Музей исчезнувших деревень.Проект
методическая разработка на тему

Исчезновение деревень (малых сельских поселений) – один из масштабных общероссийских социокультурных процессов, начавшийся в 1960-х годов и продолжающимся в настоящее время. Давно ставшее темой художественной литературы п публицистики исчезновение деревень крайне редко рассматривается как предмет экологии культуры.

Большереченский район Омской области относится к числу земледельческих; в начале ХХ века характеризовался сплошным заселением и высокой плотностью населения. В настоящий момент на территории района зафиксировано 68 исчезнувших деревень.

Исчезновение деревень рассматривается в проекте с комплексной точки зрения, обоснованной различными дисциплинарными исследованиями: разрушение традиционного культурного ландшафта; оскудение природного разнообразия; изменение состояния водной системы; трансформации исторической памяти и локальной идентичности.

Исчезновение деревень вряд ли можно остановить в реальности (по крайне мере, социокультурными методами), но возможно сократить негативные последствия посредством постоянного культурно-экологического мониторинга и целенаправленным сохранением и поддерживанием исторической памяти об «исчезающем мире».

Комплексный системный характер этой деятельности предполагает создание новой многоуровневой модели социального партнерства, обусловленной опытом многолетнего сотрудничества музея с научными центрами разной направленности, административными структурами, школами, местными сообществами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey_ischeznuvshikh_derevn.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

"Музей исчезнувших деревень"

 Март 2010 г.  Лопатина Вера Витальевна

Краткое описание:

Исчезновение деревень (малых сельских поселений) – один из масштабных общероссийских социокультурных процессов, начавшийся в 1960-х годов и продолжающимся в настоящее время. Давно ставшее темой художественной литературы п публицистики исчезновение деревень крайне редко рассматривается как предмет экологии культуры.

Большереченский район Омской области относится к числу земледельческих; в начале ХХ века характеризовался сплошным заселением и высокой плотностью населения. В настоящий момент на территории района зафиксировано 68 исчезнувших деревень.

Исчезновение деревень рассматривается в проекте с комплексной точки зрения, обоснованной различными дисциплинарными исследованиями: разрушение традиционного культурного ландшафта; оскудение природного разнообразия; изменение состояния водной системы; трансформации исторической памяти и локальной идентичности.

Исчезновение деревень вряд ли можно остановить в реальности (по крайне мере, социокультурными методами), но возможно сократить негативные последствия посредством постоянного культурно-экологического мониторинга и целенаправленным сохранением и поддерживанием исторической памяти об «исчезающем мире».

Комплексный системный характер этой деятельности предполагает создание новой многоуровневой модели социального партнерства, обусловленной опытом многолетнего сотрудничества музея с научными центрами разной направленности, административными структурами, школами, местными сообществами.

Координационным центром этой партнерской деятельности является БУК «Большереченский историко-этнографический музей». На научном уровне партнерство осуществляется в процессе создания комплексной модели краеведческого исследования и междисциплинарной базы данных. Научная сеть объединяет историков, археологов, ботаников, гидрологов, экологов, этнографов, фольклористов, лингвистов и др. На уровне административном партнерская сеть объединяет структуры разного уровня: районная администрация, отдельные подразделения областной администрации, местные сельские администрации. Общественное партнерство реализуется через создание корреспондентской сети (стационарных собирательских пунктов на территории района) и вовлечение через нее в работу школьников, сообществ краеведов и уроженцев исчезнувших деревень.

Партнерство реализуется через совместные мероприятия в составе проекта, завершающиеся открытием «Музея исчезнувших деревень» и проведением Фестиваля исчезнувших деревень – нового локального культурного события.

География проекта:

Омская область. Большереченский,  Муромцевский, Тарский, Седельниковский районы.

Проблема, решению которой посвящен проект:

1. Преодоление инерции культурной унификации, как унаследованной от советской эпохи, так и отличающей современную практику брендирования территорий. Локальное и региональное культурное разнообразие рассматривается в проекте как источник и фактор социокультурного развития.

