Классный час в 9 классе "Три гения большой музыки"
классный час по краеведению (9 класс) по теме

Тулуш Ульяна Сюрюновна

Разработка классного часа по творчеству трёх гениев музыки-Бетховена, Чайковского, Мерген-Херел Монгуш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bashky.docx26.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Три гения большой музыки» 

(Классный час в 9 классе)

Цель: учить детей слушать и понимать прекрасное.

Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада.(В. Астафьев)
Оборудование: компьютер, проектор, фоторепродукции тувинских национальных инструментов, рисунки с изображениями инструментов.

Структура мероприятия.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания (Сообщения учащихся «Духовые инструменты», «Язычковые инструменты», «Ударные инструменты», «Струнные инструменты» - групповая форма работа с рисунками учащихся).
  3. Тувинские национальные музыкальные инструменты.
  4. Игра «Угадай инструмент».
  5. Три гения большой музыки. (Работа ассистентов – Монгуш Менги, Ховалыг Айлааны, Монгуш Омак).
  6. Итог мероприятия.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мы сегодня проводим классный час «Три гения большой музыки». Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (…) Да, мы узнаем о жизни и творчестве трёх выдающихся музыкантов. Кто такой гений, почему мы их называем гениями? (…). Конечно, это высокоодарённый, талантливый человек.

  1. Теперь проверим ваше домашнее задание. (Выступления учащихся, вопросы-ответы).
  2. Посмотрите внимательно на эти инструменты. Это национальные тувинские инструменты. (Показ фоторепродукций в сопровождении рассказа учителя об инструментах, его авторах).
  3. Игра «Угадай инструмент».

По рисунку определяют название, вид инструмента.

  1. Три гения большой музыки.

Бетховен Людвиг Ван (1770-1827) - великий немецкий композитор.

Печальное воспоминание маленького Бетховена ( рассказывает Ооржак Сайдаш).

 Бетховен вырос в семье музыканта, его обучение прошло через наказания и унижения.

Отец Иоганн, певчий придворной капеллы, мечтал сделать из него Второго Моцарта (великий австрийский музыкант), чтобы с малолетства выступал с концертами и кормил семью. Моцарта из него не вышло – из него вышел Бетховен.

  • В 11 лет Бетховен вынужден был работать – замещал органиста в церкви.
  • В 14 лет – органист при княжеском дворе, даёт уроки горожанам, сочиняет музыку.
  • В 22 года – приезжает в Вену, к самому Моцарту, от которого получает похвалу и согласие стать его учителем. «Обратите внимание на этого парня. Он заставит всех говорить о себе», - говорил Моцарт, выслушав игру Людвига.

 Но судьба распорядилась иначе. Бетховену пришлось вернуться в Бонн из-за смерти горячо любимой матери. Через некоторое время не стало и великого  Моцарта. Прибыв в Вену начал брать уроки у Гайдна, Шенка, Альбрехтсбергера, Сальери.

  • Вена признала его как блестящего пианиста и как выдающегося композитора. Его имя стоит в ряду с Гайдном и Моцартом. 
  • В 32 года – Бетховена постигло большое несчастье – глухота.  Но он не сдался судьбе, не таков был Бетховен.  Он гоорил: «Я хочу вцепиться земле судьбе в глотку, совсем пригнуть меня к  не удастся». Он продолжает сочинять музыку, которую сам никогда не услышит. Это настоящее чудо!
  • В 44 года – в зените славы, его произведениям рукоплещут и в королевских ложах, и на галерке, зал встаёт при его появлении. Он – кумир начинающих композиторов, непревзойдённый и недоступный гений.
  • В 53 года – исполнение его последней, Девятой симфонии в театре Кертнертор.
  • Бетховен сотворил 9 симфоний, 5 концертов для фортепьяно, оперу, балет, 32 фортепьянной сонаты, множество увертюр, ораторий, фантазий, песен.
  •  Среди них шедевры – 3, 5, 9 симфонии, Лунная соната, Аппасионата.

Маленькие шедевры большой музыки Бетховена (прослушивание отрывков произведений «Лунная соната», «Симфония №5»).

Чайковский Пётр Ильич (1840 - 1893)  - гениальный русский композитор.

Воспоминание гувернантки Фанни о Хрустальном Ребёнке (Рассказывает Монгуш Аяна).

