История уходящих деревень. Лутовка
проект по краеведению (11 класс) по теме

Боев Сергей Викторович

Исследовательский проект по истории и краеведению Ломако Анастасии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_ukhodyashchikh_dereven._lutovka.rar172.67 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

С 1991 года в Липецкой области проходит операция «Пишем историю уходящих деревень». Краеведы Войсковоказинской средней школы включились в операцию с момента её старта.

   На территории Войсковоказинской сельской администрации находятся следующие населённые пункты: село Войсковая Казинка, деревня Русская Казинка, деревня Знаменка, деревня Лобовка, деревня Лутовка. На сегодняшний день, как это не страшно звучит, уходящей, умирающей деревней является деревня Лутовка, являющейся памятником истории.

Любовь к Родине всегда начинается с любви к родному селу, к отчему краю. Тысячи населенных пунктов на карте нашей области. История каждого из них - это частица истории страны.
Ушедшие в небытие  деревни. Сколько их? Какие названия они носили? Тихо и незаметно ушли они из нашей памяти. Теперь от бывших деревень и поселков мало что осталось, разве только уцелевшие отдельные полуразрушенные домики, остатки садов на крестьянских усадьбах.

Географическое положение:

Деревня Лутовка - самая отдаленная в нашем районе. Её и деревней назвать можно условно. Она представляет собой затерявшийся в зарослях задичавших садов хуторок из 10 изб, в двух из которых ещё теплится жизнь.

   Самые ближайшие к ней поселения - Шереметьево и Серговка. Но они находятся через реку Быстрая Сосна и относятся к Измалковскому району. Граница с Орловской областью от Лутовки всего в одном километре, сразу же за так называемым Гунькиным оврагом. А ещё через одно поле - село Окунёвы Горы Ливенского района, по-старому Кастромитино.

   Деревня расположена на правом берегу реки Сосна, на границе с Орловской областью. Территория, на которой расположена деревня,  входила в Азовскую губернию (деление страны Петром I), Орловскую губернию (деление страны Екатериной II), Орловскую область, а с 1954 года в Липецкую область.

 

 Историческая справка.

Месторасположение села уникально. Оно находится на местности, связанной с историей средневековой, домонгольской и монгольской Руси. Вся местность по берегам реки Олым достопримечательная, так как:

-во-первых, название реки Олым татарского происхождения;

- во-вторых, по этой территории проходила Кальмукская саква ( в переводе с татарского - дорога) зимняя и летняя.

Именно через эту, ранее пограничную земля, шли монголы-татары на Русь. Всё сказанное выше основывается на данных археологических раскопок, проводившихся в 1965 году на территории деревни Лутовка, заведующим кафедрой археологии и древнего мира, доктором исторических наук, профессором ВГУ Анатолием Дмитриевичем Пряхиным.

   В результате раскопок были найдены: предметы феодального периода монгольского происхождения: боевые топоры, наконечники копий, стрел. Всё это свидетельствует, что эта местность находилась в орбите татарских  нашествий до середины XVI века (данные подтверждаются в книге А.Д.Пряхина «Археология… наследие»).

   Что относится непосредственно к поселению на территории сегодняшней Лутовки, то начало истории села стоит вести со второй половины XVII века, когда начинается, по утверждению профессора Важинского, массовая колонизация помещиками и казаками с целью освоения и укрепления пограничных земель русского государства.

   Происхождение названия Лутовка весьма сложно, Важинским высказано предложение, что Лутовка  от слов Лут и луг.

   Есть гипотеза, что эта земля связана с именем графов Шереметьевых  

(данное подтверждается тем, что на территории села были найдены: межевой камень, такие камни обычно устанавливались на границах имений).

   Обнаружена также бронзовая табличка – «Полевой сторож», что говорит о соответствующей службе охраны, которую мог позволить себе только очень состоятельный человек; напротив села Лутовка, на другом берегу реки Сосны, находится село Шереметьево, что также говорит в пользу данной версии.

История села: прошлое и настоящее.

   Деревня Лутовка разделялась на две большие части: старая деревня и новая деревня. В селе было 130 домов, проживало 750 человек.

Сейчас трудно представить себе Лутовку предвоенных лет. А тогда она представляла собой целый порядок хат, протянувшихся по правой стороне реки на 2 километра. Жили здесь роды  Савушкиных, Толкачевых, Пучковых, Романовых, Березиных.

Первый удар по укладу деревеньки нанесла коллективизация. Как и по всей стране, методом кнута загоняли в колхоз, непокорных раскулачивали.   Многие тогда подавались в города на строительство заводов и фабрик. А оставшиеся привыкали к общественному укладу жизни. Создали свой колхоз, дав ему название «Новая жизнь».