2. С исчезновением деревень разрушается культурный ландшафт (в том числе памятники деревянного зодчества), сохранявший память о традиционных моделях природопользования. Не существует практики комплексной фиксации исчезающего объекта, «копийного» восстановления памятника на новом месте, контроля за сохранением историко-культурных реалий (предметы этнографии, семейные архивы и т.д.).

3. Разрушение механизмов поддерживания традиционного культурного ландшафта сопровождается оскудеванием природного разнообразия. Унификация культуры порождает и унификацию природы, например, часто приводит к гибели растений -краснокнижников.

4. Утрата традиционных экологических моделей природопользования ведет к изменению состояния водной системы территории и снижению энергоресурсов. В традиции реки разбивали на участки, чистили ключи; заиливание ключей – одна из причин обмеления малых рек.

5. Исчезновение деревень сопровождается разрушением «ландшафтной памяти», что, в свою очередь, приводит к серьезным нарушениям в локальной (и шире – национальной) исторической памяти и к кризисному состоянию локальных идентичностей. При утрате своей родины память о ней спонтанно поддерживается сообществами уроженцев, но это не становится феноменом, признанным официальной культурной политикой (даже на местном уровне).

6. Исчезновение деревень означает разрушение традиционного социокультурного организма: система съезжих праздников и ярмарок; ремесленно-промысловые традиции; совокупность традиционных социокультурных ролей и репутаций; местные говоры и речевой обиход. Проект противопоставляет полной утрате традиций их максимальную фиксацию и частичное восстановление в практике музейной и социокультурной деятельности.  

7. Современная ситуация характеризуется разрозненностью усилий по сохранению культурного наследия; отсутствуют комплексные модели краеведческого знания; наука и музейная практика часто не могут найти «общего языка». Тема «исчезающего мира» закономерно становится стимулом к созданию новых моделей сотрудничества и партнерства.  

Цель и задачи проекта:        

Миссия проекта – сохранение и введение в социокультурный оборот природного и культурного наследия в ситуации угрозы исчезновения локальной природно-культурной среды.

Цель проекта – создание и внедрение модели многоуровневого партнерства научных, музейных, административных структур и местных сообществ, обеспечивающей оптимальные условия и механизмы актуализации локальной исторической памяти.

Объект проектной деятельности – природное и культурное наследие исчезнувших и исчезающих деревень Большереченского района Омской области.

Предмет проектной деятельности – комплексная модель краеведческого исследования как основа системы мероприятий комплексного характера, объединяющих музейную, образовательную, социокультурную практики.

Задачи проекта:

Модель многоуровневого социального партнерства предполагает постановку и решение задач на разных уровнях:

1. Уровень исследовательского партнерства:

1.1. Создание и апробация модели комплексного краеведческого исследования.

1.2. Разработка и внедрение модели культурно-экологического мониторинга в ситуации исчезновения локальной природно-культурной среды.

1.3. Создание и методическое обеспечение корреспондентской сети (стационарные собирательские пункты) на территории Большереченского района.  

1.4. Формирование междисциплинарного банка данных по исчезнувшим деревням Большереченского района Омской области.

1.5. Создание адаптационных моделей краеведческого исследования, приносящих практическую пользу месту, которое исследуется: мобильные передвижные выставки; «Музей исчезнувших деревень», Фестиваль исчезнувших деревень.

2. Уровень организационно-административного партнерства:

2.1. Выявление потенциала культурного наследия региона, которое может стать его символическим капиталом и основой брендирования территории.

2.2. Формирование чувства культурной оседлости местных жителей, способствующего устойчивости локального сообщества.

2.3. Расширение культурных и социальных связей и контактов как с территориями, откуда переселились когда-то местные жители, так и с территориями, куда переселялись в позднее время уроженцы местного края.

2.4. Организация нового культурного периодического события – Фестиваля исчезнувших деревень, в перспективе имеющего значимый социокультурный и коммерческий эффект.

