Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории Смоленщины на тему: «Сторона моя родная»
методическая разработка по краеведению (9 класс) по теме

Фроленкова Марина Михайловна

В современных условиях значительно возросла роль ис­тории краев, областей, районов, городов, сельских населен­ных пунктов в воспитании чувства патриотизма, националь­ной гордости, интернационализма у подрастающих поколе­ний. Благодаря изучению так называемой "малой" истории происходит формирование и трансформация этих понятий и на историю всего государства.

Цель  — показать роль села Кузьмичи в истории Смоленского края и в истории России,   своеобразие истории Смоленского края, отличающее её от истории других регионов России, познакомить учащихся  с огромным и многообразным  историческим и культурным наследием своей малой Родины

Мероприятие  построено по хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание особенностям развития села Кузьмичи , а также проследить динамику  его исторического развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории Смоленщины      

                           на тему:

     «Сторона моя родная»

Автор :

 Учитель истории Фроленкова Марина Михайловна

 МОУ Кузьмичская СОШ Ершичского района Смоленской области

         

 1 ведущий: « Где бывали, мужики?

                   - У Кузьмичей мололи.

                   - Куда свеклу везете?

                  - К Кузьмичам взамен на патоку…»

Село Кузьмичи – старинный и живописный уголок России, расположенный на юго-западе Ершичского района, интересен своим историческим прошлым, славен людьми. Старинное поселение на месте нынешних Кузьмичей основано в ту пору, когда малые поселки земледельцев – городища сменялись селищами, открытыми поселениями отпочковавшихся родов.

Археологические находки на территории села свидетельствуют о том, что поселение Кузьмичи основано примерно в 10 веке.

(звучит стихотворение )

Кузьмичский камень

        В.Бокатая (директор МОУ Ершичская  

                                                 средняя общеобразовательная школа)

Край кузьмичский, прарожденная

Небольшая сторона,

Стынь лесов завороженная

За курганами видна,

Где красою нерастраченной

Беседь юркая журчит,

Древней вязью обозначенной

Камень памяти лежит…

Расскажи, седой курган,

Не в тебе ли погребенные.

Грозной битвою сраженные

Тимофей, Иван, Кузьма,

В чьих призваньях Русь сама?..

Но безмолвна и нема

Глубь веков, столетий тьма.

Не затем ли в годы ратные

Буйны головы слегли,

Чтобы русские праматери

Им взамен родить смогли

Среди русских дней – ночей

Столько девочек –Ивановых

И мальчишек – Кузьмичей?

Чтобы здесь потом отметили,

Как и было в старину,

Не одно тысячелетие

Даже эру не одну!

Как положено, назначено

Время вечностью бежит…

Древней связью обозначенный

Камень памяти лежит.

2 ведущий: Удобное географическое положение, рыбная и многоводная в давние времена река Беседь, природные богатства способствовали сравнительно спокойному и стабильному развитию хозяйства.

   Село Кузьмичи , окрестные деревни , а их было 14 , крестьяне их населяющие , и земля , где они  располагались были собственностью землевладельцев – Рославльских помещиков Челищевых и Вешняковых . Среди сёл Рославльского уезда выделялись Кузьмичи , Коханово , Троицкое , Рогнедино ,т. к. они вносили  существенный вклад  в социально-экономическое развитие . В Кузьмичах работал большой винокуренный завод. На реке Беседь была устроена мельница с шестью поставами и лесопилка на три рамы . Основным занятием крестьян было земледелие, выращивали лён , коноплю , рожь , картофель , овёс. Многие крестьяне занимались побочным  промыслом – бортничеством, изготовлением на продажу изделий из лыка, гончарным производством. Значительный доход крестьянам давало продукция из конопли, которой было в  изобилии, производство дёгтя. В имении помещица Челищева построила сахарный завод.

    В 17-18 веках село становится «примечательным». Кузьмичи в это время – центр большого прихода, дважды в год здесь проводятся большие ярмарки. Жители села поставляли на продажу  конопляное масло, пеньку , мёд, воск, бочки, хомуты, колёса для телег и экипажей. Село Кузьмичи- самое крупное поселение  уезда состояло из четырёх участков: Слобода, Кружиловка, План , Буяковка, насчитывалось 93 двора ,  православная церковь, 943 жителя обоего пола

(звучит стихотворение)

 Мои Кузьмичи

                              Выпускники школы2004г. Кавзалина Е., Регентова Е.

Вот мои Кузьмичи, вот мой дом родной.

Величие просторов – это рай земной.

Однажды я задумалась об этой красоте

И поняла потом лишь, что нет такой нигде.

Когда весна приходит, Кузьмичи все цветут,

Грустить или печалиться они нам не дают,

Ведь каждый куст сирени приносит солнца свет,

А аромат душистый на все дает ответ.

