За семью печатями
классный час по краеведению на тему

Стёпкина Надежда Викторовна

Интеллектуально-познавательная игра, которая способствует развитию кругозора детей, повышает интерес к истории и культуре родного смоленского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_oblastnoy_zaochnyy_konkurs.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Учитель: Стёпкина Надежда Викторовна

                                                           МБОУ Татарская средняя

                                                                    общеобразовательная школа имени  

                                                                                  В.А.Матросова

                       Монастырщинский район Смоленская область

Цель: повысить познавательный интерес учащихся к культуре и истории    Смоленщины

Задачи: способствовать развитию кругозора учащихся;

воспитывать у них чувство гордости за свой народ, свою

               малую Родину.                                                                


Итак, наша игра начинается. Первое задание для игроков: рассказать о себе коротко в третьем лице (какой я?)

Уважаемые игроки! Я расскажу о человеке, чьё имя назовёт кто-то из вас – тот, кто наберёт больше печатей. Свои ответы на вопросы вы заносите в «Послужной формуляр».

Наступило время первой печати.

Дальний край русской земли. Смоленщина. Холмистые просторы полей и лугов. Вековые леса. В ста верстах от древних башен губернского города Смоленска, у истоков полноводной Десны расположено родовое поместье нашего героя. Здесь, на утренней заре, 20 мая 1804 года, в лучшую пору цветения весны, появился на свет наш герой. По рассказу его матери, после первого крика новорождённого, под самым окном её спальни, в густом дереве, раздался громкий голос соловья, с его восхитительными трелями. Наш герой был вторым сыном у своих родителей.

Внимание! Вопрос первой печати: сколько детей было у родителей нашего героя?

Время второй печати.

Обстановка, в которой рос наш герой, была благоприятной для его музыкального развития. Его няня оказалась замечательным знатоком народного искусства. Это была молодая и весёлая женщина, затейница и хохотунья. Она охотно пела мальчику русские песни и рассказывала увлекательные сказки. Сказок она знала великое множество и рассказывала их каждый раз по-другому: новые волшебные приключения встречались на пути героев, по-новому звучали слова. А когда няня пела песни, она тоже по-своему украшала их звонкими, затейливыми переливами голоса. Песни эти мальчик готов был слушать часами. Эта крепостная женщина была одним из тех народных талантов, которые, наперекор тяжёлым условиям подневольной жизни, находили радость в искусстве и несли эту радость другим. Её песни для нашего героя были теми первыми музыкальными впечатлениями, на которых укрепилась его глубокая любовь к родной русской песне.

Внимание! Вопрос второй печати: назовите имя няни нашего героя.

Время третьей печати.

Когда нашему герою исполнилось 8 лет, неожиданные события нарушили мирную жизнь его родительского дома. 12 июня 1812 года войска французского императора Наполеона I перешли русскую границу. Численность армии противника почти втрое превосходила численность русской армии.

В сознании восьмилетнего мальчика исторические события отражались лишь как нарушение привычного домашнего уклада. Но всё чаще слышались в разговоре взрослых слова «война», «Бонапарт». Он и раньше слышал эти слова, но тогда разговоры о войне не касались его семьи.

Поскольку село оказалось в зоне передвижения наполеоновской армии, семья нашего героя переехала для безопасности в Орёл. Возвратилась она назад лишь в следующем, 1813 году. Вернувшись домой, герой услышал не одну историю о героических поступках его земляков, защищавших Родину. Семья нашего героя, как и все уроженцы Смоленской губернии, особенно гордилась воззванием к «достойным смоленским жителям, любезным соотечественникам», в котором говорилось: «Враг мог разрушить стены ваши, обратить в развалины и пепел имущество, но не мог и не может победить и покорить сердец ваших. В самых лютейших бедствиях своих показываете вы непоколебимость своего духа. Таковы Россияне».

Вопрос третьей печати: кем был так высоко оценён героизм смолян и кому принадлежат слова этого воззвания?

Время четвёртой печати.

Гнев, пылавший в сердцах русских людей всех сословий и всех возрастов, чувство национальной гордости, наполнившие их, когда наполеоновская армия была изгнана из России, нашли живое отражение в русском искусстве. Подвиг народа был для русских художников источником вдохновения в течение многих лет. Он был отражён и в музыке: немало песен, хоровых и оперных произведений посвятили русские композиторы героическим делам русских людей, иногда в форме непосредственного отражения событий двенадцатого года, иногда в форме повествования о давно минувших славных битвах, оживляя прошлое горячим дыханием современности.

