урок "Расселение.Жители городов и деревень"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

 

Урок изучения нового материала по теме «Расселение. Жители городов и деревень». На уроке формируются  ключевые компетентности I уровня: информационная (аспекты: извлечение первичной информации, обработка информации)  и коммуникативная (аспекты: продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №  3»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ТЕМЕ

«Расселение. Жители городов и деревень»

10 класс

Учитель: Хабарова Надежда Васильевна

                                                Бийск 2012

Тема: Расселение: Жители городов и деревень

Тип урока: Изучение нового материала

Цель: Продолжить формирование у школьников представлений и знаний о населении мира

Задачи урока:

Образовательные:Выяснить причины, определившие современное размещение население мира. Сформировать представление о городских и сельских поселениях как основных формах расселения; рассмотреть урбанизацию как всемирный процесс; выявить общие черты урбанизации и рассмотреть примеры их проявления; познакомить с уровнем и темпами урбанизации в разных странах и регионах; рассмотреть проблемы урбанизации; продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации со средствами ИКТ, извлекая необходимые знания из ресурсов ЕК, Интернета

Развивающие: Развивать умения анализировать статистические данные; развивать интерес к предмету, совершенствовать коммуникативные умения и навыки учащихся, умения выступать перед аудиторией, умения и навыки работать с цифровыми образовательными ресурсами, извлекать из них нужную информацию

Воспитательные: Повысить уровень информационной культуры; расширять кругозор учащихся.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют,/приобретут,/закрепят/др. ученики в ходе урока

Знать/понимать: Основные географические понятия и термины: урбанизация, субурбанизация, ложная урбанизация, агломерация, мегалополис, городской взрыв

Уметь: Работать с картографическим материалом, со статистическими данными, анализировать диаграммы, графики, выполнять практическую работу

Необходимое оборудование и материалы: Презентация Microsoft Power Point, http://interneturok.ru/ru/school/geografy/10-klass/2, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5/05-video.htm видеомузыкальный фрагмент «Снимки городов мира из космоса,контурные карты, атласы, инструкционные карты, учебник Ю.Н.Гладкого,В.В.Николиной «География Современный мир»; настенная карта «Политическая карта мира».

Мотивация учащихся: данные ресурсы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, усиливает динамику урока, позволяют завоевать внимание учеников, дают возможность учащемуся реализовать себя, создают ситуацию успеха

                                              Ход урока:

Вступление

 Учитель. Мы продолжаем изучение темы «Население Земли» На предыдущем уроке мы рассматривали тему «Этническая и языковая мозаика»Одним из критериев выделения народа считается общность территории. Что повлияло на современное размещения народов на данной территории, Где предпочитают жить люди - в городе или деревне? Как различаются города и сельские поселения? Что такое урбанизация? На эти вопросы и другие найдем ответ на сегодняшним уроке: «Расселение: Жители городов и деревень».

 Разъясняет учащимся форму работы на уроке – самостоятельное изучение темы в ходе работы с различными источниками (ресурсами). Учащиеся приступают к работе, получают инструкционные карты.

Инструкционные карты  по теме: “Расселение: жители городов и деревень ”

КАРТА №1 (группа №1)

Цель: Выявить причины, определившие современное размещение населения мира

 Задание: 1.Прочитать текст в учебнике Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина стр.61

 2.Выписать среднюю плотность населения Земли (45 чел./км.кв)

 3. Рассмотреть карту атласа «Плотность населения». Определить плотность населения Зарубежной Европы, Зарубежной Азии, Северной Америки, Австралии, Африки. Сделать вывод о размещении населения в данных регионах.

 4.Проанализировать таблицу №1. Какие причины повлияли на то, что одни страны имеют самую высокую плотность населения, а в других – самая низкая плотность населения.

 5.Выписать факторы, объясняющие неравномерность размещения населения на Земле

 1. природный 2. исторический - особенности заселения суши 3.демографическая ситуация, режим воспроизводства населения 4.социально-экономический

6.Почему роль природных условий в размещении населения постепенно ослабевает? ( С развитием производительных сил общества человек получил возможность осваивать новые территории. Это и леса, и болота, и засушливые участки, и зона вечной мерзлоты. Освоение территорий повлекло за собой расселение на них людей. Современный уровень развития науки и техники позволяет людям развивать промышленное и сельскохозяйственное производство в регионах, ранее необжитых, строить новые города и транспортные пути).

7. Для какого региона мира характерно размещение большой доли населения в высокогорном поясе?( Для Южной Америки. В высокогорном поясе Анд (выше 2000 м) проживает 11 % всего населения региона)

Карта №2(группа№2)

Цель: Познакомиться с понятием урбанизация и ее общими чертами, с уровнями темпами и формами урбанизации

Задание:

1.Просмотреть фрагмент киноурока. http://interneturok.ru/ru/school/geografy/10-klass/2) Ответить на вопросы: Когда возникли первые города? Что такое урбанизация? Какие общие черты имеет урбанизация? Как разделяют страны по уровню урбанизации?

2.Прочитайте текст учебника Гладкого Ю.Н.,Николиной В.В. стр. 61 и выпишите определения понятий агломерация, мегаполис.

