«Россошь в годы Великой Отечественной войны. Освобождение».
методическая разработка по краеведению по теме

Козютенко Светлана Ильинична

Разработка краеведческой викторины на тему

«Россошь в годы Великой Отечественной войны. Освобождение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_kraevedcheskoy_viktoriny._kozyutenko_s.i.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши

Россошанского района Воронежской области.

Разработка краеведческой викторины на тему

«Россошь в годы Великой Отечественной войны. Освобождение».

Выполнила: Козютенко                                                                         Светлана Ильинична,

учитель истории

МКОУ СОШ № 25 с УИОП.

 РОССОШЬ 2013г.

Цель. Расширить и углубить знания учащихся по истории страны в 1941 – 1945гг, познакомить с историей родного края в годы Великой Отечественной войны; показать вклад россошанцев в борьбу против фашистских захватчиков; воспитывать чувство патриотизма, гордости за героизм земляков и воинов - освободителей Воронежского края; прививать чувство любви к малой Родине, пропагандировать героические страницы истории росссошанской земли.

Место проведения. Зал боевой славы школьного музея «Память» МКОУ СОШ №25.

Оформление. Презентация: «Россошь в годы войны». Освобождение»

Подготовка  к викторине. Участвуют 4 команды учеников из 7-8 классов. Команды выбирают капитанов, изучают краеведческую литературу по теме викторины.  Выполняют творческое задание: готовят рассказ о памятнике горда, посвященном войне. Победители награждаются грамотами и призами, остальные команды – дипломами участников.

Ход викторины.

  1. ВСТУПЛЕНИЕ.

На сцену выходит группа ребят: ведущие и чтецы. Звучит мелодия песни
« Священная война» (запись). Используется презентация «Россошь в годы войны. Освобождение».

1. Вероломное нападение фашистской Германии на нашу страну прервало мирный труд воронежцев, область была объявлена на военном положении, многие россошанцы надели военную форму.

2. Фронт был еще далеко, но любой населенный пункт мог подвергнуться бомбардировке. В городе занялись организацией противовоздушной обороны.

3. За два месяца войны было создано 140 групп самозащиты, оборудованы бомбоубежища, «щели», введена светомаскировка.

4. Уже в июле 1941 г. в ряды ополченцев вступило 2000 человек.

5.  В учебном корпусе и общежитии птицетехникума развернут эвакогоспиталь, для которого местные жители изготовляли подушки и матрасы.

6. Комсомольцы города перечислили в фонд строительства танковой колонны 8000 рублей.
7. Первые бомбы на город фашисты сбросили в сентябре
 1941 г.

8. 12 октября 1941 г. на перегоне между Россошью и Райновской под бомбежку попали два пассажирских поезда.

9. В мае 1942 г. в течение пяти ночей немецкая авиация бомбила Россошанский железнодорожный узел. Необходимо было сорвать начавшуюся наступательную операцию наших войск под Харьковом.

10. Летом 1942 г. фронт докатился до Россоши. Первые вражеские танки ворвались в город 7 июля.

11. Началась оккупация. Страшные испытания пришлось пережить жителям Россошанского района. Аресты, расстрелы, пытки, виселицы, комендантский час  -  все, чтобы запутать население.

12.
Властвует «новый порядок».
Жителей держат в узде.

От магистрата до грядок немец - хозяин везде.

13.
Тягостна вражья неволя.

Лязгает чуждая речь.

Узников тяжкая доля –

Трудно им жизни сберечь.

14.
Виселиц перекладины,

 Окрики и запрет.

Любят хозяйничать гадины,

Что с Апеннин и Судет.

15.
Ямы забиты телами

Мирных, невинных людей:

Мерзлыми штабелями - русский, хохол, иудей...

16.
Но приближается мщенье –

Слышится гул канонад.

Близится освобожденье,

Наши на помощь спешат.

17.
Слышатся дальние выстрелы,

Взвизги «катюш» огневых.

...Выдержим, выдюжим, выстоим,

Встретим родимых своих.( Стих В. Беликова ОККУПАЦИЯ).

18. После перехода советских войск в контрнаступление под Сталинградом у генерала Жукова Г.К. возник замысел провести наступательную операцию па Среднем Дону. Еe цель - отсечь немецкую группировку, чтобы успешно закончить битву под Сталинградом. Эта операция получила название «Малый Сатурн». Вслед за ней готовились Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская.
19. 6 января 1943 года в штаб 3-й танковой армии, находившейся в Кантемировке, прибыли заместитель Верховного Главнокомандующего генерал армии Г.К.Жуков, начальник генштаба генерал-полковник Л.М.Василевский, командующий Воронежским фронтом генерал-лейтенант Ф.И.Голиков.
20. Командир 3-ей танковой армии генерал-майор И.С.Рыбалко доложил свое решение по проведению операции.

