Сабантуй в Кунашакском районе: традиции и современность.
статья по краеведению на тему

Нурмухаметова Елена Анатольевна

 

Мне представляется актуальным  исследование традиционной культуры татарского народа, являющейся неотъемлемой частью традиционной тюркской культуры и имеющей неиссякаемый созидательный, творческий и объединяющий потенциал. Календарный праздник Сабантуй, ставший образом жизни народа, на сегодняшний день стал одним из средств укрепления семьи и консолидации татарской нации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sabantuy_v_kunashaksk_r-ne.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нурмухаметова Е. Р.

Учитель музыки

МБОУ «Кунашакская СОШ»

Челябинская область, с. Кунашак

Сабантуй в Кунашакском районе: традиции и современность.

У каждого народа есть свои национальные праздники с удивительными традициями и обычаями. Многие из этих праздников родились ещё в древности, несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить. Почему? Потому что такие праздники — это праздники сердца, души народа. К ним относится и Сабантуй.

Веселый, мудрый Сабантуй - непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй, как истинно массовый праздник, дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх, состязаниях или быть просто зрителем.                                      

За последние несколько десятилетий Сабантуй ещё больше укрепил свою позицию всетатарского праздника. Он отмечается наряду с Татарстаном  во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары.  Приобрел, можно сказать, всероссийский характер, привлекая с каждым  годом все больше представителей разных наций и народов России. В некоторых регионах официальные власти уже берут на себя роль организаторов действа.  

Сабантуй  кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий, спортивно-игровой, гуманитарный форум. Правда, изменившиеся условия жизни не могли не отразиться на нем. Исчезли локальные различия, наблюдавшиеся в традиционном быту. Это выразилось, во-первых, в том, что праздник проводится в определенный период. В настоящее время он повсеместно проводится летом после завершения весенних полевых работ, перед началом косовицы, когда для жителей села наступает небольшая передышка в напряженном летнем сезоне. Если в традиционном быту праздник не был привязан к строго определенному дню недели, и все зависело от погодных и иных условий в каждой деревне, то Сабантуй в настоящее время проводится в общепринятый выходной день недели - в воскресенье.

Во-вторых, сложилась единая форма проведения праздника. Это проявилось в сокращении отдельных его этапов и исчезновении устарелых обрядов. Постепенно стала господствующей форма Сабантуя, состоящая из сбора подарков, майдана и вечерних молодежных игр. Из праздника ушли, в частности, такие моменты, как сбор продуктов для приготовления «каши» - дэрэ боткасы, карга боткасы, а также сбор по домам крашеных яиц, то есть те моменты, в которых активное участие принимали дети. В этом, очевидно, сказалась эпоха советской власти, когда пропаганда вреда религиозно культовых обычаев, обрядов, праздников и борьба с ними, была характерна, особенно для 1920 - 30-х годов. Известно, что в те атеистические годы многие народные обряды объявлялись религиозными. Так, обычай, связанный со сбором продуктов был отнесен к данному разряду. Кроме того, сбор продуктов стали считать побирательством.

Следующей характерной чертой современного Сабантуя является сложение прочного отношения к нему как к интернациональному  празднику. Получила дальнейшее развитие давняя традиция участия в Сабантуе живущих по соседству с татарами русских, удмуртов, мари, чувашей. [6]

Сохранились до нашего времени основные виды состязаний и игрищ Сабантуя. Из состязаний это - скачки, борьба на кушаках, бег в мешках, бег с яйцом в ложке, бег с ведрами воды на коромысле, лазание на гладкий столб, бой мешками верхом на бревне; из игрищ - разбивание палкой горшка с завязанными глазами, поиск ртом монеты в катыке. Также традиционными являются соревнования певцов, плясунов, исполнителей на народных музыкальных инструментах - гармонистов, кураистов, кубызистов. [10]

Особо надо сказать о традициях гостеприимства и застолья. И по сей день на этом празднике можно встретить семейные застолья со своими самоварами и угощениями на разостланной прямо на траве скатерти, с песнями под тальянку.

Сабантуй испокон веков отмечался как встреча весны. Радуясь наступлению мусульманского Нового года, его праздновали перед началом самой важной для земледельца работы - сева яровых культур. Когда появлялись всходы, собирали Джиен - гостевой праздник. Существовала традиция: утром жители округи гостевали в одной деревне, после обеда - в другой. Это для того, чтобы все в округе имели возможность побывать на состязаниях соседей. В советское время весенний Сабантуй и летний Джиен соединились. [7]

Праздник Сабантуй начинает перерастать свои национальные рамки. В современное время его уже называют не только праздником труда и веселья, но и татарским праздником дружбы народов, поскольку принять в нем участие могут представители любых народов многонациональной России.

