ТЕМА: «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД»
творческая работа учащихся по краеведению по теме

Кучукова Гульфия Дигалитдиновна

 

Районная краеведческая конференция «К истокам истории и культуры народов Сибири»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_rossiyskoy_federatsii.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАЙЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Районная краеведческая конференция «К истокам истории и культуры народов Сибири»

ТЕМА: «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД»

Номинация: история образования

 

                                                                   Автор: Кучукова  Венера Фархатовна

 

                                                                   обучающаяся 9 класса

Сайтбагина Карина Риваловна

обучающаяся 10 класса МОУ «Тайчинская

 

средняя общеобразовательная школа»

                                                                   Руководитель:Кучукова Гульфия

 Дигалитдиновна, учитель истории

                                                                 

2011 год

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Образование школьного музея………………………………………4

  1. Развитие краеведческой работы в Тайчинской школе.

ГЛАВА 2. Современное состояние школьного музея, перспективы его

         развития………………………………………………………………6

Заключение. ……………………………………………………………………....8

Библиография. …………………………………………………………………....9

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

    Современный мир не стоит на месте, а находится в постоянном движении. В нем происходят различные события, явления и процессы. Появляются новые города, возрождаются села. Люди переезжают из города в город из села в село. Не исключением является и наша школа.

    Мои товарищи не могут в хронологической последовательности рассказать о тех событиях и явлениях, которые происходили в нашем селе. Многие не знают, когда и как образовалось село, как жили люди, чем занимались.

    Так как вопрос истории возникновения школьного музея мало изучен, нет конкретной научной литературы по данному вопросу, я считаю выбранную мною тему «История образования школьного музея и его развитие в современный период» актуальной и значимой кроме того материалы учебно-исследовательской работы будут использоваться на уроках истории и во время экскурсий в школьном музее.  

Объектной областью моего исследования является история родного края. Объект исследования- история школьного музея.

Предметом исследования является процессы и явления сопутствующие становлению и развитию школьного музея.

Целью нашей работы является исследование процессов и явлений, которые сопутствовали становлению и развитию школьного музея.

Исходя из выше изложенного, мы выдвинули следующие задачи исследования:

  1. Проследить историю образования школьного музея и развития краеведческой работы в Тайчинской школе.
  2. Описать современное состояние школьного музея, определить перспективы его развития.
  3. Обобщить и сделать выводы по систематизированному материалу.

Для достижения поставленной цели и выделенных задач были использованы следующие методы:

  1. Теоретические:

а) метод анализа и синтеза;

б) метод сравнения и обобщения ;

      2.  Эмпирические:

           а) изучение литературы;

           б) изучение научного опыта;

           в) беседа;

           г) сравнение;

           д) интервью;            

 

Глава 1. История образования школьного музея.

  1. Развитие краеведческой работы в Тайчинской школе.

Музей при МОУ «Тайчинская средняя общеобразовательная школа» был открыт в 1998 г. Приказ №54 от 30. 08. 98.

Сама идея создания краеведческого музея принадлежит  бывшему директору Чалимову Тимергалию Асульяровичу.

Первыми организаторами и оформителями музея были Саттарова Эльвира Нуриахметовна, учитель истории и Чалимова Зухра Тимергалиевна, учитель ИКННОП.

Целенаправленной работы в школе и на селе по сбору краеведческого материала не было. Этим занимались лишь преподаватели истории и краеведения. В этом году была открыта комната «Боевой и Трудовой Славы», посвящена 1941- 1945. Она имеет несколько разделов:

- Годы Великой Отечественной Войны;

- Трудовые успехи села.

Этому предшествовала большая поисковая работа. В классах были созданы группы «Поиск», где уточнялись списки погибших, умерших, и пропавших без вести ветеранов войны, тружеников тыла, вдов, у которых мужья погибли на войне. Все это можно увидеть на стенде «Вспомним всех поименно». Список этих ветеранов Великой Отечественной Войны 115 человек.

Под стендом имеется витрина где значительное место занимает подлинные исторические предметы; ордена, медали, удостоверения ветеранов Великой Отечественной войны, оформлены памятные  листы о их жизни. Всего их более 30.  

Стенд к 50 – летию Победы оформлен учащимися школы, посвящен труженикам тыла, репрессированным, которых  в нашем селе было более 50 человек.

Имеются сочинения, рассказы, стихи.

  • «Рассказ о моей бабушке» (Галеева Зухра, 6 класс) 2005 год.
  • «Трудное счастье» (Кирилов Артур, 6 класс) 2005 год.
  • «Мой прадедушка» (Манашова Зульфия, 8 класс) 2007 год.
  • «Трудные годы моей бабушки» (Ниязова Влада, 6 класс)  2009 год.
  • «Фронтовые дороги моего деда» (Надыршина Залия, 8 класс) 2007 год.