2.5. Повышение туристической привлекательности Большереченского района.

3. Уровень общественного партнерства:

3.1. Поддерживание сообществ уроженцев исчезнувших деревень путем вовлечения их в совместные формы деятельности по проекту.

3.2. Укрепление локальных идентичностей жителей Большереченского района (актуализация самоидентификации в случае утраты «малой родины» позволяет больше ценить место, в котором живет человек, ибо оно недалеко от его родины).

3.3. Актуализация локальной исторической памяти, ведущая к укреплению культурно-психологической основы местного сообщества.

3.4. Восстановление (частичное) локальных традиций народной культуры в музейных и культурно-образовательных формах: праздники, фольклор, ремесла и промыслы.

3.5. Патриотическое воспитание молодежи на основе локального историко-культурного наследия.

Целевые группы, на которые направлен проект:

Местные сообщества - жители Большереченского, Тарского, Знаменского, Седельниковского, Муромцевского районов Омской области, краеведческое сообщество, туристы (экотуризм), школьники и студенты (привлечение внимания к проблемам исчезнувших и исчезающих деревень)

Этапы реализации проекта (последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления):

1 этап (июль-октябрь 2010 года) – разработка моделей комплексного краеведческого исследования и культурно-экологического мониторинга; проведение полевых и архивных исследований.

2 этап (ноябрь-декабрь 2010 года) – подготовка и организация двух мобильных передвижных выставок.

3 этап (декабрь 2010 года) – поведение проектно-аналитического семинара с разработкой проектных предложений.

4 этап (январь-апрель 2011 года) – стационарная поисковая работа силами корреспондентской сети; формирование фондов «Музея исчезнувших деревень».

5 этап (апрель 2011 года) – подготовка и издание диска с информационно-методическим комплексом по проекту.

6 этап (май 2011 года) – открытие «Музея исчезнувших деревень» на базе БУК «Большереченский историко-этнографический музей» (с экспонированием в режиме «открытых фондов»).

7 этап (май 2011 года) – проведение Фестиваля исчезнувших деревень.

Ожидаемые результаты:

Проект включает в себя несколько направлений деятельности (в последовательном и параллельном соотношении), каждое из которых реализуется на основе разработанной многоуровневой модели партнерства.

1. Исследовательское направление.

На основе результатов многолетних исследований Большереченского района (археологи, экологи, ботаники, гидрологи, этнографы, историки) разрабатываются модели комплексного краеведческого исследования и культурно-экологического мониторинга в ситуации исчезновения локальной природно-культурной среды; Разработанные методики апробируются в ходе полевых исследований (комплексная культурно-экологическая экспедиция) и работы стационарных собирательских пунктов (корреспондентская сеть). Параллельно общему ходу проекта проводятся архивные изыскания (архивы Тары, Омска, Тобольска, Санкт-Петербурга). Результаты проведенных исследований становятся основой междисциплинарного системного банка данных по исчезнувшим деревням Большереченского района, а также адаптационных моделей музейной и социокультурной практики. Кроме того, исследованию подвергаются апробируемые в рамках проекта «опытные модели» социального партнерства.

2. Экспозиционно-выставочное направление.

Реализуется через разработку концепции и изготовление двух мобильных передвижных выставок, посвященные исчезнувшим деревням Большереченского района, представляющим таежную и лесостепную природные зоны и разные типы культурного ландшафта: деревня Ново-Московка (первый вариант выставки уже работает) и деревни Картовь. Состав экспонируемого материала: реконструированные культурно-топографические планы разного времени; образы культурного ландшафта прошлого и настоящего (рисунки, фотографии); документы и материалы народной письменности из семейных архивов; знаковые для локальной традиции этнографические предметы. Сбор материала для выставок осуществляется через корреспондентскую сеть при активном участии местных сообществ. Выставки демонстрируются на территории Большереченского района, в Тарском, Знаменском, Седельниковском районах Омской области, в Омске.

