Краеведения в Республике Татарстан
классный час по краеведению (7 класс) по теме

Галиева Рамиля Амиряновна

Краеведение - краелюбие -Знание местной истории - Изучение родного края - Признание в любви к малой родине - Любовь к отечеству

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Из истории  краеведения в Республике Татарстан.

Цели: обозначить основные особенности изучения исторического краеведения; выявить главные факторы развития малой родины; дать представление о деятельности  краеведов.

Дидактические цели:

  •  
  • формирование краеведческих знаний;
  • развитие навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;

Методические цели:

  •  
  • составить представление об общности и различии важнейших общероссийских и региональных событиях;
  • воспитывать трепетное отношение к культурному наследию своего народа, любить свою родную землю.

Оборудование: компьютер, учебник, карта, презентации , фотографии. 

На доске:

Краеведение – самый массовый вид науки, которым может заниматься любой желающий.

Д.С. Лихачев.

Слайд №1

  1.  
  1. Древнейшая история родного края.
  2. Восстания на нашей малой родине.
  3. Быт жителей региона.
  4. Культурное наследие.
  5. Знаменитые земляки.
  6. История нашего совхоза.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Вы уже знакомы с древнейшей историей народов мира и древнейшей историей нашего Отечества. Каждый человек должен хорошо знать историю своей страны, ее традиции и культуру. Но очень важно знать и историю родного края.

Посмотрите на схему №1 на доске.

Вопросы:

  •  
  •  Что изучает курс «Исторического краеведения»?
  • Что такое краеведение?
  • Согласны ли вы со словами Д.С. Лихачева? Дайте свое определение понятию «краеведение».
  • Запишите в тетрадь тему урока и свое определение краеведения.

КРАЕВЕДЕНИЕ – КРАЕЛЮБИЕ - ЗНАНИЕ МЕСТНОЙ ИСТОРИИ-

ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ - ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ - ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ.

Слово учителя.

На землях нашей республики человек мог найти для своего существования все необходимое. Здесь с давних времен жили различные племена и народы. В более поздний период на этих землях обитали племена татары. Рядом с ними жили в полном согласии удмурты, марийцы и чуваши. После распада монголо-татарского государства здесь образовалось  Казанское ханство. Обширная территория превратилась в цветущий сад. Побывавшие там писали, будто попали в рай на земле. Всё здесь было удивительно красиво и организованно.  Вокруг столицы расстилались сады и огороды ,поля.В больших городах того времени шла торговля: особенно ценились оружие и кожа.

2.Новый материал.

Работа с картой на с. 15.

  • Найдите реки Кама, Вятка,  Ик,  Агидель, Миша и Зия.
  • Найдите поселения разных эпох: Булгар, Биляр, Сувар , Ашлы и Казань.

Слово учителя

Все пласты родной природы и истории звучат в музыке имен на карте края.  Названия населённых пунктов говорят об этом: Урманай,Тубаляс,Учиман,Улиманово. После принятия ислама на нашей земле образовалось централизованное государство, что привело к полному расцвету края.

Народное сознание пыталось осмыслить малопонятные, зачастую пришедшие из других языков названия сел и рек, озер и оврагов. Старожилы рассказывают удивительные истории, объясняющие смысл местных географических понятий, связав их с могучими и благородными ханами, богатырями и учёными того времени. Только в народно-поэтических памятниках нашло оно свое отражение в легендах, сказаниях, песнях, былинах.

Подготовленные выступления учащихся 7 класса.

Ребята уже занимались в прошлом году изучением истории родного края и представят вам легенды и предания родного края.

«Легенда о крылатом Змее».

Много лет тому назад на холмах, где теперь раскинулся город Казань, стоял глухой дремучий лес. Тысячи лет шумел он здесь, никем и никогда не рубленный, давал приют зверям и птицам. Людей было мало, где строился город. Место для стройки города подходило полностью . но жили там змеи. Жил он долго и был великий колдун.

Но вот наступил день, когда на соседнем холме  появились люди, которые рубили новый город на месте старого .Используя хитрость и мудрость прогнали змей. На освобождённой земле начали строить город. Огромный змей взлетел на небо и полетел в сторону леса.

3.О происхождении названия «Казань».

 Казан - первоначальный  вариант был таков. «Казан»- название огромной посуды для приготовления еды . В таких посудинах приготовили еду и в походных , и в домашних условиях.

Слово учителя.

«Легенда о крылатом змее Зиланте»  относятся в давние времена, когда наш край был заселен татарами, удмуртами, марийцами и чувашами. В них запечатлелись переживания, страдания местного народа , ведь новое всегда воспринимается с опаской. Но в легенде о Зиланте есть и хорошее : это строительство нового .

Версия о происхождении названия «Казань» интересна и  правдоподобна.

Беседа с классом.

Вопросы:

  •  
  • Назовите реки нашего края.
  • Назовите поселения нашего края.
  • Как история края связана с происхождением географических названий?
  • Почему народ сам придумывал легенды о происхождении названий?
  • Легенда вам понравилась? Почему?
  • Какие местные легенды вам известны? Приведите примеры. С какими историческими событиями связаны местные легенды?

Слово учителя.

Прошли десятки поколений людей, менялась природа и облик местности, стиралась человеческая память, но слово однажды обозначавшие реку, поселок, не менялись, оставаясь точными приметами, нашими «родинками».

4.Презентация проекта «Из истории происхождения названий Актанышского района».

5.Самостоятельная работа в группах.

Выводы: Таким образом, краеведение относится к числу наиболее древних и богатых традициями, история его занимает важное место в развитии краеведческой науки. Формирование краеведения на нашей земле относится к середине 19 века и во многом происходит под влиянием бурного развития исторической науки в России.

Домашнее задание. Продолжить изучение истории родного края, добавить материалы в копилку

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Знатоки родного края» (Об Апастовском районе Республики Татарстан)

Цели: заинтересовать учащихся историей родного края и биографическими сведениями знаменитых  дочерей и сыновей Апастовского района, пробудить   желание перечитать книгу «Зем...

Внеклассное мероприятие-к 230-летию города Буинска и 80-летию Буинского района Республики Татарстан посвящается

Внеклассное мероприятие-к    230-летию города Буинска и 80-летию Буинского района Республики Татарстан посвящается ...

Географическое положение Республики Татарстан

Материал к уроку "Географическое пожение РТ"....

"Традиционные праздники села Селенгуши Нурлатского района Республики Татарстан"

Выступление на РМО учителей географии Нурлатского района РТ из опыта поисково - исследовательской работы в сельской школе....

Развитие авторской песни в Республике Татарстан

Презентация на тему: Развитие авторской песни в Республике Татарстан """""...

Изучение профессиональной самооценки и педагогической мотивации молодых учителей Мамадышского района Республики Татарстан

Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Сегодня система образования предъявляет особые требования к учителю, т. к. он призван обеспечи...