Здесь церковь одинокая у озера стоит

И красоту духовную она в себе таит,

В ней каждый обретает душевный свой покой.

«О, церковь златоглавая, как я горжусь тобой!»

Живут уже Кузьмичи одиннадцатый век,

Всегда счастливым будет здесь каждый человек.

Животный мир вздыхает всю чистоту лесов,

Почти на каждом дереве есть домик для скворцов.

Вот мои Кузьмичи, вот мой край родной,

Это – моя Родина, это – рай земной!

1 ведущий:      В центре села, на красивом месте, расположена каменная церковь во имя Вознесения Христова. Селом Кузьмичи стали в 1748 г., после того как был построен деревянный храм во имя мучеников Сергия и Вакха. До этого времени здесь была деревня Кузьмичи, входившая в состав Зиборской волости Брянского уезда. Владел деревней брянский помещик Кантемир, на его средства и возведена церковь. В 1859 г. вблизи деревянной церкви помещик Андрей Николаевич Челищев построил каменный двухпрестольный храм, существующий и поныне. Главный престол освящён в честь Вознесения Христова (холодный), а придельный – в честь мучеников Сергия и Вакхи (тёплый). Во время больших церковных праздников, которые особенно почитались кузьмичанами, а это Праздник Свечи – 3-е воскресенье после Пасхи, праздник в честь святых жен Мироносел, Никола летняя, Вознесение Господне, праздник в честь святых Сергия и Вакхи 20 октября, Покров Святой Богородицы, праздник в честь Казанской Божий Матери,  в село собирались жители близлежащих деревень. Общение с ними вносило свои коррективы в культуру и быт русского села Кузьмичи. В первую очередь это повлияло на одежду, обряды, всё чаще в домах кузьмичан стали звучать белорусские песни, в изделиях народных умельцев -  белорусские молитвы. Да и сами священники не все были русскими,  были и белорусы, и украинцы. Каждый из них являлся носителем  новой культуры, новых традиций. (15) 27 сентября 1815 года в с.Кузьмичи Рославльского уезда с изволения директора народных училищ Смоленской губернии Л.Ф. Людоговского было открыто первое в губернии сельское приходское училище с численностью учащихся 38 человек. Средства на содержание училища по решению волостного схода были собраны гражданами села. Заведующим школой был определен местный священник Петр Сущинский, он же внес средства на оборудование училища и за свой счет содержал 20 учащихся – сирот. Священники, проживающие на территории с. Кузьмичи, выполняли обязанности преподавателей и наставников приходской школы и всегда принимали активное участие в повышении уровня жизни населения.

(звучит стихотворение)

Уголок России

                             Выпускники школы 2003г.Савченкова Т., Лазукова А.

Есть в России уголок солнечный и ясный,

Путник весело идет в этот край прекрасный.

Он идет туда не зря и, наверно, знает,

Что Кузьмичи – это рай, лучше не бывает.

Нет прекрасней этих мест, вам секрет откроем –

Прилетают птицы с юга каждою весною.

Краше нашего села в мире не бывает,

Про Кузьмичи много песен люди сочиняют.

Это место всем знакомо, как чудесная Земля,

Если в гости будешь ехать, то увидишь купола.

А церквушка, как богиня, отражается в воде,

Колокольный звон веселый эхом слышится везде.

Люди здесь совсем простые, любят песни и стихи,

И частушки озорные поют хором мужики.

А весной все зеленеет, оживает ото сна,

Неустанно солнце греет и искриться вновь вода.

Здесь сирень цветет душисто под окошком милых дам,

Как свежо, прекрасно, чисто тут бывает по утрам.

Ах. Кузьмичи, край чудесный! Край веселья и тепла!

Где когда-то моя юность пролетела без следа.

Памятники истории, как и люди, имеют свои судьбы. Если Гнёздовские курганы под Смоленском – настоящая Мекка для археологов, то более древние, в забытой богом деревне Кузьмичи, почти никому не известны. Второе тысячелетие молчат уникальные захоронения.

Кузьмичские курганы растянулись по высокому берегу удивительно живописной речки Беседь более чем на два километра. Прошедшее тысячелетие словно придавило насыпи к земле. Сейчас курганы в высоту не более двух метров, зато в окружности двадцать-тридцать.

До войны насчитывалось более 150 курганов. До наших дней сохранилось около пятидесяти. Исследовалась курганная группа только один раз в 1919году профессором археологом С.М. Соколовским. Изучено было 15 курганов. Это древние захоронения дохристианской эпохи. Археологи нашли большое количество бронзовых женских украшений, каменных орудий труда. Предметов быта.

По всему видно, что так хоронили знатных и влиятельных женщин. До сих пор никем не найдено при раскопках ни одного золотого украшения. У древних славян золото не имело магической силы, которую ему приписали потомки.