3. Проектно-аналитическое направление.

Реализуется в форме 3-х дневного семинара. Обучающие задачи семинара предполагают знакомство участников корреспондентской сети (учителей, библиотекарей, краеведов-любителей) с комплексными методиками; организационные – создание партнерского коллектива проекта; проектно-аналитические – разработка модели дальнейшей работы по проекту с распределением зон ответственности и функций партнеров (частные проектные предложения и рекомендации). Приглашенные эксперты (представители разных научных дисциплин) проводят мастер-классы и руководят работой проектных групп. Результаты работы семинара представляются приглашенным представителям районной администрации, сельских администраций и профильных комитетов администрации Омской области. К семинару приурочена презентация мобильных выставок, их обсуждение.

4. На основе исследований и рекомендаций семинара проводится стационарная поисковая работа силами корреспондентской сети, она курируется координационным центром на базе Большереченского историко-этнографического музея. Формируются фонды «Музея исчезнувших деревень», отделы (филиалы) которого располагаются в школьных музеях, при сельских администрациях, при сельских клубах.

5. Научно-методическим результатом работы по проекту мыслится информационно-методический комплекс – информационно-электронная модель проекта. Комплекс издается в формате DVD-диска (с последующим его распространением для участников корреспондентской сети, музеев Омской области, научных центров).

6. Конечным «музейным» продуктом деятельности по проекту является «Музей исчезнувших деревень»  (в пространстве Большереченского историко-этнографического музея), функционирующий по выставочному принципу: по мере поступления материалов из стационарных собирательских пунктов организуются выставки, совмещающие презентацию локальных проектов с экспонированием «открытых фондов».

7. Социокультурным результатом деятельности партнерского коллектива становится создание нового локального культурного события – проведение Фестиваля исчезнувших деревень, приуроченного к «съезжему празднику» поселка Большеречья. В рамках Фестиваля происходит открытие «Музея исчезнувших деревень»; ярмарка, на которой представлены изделия местных мастеров народного искусства; встречи земляков; выступления этнографических коллективов и т.д.

Критерии эффективности проекта (качественные и количественные показатели выполнения проекта):

1.Количественные показатели

Создана рабочая группа, социальных партнеров из  8человек.

Проведен семинар с охватом участников более 20человек 

Вовлечено в проект не менее 3000 участников

Привлечено к сотрудничеству более 30 организаций 

Проведено более 500 экскурсий с охватом участников не менее 20тыс.чел.

Издание DVD-диска с информационно-методическим комплексом, и распространен среди участников проекта, партнеров, более 100 экземпляров.

По результатам полевых и архивных исследований собран материал по 68 деревням

Число жителей Омской области, Большереченского района посетивших  Фестиваль более 10тыс.чел.

На каждой исследуемой территории дер. Ново-Московка, дер.Картовь проведены полевые изыскания с выездом на место участников проекта и волонтеров более 100человек

Проведено открытие Музея исчезнувших деревень, с приглашением жителей этих деревень, привлечено более 500 человек;

Проведено широкое освещение проекта в СМИ с аудиторией более 100 тысяч человек;

2. Качественные показатели

Семинар позволит познакомить участников с проектом, представить проблему, программу Фестиваля, установить новые контакты.

Издание DVD-диска с информационно-методическим комплексом позволит познакомиться с проектом всем заинтересованным партнерам.

Создание Координационного совета позволит успешно решить задачи проекта.

Проведение Фестиваля ушедших деревень привлечет внимание к проблеме исчезающего мира, как в Большереченском районе, так и в Омской области в целом.

Проведение полевых и архивных исследований позволит собрать необходимый материал по исчезнувшим деревням, в первую очередь пилотных территорий.

Создание информационно-методического комплекса - информационно-электронной модели проекта позволит заинтересованным лицам подключиться к решению проблем на своих территориях.

