ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТУРНЫХ КАРТ ЦАРСКОГО СЕЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ ГОРОДА
методическая разработка по краеведению (6 класс) по теме

Чулицкая Ирина Петровна

Изучение такого предмета как краеведение - это долгий и кропотливый труд. Для того чтобы дать ученикам знания, научить их любить и уважать свой край, нужно приложить немало усилий и труда.

Сегодня краеведческое образование стало приоритетом в развитии образо­вательной системы в районе. Конечно, эффективным являются, прежде всего, экскурсии, игры, слайд-уроки. Я выбрала для себя метод работы с контурным картами.

Существует несколько принципов работы с контурной картой. Один из них - хронологический (автор Аксельрод В.И.). Но данный принцип, на мой взгляд, рассчитан на детей старших классов. В 5-7-х классах я использую дру­гие методы.

В контурных картах ребята строят и сооружают "свой город". Это учит ребенка не только ориентироваться, но знать, любить и уважать свой город. Ка­ждый ребенок включает в работу частичку своей души и это очень важно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТУРНЫХ КАРТ ЦАРСКОГО СЕЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ ГОРОДА

Изучение такого предмета как краеведение - это долгий и кропотливый труд. Для того чтобы дать ученикам знания, научить их любить и уважать свой край, нужно приложить немало усилий и труда.

Сегодня краеведческое образование стало приоритетом в развитии образовательной системы в районе. Конечно, эффективным являются, прежде всего, экскурсии, игры, слайд-уроки. Я выбрала для себя метод работы с контурным картами. Но, прежде всего о своей программе.

Начинать новую работу всегда трудно. Во всех учебных программах и интегрированных курсах одной из главных задач, наряду с накоплением знаний о городе, формированием практических умений, является и воспитание культуры поведения юного Царского села и петербуржца - наследника Великого города..

Прочитав довольно много программ, я так и не смогла найти то, что бы я хотела дать детям. И это естественно, ведь каждый понимает и работает по-своему.

Мы занимались историей края от ледникового периода. Можно выделить несколько тем:

  • Ижорская земля от ледникового периода до ХШ зека;
  • Ижорская земля от ХШ в до XVII в.

          *    Возникновение С-Петербурга (Петропавловская крепость);

  • Строительство С-Петербурга;
  • Окрестности С-Петербурга.

Последняя тема была переходом к изучению нашего города. В ней можно выделить следующие подтемы:

Финский залив:

*        Кронштадт
*    Петергоф

*    Ораниенбаум Юго-запад:

*        Гатчина

*    Красное Село

*        Павловск

В 6-7-х классах проведены семинары по окрестностям. Дети должны усвоить следующее: 1) географическое положение; 2) первое упоминание; 3) достопримечательности; 4) архитекторы, принимавшие участие в строительстве; 5) царствующая особа, при которой развивался этот город.

Тема «Царское Село» изучается подробно, поэтому в краткий курс она не включена. Вторая часть курса полностью посвящена изучению родного города.

Темы уроков удачно перекликаются с уроками истории, литературы, географии, рисования. И именно на данном -этапе необходимы контурные карты.

Существует несколько принципов работы с контурной картой. Один из них - хронологический (автор Аксельрод В.И.). Но данный принцип, на мой взгляд, рассчитан на детей старших классов. В 5-7-х классах я использую другие методы.

В контурных картах ребята строят и сооружают "свой город". Это учит ребенка не только ориентироваться, но знать, любить и уважать свой город. Каждый ребенок включает в работу частичку своей души и это очень важно.

В моей карте нет хронологического принципа, поэтому я создала блок специальных заданий и вопросов. Задания эти самые разнообразные, но связаны с темой, которая изучается. Для работы выдаются "слепые" карты. Выполняя задания, дети начинают их "оживлять".

