпоху, предшествующую раненому железному веку или так называемой эпохе ранних кочевников.

  1. М.А. Дэвлет. Листы каменной книги Улуг-Хема. Кызыл 1990г.
  2. М.Х. Манай-оол. История родного края. Кызыл 1983г.

Глава №2а. Памятник Сай-Суу кадын.

             В моей родной деревне Бижиктиг-Хая (скала с надписями, разрисованная гора) есть много памятников истории и культуры.

             Недалеко от Бижиктиг-Хаинской средней школы, западнее 800м, имеются интересные каменные памятники (изваяния) в виде двух человеческих фигур мужчины и женщины. Они установлены за правильной четырехугольной оградкой. Вход в ограду установлен на юг, то есть соответствует установлению входа  юрты современных тувинцев. Левая часть юрты ( по направлению к выходу )т является женской (хозяйки), а правая мужской (хозяина).

            Старожилы данной местности, жившие 1950-1958 годах, говорили: «что это памятники Сай-Суу кадын.»

             Интересно то, что мужчина изображен в сидячем положении скрестив ноги. Та часть изваяния, которая закопана в землю, пропущена через отверстие тонкой каменной плиты.

               Старожилы говорили; «что он был болен тяжелой болезнью или ранен в бою и потерял способность двигаться. Плита с отверстием- это его постель (шкура, войлок, или специальный олбук). По этой причине передал власть управления своей молодой жене.

               Женщина (Сай-Суу) изображена стоящей левой стороне ограды, чуть-чуть впереди ограды. Правая рука находиться левой стороне груди, где расположено сердце, а левая рука на правом боку.

             Сторожили: «Я сердцем и всем телом предано вам, мой народ «. « заслуга Сай-Суу кадын в том, за время правления без кровопролития сумела сохранить цельность владения мужа».

             Мой дедушка вспоминает, что в 1951 году его отец (т то есть мой прадед Куулар Комбу Бижээчи-оолович) показывал место в 30-40  метрах от памятника Сай-Суу и рассказвал, что на этом месте стоял 8-ми стенная деревянная церковь (хурээ), и «смотри внимательно, до сих пор заметны контуры под почвой»-говорил он.

          Историческая справка: Суй-шу «у могилы из дерева ставят дом. Внутри его рисуют (Тухуа) облик покойника, а также военные подвиги , совершенные им при жизни. Обыкновенно, если он убил одного человека, ставят один камень, и так до стони и тысячи».

          Здания возводились при похоронах представителей высшей знати каганата - тюркских каганов, членов семьи и наиболее родовитой знати.

     

Глава №2б. Большое каменное изваяния – Чингис-Хаан.

            В 1,5 км, от школы, на западной стороне, 600м, от памятника Сай-Суу как на дозоре стоит большое каменное изваяние- названное в народе Чингис-Хаан-Чангыс-Хаан- Единственный Хаан.

             До Чингис-Хаана (1206 г) каждый монгольский аймак имел своего Хаана.

Поэтому сначала назвали Чингис-Хаана-Чангыс-Хааном. Слово Чангыс в монгольском языке нет , поэтому при произношении получилось Чингис. (мох. Мох- болотная трава).

       Каменное изваяния -Чингис-хаан- изображен с сосудом в руках, лицом на юго-восток. В сосуде- имеются семена любимой культуры тувинцев-просо. Это имело смысл, именно от потомков кочевника с этих территорий в одиннадцатом поколении родился Темучийн или Темуджин. (по-тувински Темичи.)

            Чингис-Хаан-утверждали старожили- «он хорошо знал, откуда его пра…родители.» По легенде хаан велел своим потомкам после его смерти похоронить его в маленькой горе Хайыракан-Даг. (Медведь-Гора)-древнее название горы Бижиктиг-Хая. И ставили памятник недалеко от этой горы.

           Легенда гласит, что потомки Чингис-Хаана выполнили наказ Великого -Хаана.

 Положили тело Великого  Хаана в небольшой пещере, а вход замуровали, завалив скалами и камнями, чтобы никакой народ не смог надругаться над могилой Великого монгольского хаана.

Заключение.

