СЕТЬ КАЗАЧЬЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КУБАНИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ.
статья по краеведению (8 класс) по теме

 

Возрождение казачества на Кубани обусловило необходимость  воспитания молодого поколения в духе нравственных устоев и культурных традиций предков.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации 1993 года № 341, а также в целях возрождения казачества на Кубани 1994 году было создано одно из первых в стране общеобразовательное учреждение нового типа - кадетская школа-интернат «Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана М.П. Бабыча»  Краснодарского края, позднее повсеместно в городах и районах стали создаваться классы и группы  казачьей направленности в целях подготовки  юных кубанцев к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Александра Александровна Сергеева

СЕТЬ КАЗАЧЬЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КУБАНИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 хутора Первомайского

муниципального образования Мостовский район

Возрождение казачества на Кубани обусловило необходимость  воспитания молодого поколения в духе нравственных устоев и культурных традиций предков.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации 1993 года № 341, а также в целях возрождения казачества на Кубани 1994 году было создано одно из первых в стране общеобразовательное учреждение нового типа - кадетская школа-интернат «Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана М.П. Бабыча»  Краснодарского края, позднее повсеместно в городах и районах стали создаваться классы и группы  казачьей направленности в целях подготовки  юных кубанцев к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Система кадетского обучения и воспитания строится в тесной связи с  существующей в стране системой школьного образования, но остро нуждается в установлении единых государственных норм и правил, определяющих понятия 1) «кадетского образовательного учреждения», 2) «кадетского класса», 3) «казачьей школы», 4) «казачьего класса».

Тенденция увеличения как образовательных учреждений, так и классов и групп казачьей направленности влечет за собой рост численности детей, занимающихся по программам казачьей направленности.

Кадетское образование исторически предполагало высокий уровень не только специальной, но и качественной общеобразовательной, нравственной подготовки воспитанников.

И хотя большинство казачьих классов создавались не на конкурсной основе, более того, - с целью социализации «трудных» подростков, детей из неполных, неблагополучных семей, значительному количеству общеобразовательных учреждений, выбравших это направление деятельности, удается давать юным казачатам прочные знания.

Наиболее высокие результаты достигают выпускники кадетской школы-интерната «Кубанский кадетский казачий корпус» имени атамана Бабыча.

В настоящее время все школьники края с 1 по 11 класс изучают предмет Кубановедение, обеспеченный программой, методическими материалами, учебниками, в том числе - нового поколения, соответствующие программе, с

1 по 4 класс. При этом около 70 % содержания предмета Кубановедение составляет история нашего казачьего края.

С 2006 года в крае проводится олимпиада школьников по Кубановедению, в научно-практическую конференцию учащихся «Эврика» включена секция «Кубановедение», выпускникам 9-х, 11-х классов предоставлена возможность сдавать экзамен по выбору по предмету Кубановедение.

Понятия «казачество» и «православие» неразделимы. В связи с этим было принято решение о создании во всех школах условий для изучения по желанию детей и родителей Основ православной культуры (ОПК).

Кубановедение и ОПК – это основа, фундамент регионального компонента содержания общего образования для всех школ.

Педагоги края в работе с учащимися классов и групп казачьей направленности опираются на традиции богатой, самобытной кубанской культуры, кубанской казачьей народной педагогики. Исстари центральными аспектами в воспитании казачьей молодежи были: военно-патриотический, трудовой и морально-нравственный. Казачат растили патриотами, тружениками, глубоко нравственными  верующими людьми, готовили к защите Отечества.

В условиях модернизации российского образования в нашем крае на старшей ступени образования реализуется профильное обучение, что позволяет учащимся 10-11 классов казачьей направленности заниматься в рамках оборонно-спортивного профиля.

Завершая разговор о настоящем и будущем содержания образования в казачьих классах и группах, необходимо сказать, что предложенная структура содержания позволит достичь цели на каждом этапе обучения.

В начальной школе осуществить знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города, тем самым зародить любовь к родной земле, гордость за принадлежность к казачьему роду.

В 5-9 классах продолжить формирование личности патриота не только через пассивную передачу знаний в рамках пяти предметных линий, но и через активное участие школьников в проектировочной, игровой, исследовательской, спортивной деятельности.

В старшей школе завершить формирование гражданского сознания выпускника – гражданина России и патриота Кубани, умеющего самостоятельно принимать решения и  готового к действенному служению Отечеству.

Воспитание школьников на казачьих традициях происходит не только в образовательной деятельности, но и во внеурочное время этому служат смотры, конкурсы, слеты, фестивали, встречи и другие мероприятия.

Учащиеся классов казачьей направленности интенсивно занимаются краеведческой и поисковой работой.

Особое место в художественно-эстетическом воспитании учащихся казачьих классов занимает изучение самобытной культуры казаков.

Казачата - активные участники  православных праздников: Рождества, Крещения, Пасхи.

Они принимают участие во Всероссийских слетах, конкурсах и соревнованиях.

Большое значение в вопросе патриотического воспитания имеют встречи  с ветеранами Великой Отечественной войны, вооруженных сил, участниками военных конфликтов.

Наряду с формированием нравственных устоев у юных кубанцев созданная в кадетских классах система военно-патриотического и физического воспитания позволяет успешно готовить кадет к служению Отечеству - главному предназначению казака.

Дошкольный детский возраст – наиболее благодатный период для побуждения интереса ребенка к родному краю, малой родине.