Задания:

  1. Герб Царского Села - Когда учрежден? Что изображено? Раскрасить.
  1. Найти на карте и обозначить зеленым цветом все парки и площади
    Царского села. Ответить на вопросы: какие площади вы знаете'? Какие
    парки вы знаете? Какие из них входят в дворцово-парковый ансамбль?
  2. Найти на карте и обозначить синим цветом все водоемы Царского
    Села. Какие пруды, каналы, озера в городе вы знаете? Когда и какие
    искусственные каналы и с какой целью были прорыты?
  3. Дворцовая   слобода:   Садовая   -   первая   улица   города.   Передняя,
    Средняя, Малая, Московская - первая граница города. Нанести на
    карту первые улицы и обозначить первую  границу (София  в этом
    разделе не изучается).
  4. Архитектор    В.И.    Гесте    -    новый    план    города.    Пушкинская
    (Колпинская),   Магазейная,   Бульварная  
    -   вторая   граница   города.
    Обозначить вторую границу.
  5. Строительство железной дороги - расширение границ города, Улица
    Широкая,   Софийский  бульвар   (Бульварный  переулок).   Школьный
    переулок, Ляминский переулок, ул. Новая (Ленинградская). Найти и
    обозначить эти улицы.
  6. Колонии Фриденталъ. Ул. Жуковско-Волынского. ул. Жуковского, ул.
    Железнодорожная,     ул.     Глинки     (Пашковская),     ул.     Чистякова
    (Ожаровская).  Перепланировка завершена в  1913  г.  Это последнее
    градостроительное мероприятие до революции 1917 г. в Ц. Селе, Найти
    границы колонии Фриденталь и обозначить улицы.
  7. Садовая - первая улица города.  Первые постройки дали названия
    улицам, отходящим ел нее перпендикулярно: от дворца - Дворцовая.
    от церкви - Церковная, от дома господина Леонтьева - Леонтьевская.
    от  оранжерей -  Оранжерейная,   от  манежа - Конюшенная,   вдоль
    Каскадных прудов - Набережная (до первой границы города), далее от
    госпиталя  - Госпитальная  (до  второй  границы  города).   Найти  и
    обозначить на карте все эти улицы.
  8. Уездный   город   София.   Первые   границы   города:   ул.   Парковая
    (Волконская), Кадетский бульвар, Саперная, Павловское шоссе. Найти
    и обозначить на карте.
  9. Александр I - объединение Ц. Села и Софии. 1830 г. - расширение го
    рода. Дорога на Гуммолосары и Павловск. Появляются новые улицы:
    Стессельская, Артиллерийская, Огородная, Захаржевская, Велиовская.
    Найти на карте и обозначить.
  10. На карте значком «+» обозначены собор и церкви нашего города. Что
    это за церкви? Как они называются и какие из них действуют?
  11. Найдите на карте ворота, обозначенные значком «       ». Что это за во
    рота? В Связи с каким событием построены? Назвать архитектора и год
    постройки.

Условные обозначения

После нанесения на карту названий парков, водоемов, улиц дети сразу начинают ориентироваться и, глядя на карту, уже воочию представляют себе город в целом. На карту нанесены некоторые условные обозначения:

+ - церкви;

  - ворота;

   - вокзалы;

* - памятники архитектуры:

        улицы;

    - водоемы;

Эти условные обозначения можно использовать либо при изучении отдельных памятников, либо в большой теме. Например, церкви, ворота, вокзалы, площади и т.д.

Работа с контурной картой вплотную связана с работой в тетради. На карту наносятся лишь условные обозначения, основная же запись ведется в конспекте. При изучении города можно пользоваться и номерными обозначениями. Номера и их количество зависят от того, какую тему вы выбираете. Например, 1 Лицей. 2 - Софийский собор и т.д.

Дети делают свои разработки экскурсий, выбирают свои маршруты по городу. Экскурсия по контурной карте - это возможность безошибочно ориентироваться.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование дидактической многомерной технологии (ДМТ) на уроках истории и обществознания (на примере изучения тем «Перестройка» и «Социализация»

Цель мастер-класса: показать на примере уроков истории и обществознания в 10 и 11 классах применение дидактической многомерной технологии (ДМТ), способствующей решению проблем познавательной деятельно...

«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории Донского края в 7 классе».Тема урока: «Наши корни»

Данный урок был подгротовлен ко дню открытых дверей в Верхнедонской гимназии. Моей целью было познакомить коллег с методиками деятельностного типа, испозуемими в моей работе. Учащиеся смогли продемонс...

Методическая разработка "Использование контурных карт на уроке географии"

Методическая разработка "Использование контурных карт на уроке географии"...

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Урок "История города в названиях улиц"

Разработка урока по краеведческому компоненту. В  конспекте представлен результат исследовательской работы учащихся....

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...

Использование карт и атласов на уроках истории.

13 февраля 2020год. РМО учителей истории на базе МКОУ Суторминской ОШ.  Выстыпление:Использование карт и атласов на уроках истории. Организация работы с исторической картой с целью углубления зна...