Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков краеведения в 5 классе
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены на основе учебника "Слово о родной земле". Автор - составитель Л.М. Пальман.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_liter._kraeved._5_kl._palman.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14 города Кузнецка

«Рассмотрено»

ШМО учителей

гуманитарного цикла

________(Н.В.Белова)

Протокол №___ от________

«Согласовано»

Зам.директора школы

по УВР

_____________(Т.В.Терентьева)

_________________2013г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №14

города Кузнецка

____________(Ю.В.Чернышова)

Приказ №___ от ___________

Рабочая программа

по литературному краеведению

для 5а, 5в классов

на 2013-2014 уч. год

Всего часов на учебный год – 35

Количество часов в неделю –1

Составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ №14 города Кузнецка, в соответствии с программой «Литературное краеведение» Л.М. Пальман. - М.: «Просвещение», 1996 г.

Учебник -  «Слово о родной земле» 5,6 класс. (Л.М. Пальман). – Пенза, 1996 г.

Учитель: Никитина Татьяна Александровна

         Категория  

Стаж          

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному краеведению для V класса составлена на основе образовательной программы МБОУ СОШ №14 города Кузнецка и программы общеобразовательных учреждений «Литературное краеведение» Л.М. Пальман. - М.: Просвещение, 1996. Она учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся. На уроках краеведения они учатся воспринимать литературу как искусство слова, понимать эстетическую сторону текста, образную его природу.

Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности обучающегося с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Содержание обучения литературному краеведению в 5 классе направлено на формирование функциональной грамотности, способствует общему развитию и воспитанию обучающегося. Успешность изучения литературного краеведения обеспечивает результативность обучения другим предметам. Специфика курса литературного краеведения заключается в его тесной интеграции с другими предметами:

  • с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, первые пробы пера (сочинение сказок, рассказов, забавных историй и т.д.);
  • с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений;
  • с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник передал свое понимание прочитанного;
  • с уроками природоведения: иметь представление о народах Пензенского края, их занятиях, быте, орудиях труда, вере; разнообразие животного и растительного мира, особенности климата;

Эти предметы представляют собой единый курс, в котором обучение сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного края. В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа, историей родного края.

Цели обучения.

Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:

  • расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;
  • развитие художественно-творческих  и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, нравственных чувств (уважения к культуре многонациональной России, патриотизма, гордости за свою родину);
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать.

В основе программы по литературному краеведению лежат следующие задачи:

- знакомство с литературно-художественными ценностями края;

- воспитание у обучающихся позиции «художник слова».

Первая задача предусматривает первичное знакомство с жанровым разнообразием, богатством литературного наследия народностей края; развивает художественный кругозор обучающихся.

Вторая задача позволяет привить любовь к культуре родного края и гордость за людей, которые проживают на его территории.

Работа в этом направлении способствует развитию обучающихся, обогащению языка посредством высказывания собственных суждений. Через книгу, рассказывающую о родном крае, воспитывается жажда познания, интерес к поиску нового, раскрывается творческая мысль, воспитывается активный читатель-книголюб.

Место предмета в учебном плане МБОУ СОШ №14 города Кузнецка.

Учебный план МБОУ СОШ №14 города Кузнецка отводит на изучение литературного краеведения в 5 классе 1 час в неделю. Количество учебных часов за год – 35.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение. С чего начинается Родина?

1

Страницы прошлого

1

Фольклор. Народные сказки

6

Народные сказки татар, мордвы, чувашей

3

Литературные сказки

3

И. Крылов и Пензенский край

4

Н. Катков и Пензенский край

2

М.Ю. Лермонтов и Пензенский край

5

Пензенские писатели  - детям

9

Резервный урок

1

Содержание тем учебного курса.

«С чего начинается Родина?»

Введение. Ваш учебник. С чего начинается Родина. К. Симонов «Родина».

«Страницы прошлого».

В. Тушнова «Вот говорят: Россия…», А. Яшин «В несметном нашем богатстве…», М. Смирнова «Пройдись по Пензенскому краю», Ф. Ракушин «В декабре светит солнышко редко…», Б. Милавин «Я в лес вхожу. Какая благодать!».

Фольклор. Народные сказки.

А.Анисимова «О Поиме, его сказках и песнях», «Охотник и колдун», «Иван Зеленый».

Народные сказки мордвы, чувашей и татар.