        Вот, как много тайн хранится в окрестностях местечка Бижиктиг-Хая. Петроглифы Тувы - памятники искусства мирового значения. Но дальнейшая судьба наскальных изображений вызывает серьезную озабоченность. Пагубное влияние так называемых антропогенных факторов на окружающую среду постоянно возрастает  преумножается, и это обстоятельство оказывает губительное воздействие на сохранность произведений наскального творчества. Наскальные изображения систематически погибают в результате вандализма - преднамеренной их порчи. Сложилась такая практика что именно поверх наскальных рисунков невежественные посетители, желая увековечить свои визиты в места скопления петроглифов, предпочитают выбивать свои инициалы, имена и фамилии, различные изображения, иногда в подражание древним. И насколько тщательно зафиксирован памятник ныне , настолько полноценную информацию можно будет извлечь при его изучении в дальнейшем. Необходимо успеть исследовать в первую очередь те памятники, которым грозит гибель.

       Исследователи, независимо от того, в какой стране они изучают наскальные изображения, работают на благо всего человечество. Люди должны помнить с любовью свое прошлое, ибо оно важно для настоящего и будущего.

    Повсеместно наблюдаются случаи гибели памятников первобытного творчества, причем здесь повинны не столько природные факторы, сколько сам человек. В прошлом веке местное население Центральной Азии, как правило, оберегало древние памятники, не допускало их порчи, свято чтило.

          Почитание тувинцами древних каменных изваяний, в особенности каменной статуи, носящей в народе до наших дней имя и «Чингис-Хаан». Она находится в степи близ горы Бижиктиг-Хая недалеко от пос. Кызыл-Мажалык. Для тувинцев древние изваяния представляют «святыню и предмет поклонения. Не все изваяния удостаиваются такого обожания, не перед всеми приносятся жертвы, но все одухотворяются в глазах язычника, который твердо верует в их силу и уверяет , что они могут принести ему пользу или вред».

            До тех пор, пока они будут считать их своею святынею, они уберегут их от истребления и расхищения, но как только цивилизация проникнет в эти места, начнет производить постройки, сооружения, обработки земли, она уничтожит значительную часть памятников, постарается и из них пользу при постройках.

         Путешествовавший по Туве более ста лет назад, Академик А. В. Адрианов замечал результаты невежественных действий человека в отношении скал с петроглифами. Он писал: «Со страшной досадой приходилось видеть, как между некоторыми изображениями и фигурами красовалось имя, год или инициалы имени ни для кого не интересно, никому не нужного».

             Пока еще не поздно, пока не все утрачено, необходимо вспомнить о том, что петроглифы- не только памятники отечественной и мировой истории, но и культуры, вспомнить о своей ответственности за сохранность наскального искусства перед потомками. Уважение к памятникам истории принято приравнивать к уважению по отношению к родителям.

          Охрана памятников должна стать кровным делом не только археологов-профессионалов и т.д., но и широкой общественности. Хочется надеяться, что не повторятся те ошибки, которые привели к невосполнимым потерям наших духовных ценностей.

  1. М. А. Дэвлет. Листы каменной книги Улуг-хема. Кызыл 1990г.
  2. М. Х. Маннай-оол. История родного края. Кызыл 1983г.
  3. Т. Будегечи. Художественное наследие тувинцев.

       Библиография.     

           1.  М.А. Дэвлет. Листы каменной книг Улуг-хема. Кызыл 1990г.

 2.  М. Х. Манай-оол. Тува в скифское время. М.,1970,

 3.   Т. Будегечи. Художесвенное наследие тувинцев.

 4.   А.Р. Кызласов. Древняя Тува.

А также рассказы дедушки Куулар Онгак Комбуевич.

 

           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение культурных традиций и литератрного наследия англо-говорящих стран.

Данная рабочая программа предназначена для кружковой работы в 6 классе по теме «Изучение культурных традиций и литературного наследия англо- говорящих стран».Программа сохраняет традиционную для росси...

ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ К ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКА

Вопрос духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из значимых проблем, которые стоят сегодня перед государством в целом....

Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан» Ученик 8Б кл. МОБУ СОШ № 21 г.Белорецк Республики Башкортостан

Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан»«Духовно-нравственные ценности  в современном обществе»(Национальные традиции   декор...

«Памятники – наше историческое и культурное наследие»

Форма проведения: беседаЦель: привлечения внимания учащихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия России.Задача: укрепить связь поколений прошлое и настоящее.Возрас...

Пешеходная экскурсия «Обретение утраченных Святынь.Историко-культурный заповедник «Старый Белгород»/ "Благовест", сборник методических материалов , ГБУ ДО "Белгородский областной Дворец детского творчества", 2018

Учащиеся 7 -11 классов всегда с большим интересом относятся к предложениям провести экскурсию для младших школьников. Навык работы над проектами по различным учебным темам дает старшеклассникам возмож...