3. Выпишите в тетрадь названия крупнейших мегаполисов, найдите их на карте № 14 атласа.

4.Проверьте друг друга.

5.Выявите взаимосвязь между темпами и уровнями урбанизации. Выводы запишите в тетрадь.

Развитые страны

Развивающиеся страны

Доля городского населения

Медленный рост

Быстрый рост (рост населения городов опережает реальное развитие городов)

Уровень урбанизации

Высокий

низкий

Темпы урбанизации

низкие

Высокие (трущобная урбанизация

Темпы урбанизации зависят от ее уровня, чем выше уровень урбанизации, тем ниже ее темпы и наоборот, чем ниже уровень урбанизации, тем выше  В экономически развитых странах доля городского населения растет медленно, в развивающихся странах городское население быстро увеличивается, а уровень урбанизации более низкий. Рост населения городов в этих регионах опережает их реальное развитие. Он происходит благодаря постоянному «выталкиванию» избыточного сельского населения в города, неимущее население обычно селится на окраине больших городов, где возникают пояса нищеты, трущоб, т.е. «трущобная урбанизация» (Бидонвилль в Африке, Фавелы в Бразилии, Геджекон-ду в Турции). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore

Релаксация: (видеомузыкальный фрагмент «Снимки городов мира из космоса») http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore

Карта №3(группа №3)

Цель: Выявить признаки, лежащие в основе классификации городов

Задания:

1.Проанализировать тексты с описанием города.

2.К каким городам по численности населения относится город?

3.Какие функции выполняет город? Какая основная функция?

 Функции современных городов:

- промышленные;

- культурные;

- научные;

- административные;

- транспортные.

 Большинство городов – многофункциональны

Карта №4(группа №4)

Цель: Изучить формы сельского расселения.

Задания:

1.Проанализируйте диаграмму «Городское и сельское население мира». Какой можно сделать вывод?

2. Используя текст учебника Гладкого Ю.Н.,Николиной В.В. стр. 62-63 заполните схему:

                                     

2.Проверь свои ответы по схеме.

      Ключ к проверке:                  

Закрепление пройденного материала

Цель: Проверить качество и прочность полученных знаний.

 1.Закончите определение: "Урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):

 а) форма размещения населения;

 б) рост городов и доли городского населения, усиление значения городов и распространение городского образа жизни.

 2. Какие основные принципы заложены при разделении поселений на городские и сельские?

 а) численность населения (людность);

 б) функции поселений,

 в) возраст жителей.

 3. Найдите правильный ответ среди предложенных вариантов:

 а) доля городского населения в мире в настоящее время не превышает 30%;

 б) в настоящее время в городах проживает 49% населения планеты;

 в) в городских поселениях мира сосредоточено более 9%, населения мира.

4. Максимальная доля городского населения характерна для группы стран

а) Кувейт, Израиль, Уругвай

б) Эфиопия, Камбоджа, Непал.

5. Закончите фразу: "Ложная" урбанизация — это ..." (выбрать верную строку)

а) переезд части обеспеченного населения в пригороды;

б) рост городов с образованием в них трущобных районов в группе развивающихся стран;

в) урбанизация в нефтедобывающих странах.

6. Самая большая агломерация мира (выбери верную строку):

а) Нью-Йорк

б) Токио,

в) Сан-Паулу.

7. Темпы роста городского населения самые высокие в:

а) Зарубежной Азии;

б) Зарубежной Европе.

 Критерии оценки

 “5” - 7 баллов.

“4” - 6-5 баллов.

“3” - 4 балла.

“2” - 3 и менее баллов.

Инструктаж домашнего задания

Цель: Закрепить полученные знания, обобщить изученный материал.

Задание: Обязательное для всех.

Повторить записи в тетрадях или прочитать 14 учебника

На к/к нанести крупнейшие мегалополисы мира,5 стран высокоурбанизированных и 5 стран низкоурбанизированных

творческое задание: написать эссе «Урбанизация – благо или зло для человечества»

Рефлексия

Цель: Оценить свою работу на уроке.

Задание: Выберите тот ответ, что наиболее объективно отражает вашу работу на уровне (на смайлике ).

Урок понравился, я был максимально активен, все усвоил.

Урок понравился, я старался выполнить все задания.

Некоторые задания были сложны для меня.

Разместите своих смайликов в городском доме или в деревенском (где бы вы хотели жить)

                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История уходящих деревень

проект по краеведению...

методическая разработка по истории Удмуртии по теме "Хозяйство села Кулиги и близлежащих деревень в прошлом"

Слово "кулига" означает невысокую гору, возвышенную местность, а так как село находится на высокой горе, то отсюда и происходит его название. С удмуртского же ...

«Летопись сибирских деревень»

Областная краеведческая конференция...

История уходящих деревень. Лутовка

Исследовательский проект по истории и краеведению Ломако Анастасии...

Музей исчезнувших деревень.Проект

Исчезновение деревень (малых сельских поселений) – один из масштабных общероссийских социокультурных процессов, начавшийся в 1960-х годов и продолжающимся в настоящее время. Давно ставшее темой художе...