Исследование "Названия, исчезнувшие из школьных учебников"
творческая работа учащегося по внеклассной работе (8 класс) по теме

Бойко Елена Николаевна

 

В настоящее время названия веществ регламентируются правилами химической номенклатуры (от латинского nomenclatura — роспись имен). В химии номенклатурой называют систему правил, пользуясь которыми, каждому веществу можно дать «имя» и, наоборот, зная «имя» вещества, записать его химическую формулу.

Вместе с появлением в школьных учебниках новых, современных названий из них исчезли названия, которые   в течение многих веков и тысячелетий люди использовали в своей практической деятельности.

Цели  данной работы :

  1. отыскать старые, забытые названия хорошо известных веществ;
  2. создать словарь названий, исчезнувших из учебников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Nazvaniya_ischeznuvshie_iz_uchebnikov.zip15.93 КБ
Package icon Nazvaniya_pril..zip2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №28

г. Таганрога Ростовской области

НАЗВАНИЯ, ИСЧЕЗНУВШИЕ ИЗ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

Авторы

Прокопец А., Католиков В.,

Егоров А., Кузнецов Д.,

Фомин А., Кондратенко К.

Руководитель

учитель химии высшей категории

Е.Н. Бойко

2008 г

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

3

2.Словарь забытых названий

4

   2.1. Пушонка

4

   2.2.Кипелка

4

   2.3.Лисий хвост

5

   2.4.Гремучий газ

5

   2.5.Каустик

5

   2.6.Купоросное масло

5

   2.7.Ляпис

6

3. Литература

6

1. Введение

В настоящее время названия веществ регламентируются правилами химической номенклатуры (от латинского nomenclatura — роспись имен). В химии номенклатурой называют систему правил, пользуясь которыми, каждому веществу можно дать «имя» и, наоборот, зная «имя» вещества, записать его химическую формулу. Разработать единую, однозначную, простую и удобную номенклатуру — дело непростое: достаточно сказать, что и сегодня среди химиков нет на этот счет полного единства. Вопросами номенклатуры занимается специальная комиссия Международного союза теоретической и прикладной химии — ИЮПАК (по начальным буквам английского названия International Union of Pure and Applied Chemistry). А национальные комиссии разрабатывают правила применения рекомендаций ИЮПАК к языку своей страны. Так, в русском языке старинный термин «окись» был заменен на международный «оксид», что нашло отражение и в школьных учебниках.

Вместе с появлением в школьных учебниках новых, современных названий из них исчезли названия, которые   в течение многих веков и тысячелетий люди использовали в своей практической деятельности. Это и драгоценные камни, и красители, и различные благовония. Конечно, каждому из них давалось название, причем чаще всего оно не имело ничего общего с составом вещества. Иногда название отражало внешний вид или особое свойство, реальное или вымышленное. Множество названий веществ придумали алхимики. Некоторые из них сохранились и по сей день. В то же время алхимики придумали множество самых фантастических названий — частично в силу своих философских взглядов, частично — чтобы засекретить результаты своих опытов.

Другие названия основывались на способах получения вещества. Например, метиловый спирт называли древесным спиртом, а ацетат кальция - «пригорело-древесной солью» (при получении обоих веществ использовали сухую перегонку древесины, что, конечно, приводило к ее обугливанию — «пригоранию»). Очень часто одно и то же вещество получало несколько названий. Например, даже к концу 18 века для сульфата меди существовало четыре названия, для карбоната меди - десять, для углекислого газа — двенадцать! С разработкой системы национальных названий химических соединений связаны и анекдотические истории. Например, в 1870 году комиссия по химической номенклатуре Русского физико-химического общества обсуждала предложение одного химика называть соединения по тому же принципу, по какому в русском языке строятся имена, отчества и фамилии. Например: Калий Хлорович (KCl), Калий Хлорович Трикислов (KClO3), Хлор Водородович (HCl), Водород Кислородович (Н2О). После долгих прений комиссия постановила: отложить обсуждение этого вопроса до января, не указав при этом, — какого года. С тех пор комиссия к этому вопросу больше не возвращалась

 Целями  данной работы является:

  1. отыскать старые, забытые названия хорошо известных веществ;
  2. создать словарь названий, исчезнувших из учебников.

Механизм достижения целей исследования: 

  1. поиск информации;
  2. постановка химического эксперимента;
  3. оформление результатов исследования.