      Все они лежат в папке на столе. Их всего 50.

Хотелось бы прочитать стихи Галеевой Юлии Фазылжановны (руководитель Харлапенко Елена Михайловна, декабрь 2006 год):

Тем, кто не познал горечь утраты…

       Тем, кто не познал горечь утраты…

       Наши деды молодыми

       Познали горести войны,

       Стали головы седыми

       Не от старости, а от беды.

       Сражались за Родину, кровь проливая

       По той же причине друг друга теряли,

       Все мужество, силу и честь отдавая,

       Ночами и днями глаз не смыкали.

       Прошло поколений не мало

       И много воды утекло,

       У молодых забот не стало-

       «Все, что было, то прошло!»

       Не видели боли, не знали

       И где ж им ее испытать?

       Друзей как перчатки меняли

       И что ж они могут сказать?

       Не слышали взрывов, криков солдат,

       Шум танков, летящие бомбы.

       В руках не держали автомат,

       Готовым чтоб стать, нужны годы.

 

       Молодые! Задумайтесь над этим,

       Ведь мир не вечен на земле

       Другую жизнь, увы, не встретим –

       Готовы будьте и к войне!!!

Глава 2. Современное состояние школьного музея,

перспективы его развития.

В 90-е годы в нашей стране отозвались болью потерь. Этому послужила Чеченская война. В нашей деревне были погибшие при исполнении долга в Чечне (Гизатулин Шайхулла Насыпович 1990 г. и Атимганов Руслан Олегович 2003г., выпускник Тайчинской школы). Об этом рассказывает стенд «Никто не забыт, ничто не забыто!»

На третьей витрине экспонируются материалы о передовиках социалистического соревнования колхоза имени Чапаева 1982-1983 года, ветеранах труда, их документы, значки, удостоверения, почетные грамоты, трудовые книжки, имеются фотографии. Их всего 15. Таких, как Сайфутдинова Мугалифа Султановна, Сайфутдинова Факия Гильмутдиновна, Сайфутдинов Дигалитдин Галяутдинович, Шамурзина Адия Гильмановна, Шамурзина Сахия Гильмановна, Амирова Шарбану Фахрутдиновна, Галеев Вазых  Минсабирович, Гизатуллин Файзулла Сафеевич и т.д.

На столе лежат памятные книги 4 тома 1990 года, 2 книги Памяти Тевризского района Омской области 1990 года и 1995 года. На втором столе лежат альбомы оформленные выпускниками 11 класса 2010 года к 65- летию Победы ВОВ. Их всего 35.  (Руководитель Кучукова Г. Д.)\

Имеются в этой же комнате рефераты: «Нет героев от рождения,- они рождаются в боях»(Ниязова Влада, ученица 11 класса МОУ Тайчинская СОШ, занявшая 2 место на районной краеведческой конференции «К истокам истории и культуры народов Сибири»), «Развитие становления родного села», «Ратные страницы Отечества»(Кирилов Артур, ученик 11 класса, имеется «Карта-схема погребенных ветеранов ВОВ на Тайчинском кладбище)(Руководитель Кучукова Г. Д. и Носова О. А.), «История создания деревни Тайчи» (Кирилов Артур, ученик 11 класса, Кучукова Венера, ученица 8 класса и Сайтбагина Карина, ученица 9 класса, руководитель Кучукова Г. Д.). Военный зал имеет опись имущества с 2010 года.

Вторая часть музея «Изба».

Оформлением крестьянской избы и изготовлением некоторых экспонатов занималась Галеева Рамзия Газизовна. Здесь представлен крестьянский быт: орудия труда, домашняя утварь, одежда, принадлежности домашнего обихода. На полу лежат дорожки самотканные (Кирилова Анна Семеновна 1970 года), две круглые дорожки 2000 года (работа Гизатуллиной Руфии Хаджигараевны). В самом углу стоит старинный сундук, переданный по наследству Юмину Галимжану и Галикараму Николаевичу, от  прабабушки (более 100 лет). Стол стоит посреди комнаты, передан в музей от Гиззатуллиной Галии Аглямовны (более 60 лет). На столе стоят вазы ученицы 7 класса (Аширбаевой Эльвины, Кучуковой Венеры, Мухаметовой Зенфиры и Мавлютовой Анисы), самовар (Саттарова Валия Аптрахмановны, более 60 лет), оформлена крестьянская кровать, застеленная лоскутным одеялом (работа Галеевой Рамзии Газизовны).

На стене предметы рукоделия жителей д. Тайчи (вышивки, кружева), таких, как Аширбаева Разия «Маки», Габайдулина Таскира Абуталиповна «Крупные цветы», Галеева Гашия Абуталиповна. «Корзина со цветами» и т.д. и другие экспонаты, им более 60-70 лет.