Работа со СМИ позволит информировать широкую аудиторию о сути и результатах проекта

Открытие музея исчезнувших деревень позволит подвести итоги проекта, выявить его положительные и отрицательные стороны, разработать стратегию дальнейших действий и взаимодействия с органами власти, предприятиями, бизнесом и другими заинтересованными лицами.

Экскурсии на передвижные выставки позволят участникам познакомиться с особенностями жизни жителей исчезнувших деревень.

Общий бюджет проекта:

1.Административные и прочие организационные расходы

2.Индивидуальная финансовая поддержка

3. Командировочные и транспортные расходы

4.Оборудование и сопутствующие расходы.

Апробация:

Пилотные территории: д.Ново-Московка,  д.Картовь

Приложения:

Имеются

Исполнители:

Лопатина Вера Витальевна-директор бюджетного учреждения культуры Омской области "Большереченский историко-этнографический музей", руководитель проекта, общее руководство проектом, контроль за финансовой деятельностью, участие в полевых и архивных исследованиях, обработка материалов, анализ туристической привлекательности.

Гуселетова Татьяна Вацлавовна, методист БУК "Большереченский музей" куратор проектно-аналитического направления, подготовка и проведение семинара, разработка модели дальнейшей работы по проекту, проектирование Музея исчезнувших деревень.

Мартынова Людмила Викторовна, председатель Совета детско-юношеской общественной организации "Экологический центр", МОУ ДОД "Детский эколого-биологический центр", зав. отделом, организация и проведение семинара, работа с партнёрами.

Николаев Олег Рудольфович, научный руководитель Центра региональных исследований ассоциации "Русская культура"(Санкт-Петербург), координатор проекта, научное руководство проектом, разработка комплексных исследовательских моделей и методик, организация научного партнерства, участие в полевых и архивных исследованиях.

Погодин Леонид Иванович,  БУ  НАПП "Батаково", куратор экспозиционно-выставочного направления, организация изготовления выставок и их экспонирование.

Смирнова Елена Юрьевна, Омский филиал Объединённого института истории, филологии и философии СО РАН, заместитель директора, к.и.н., куратор исследовательского направления, проведение архивных исследований, обработка материалов.

Стретенцева Ирина Юрьевна, учитель биологии МОУ "Красноярская СОШ", руководитель экологической дружины "Родники", PR-менеджер проекта, представление результатов проекта в Интернете, работа со СМИ, коммуникация между участниками проекта

Тюменцева Татьяна Ивановна, заведующая финансово-экономическим отделом Большереченского музея, бухгалтер проекта, ведение бухгалтерии, обеспечение финансовой дисциплины, финансовая отчетность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование "Названия, исчезнувшие из школьных учебников"

 В настоящее время названия веществ регламентируются правилами химической номенклатуры (от латинского nomenclatura — роспись имен). В химии номенклатурой называют систему правил, пользуясь которыми, к...

Презентация по биологии: "Исчезнувшие животные"

Презентация по биологии: "Исчезнувшие животные" для 5 класса...

Исследовательская работа "Исчезнувшие памятники архитектуры"

Изучение данного краеведческого материала должно стать уроком для подрастающего поколения о недопустимости разрушения памятников зодчества. Данный материал может быть использован в рамках занятий по "...

Элективный курс "Исчезнувшие цивилизации"

Программа знакомит учащихся с культурой и искусством древнейших цивилизаций, которые дали жизнь современному искусству....

Внеклассное мероприятие по экологии "Исчезнувшие виды животных. Редкие и исчезающие виды животных Приморского края"

Внеклассное мероприятие по экологии "Исчезнувшие виды животных. Редкие и исчезающие виды животных Приморского края" содержит информацию о редких, исчезнувших и исчезающих видах животных, занимательную...

ИСТОРИЯ ИСЧЕЗНУВШЕГО ХУТОРА ПОЛТАВСКОГО

ИСТОРИЯ ИСЧЕЗНУВШЕГО ХУТОРА (прошлое хутора Полтавского Ленинградского района Краснодарского края)...