2. Словарь забытых названий

2.1.Пушонка

Гидроксид кальция

  Рис. 1 Гидроксид кальция — химическое вещество, сильное основание, формула Ca(OH)2. Представляет собой порошок белого цвета, плохо растворимый в воде.

Получают путём взаимодействия оксида кальция (негашёной извести) с водой (процесс получил название «гашение извести»):  CaO + H2O → Ca(OH)2

При гашении выделяется много тепла, и вода закипает. Образующийся при этом пар разрыхляет известь, она распадается с образованием пушистого порошка. Отсюда строительное название гашеной извести – «пушонка». В зависимости от количества воды, добавляемой к извести, гашение идет до получения пушонки, известкового теста, известкового молока или известковой воды. Все они нужны для приготовления вяжущих растворов.  Внешний вид — белый порошок, малорастворимый в воде:

Гидроксид кальция является довольно сильным основанием, из-за чего водный раствор имеет щелочную реакцию.

Применяется

  1. при побелке помещений;
  2. для приготовления известкового строительного раствора. Известь применялась для строительной кладки с древних времён. Смесь обычно приготавливают в такой пропорции: к 1 часть смеси оксида кальция (негашёной извести) с водой добавляют 3—4 части песка (по массе). При этом происходит затвердевание смеси по реакции: Ca(OH)2 + CO2 → CaCO3↓ + H2O. Это экзотермическая реакция, выделение энергии составляет 27 ккал (113 кДж).  Как видно из реакции, в ходе её выделяется вода. Это является отрицательным фактором, так как в помещениях, построенных с помощью известкового строительного раствора долгое время сохраняется повышенная влажность;
  3. для устранения карбонатной жёсткости воды (умягчение воды). Реакция идёт по уравнению: Ca(HCO3)2 + Ca(OH)2 → 2CaCO3↓ + 2H2O;
  4. для производства хлорной извести;
  5. для производства известковых удобрений;
  6.  при каустификации карбоната натрия и калия;
  7. при дублении кож;
  8. при получении других соединений кальция,
  9. для нейтрализация кислых растворов (в том числе сточных вод производств);
  10. для получения органических кислот.

2.2. Кипелка

Оксид кальция

Еще в I в. н.э. Диоскорид – врач при римской армии – в сочинении «О лекарственных средствах» ввел для оксида кальция название «негашеная известь», которое сохранилось и в наше время. Строители ее называют «кипелкой» – за то, что при гашении выделяется много тепла, и вода закипает. При этом образуется гашеная известь или гидроксид кальция, раствор которого в воде является основанием, на что указывает изменение окраски индикатора – фенолфталеина (Рис. 2)

  1. Лисий хвост

Диоксид азота

   (Рис. 3 Выброс азотнокислого производства)

NO2 – один из наиболее важных оксидов азота. Является промежуточным продуктом в производстве азотной кислоты. Может находиться в выбросах предприятий по производству азотной кислоты и окрашивать их в «рыжий» цвет. Отсюда и название «лисий хвост» (рис. 3). Второе тривиальное название оксида азота (IV) – «бурый» газ – обусловлено его окраской. Имеет характерный запах, очень ядовит. В лабораторных условиях может быть получен при взаимодействии концентрированной азотной кислоты  с тяжелыми металлами (Рис. 4):

Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 +2NO2 +2H2O

 2.4. Гремучий газ

Cмесь двух объемов водорода и одного объема кислорода. 

При поджигании взрывается, в присутствии губчатой платины горит. Водородно-кислородное пламя (температура до 2800 °С) служит для плавки кварца, платины, для резки и сварки металлов.

2 + О2

Химическое название газа – oxyhydrogen.  Метан, или «гремучий газ» - природный газ без цвета и без запаха, считается смертельным врагом шахтера, так как  значительные его массы содержатся в каменноугольных копях, где происходит разложение органических остатков. В шахтах он скапливается  в пустотах среди пород, в основном, под кровлей выработок и  от малейшей искры может в любой момент взорваться. Обычно выброс метана происходит одновременно с выбросом или обрушением угольной породы. С того самого момента, как начались подземные разработки угля,  взрывы метана стали уносить жизни горняков.