Возвели общественные хозяйственные постройки: конюшню, коровник, овчарню, вместительные амбары, мельницу, ток.  Строительным материалом служил дикий камень, его разрабатывали в приречном карьере рядом с Лутовкой. Из него же перестраивали дома, обрамляли межи огородов.

Лутовцы сообща обрабатывали землю, засевали её тем, чем директивами сверху спускалось.

Овощеводство особенно было развито, ведь буквально к деревне примыкали заливные луга. Один из них до сего дня называется «капустным», хотя капусту здесь уже полвека не выращивают. А вот неглубоко заплывшие ровики на берегу реки напоминают о том, что здесь были парники, в которых выращивалась рассада капусты, помидоров и табака. Возделыванием последнего тоже занимались местные жители. Вернее, их заставляли это делать, ибо табак был своеобразным стратегическим сырьем.  

На  лугу, примыкающему к берегу Сосны, вырос целый тепличный городок. Не было надобности крестьянам выращивать огурцы, помидоры, капусту на огородах, ведь на заработанные трудодни этого добра они завозили домой целыми возами. Да и земли к тому времени у них в личном распоряжении осталось совсем ничего - 25 соток, которые занимал второй хлеб - картофель.

Весь необходимый инвентарь для обработки земли,  для переработки зерна изготовлялся местным кузнецом.  

К 1941 году колхоз «Новая жизнь» уже крепко стоял на ногах. Колхозники позволили себе конюшню покрыть железом, перестроить коровник, риги для хранения снопов.  Все это перед вступлением фашистов в деревню пришлось  разобрать своими руками, кое-что сжечь, а отару овец, стадо коров угнать.

На Великую Отечественную войну из Лутовки ушло 52 человека, а вернулось только 29.

Оккупация была недолгой. А со второй половины 1943 года, когда угроза вторичной оккупации миновала, и немецкие самолеты перестали появляться в небе, жизнь в деревне вошла в привычную колею.

   А потом был победный май 1945 года, возвращение ратников домой. Мало нашлось тогда семей, не заплативших дорогую цену за Великую Победу. А те, кто вернулся, вместе с молодой порослью впряглись в работу, поднимая захиревший за годы войны колхоз, перестраивая избы. Никто тогда не знал и не ведал, что спустя четверть века Лутовка войдет в разряд неперспективных населенных пунктов, и жизнь в ней станет угасать.

Люди жили мастеровые. Если что строили мужики, то на века. Об этом можно судить по многочисленным колодцам. Их здесь более десятка. Давно сгнили срубы, а целехонькие шахты, выложенные из дикого камня, уходят на глубину полутора десятка метров. Колодцы не заилились, не пересохли, хотя ими не пользуются уже десятилетия. В хорошем состоянии и вместительный колхозный погреб на два входа.  Здесь хранили картофель, капусту и прочие овощи. В него свободно в своё время въезжала  пароконная повозка, и грузовик ГАЗ-51 такой погреб, где вместится не одна сотня тонн картофеля,- мечта сегодняшнего фермера. Его и сейчас можно использовать по назначению, время не коснулось каменных сводов.

Крестьянские избы стояли впритык друг к другу. И в каждой - семеро по лавкам.  Была  в деревне  начальная школа, располагавшаяся до 1959 года в доме раскулаченных, потом было построено новое здание, так как старое не вмещало всех детей, хотя и функционировало в 2 смены.  

В 1960  году в центре деревни мужики построили из красного кирпича новую школу.

Была в деревне своя торговая точка до 1982 года.

Окончательно добило деревеньку объединение общественных хозяйств. Колхоз «Новая жизнь», как и соседний русскоказинкский «Красный Олым», влился в колхоз имени Кирова. Вместе с разобранными конюшней, коровником, овчарней были потеряны и рабочие места. Молодёжь после окончания школы, вкусив «сладость» трудовой жизни на прополке сахарной свёклы, не пожелала себе родительской доли. Обживалась она в городах, забирала к себе родителей. А избы, не дождавшись новых хозяев, потихоньку разрушались.

   По воспоминаниям старожилов деревня начала пустеть в 1950-е годы. Молодёжь уходила, условия для жизни не создавались.

На 1 января  1996 года в деревне проживает 21 человек, из них коренных- 11 человек.

На 1 января  2012  года в деревне проживает 21 человек, из них коренных- 11 человек.