Чтобы разобраться в локальных и общенациональных особенностях Сабантуя, обратимся к обрядам и обычаям  Кунашакского района.

На берегу озера Чебакуль в Кунашакском районе празднуют ежегодно один из старейших и любимейших татарами и башкирами праздник - Сабантуй.

На празднике, символизирующем окончание посевных работ, собираются несколько десятков тысяч человек — не только южноуральцы, но и гости из Татарстана и Башкирии. В разные года приезжали гости из Франции, Америки, Японии и других зарубежных стран.

Два  года подряд Сабантуй проводился не на территории Челябинска, а в Кунашаке - традиционном сельскохозяйственном районе области. Кроме того, именно эта территория, по сути, является татарской столицей Южного Урала - здесь компактно проживают представители этого народа, которые соблюдают национальные традиции и сохраняют самобытный уклад.

Как же проходил Сабантуй сто лет назад?

Весна. Испокон веков из поколения в поколение скотоводы-кочевники выезжали весной на летние пастбища (летовки). Это был привычный образ жизни, наступала радостная пора выезда на лето на природу. В восторге от этого были все, но особенно детвора.

Выезжали примерно с середины мая и находились на отгонных пастбищах до конца летних полевых работ: заготовки сена, уборки зерновых культур. После окончания весенне-полевых работ:  пахоты, посева зерновых, люди временно возвращались в свои деревни для празднования Сабантуя. Это был истинно народный праздник.

Отмечался он в Кунашаке в те годы в месте, называемом «Майдан тауы», что около озера Кеске Оялге (Малые Уелги), ныне это Канкала – небольшое озерко, что остается по левую руку по дороге в Канзафарово.

Вся территория вокруг этой возвышенности вплоть до нынешнего асфальтобетонного завода была занята под Сабантуй.

Событием на празднике считалась борьба силачей-батыров куряш. Особенно славились два богатыря: один из Усть-Багаряка, другой из Аминево. Далее шли скачки на лошадях. Скакунов отправляли в бега в сторону деревни Канзафарово, до нынешнего карьера. На резвых иноходцев сажали мальчишек возрастом не более 10-12 лет. Наездники сами были  не менее резвые, чем их кони.

Взрывом криков одобрения встречался победитель бегов. Получал он при этом хороший приз: живого барана, красивый бухарский халат, расшитые узором тюбетейки и т.д.

Выступали на Сабантуе знаменитые не только в этой округе, но и на весь Башкортостан сказители, певцы, танцоры. Приезжали на народный праздник артисты передвижных цирков с ручными медведями, клоуны. Певица Белки-Шамшиниса из Кунашака была известна исполнением старинных  народных песен – озон-кюй. Когда она пела, у многих на глаза наворачивались слезы. Значит, песня  проникала в душу, люди воспринимали это искусство трепетно, уважительно.

Приезжали на сабантуй русские гости из Урукуля, Куяша. Увидев их подводы, башкиры, мишаре, татары с радостью встречали гостей, приговаривая: «Эй, Иван, кил-кил, кунак бул». И каждый старался пригласить их к своей юрте, сажал за дастархан, угощал кумысом, бишбармаком.

На сабантуе был полный порядок. Безобразия на почве пьянства не допускались вообще, так как не было и пьяных. Нравы тогда были строгие, но справедливые. Вообще, всякое отклонение от принятых норм этики считалось большим позором. Нарушать обычаи стыдились и стар, и млад. За соблюдением норм поведения следило всевидящее народное око - общественное мнение.

После окончания сабантуя народ разъезжался по своим летовкам –-джяйляу. И люди продолжали вести привычную работу. (Исхаков А., 2005 С.67,68)

Сабантуй - это настоящий праздник добра, взаимопонимания и единения, сплачивающий всех жителей района, независимо от национальности, возраста, профессии и взглядов. Старые традиции Сабантуя постепенно дополняются современными. Тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Сабантуй на селе является временем приема гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся.

Национальные гуляния организуются администрацией Кунашакского муниципального района при поддержке Постоянного представительства Республики Башкортостан в Челябинской области, Губернатора Челябинской области, курултая башкир и конгресса татар Челябинской области. Традиционный культурно-спортивный праздник Сабантуй прошел в Кунашакском районе в  очередной раз в июне месяце 2011 года.