21. 14 января 3-я т.а. генерала Рыбалко двинулась на Россошь,  Ольховатку,  Татарино,  Карпенково. Им предстояло окружить и уничтожить противника в районе Острогожска - Россоши, освободить железнодорожную линию Лиски-Кантемировка.

22. 106 танковой бригаде 12 танкового корпуса надлежало овладеть Митрофановкой и выйти к Россоши.

23. Новый командир бригады - полковник  Алексеев имел хорошую теоретическую подготовку и боевой опыт. За боевые подвиги уже был награжден орденом Ленина.

24. События развернулись так, что бригада во время прорыва от Кантемировки вырвалась вперед, оказалась в тылу противника.

25. И именно Алексеев принял смелое решение - освободить город, используя единственное свое преимущество перед противником - внезапность удара по врагу, имевшего численное превосходство.

26.
Советских танков

смелый марш-бросок

Самоубийственно неосторожен.

Но план комбрига дерзок и высок:

Аэродром да будет уничтожен!

27.
И без прикрытия стрелковых рот

Почти вслепую устремиться к цели,

Отбить вокзал и перекрыть отход,

Посеять панику, внести разброд –

Лишь только бы с подмогой подоспели.

28.
«Безумство храбрых»...

И смертельный риск.

Где он, предел геройству и отваге?

Разрывы бомб?

Иль пули тонкий писк?

Иль хрупкий лед?

Иль цепи мин в овраге?

29.
...Разбит аэродром. И паникует враг.

А помощь далека... Не выйти из атаки.

Танкисты гибнут. И разбиты траки.

Но чуют и фашисты близкий крах.

30.
Пятнадцать танков - вот броску цена.

Один лишь только выскочит из пекла.
И кто рассудит? Ведь на то война.

Их слава и доныне не поблекла.

31.
Родная Россошь

помнит всех солдат,

Что полегли в том январе суровом.

И улицы о павших говорят,

И звон колоколов, оживших снова.

32.
Бойцы платили кровью и судьбой.

Их столько улеглось в могилах братских!

Мы – продолженье тех судеб солдатских,

Что нас спасли,  пожертвовав собой. ( В. Беликов. Освободители).

33. Имена мужественных защитников Родины никогда не забудутся

34. За отвагу и храбрость командиру 106 танковой бригады  полковнику Алексееву Ивану Епифановичу  присвоено  звание  Героя Советского Союза.

 

35. Этого высокого звания также  удостоен  отважный танкист - лейтенант Фаломеев Дмитрий Сергеевич.

36. Более ста воинов корпуса награждены орденами и медалями Советского Союза.

37. Старшим лейтенантам Е.Д. Мудраку и В.В. Цыганку вручены ордена Ленина.

38. Жители города Россоши навечно сохранили в памяти подвиги танкистов.

Их именами названы улицы, площади города.

39.  Герою Советского Союза  Ивану Епифановичу Алексееву воздвигнут бюст.

40.
Храни, мой город, эти имена

И помни о цене своей свободы...

Пусть светят неба голубые своды,

Резвятся дети средь родной природы,

И пусть последней будет та война!

  1. Вопросы краеведческой викторины,

посвященной истории Россоши в годы войны.

Используется презентация «Краеведческая викторина. Россошь в годы войны. Освобождение».

1 Тур.

1. Когда фашисты оккупировали г. Россошь?

а) 7 июля 1942 г.    б) 7 июля 1943 г.   в) 10 августа 1942 г.

2. Назовите дату проведения Острогоржско - Россошанской операции:                                                     а) 12-27 янв. 1943г; б) 15-20 февраля 1943г; в) 12-27 янв. 1944г.

3. Кому было присвоено звание Героя Советского Союза за отвагу и храбрость при освобождении г. Россошь?:

а) И. Алексееву б) Д. Фоломеев   в) Е. Цыганку.

4. Кто командовал 106-й танковой бригадой, освобождавшей Россошь от оккупантов:

а) Е.Н. Павлов – Разин; б) И.Е. Алексеев; в) Е. Мудрак .

5. Назовите фамилию жителя села Анновка Россошанского района, внесшего 300 тысяч рублей в фонд обороны страны на строительство боевых самолетов:

а) М.А. Поляничко;  б) А. Кривоносов;   в) И. Алейников.

6. Кто, кроме немцев, оккупировал наш город Россошь в 1942 г.:                                                   а) итальянцы; б) венгры; в) японцы.

7. Назовите дату освобождения г. Россошь от немецко-фашистских захватчиков:
а) 15 января 1943 г; б)
 16 января 1943 г;  в) 25 января 1943 г.

8. Как называлась операция, в ходе которой был освобожден от немцев город Россошь и Россошанский район:

а) «Малый Сатурн» ; б) Острогоржско – Россошанская; в) Воронежско -Касторненская.

9. Кто из представителей Ставки Верховного главнокомандования непосредственно контролировал проведение Острогоржско - Россошанской операции?

а) Г.К. Жуков; б) A.M. Василевский; в) Ф. И. Голиков.