 На  одну их хат, некогда принадлежавшую В.С. Савушкину, нашёлся покупатель – житель Дагестана Гаджи Гаджиев. Привлекли его красивейшие места, простор. Для ведения личного подсобного хозяйства места лучше не найти. Новосёл приехал с семьёй, приобрёл 11 коров, развёл овец, наладил производство сыра, но бизнес не пошёл, ибо молоку и мясу не нашёл на рынке сбыта. Попробовал возить продукцию в город Елец, но транспортные расходы оказались слишком велики.   Значительную  часть года  Лутовка отрезана от большого мира бездорожьем. По этой причине Гаджиев вынужден был отправить на свою малую родину младшего сына  Ахьяда, который учился в нашей школе 2 года.

Казалась, проблемы с дорогой должна решать местная власть. Только у неё каждая копейка на счету. А деньги на прочистку дорог требуются немалые. От такой жизни, скорее всего, свернёт свой бизнес Гаджиев, от 11 коров у него уже осталось только 2.

Художник из Лутовки.

   Небольшой домик Пучковых в деревне Лутовка было найти легко. Он отличался от других оконными наличниками, искусно выполненными мастером-хозяином. На коньке крыши изогнул шею, сделанный из куска белой жести, лебедь.  Здесь же сошлись и бьются грудь в грудь голубки из белого металла. С крыльца деревенского пятистенка открывался вид на реку Сосну и на малые деревеньки, разбросанные на противоположном берегу. Заходишь в дом, и попадаешь, словно в картинную галерею.   Написанные маслом пейзажи, портреты, глядят на тебя со всех сторон. Обычно стены деревенских изб украшают семейные фотографии в рамочках. Здесь же увидели увеличенное фото молодого красавца- лейтенанта  с боевыми орденами на груди. Что-то схожее в снимке было с сопровождающим нас хозяином.

- Нет, - пояснил хозяин,- это не я в молодости, мне не пришлось повоевать, это мой покойный брат.

   С Иваном Дмитриевичем мы давно знакомы. Но, к своему стыду, до недавнего времени и не знали о его пристрастии к рисованию. А ведь как рисует! Завораживают его картины. Смотришь, вроде знакомая репродукция «Утро в сосновом бору». Но совсем другие краски. Лес осенний, да и медведи размещены не так, как у Шишкина. Но больше картин на местные сюжеты. Изгиб реки, выходящие из воды гуси.

- Иван Дмитриевич,- интересуемся, - вы где - нибудь учились?

- У меня,- смеётся,- за плечами 4 класса и академия - жизнь. А это, он  указал  на картины,- Бог талантом одарил. Страсть к рисованию с детства.

- А настоящий, написанный маслом, портрет можете?

- Без проблем, вот мечтаю матушку-покойницу на холсте написать. Ведь фотография бездушна, внутренний мир человека не покажет. А я хочу отразить в портрете и характер матушки,- делится своими задумками Иван Дмитриевич. Как мы уже говорили, рисует самобытный художник маслом на холсте.

   Сложно стало доставать краски, кисти. В Ленинград написал, может, оттуда их пришлют.

- Да вот,- замечаем,- сколько кисточек.

- Большая часть,- слышим в ответ,- из них сделаны моими руками,  а материалом для их поделки служит шерсть кошек, собак, других домашних животных. Знаете русскую поговорку «Голь на выдумках хитра».

   Подошла супруга Ивана Дмитриевича - простая крестьянка, по-деревенски словоохотливая. Посетовала на трудности сегодняшнего бытия, на сына, талантливого парня. Он унаслдеовал от отца страсть к рисованию, но подружился со « злодейской с наклейкой».  А от неё и вся жизнь наперекосяк.

   Старики воспоминаниями ушли в молодость. Ах, какая деревенька их была весёлая, молодежи много. А сейчас прозябают лутовцы: ни медпункта, ни магазина, ни транспорта, ни дороги. Пучковы хоть живут вдвоем, а в большинстве домов одинокие старухи каратают век.

   Супруги- пенсионеры на достаток не жалуются. Пенсий хватает, основная их часть уходит на краски.  А продукты, почитай, все свои. Огород имеют.  Сад, корову, птицу, а значит, молоко, мясо, яйца, плоды. Река, протекающая под горкой, снабжает рыбой. Иван Дмитриевич, когда захочется старухе рыбки, всегда наудит три десятка пескарей.

   Простые люди из русской деревеньки, доверчивые, гостеприимные.  Они без утайки рассказывали нам, почти незнакомым, чужим людям,  о радостях и горестях своей жизни. У каждого из супругов она по-своему сложная.

Воевал не ради славы - ради жизни на Земле.

- В сороковые годы,- вспоминает В.С.Савушкин,- в нашей деревне Лутовке было сто тридцать домов, сейчас осталось три. Говорю об этом с сожалением.

Испокон веков тут жили не только замечательные земледельцы, но и отважные воины. Они отражали село от набегов татар. В Великую Отечественную десятки мужчин ушли на фронт защищать Родину. В армию взяли и Василия, которому в то время исполнилось всего-то восемнадцать лет.