В левом углу стоит печь, большие чугуны, маслобойка, плетёная корзина, утварь и другие старинные предметы. На верхней полке стоит старинный фонарь (более 50 лет), чемоданы (80 лет), утюги, корзина с цветами.

В правом углу избы находится шкаф «Домашний архив», в котором размещены флаги изготовленные учащимися Тайчинской школы для игры «Зарница» с 2000-2010 г., альбомы с фотографиями  традиционной спортивной игры «Папа, мама и я – спортивная семья»  за двадцатилетний период, атрибуты пионерской жизни. В нижней части «Домашнего архива» находится коробка  с описью экспонатов (150), руководитель  этой работы Галеева Флюса Анваровна.  В углу избы стоит радиоприемник 1970 года выпуска, преподнесённый в дар музею Юминым Аптляхатом Сунгатовичем в 2000 году. На стене слева висят работы учащихся 2005 года: «Жар-птица», «Зимний пейзаж» (Галеева Наиля Фазыловна); «Детский коврик–Павлин» (Аптрахимова Оксана).

Куклы «Цыганка», «Татарочка» и «Кукла в национальном свадебном наряде», работа учениц 2006 года: Ниязова Влада 7 кл., Алиулина Фония 7 кл., Аптрахимова Оксана 11 кл.. Руководители кружка «Умелые руки» (Галеева Р.Г. и Галеева Э.Ф.)

Есть стенды истории создания школы, которые  рассказывают о создании школы, год его основании 1939, имеются фотографии бывших директоров школы с 50-х годов (Хамидов Газиз Рызаетдинович, Валитов Гайният Абдулович, Иштирякова Накия Мухамедьяровна, Конышева Мария Петровна, Курмангалеев Галинур Галиахметович, Алиулин Исламгалей Тимергалеевич,  Чалимов Тимергали Асульярович, ныне действующий директор МОУ «Тайчинская средняя общеобразовательная школа» Юмин Галимжан Николаевич).

На следующем стенде расположены фотографии учителей работавших в разные годы: Назырова Галия Мухадьяровна, Хамидова Закия Садыковна .

«Учителя - ветераны педагогического труда», содержат информацию об учителях, посвятивших свою трудовую деятельность детям. На этом же стенде помещены фотографии выпускников с 1985 по 2010 года, а также представлены фотографии педагогического коллектива школы. Известная учительско - педагогическая династия семьи Хамидовых, посвятивший образованию более 600 лет. Есть работа ученицы 8 класса Галеевой Найли Фазыловны 2004 года «Родословная моей семьи», руководитель Галеева Флюса Анваровна.

Внизу на витрине помещены монеты, бумажные купюры не только российские, но и Киргизской и Казахской республик.

Заключение.

Таким образом в музее собраны экспонаты, такие как письменные фото материалы, газетные вырезки, предметы быта и многое другое, что может нам рассказать о селе.

Каждый человек находясь в школьном музее знакомится с её историей, трудовыми и ратными подвигами земляков, и достопримечательности деревни. Учатся и получают знания на материалах собранных обучающимися нашей школы. Через активизацию поисковой и исследовательской работы материалы используются на уроках истории, для воспитания чувства патриотизма, любви к своей малой Родине. Музей вносит огромную лепту в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Поэтому необходимо проведение музейных уроков, уроков мужества и экскурсий.  

Библиографии.

  1. Полуянова А.Г., Лаптева В.В., Сердюка А.П., Терехова Н.Н., Лаптевой Р.М. «Фронтовые дороги», Тевриз, 1995 г.

  1. Русаков В.Н., Агеенко А.А., Айдаков О.Г. и др. «Энциклопедия Омской области», том второй М – Я, Омское книжное издательство, 2010 г.

  1. Соловейчик А. журнал № 7 «История», издательский дом «Первое сентября», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль школьного музея в реализации стратегии развития петербургского образования до 2020 года»

«Роль школьного музея в реализации стратегии развития петербургского образования до 2020 года»...

История нашего школьного музея (МОБУ "СОШ №34" г.Оренбург)

История нашего школьного музея (МОБУ "СОШ №34" г.Оренбург)...

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".

Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в кото...

Тема проекта: «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в условиях перехода на новый ФГОС»

«Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма  в условиях перехода на новый ФГОС»...

научно-исследовательская работа по теме "История образования и заселения аула Шарахалсун"

Исследовательский проект разработан ученицей 7 класса Туреевой Алтыной . Рассматривает вопросы образования, этапы заселения аула, происхождение этимологии слова "шарахалсун"....

Выпускная работа по теме: "История образования Барыкинской общеобразовательной школы"

Система образования в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и историческог...