Парашютисты спустились на приозерную площадку с воздуха, придерживая в руках флаги Челябинской области, Конгресса татар и Кунашакского района.

Гостей праздника встречают с радушием, угощая национальными блюдами. Все гости в сборе, пора и торжество начинать. Открывает Сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, Губернатор Челябинской области М.В.Юревич, гости, выходят делегации всех сельских поселений района. По традиции, после построения делегаций,  организаторы   праздника    угощают   всех  желающих    людей  национальными блюдами: чак-чак и кумыс, ароматным русским хлебом и солью.

Прозвучали  приветственные слова главы Кунашакского муниципального района В.С. Закирова. Почетное право поднять флаг Сабантуя предоставили лучшему механизатору района Рафаэлю Гадюлину и многократной чемпионке областных, региональных и всероссийских соревнований, чемпионке России борьбы на поясах Алефтине Гаитовой. Под звуки гимна России в небо были запущены 100 разноцветных воздушных шариков.

Как всегда, на Сабантуе чествуют тех, кто отличился своей работой на посевной. Глава района В.С.Закиров и начальник отдела сельского хозяйства Ю.Т.Хамитов торжественно вручили Благодарственные письма главы района лучшему механизатору Рафаэлю Гадюлину.

В празднике приняли участие около 20 тыс. человек. После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть.

Сабантуй посетили высокие гости из сопредельных республик: премьер-министр Башкортостана Азамат Илимбетов, заместитель председателя Госсовета Татарстана Римма Ратникова. Кроме того, среди почетных гостей были министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин, Депутат Законодательного Собрания Челябинской области Мешков Дмитрий Федорович, член Совета Федерации Руслан Гаттаров, главный муфтий Уральского округа Ринат хаджи-хазрат Раев. Гостей Сабантуя ждало много новшеств и сюрпризов.

На Сабантуе выступили профессиональные и любительские творческие коллективы. Выступил, приглашеный из Республики Башкортостан прославленный фольклорно-эстрадный ансамбль «Караван-Сарай» и народный ансамбль  танца  «Ляйсан».  Челябинскую область  представляли   коллективы:  «Йешлек»,  «Айгуль», «Уралым»,  «Тамсылар». [8]

После  этого  началось  то,  ради  чего  и   приехало  большинство  гостей – национальные развлечения и игры. Помимо традиционных скачек состоялись заезды конных упряжек.

По - прежнему   остается   главным,   наиболее  любимым   и   самым  популярным видом состязаний на сабантуях национальная борьба - курэш. Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Затем поочередно выходят на ковер юноши, мужчины среднего возраста. Акогда  на  ковре  остаются два непобежденных борца, страсти накаляются до предела.

Следует отметить, что поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику. Победитель в борьбе получает самый ценный подарок сабантуя. В настоящее время призы бывают довольно крупными: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. Иногда батыр по традиции получает живого барана.

Необходимо  отметить, что майдан стал спортивным началом для многих известных  борцов. А татарская борьба —  курэш, из праздничного развлечения, составной  части сабантуя переросла в вид  спорта, по которому проводятся личные и командные первенства не только Кунашакского района, Челябинской области, но и России.

Одновременно  с борьбой на другой стороне майдана  соревнуются в подъеме тяжести: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги. Большое  оживление вносят различного рода шуточные состязания, которые проводятся в это же время на майдане. Их довольно много.

Представлены и традиционные игры и развлечения: лазание по вертикальному шесту, бой с мешками на бревне, прыжки в мешках бег с ложкой и яйцом, разбивание глиняных горшков,  катык (ловля монет  в  кефире), бег с коромыслом и ведрами.  Много смеха вызывает  бой  с  мешками,  набитыми сеном, травой, который ведут, сидя на скользком от полировки бревне, а также ходьба на ходулях. [3]

Не традиционный, но полюбившийся всем вид спорта – стронгмен представлял  вице-президент Федерации сильнейших атлетов России Эльбрус Нигматуллин.

Финалом и украшением праздника стало самое ожидаемое событие Сабантуя - конные скачки на лошадях. Впервые состоялись скачки арабских скакунов. В первом забеге на 1200 м лучшим стал наездник Александр Садыков. Во втором забеге на 2400 м лучшим стал Казиуллин Рафаэль. Победители и призеры спортивных состязаний получили памятные подарки от Управления спорта и молодежной политике. Приобщиться к взрослым развлечениям появилась возможность и у детей: для них были организованы скачки на пони.

