«Изучение специфики деятельности различных типов музеев»
учебно-методический материал по краеведению по теме

Сдобнова Светлана Васильевна

«Изучение специфики деятельности различных типов музеев»: Музей под открытым небом, музей-заповедник, музей-усадьба, дом-музей, музеи-Храмы, музеи-монастыри, музыкальные музеи их структуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя музыки и МХК МБОУ СОШ №2 г. Юбилейный Московской области Сдобновой Светланы Васильевны.

Тема работы: «Изучение специфики деятельности различных типов музеев»

В процессе написания работы я изучила следующие типы музеев: музей под открытым небом, музей-заповедник, музей-усадьба, дом-музей, музеи-Храмы, музеи-монастыри, музыкальные музеи их структуры.

Средовой музей: Под средовым музеем подразумеваются, как правило, экомузеи, живые музеи, большая часть музеев под открытым небом, некоторые музеи-усадьбы и др. В РФ в настоящее время число средовых музеев растет. Все большее число музеев, причисляемых к ансамблевым, приобретают признаки средовых музеев: главным образом, это музеи-заповедники и музеи-усадьбы, активно работающие с нематериальным наследием, делающие местных жителей- носителей традиции своими партнерами в деле сохранения и актуализации наследия. К средовым музеям относятся: Музей-заповедник "Шушенское", Музей-заповедник М.Ю. Лермонтова "Тарханы", Историко-архитектурный музей-заповедник "Кижи", Музей-заповедник "Ясная поляна", Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Как типичный пример средового музея можно рассмотреть деятельность Военно-исторического и природного музея-заповедника "Куликово поле". Не только элементы среды, фиксирующие память о Куликовской битве, но свидетельства всех эпох, оставивших здесь свои следы, ландшафт, сохранившиеся элементы традиционного образа жизни (агротехника, кулинария, ремесла) входят в систему музея-заповедника.

МУЗЕИ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ: Группа музеев, основные объекты и экспозиции которых расположены вне помещений, на открытых территориях. Музеи под открытым небом создаются на основе недвижимых памятников истории и культуры на месте их нахождения и в природном окружении или на основе перевозки памятников на специально отведенную территорию из других мест. Наиболее ценным музеям под открытым небом присваивается статус музеев-заповедников.. Сегодня в РФ также многие музеи имеют отдельные экспозиции под открытым небом. Военно-исторические музеи организуют под открытым небом выставки боевой техники (Музей Великой Отечественной войны в Москве, Саратовский музей боевой славы, музей авиации в Монино, Музей бронетанковой техники в Кубинке (Московская обл.), художественные музеи - экспозиции скульптуры (Ярославский художественный музей - экспозиция "Скульптура в пленэре" в Губернаторском саду; Московский дом художника - постоянная выставка скульптуры); научно-технические музеи и промышленные музеи - экспозиции крупногабаритного оборудования (Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала, Екатеринбургский музей архитектуры и техники). Сегодня нередко целые поселения и крупные территории рассматриваются в качестве музея под открытым небом (например, города-музеи).

МУЗЕИ-ЗАПОВЕДНИКИ: МУЗЕИ-ЗАПОВЕДНИКИ — группа музеев под открытым небом, обладающих особой ценностью и получивших по постановлению правительственных органов статус заповедников. Музеи-заповедники. создаются на основе музеефикации территорий, ансамблей, комплексов и отдельных памятников истории, культуры, природы в их естественной среде. Имеют важное значение для сохранения историко-культурного и природного наследия в его целостности. Статус заповедника предусматривает особые режимы сохранения и использования включенных в него территорий и объектов. Основные экспозиции Музеи-заповедники - это расположенные под открытым небом памятники истории, культуры, природы, что определяет специфику их экспозиционной деятельности. Для Музеев-заповедников. характерны такие формы культурно-образовательной деятельности как музейные праздники (особенно часто — фольклорные, связанные с празднованием традиционного народного календарного цикла), военно-исторические реконструкции (напр., реконструкции фрагментов сражений на Бородинском и Куликовском полях), мастерские народных промыслов, экологические тропы; литературные, поэтические, музыкальные фестивали (чаще всего — в мемориальных музеях-заповедниках), детские археологические лагеря, экологический и экстремальный туризм и др.

МУЗЕИ-УСАДЬБЫ: Группа ансамблевых или средовых музеев, созданных на основе музеефикации архитектурного, ландшафтного и хозяйственного комплекса усадеб. В усадебном доме, как правило, сохраняется или воссоздается обстановка жилого дома и создаются историко-биографические экспозиции, аналогично домам-музеям. Стремление представить усадьбу в ее целостности сегодня диктует восстановление парка, надворных построек, малых архитектурных форм и т.п. Расширяется территория, охваченная музеефикацией, в этот процесс включаются близлежащие деревни, ландшафт, исторически связанные с усадьбой. В последнее десятилетие 20 в. обозначилась тенденция возрождать в музее-усадьбе различные виды хозяйственной деятельности (конный двор, пасеки, сады и огороды, покосы). Эта тенденция позволяет относить многие современные музеи-усадьбы (Тарханы, Ясная поляна, Мелихово) к средовым музеям и присваивать наиболее ценным из них статус музея-заповедника. Большинство современных музеев-усадеб - мемориальные музеи, посвященные жизни и творчеству выдающихся деятелей истории, науки, культуры. В основном музеефицируются дворянские усадьбы, однако, есть в музейном мире усадьбы, принадлежавшие представителям других сословий - купцам, разночинцам, крестьянам.