10. Назовите имя Герой Советского Союза, генерал - майора, командующего 3 танковой армией, освобождавшей г. Россошь в январе 1943 г:

а) П.С. Рыбалко;  б) И.Е Алексеев;  в) И.И. Фесин.

11. Назовите имя конструктора и его модель танка, освобождавшего наш город в январе 1943 года:
а) Танк ИС-2, конструктор Ж.Я. Котин;   б) Танк КВ, конструктор Ж.Я. Котин;  в)
Танк Т- 34, конструктор М.И. Кошкин.
12. Какое звания присвоено одному из городов нашего края за героический подвиг в годы Великой Отечественной войны:
а) «Город – герой »; б)
«Город воинской славы»; в) «Город - труженник».

2 тур. 
«СОЛДАТАМ ХРАБРЫМ,  ГЕРОЯМ БЕССМЕРТНЫМ  –

 ВЕЧНУЮ СЛАВУ ПОЕТ НАШ НАРОД! СЛАВА О ВАС НИКОГДА НЕ УМРЕТ! »

  1. Назовите имя наш земляка, Героя Советского Союза, воина гвардейской дивизии генерала И. Панфилова, сражавшийся с немцами у разъезда Дубосеково под Москвой:
    а)
    Д. Каленик; б)Е. Домнич; в) И. Арсеньев.
  2. Танкист, уроженец Россошанского района, геройски погиб при освобождении Польши, Герой Советского Союза. По просьбе жителей Анновки их село переименовано в честь героя- земляка:

а) Е. Домнич; б) С. Моховой;  а) И. Алейников.   

  1. Наш земляк, уроженец села Колбинка Морозовского сельского совета, Герой Советского Союза, командир пулеметного взвода, форсировал Днепр:

а) И. Письменный; б) С.П. Моховой;  в) В. Соколов.

  1. Ученик средней школы №25станции Россошь ЮВжд, командир пулеметного расчета, Герой Советского Союза, погиб при освобождении Румынии:
    а) Б.И. Рябцев; б) В.Г. Соколов; в)
    И.А. Письменный. 
  2.  Выпускник  средней школы №25 ст. Россошь ЮВжд, летчик, командир эскадрильи 622-го штурмового полка старший лейтенант, участник Сталинградской битвы, погиб 28 ноября 1942года, при выполнении боевого задания. Посмертно награжден «Орденом Ленина»:

а) Дудкин Г.Г; б) Соколов В.Г; в) Рябцев Б.И.  

  1.  Назовите имя юной воронежской разведчицы, которая скрытно переправлялась через Дон в районе села Щучье, доставала ценные разведданные об оккупантах. Погибла при выполнении боевого задания. Посмертно награждена орденом Отечественной войны II степени. Ее именем названа одна из улиц города Лиски.

а) Зина Портнова;  б) Лилия Федосеева;  в) Ульяна Громова.


  1. Участник Великой Отечественной войны, рядовой группы разведки, боец партизанского отряда. Во время оккупации Воронежа несколько раз засылался в город как разведчик. После войны – космонавт СССР, автор многих научных трудов и изобретений.
    а)
    Феоктистов К.П; б) Королев С.П; в) Филипченко А.В.
  2. Назовите фамилию героя войны, участника операции «Малый Сатурн», закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота. О его подвиге стало известно благодаря поисковикам Новокалитвенской школы Россошанского района:
    а)Исаков В.Л; б)
    Прокатов В.Н; в) Лубянецкий И.Ф.

3-й тур. Домашнее задание. Расскажи о памятнике.

Ребята получают карточки, на которых изображены памятники, братские могилы, памятные юбилейные знаки, посвященные Россоши в годы Великой Отечественной войны.  Необходимо творчески описать памятник,  указать его название, место расположения, рассказать чему посвящен этот памятник.

  1. Поведение итогов. Награждение.
  2. Литература:

  1. В.П. Загоровский. Воронежская историческая энциклопедия. Издательство «Истоки», Воронеж, 1992.
  2. Материалы школьного музея боевой славы МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россошь.
  3. В.Беликов. Россошь в январе 1943 года. Стихи. Газета «Россошь», выпуск №41, 2005г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «Россошь в годы Великой Отечественной войны» для учащихся 6 х классов I четверть

Модуль «Россошь в годы Великой Отечественной войны» разработан на 9 часов и направлен на знакомство с историей родного города в годы войны, участием земляков в разгроме фашистских захватчиков. Работа ...

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и 400 – летию Дома Романовых

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной во...

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и 400 – летию Дома Романовых

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной во...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Классный час "Освобождение Кубани в годы Великой Отечественной войны"

Материал содержит историческую информацию, которая позволяет сделать экскурс в прошлое. Привлечение литературного материала позволяет усилить восприятие материала. Использование музыки (пение соловья)...

Классный час "80 лет со дня освобождения Черкесска от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны".

Классный час"80 лет со дня освобождения Черкесска от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны"....