Во всех детских садах, а их 1466 на Кубани, дошкольники получают элементарные знания о природе родного края, его достопримечательностях. На специальных занятиях и в повседневном общении воспитатели рассказывают им об односельчанах – героях Труда, тем самым, закладывая основы гражданственного воспитания и формируя у них представления о человеке, истории и культуре Кубани.

Произведения народно-прикладного искусства Кубани присутствуют в оформлении интерьеров всех детских садов, где созданы уголки казачьего быта, в которых дети знакомятся с элементами казачьего костюма, особенностями кубанского говора, народными праздниками и обрядами.

В ряде дошкольных учреждений Кубани уже сегодня есть казачьи группы для малышей.

Дошкольники Кубани продолжают получать знания о родном крае и его казачьих традициях с поступлением в школу. Кроме того, некоторые выпускники школы имеют возможность изучать региональный казачий компонент и в профессиональных училищах и лицеях.

Профессиональные училища казачьей направленности становятся для юношей и девушек все более привлекательными.

В ряде городов и районов казачьи школы и классы получают поддержку и сотрудничают

с учреждениями культуры,

с военкоматами, воинскими частями,

с учреждениями спорта

с управлением внутренних дел –

Это помогает строить работу на новом качественном уровне.

Вместе с тем, много в деятельности казачьих классов, групп и нерешенных проблем.

Нормативно не определено понятие «казачьей школы», «казачьего класса», хотя фактически они существуют как в нашем крае, так и  в России в целом.  «Казачьей» школой мы предлагаем считать только ту школу, где более половины классов – казачьи.  Этот статус должен  быть закреплен за учреждением официально. К примеру, совместным приказом департаментов образования  и науки и по делам казачества.

Не во всех территориях края созданы классы и группы казачьей направленности. Считаем, что казачьи классы должны быть открыты во всех муниципальных образованиях  края. При этом не должен нарушаться принцип добровольности поступления  детей в казачий класс

Несмотря на то, что в течение ряда лет ведётся целенаправленная работа по учебно-методическому обеспечению предметов, составляющих сердцевину  казачьего образования: кубановедение, основы православной культуры. Разработаны  образовательные программы по этим предметам для 1-11 класса, издаются и приобретаются для школ учебники, наглядные пособия и т.п. Этого всё равно крайне недостаточно. Требуются  чёткие методические рекомендации для учителей начальной школы, какие  элементы истории  и традиций казачества вводить в кубановедение, как организовать внеклассную работу.

Ставя задачу качественного рывка в деятельности казачьих классов, мало решить проблему обеспечении ОУ только учебно-методическими материалами, пособиями. Современный учебный процесс предполагает наличие в классе, помимо учебника у ученика и доски у учителя, современных средств обучения, современного оборудования. Тогда предмет вызывает интерес у ученика и удовлетворение от работы у учителя.

Престиж образовательного учреждения, а учреждения со статусом казачьих должны стать престижными, формирует не только учебно-материальная база, условия обучения, но и хорошее качество знаний, которые даёт учреждение, успехи и достижения его учеников.

Школа с казачьими классами не может и не должна экономить часы занятий  по выбору, факультативов на предметах ОПК. Вторая проблема – подготовка самих педагогов для преподавания специализированных дисциплин: ОПК, история казачества, традиции казачества. Учитывая, что предметы не традиционные для школы (математика, русский язык и т.д.), в ряде школ у части педагогов отсутствуют знания и профессиональные навыки, необходимые для реализации этих программ.

Сегодня совершенно очевидна необходимость продолжения финансирования масштабного обучения педагогов, работающих в казачьих классах и группах по основным предметным линиям: основы православной культуры, история кубанского казачества, традиции кубанского казачества. Это позволит повысить качественный уровень преподавания спецпредметов.

Формирование здорового образа жизни казачат, поддержание казачьих традиций во многом зависит от сотрудничества со школами учреждений физической культуры и спорта путем организации спортивных кружков, секций. Кроме того, назрела необходимость развития конно-спортивных школ, секций на территории края.

  1. Ф.И.О.(полностью)-

Сергеева Александра Александровна

  1. Ученая степень-

  1. Ученое звание-

  1. Должность-

Учитель истории и обществознания

  1. Район и полное наименование организации, учреждения (место работы)-

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 хутора Первомайского муниципального образования Мостовский район

  1. Название статьи-

Сеть казачьего образования на Кубани в условиях региональной и муниципальной образовательных систем.

  1. Контактные данные для сведения Оргкомитета ( почтовый индекс и адрес, домашний и мобильный телефоны, е-mail)-

352557

Краснодарский край, Мостовский район, х. Первомайский, ул. Мостовая,108.

8-918-315-69-33, 8(86192)6-74-32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства образования и науки Самарской области №50-од от 30.03.201

Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства об...

Методические рекомендации для региональных и муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных организаций по распространению лучших региональных практик вовлечения родительской общественности в управление образованием

Одним из приоритетов государственной образовательной политики в России последних десятилетий является обеспечение открытости системы образования, вовлечение родительской общественности в управление об...

УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТУШНИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕНГИЛЕЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАС

Устав образовательной организации  как основа деятельности образовательной организации (на примере Муниципального образовательного учреждения тушнинской  средней общеобразовательной школы му...

методическая разработка Сетевая форма реализации образовательных программ в условиях муниципальной образовательной системы».

Актуальность проблемы семейного чтения не вызывает сомнения. К сожалению, читать стали меньше и взрослые. Проведя опрос родителей наших воспитанников, я убедилась в том, что проблема семейного чтения ...