                                     Что хранят курганы?

Деревня Кузьмичи - это самый юг Смоленской области. Здесь в полном смысле слова кончаются дороги. По нынешним понятиям – глушь несусветная. Именно здесь в лесах, в верховьях рек Ипуть и Беседь тысячелетие назад жили близкие по языку и обычаям племена радимичей и кривичей. Это наши прямые предки. Радимичи были воинственны. Они постоянно воевали с соседями. Основным оружием были боевые топоры и пики. С тех незапамятных времён наши прабабушки сохраняли поговорку: «Родимец тебя забей».

Один из хорошо сохранившихся топоров хранится в местном краеведческом музее. Пять залов этого хранилища любовно оформлены и содержат множество прелюбопытных экспонатов. Держится музей на энтузиазме краеведа Александра   Николаевича Исаченкова.

Всё, что сегодня известно о курганах, это капля в море. Древние памятники пока цепко хранят свои тайны. Кто знает, какие открытия ожидают здесь ещё археологов.

                                     Забвение

                                    Во благо?

За последние десятилетия исчезли более чем две трети курганов. Для современных варваров нет табу. Курганы сносились бульдозерами, грабились местными искателями сокровищ. На счастье, древние захоронения не укрывают золотых изделий. Местные копатели это скоро поняли. Бронзовые и стеклянные украшения мало кого интересовали. Только это и спасло памятники истории от полного уничтожения.

Совсем недалеко, в деревне  Новая  Беседь, обнаружено ещё более древнее городище каменного века. Оно также подвергалось варварским раскопкам. Множество каменных орудий труда до сих пор хранится у местных жителей.

Никто за последние полвека не занимался изучением этих памятников истории. Теперь, когда история интересует многих только как объект оплевывания и глумления, судьба исторических объектов никого не волнует. Доживут ли эти археологические памятники до наших внуков? Трудно сказать…

                           

2 ведущий: Очень многих славных  людей взрастила кузьмичская земля. Это ученые и художники, врачи и учителя, механизаторы и доярки, военные и поэты, и просто хорошие люди. И многие из них никогда не забывают свою малую родину: приезжают сюда, посвящают ей свои произведения.

(звучит стихотворение)

          Сон

                                     А.В. Степченков , 11.11.2003г.

В краю берез Смоленской глухомани

Оставил я родимый дом.

Воспоминанье душу ранит

И к горлу подступает сладкий ком.

Мне снится край причудливого леса.

Седой туман, плывущий у реки.

Урчанье голубей под стареньким навесом.

Отец, ведущий  жеребенка под уздцы.

А мать ведет красавицу корову

На пастбище к околице села.

Наш дом наполнен колокольным звоном

И запахом парного молока.

Но, что мне сон вдали от дома?

Я выбрал сам тернистый путь.

И все ж мне чудится Смоленская дорога

И плачь берез необъяснимо щемит грудь.

1 ведущий: Уже одиннадцать веков стоит на берегу Беседи село Кузьмичи. Ни войны, ни пожары, ни голод , ни разруха не сломили духа кузьмичан. Село, подобно птице Феникс, восставало из пепла и возрождалось вновь. Так было и будет всегда, потому что русская земля  на том стоит и стоять будет.

(звучит стихотворение)

Деревенька

                                     Выпускница школы 200г. Булкина Т.

Нет прекрасней и милей деревеньки нашей,

Всю округу обойди – не найдешь ты краше.

Расцвела сирень в садах, распустились вишни

И во всех домах сейчас веселей и чище!

Птицы на ветвях сидят, распевая песни

И во все глаза глядят, если что-то треснет.

Все в округе говорят «деревенька наша»

Словно сладкий аромат «Родина, ты наша!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории «Клип-конкурс «Песни Великой войны» »

Цель: воспитание   чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах  песен военных лет.Задачи:• расширение  представления  обучающихся   об...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории :" Мы славяне"

Владимир Путин отметил, что в стране есть национальная идея, это патриотизм, никакой другой идеи придумывать не надо. Основная цель методической разработки - это воспитание российской гражданской иден...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории "Путешествие по Древней Руси"

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса. Форма - урок-игра; урок-путешествие...

методическая разработка внеклассного мероприятия по истории

в файле присутствует презентация и методические рекомендации по работе с ней...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме пресс-конференции "Заветные уголки родного края"

Разработка  посвящена проблеме охраны шиханов Башкортостана. Внеклассное мероприятие имеет просветительский характер и направлено на формирование гражданской ответственности за экологическую обст...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории в 8 классе по теме "И вечной памятью двенадцатого года..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории в 8 классе по теме И вечной памятью двенадцатого года......