Но никто тогда не знал, что мальчик, музыкальный гений которого ещё был скрыт от окружающих и проявлялся только в страстной любви к песням и колокольному звону, в будущем создаст величественный, бессмертный памятник героизму русского народа – оперу, в которой наш герой своей музыкой воспел подлинный патриотизм и бесстрашие русского народа, готового любой ценой постоять за свою Родину.

Вопрос четвёртой печати: как называлась опера, созданная нашим героем, где отразились события войны с польской шляхтой?

Время пятой печати.

Осенью 11817 года до села, в котором жил наш герой, дошли сведения о том, что Министерство народного просвещения приняло решение открыть при петербургском Педагогическом институте Благородный пансион для юношей. В середине января 1817 года наш герой отправился в Петербург.

Притягательным центром для воспитанников пансиона был молодой преподаватель русской словесности, любимый лицейский товарищ А. С. Пушкина, один из самых одарённых и образованных людей своего времени, пламенный патриот, несмотря на своё иностранное происхождение. Это был человек высоких нравственных и патриотических идеалов, будущий декабрист. Он старался развить у своих воспитанников любовь к отечественной истории и литературе. Именно его уроки пробудили у нашего героя любовь к поэзии, стихам В. А. Жуковского, А.С. Пушкина.

Вопрос пятой печати: как звали этого преподавателя?

Время шестой печати.

В декабре 1825 года наш герой оказался свидетелем события, потрясшего всю Россию, в котором приняли участие лучшие представители русского дворянства, понимавшие всю жестокость и  несправедливость крепостного общественного строя. Кровавая развязка этого события не могла не потрясти каждого честного и мыслящего русского человека. Тот, кто был в этот день в Петербурге, запомнил этот страшный день на всю жизнь.

Наш герой тоже стал свидетелем этого события, свидетелем расправы с самыми честными, самоотверженными и смелыми людьми России.

Вопрос шестой печати: о каком событии идёт речь?

Время седьмой печати.

Наш герой знал много русских песен – протяжных и скорых, заунывных и удалых. Как-то, импровизируя за фортепиано, он вспомнил одну из своих любимых песен: «Из-за гор, гор высоких, гор». Это была свадебная песня: её пели, когда невеста впервые входила в новую семью. Хороша была эта песня – степенная, строгая, с оттенком грусти. Но, вслушавшись в мелодию, герой вдруг уловил не замеченное им ранее сходство с другой – плясовой песней. Случайно услышанное сходство между двумя такими различными по характеру мелодиями было толчком к тому, чтобы разыгралось его воображение. Он представил себе картину народной крестьянской жизни: вот торжественно ведут невесту в новый, празднично убранный дом, вот начинается свадебный пир, пляски, веселье…

Вопрос седьмой печати: в каком оркестровом произведении наш герой использовал две русские народные песни – свадебную и плясовую?

Уважаемые игроки!

Назовите, пожалуйста, количество печатей, которые вы получили. Итак, победителем выходит… Вопрос к победителю: вы можете назвать имя нашего героя? (Михаил Иванович Глинка)

Послужной формуляр

1

13 детей

2

Авдотья Ивановна

3

Михаил Илларионович Кутузов

4

«Иван Сусанин»

5

Вильгельм Карлович Кюхельбекер

6

Восстание декабристов

7

«Камаринская»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "За семью печатями"

Игра содержит вопросы из разных областей знаний. После каждого вопроса - ответ. ...

Внеклассное мероприятие "За семью печатями"

Мы живем в удивительном месте на планете Земля, где так много уникальных памятников природы, истории, археологии - мы живем в Челябинской области. Целью мероприятия является обобщение и систематизация...

Сценарий игры для классного часа "За семью печатями" (О В.И.Дале)

Сценарий написан по аналогии с известной телевизионной игрой "За семью печатями".К сценарию прилагается презентация....

Исторический вечер "За семью печатями"

Общешкольное мероприятие по истории и обществознанию "За семью печатями" - проверяются знания по истории России  IX- XXI вв, знакомство с молодежными субкультурами...

Литературная игра "За семью печатями. Обэриуты и К"

Данная разработка адресована учителям русского языка и литературы, педагогам дополнительного образования. Литературная игра "За семью печатями. Обэриуты и К" - внеклассное мероприятие по литературе дл...

Интеллектуальная игра "за семью печатями"

Игра «За семью печатями» построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена истории  развития ...

Классный час для 9-11 классов "За семью печатями"

Классный час для 9-11 классов проводиться в виде викторины. Имя героя скрыто за семью печатями. Отвечая на вопросы 7 туров, участники открывают печати. В завершении викторины участник набравший больше...