Мордовские народные сказки «Юрт-ава», «Красавица Варана». Татарские сказки. Г. Тукай «Шурале».

Литературные сказки.

А.П. Анисимова «Птица Радость», Стихи и припевки А.А. Анисимовой «Мчатся поезда», «На берегу реки Вороны», «Что за небо голубое», «Комбайн косит и молотит».

Иван Андреевич Крылов и Пензенский край.

Басни И.А. Крылова. Ода «Уединение», «Вдали от ваших гордых стен», «Свинья под дубом».

Николай Иванович Катков и Пензенский край.

«Река и Океан», «Басня про Петю».

Михаил Юрьевич Лермонтов и Пензенский край.

Край детства – Тарханы. «Ашик – Кериб».

Пензенские писатели – детям.

В.К. Звягинцева «Поездная», «Нет, не заменит ничто», «Калитка». В.Д. Агапов  «В Чаадаевке», «В селе Абашеве».

Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса.

В результате изучения литературы обучающийся должен

знать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  •  не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  • названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
  • более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации их можно употребить;

               уметь:

  • работать  с книгой, правильно читать;
  • определять тему, главную мысль произведения, структуру текста;
  • соотносить содержание с иллюстрациями;
  • характеризовать героев, выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть;
  • владеть различными видами пересказа.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • построения устных и письменных высказываний;
  • участия в диалоге;
  • аргументации своей точки зрения.

Литература.

  1. Слово о родной земле. Учебная хрестоматия для 5-6 классов. Автор-составитель Л.М. Пальман. – Пенза, 1996.
  2. Анализ художественного текста. Автор-составитель О.В.Касперская.
  3. Е.Н. Никитина. Русская речь. – М., «Дрофа», 2005 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14 города Кузнецка

«Рассмотрено»

ШМО учителей

гуманитарного цикла

________(Н.В.Белова)

Протокол №___ от________

«Согласовано»

Зам.директора школы

по УВР

_____________(Т.В.Терентьева)

_________________2013г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №14

города Кузнецка

____________(Ю.В.Чернышова)

Приказ №___ от ___________

Календарно-тематическое планирование

уроков литературного краеведения

в 5а, 5в классах

на 2013-2014 уч. год

Всего часов на учебный год – 35

Количество часов в неделю –1

Учебник -  «Слово о родной земле» 5,6 класс. (Л.М. Пальман). – Пенза, 1996 г.

Учитель: Никитина Татьяна Александровна

         Категория  

                                                          Стаж          

Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. С чего начинается Родина?

2

«Страницы прошлого».

3

Фольклор. Малые формы фольклора родного края.

4-5

Русские народные сказки. «Охотник и колдун».

6-7

«Иван Зеленый».

8

Особенности сказок нашего края.

9

Народные сказки мордвы, чуваш, татар. «Юрт – ава».

10

«Красавица Варана».

11

Татарские сказки. Г. Тукай «Шурале».

12-13

А.П. Анисимова «Птица Радость».

14

Стихи и припевки А.П. Анисимовой.

15

И.А. Крылов и Пензенский край.

16

И.А. Крылов. Ода «Уединение».

17

И.А. Крылов.«Свинья под дубом».

18

Урок – игра по басням Крылова.

19

Н. Катков «Река и Океан».

20

Н. Катков «Басня про Петю».

21-22

М.Ю. Лермонтов и Пензенский край.

23

Пензенские источники. «Бородино».

24-25

М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик - Кериб».

26

В. Звягинцева «Поездная».

27

В. Звягинцева «Калитка».

28

В. Агапов «Березинка».

29

В. Агапов «В Чаадаевке».

30

В. Агапов «В селе Абашеве».

31

Урок – концерт (стихи, посвященные родному краю).

32

Пенза литературная. Подготовка к домашнему сочинению.

33

Экскурсия в юношескую библиотеку.

34

Писатели и поэты г. Кузнецка.

35

Резервный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Кузовлева 7 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Кузовлева 7 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Кузовлева 8 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Кузовлева 8 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Кузовлева 9 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Кузовлева 9 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Биболетовой 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков английского языка по УМК Биболетовой 5 класс (ФГОС)...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 общеобразовательном классе

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 общеобразовательном классе (6 часов в неделю, 204 часа в год) по программе Т.А.Ладыженской и учебнику Т.А.Ладыженской...

Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)...