   Пехотинец Савушкин сразу же проявил себя храбрым воином. Был он и разведчиком. Сколько взял в плен немецких солдат и офицеров, точно не помнит. Стал командиром взвода. Освобождал Ливны, Орел, Курск. А когда наши войска начали крупномасштабные наступления на запад, полмиллиона советских солдат навечно остались лежать в польской земле. В любой момент мог погибнуть и Василий Семёнович, который выполнял ответственные поручения командования.

   Затем была Чехословакия. Братский славянский народ восторженно встречал своих освободителей. Нашего героя наградили орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды. А самая дорогая награда - орден Славы.

   После войны Василий Семёнович ещё четыре года отдал службе в Советской Армии. Домой вернулся в 1949 году с девятнадцатью боевыми наградами. Своими руками построил дом. Женился. С супругой прожил счастливую жизнь. Очень переживал, когда она умерла. Одному нелегко. Тем более, когда тебе уже за 70. и тогда он встретил женщину - вдову, потерявшую мужа. Антонина Семёновна оказалась заботливой хозяйкой, много уделяет внимания супругу.

- Живем душа в душу,- говорит она. - Василий Семёнович удивительно добрый человек. У нас нет причин для ссор. Все вопросы решаем мирно. Я довольна, что он не курит, не увлекается спиртным. И поговорить с ним одно удовольствие…

   Что, правда, то, правда. Савушкин очень интересный собеседник. Вспоминая про войну, он старается, что называется, не делать из себя героя. Хотя основания у него на это есть. Скромность - вот его основная черта.

   А ещё Василий Семёнович, несмотря на почтенный возраст, держит корову, поросят, птицу.

Выводы

Основными причинами исчезновения населенных пунктов (преимущественно в 1960-70-е гг.) стали:

1. Естественный отток населения;

2. Коллективизация;

3. Укрупнение колхозов;

Деревня вымирает. Ее ожидает участь исчезнувших деревень 60-х годов, а ведь с исчезновением деревень уходит история, традиции, ремесла, память.

Становится не по себе, ведь на моих глазах  исчезает целая деревня, состоявшая из сотни деревенских изб, в которых проживало полтысячи душ.

Не хочется верить, что пройдёт ещё несколько лет, и на месте Лутовки будет огромный пустырь с ямами-провалами на месте погребов и зарослями американского клёна, проглотившего бывшие подворья.

И станет в России ещё на одну деревеньку-кормилицу меньше.

Как жаль … Иногда так складывается жизнь, что помочь деревне нельзя и спасти ее некому. Ведь с каждой исчезнувшей деревней теряется часть духовности, культуры, нравственности народа, изменяется исторический образ Родины.

Но я надеюсь на позитивное будущее Лутовки. Это  тихое экологически чистое место. В деревне протекает река.
Я думаю, многие люди хотели бы остаться на своей малой родине, проблема в главном – условиях существования. Работы нет в деревне, нет и в соседних селах, нужно ездить в город. Некоторые так и живут. Но зимой особенно видны трудности жизни в Лутовке – газ только баллонный, вода в колодцах, нужно топить печки, бани. Возможно, налаживанию быта в деревне помогло бы проведение природного газа в дома.

Источники и литература:

  1. Материалы альбома «История уходящих деревень. Лутовка.» Войсковая Казинка, 1997 год.
  2. Воспоминания Романовой Натальи Павловны 1937 года рождения.
  3. Воспоминания Савушкина Василия Семёновича 1920 года рождения.
  4. Материалы газеты «Сельские зори»

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История уходящих деревень

проект по краеведению...

урок "Расселение.Жители городов и деревень"

Урок изучения нового материала по теме «Расселение. Жители городов и деревень». На уроке формируются  ключевые компетентности I уровня: информационная (аспекты: извлечение первичной информа...

методическая разработка по истории Удмуртии по теме "Хозяйство села Кулиги и близлежащих деревень в прошлом"

Слово "кулига" означает невысокую гору, возвышенную местность, а так как село находится на высокой горе, то отсюда и происходит его название. С удмуртского же ...

«Летопись сибирских деревень»

Областная краеведческая конференция...

Музей исчезнувших деревень.Проект

Исчезновение деревень (малых сельских поселений) – один из масштабных общероссийских социокультурных процессов, начавшийся в 1960-х годов и продолжающимся в настоящее время. Давно ставшее темой художе...

Классный час для учащихся 5-9 классов «История сожжённых деревень Брянщины»

Классный час для учащихся 5-9 классов«История сожжённых деревень Брянщины» Цель: расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне; формирование гражданского сознания, любви к Р...