МУЗЕЙ-ХРАМ: Музей-храм-музей-памятник, созданный на основе музеефикации единичного памятника культовой (преимущественно православной) архитектуры с целью сохранения и раскрытия его культурно-исторической ценности, на что направлена экспозиционная интерпретация. Музеем-храмом принято считать только памятник, музеефицированный как музей, когда средства музейной интерпретации направлены на раскрытие значения самого памятника. Церкви, приспособленные под посторонние экспозиции, не связанные с самим памятником, к музеям-храмам не относятся. Характер экспозиции в музее-храме диктуется в первую очередь сохранностью памятника. В зданиях высокой степени сохранности максимально сохраняется подлинный интерьер, дополняемый информацией по истории храма, его художественных особенностях, реставрации и т.п. При низкой степени сохранности в интерьере создается типологическая экспозиция храмового интерьера на определенную дату или в пустом интерьере создается экспозиция, раскрывающая историко-художественное значение памятника. Наиболее известные музеи-храмы Москвы: В составе Музея-заповедника "Московский Кремль": Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Церковь Ризположения. Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного) Церковь Покрова Богородицы в Филях, Церковь Грузинской  Богоматери, Церковь Николы в Толмачах (в составе Гос. Третьяковской галереи).

МУЗЕЙ-МОНАСТЫРЬ: Музей-монастырь — ансамблевые музеи, созданные на основе музеефикации комплекса монастырских построек. Относятся к профильной группе историко-архитектурных и художественных музеев. В музее-монастыре главными объектами сохранения и экспонирования является материальное и духовное наследие монастыря, а также представленный в собраниях музея и связанный с монастырем широкий пласт историко-культурного наследия. В настоящее время в качестве объекта музеефикации рассматривается не только весь ансамбль монастыря, но и сама историко-культурная среда, и исторические формы человеческой деятельности. Сотрудничество с церковью на основе взаимных интересов сохранения и выявления историко-культурной ценности памятников допускает частичное возвращение отдельным объектам их изначальных функций, не противоречащих требованиям сохранности наследия. Крупнейшие музеи-монастыри Москвы: Новодевичий монастырь, в составе историко-архитектурного музея "Новодевичий монастырь", Спасо-Андроников монастырь, в составе Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, в составе историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим" в Московской обл.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МУЗЕИ: Профильная группа музеев, осуществляющих собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию памятников музыкальной культуры. Часто возникают при театрах, концертных залах, консерваториях, музыкальных училищах и школах и др. При многих музыкальных музеях, в свою очередь, есть библиотеки и архивы музыкальной литературы. В ряде исторических, этнографических, краеведческих, театральных, художественных музеев имеются музыкальные отделы. Исторически сложились две большие группы музеев, содержащие коллекции музыкальных инструментов (Музей А. Страдивари в Кремоне, Музей истории европейских инструментов в Тронхейме, Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки), мемориальные музыкальные музеи и исследовательские центры, представляющие наследие музыкальных деятелей (И.С. Баха в Эйзенахе, Л. Бетховена в Бонне, Дом-музей П.И. Чайковского в Клину). В настоящее время многие музыкальные музеи представляют собой не только музеи в традиционном понимании, но и научно-исследовательские и общественные центры по распространению музыкально-культурного опыта, активно осуществляют музейную коммуникацию. Одним из важнейших средств такой деятельности является проведение музыкальных фестивалей (им. Глинки на Смоленщине, им. Рахманинова на Тамбовщине, Шаляпинских дней в Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки).

Подготавливая вышеизложенный материал, я ставила перед собой следующие задачи: 

1.увлечь детей историческим и культурным наследием нашей Родины, Москвы, Московской области;

2. необходимо создать свои мини-музеи и выставки в школе;

3.создание виртуального музея.

Библиография:

  1. Маковецкий И.В. Принципы организации музеев под открытым небом и их задачи, "Советская этнография", 1963, №2;
  2. Виноградов К.Я. Музеи-усадьбы. Советский музей, 1932, №6;
  3. Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997;
  4. Торопов С.А. Подмосковные усадьбы. М., 1947;
  5. Музееведение. Музеи мира. М., 1991;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметная деятельность на уроках в 5 - 11 классах: изобразительное искусство и литература (различные типы заданий)

Эффективность использования отдельных жанров живописи на уроках литературы помогут учащимся вдумчиво относиться к явлениям и фактам искусства и жизни, разовьет в них критическое чутье, широту мысли, л...

ВКР "Формирование опыта коллективной деятельности на занятиях различного типа"

Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование опыта коллективной деятельности на занятиях различного типа"...

ВКР "Формирование опыта коллективной деятельности на занятиях различного типа"

Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование опыта коллективной деятельности на занятиях различного типа"...

Формирование компетенции чтения через обучение стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности на материале текстов различных типов на уроках онлайн и офлайн.

В настоящее время чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося.  Данные разработки онлайн и ...

Виды учебной деятельности для развития различных типов интеллекта

Презентация для проведения методического семинара...

Лабораторная работа ФГОС 6 класс " Изучение строения цветков. Ознакомление с различными типами соцветий."

Изучение строения цветков. Ознакомление с различными типами соцветий.Цель работы: изучить строение цветка, типы соцветий....