  • В 10 лет родители решили дать ему более «основательную» профессию и определили в училище правоведения в Петербурге.
  • После его окончания служит в департаменте Министерства юстиции.
  • В 22 года, к неудовольствию родных, поступил в первую русскую консерваторию г. Петербург, которую закончил серебряной медалью. И был приглашен профессором на московскую консерваторию.
  • В 26 лет – Работа в Московской консерватории. Сочинение более 30 произведений, среди которых увертюра «Ромео и Джульетта», Первая классическая симфония «Зимние грёзы»,  первый русский балет «Лебединое озеро»…
  • В 36 лет – сочинил 3 марша для оркестра, цикл «Времена года» - признанные шедевры композитора. Душевный кризис из-за неудачной женитьбы на студентке консерватории.
  • После его окончания служит в департаменте Министерства юстиции.

В   этот момент в жизни Чайковского появляется «добрый ангел» – Надежда Филаретовна фон Мекк.

  • В 38 лет – перелом в судьбе Чайковского. Учитель Чайковского Антон Рубинштейн организовал на Парижской всемирной выставке «русские концерты», где прозвучали лучшие произведения композитора, принесшие ему славу.
  • В 45 лет – поселяется после кочевой жизни в провинциальном городке Клин.
  • Домик в Клину - дом-музей Чайковского, место поклонения музыкантов и любителей музыки со всего мира.

Маленькие шедевры большой музыки Чайковского:

  • 9 опер, 3 балета, 6 симфоний, множество оркестровых сочинений, романсов, инструментальных сборников – «Детский альбом», «Времена года».
  • Чайковский – член Института Франции и почётный доктор Кембриджского университета Англии.

Музыкальные Шедевры (прослушивание отрывков произведений «Щелкунчик», «Лебединое озеро»).

Монгуш Мерген-Херел Мажааевич (1950-1996) - с  детства музыкально одарённый, талантливый композитор, стихотворец, наш земляк.

Воспоминание юного Мерген-Херела. (О создании первого стихотворения рассказывает Монгуш Шыдаар).

  • В 18 лет – закончил Бажын-Алаакскую школу.
  • В 20 лет – служба в армии, во время которой написаны песни «Далай чалгыы», «Ырлап келем».
  • В 22 года – награждён дипломом I степени во всероссийском зональном смотре художественной самодеятельности в Иркутске за исполнение песни «Белек».
  • В 23 года – солист ансамбля «Саяны» Тувинской государственной филармонии
  • В 34 года – Лауреат республиканского смотра, посвященного 40 –летию РТ.
  • В 35 лет – учёба в красноярском училище культпросвета.
  • В 38 лет – Победитель конкурса композиторов «Азас -88».
  • В 39 лет – корреспондент, завотделом газеты «Ленинчи орук».
  • В 43 года – директор дома культуры г.Чадан.

Маленькие шедевры большого музыканта:

  • Чадаана
  • Чангыс хадын
  • Чаяазымза
  • Дамырак
  • Авамга
  • Далай чалгыы
  • Оорлеримге
  • Курай-курай
  • Белек
  • Чедип келем
  • Дуруялар чазын келир.

(Прослушивание под фонограмму песни М. Мерген-Херела «Дамырак» в исполнении Монгуш Чаяны)

  1. Итог мероприятия.

Вот и закончился наш классный час. Как настроение? О чём узнали? О чём эпиграф? (выслушать ответы учащихся).

Любите музыку, она – источник наслаждений! «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь -мелодия», - говорил А.С.Пушкин. И с этим нельзя не согласиться.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

  1. Вырезки из газетных материалов «Чаа орук».
  2. Детская энциклопедия. Музыка. М., 2006г.
  3. Музыкальный словарь. М., 2008г.
  4. Сборник песен «Курай-курай». Чадаана, 2003г.

Тюлюш Ульяна Суруновна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Бажын-Алаакская СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гений русской музыки

В нашей школе искусств традиционным стало проведение Школьной филармонии "Путешествие в мир музыки".Музыкально-литературная композиция посвящена музыке П.И.Чайковского....

Классный час в 9 классе "Три гения большой музыки"

Разработка классного часа по теме "Три гения большой музыки"(о творчестве Бетховена, Чайковского, Мерген-Херела Монгуш)...

Классный час в 9 классе "Три гения большой музыки"

Разработка классного часа по теме "Три гения большой музыки"(о творчестве Бетховена, Чайковского, Мерген-Херела Монгуш)...

Классный час в 9 классе "Три гения большой музыки"

Разработка классного часа по теме "Три гения большой музыки"(о творчестве Бетховена, Чайковского, Мерген-Херела Монгуш)...

«Большая музыка – маленькому музыканту»

Мультимедийная презентация по страницам серии  Т.Юдовиной-Гальпериной...

«Большая музыка – маленькому музыканту»

Мультимедийная презентация по страницам серии  Т.Юдовиной-Гальпериной...

классный час "Талант и гений"

Классный час по теме "Талант и гений" проведённый в 8 классе...