Когда еще не было электричества, виноват был обычно открытый огонь - масляные лампы, свечи, факелы, поэтому горнякам под землей запрещалось курить, зажигать спички и так далее. Но бывало и так, что и без взрывов из шахт выносили мертвых горняков, отравившихся рудничным газом. Поэтому с незапамятных времен горняки научились отслеживать своего врага. Сто лет назад они брали под землю клетку с канарейкой, и пока слышалось пение птицы, можно было работать спокойно: в шахте нет гремучего газа. Если же канарейка замолкала на долгое время, а еще хуже - навсегда, значит - рядом смерть. В начале XIX века известный химик Х.Дэви изобрел безопасную шахтерскую лампочку, затем на смену ей пришло электричество, но взрывы на угольных шахтах продолжались.

2.5. Каустик

Техническое название едких щелочей: гидроксида калия и гидроксида натрия (Рис. 4).

Название каустик образовано от греческого жгучий. Твердые белые вещества, хорошо растворимые в воде. При этом выделяется большое количество теплоты. Растворы мылкие на ощупь и очень едкие. Разъедают кожу, ткани, одежду, бумагу и прочие материалы. Вызывают денатурацию белка. Особенно опасны при попадании на слизистую оболочку глаз (Рис.5, 6 Действие гидроксида натрия на белок и на ткань)

2.6. Купоросное масло

Устаревшее название концентрированной серной кислоты. Произошло от прежнего способа получения: прокаливания железного купороса, а также от маслообразного  вида. Серная кислота – тяжелая бесцветная маслянистая жидкость. Крайне гигроскопична. Поглощает влагу с выделением большого количества тепла.

Обугливает органические вещества: сахарозу, древесину, бумагу, волокна, отнимая от них воду,  вызывает денатурацию белка (Рис 7, 8).                                                                                            

При обычной температуре со многими металлами не реагирует. Поэтому концентрированную серную кислоту можно перевозить в стальных цистернах.

2.7. Ляпис

Нитрат серебра - AgNO3. Бесцветные прозрачные кристаллы, хорошо растворимые в воде. Как большинство солей серебра на свету разлагается с образованием серебра. Является реактивом на ионы хлора, йода, фтора, брома, образуя с ними творожистые осадки (Рис. 9).

Осадок хлорида серебра при стоянии на свету темнеет  (рис. 10)

 Рис 10 Осадок хлорида серебра

Ляпис находит применение в производстве фотоматериалов, при изготовлении зеркал, в медицине.

3. Литература

  1. К. Зоммер, Аккумулятор знаний по химии, М, «Мир» 1977
  2. Химия, справочное руководство, издательство «Химия» 1975
  3. А.И. Бусев, И.П. Ефимов Словарь химических терминов, М., «Просвещение» 1971
  4. Химия, справочные материалы, книга для учащихся, под редакцией  Ю.Д. Третьякова, М., «Просвещение» 1988

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные учебники химии Информация к размышлению

Как выбрать один учебник из множества существующих? У учителя химии нет времени внимательно изучить все учебники, которые включены в Федеральный перечень учебников. Реклама всегда показывает достоинст...

Математика за рамками школьного учебника.

Дополнительная образовательная программа дополнительного объединения «Математика за рамками школьного учебника».  Направленность:  социально – педагогическая.  Возраст детей –...

Инварианты логических структур текстовых задач в школьных учебниках по математике для 5–6-х классов

В настоящее время в перечень учебников и пособий, рекомендованных МО РФ, включены несколько комплектов учебников по математике для 5-6 классов, реализующих различные авторские концепции. Учитель...

Рабочая программа по географии 7-9класс по учебнику Алексеева А.И."Академический школьный учебник"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования на базисном уровне, на основе программы под редакцией Николиной В.В., Алексеева А.И., Ли...

Презентация по немецкому языку для 9-го класса" Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht\'s mit der Beruhfswahl?" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник" автор: И. Л. Бим, Москва "Просвещение"

Данная презентация может быть использована на уроке немецкого языка в 9-м классе  при повторении темы " Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht\'s mit der Beruhfswahl?" к учебнику "Deutsch Акад...

Презентация по немецкому языку для 8-го класса по теме "Schön war es im Sommer" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник", автор: И. Л. Бим и другие, издательство "Просвещение"

Данная презентация может быть использована на уроке немецкого языка в 8-м классе при повторении темы "Schön war es im Sommer" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник", автор: И. Л. Бим и др...

Презентация по немецкому языку для 8-го класса по теме "Aber jetzt ist schon längst wieder Schule" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник", автор: И. Л. Бим и другие, издательство "Просвещение"

Данная презентация может быть использована в 8-м классе при повторении темы "Aber jetzt ist schon längst wieder Schule" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник", автор: И. Л. Бим и другие, ...