Во время празднования Сабантуя было проведено много других соревнований, игр, конкурсов и шуточных забав. В спортивных соревнованиях определились свои призеры и победители, которым были вручены достойные подарки.

Желающие могли получить удовольствие и заряд энергии от гала-концерта с участием дипломантов и лауреатов районных фестивалей и смотров конкурсов. Слух и глаз радовало также выступление артистов профессиональной эстрады. На малой сцене Сабантуя выступали творческие коллективы из Кунашака и Челябинской области.

На фоне великолепного пейзажа зеленых трав и тенистой березовой рощи раскинулись нарядно убранные татарские, башкирские юрты и застеленные коврами топчаны, на которых поют певцы, музыканты играют на кубызе и курае, девушки  танцуют, женщины демонстрируют свое мастерство в рукоделии.

 Гости торжества могли ознакомиться с особенностями всех этапов процесса изготовления полотенец - тастамал, половиков, тканей, а также ковров и кошм, войлока. Ковровщицы, кузнецы, гончары демонстрировали перед гостями свои умения. Особый интерес вызвали техника плетения ивы, камыша, соломы разные формы и узоры из зеленеющих дружных всходов зерновых. Словом, все происходящее вокруг – ожившие старинные традиции и обряды, тесно связанные многовековым жизненным укладом татарского и башкирского народа.

Не обошлось и без национальной кухни — палатки с вкуснейшим кумысом, чак-чаком и пловом не пустовали ни минуты.

Важная часть праздника – конкурс на лучшую юрту. Жюри оценивает оформление юрты, национальные блюда, музыкальное сопровождение, демонстрацию народных ремесел  и знание «шежере» – истории своего рода и поселения. [8]

  Майдан  длится с 10—11 утра до 2—3 часов пополудни. Поэтому даже на сельский Сабантуй выезжают магазины, столовые, буфеты со своим товаром. Идет бойкая распродажа сладостей, печеных изделий, соков, воды, чая. Сабантуй проводится на расстоянии от села, нередко здесь на лужайках, устраиваются семейные чаепития за самоваром, который берут с собой.

Праздник плуга и борозды, безусловно, удался на славу. Народ гулял, шумел, гудел от души, угощался ароматным шашлыком. Люди отдыхали, общались с друзьями и близкими, в общем, с пользой провели выходной день.

Сабантуй - яркое выражение любви татар к кормилице земле и честному труду,  после завершения, которого не грех и повеселиться от души!

Именно такие мероприятия позволяют не только сохранять и развивать самобытные национальные культуры, но и демонстрируют атмосферу понимания и толерантности, сложившуюся на территории многонациональной Челябинской области. Сабантуй остался по своей форме национальным, сохраняя свою иммунную самосуть, философское концептуальное ядро. Сабантуй вобрал в себя все лучшее из обрядотворческого опыта поколений других народов, содержащего общечеловеческие нравственные ценности и неисчерпаемые возможности для духовного обогащения.

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

Также ежегодно попеременно в одном из регионов России с крупной татарской диаспорой официально проводится Федеральный Сабантуй.

Сабантуй - это те же Олимпийские игры, но только по-татарски. Здесь проверяется удаль, выносливость, ловкость. Соответственно, подарки на состязаниях еще надо заслужить.

Важное значение имеет изучение обычаев, традиций и обрядов, сохраняющих историческую и духовную преемственность народов многонациональной России, где на протяжении многих веков формировалась уникальная общественно-политическая, экономическая, культурная, социально-психологическая общность.

Знание и уважение национальных особенностей народов, их быта, культуры, обычаев и обрядов очень актуальны сегодня - в период укрепления государственности Российской Федерации. Они могут сыграть заметную роль в сохранении и развитии традиций дружбы и сотрудничества народов России.

Библиографический список

  1. Брудный В. И. Обряды вчера и сегодня. - М.: Наука, 1968. - С. 6.
  2. Угринович Д. М. Обряды. За и против. - М.: Изд-во политической литературы, 1975. - С. 21; Плахов В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. - М.: Мысль, 1982. - С. 13.
  3. Яркий праздник Сабантуй. [электронный ресурс]:   http://www.liveinternet.ru/users/3173294/post174023679/
  4. Газета « Родник Алтая» № 1 2011г Халиков Н.А. Обычаи и обряды татар – Казань , 1998 г
  5. Исхаков Д. М. Татары: краткая этническая история. - Казань: Магариф, 2002. - С. 4.
  6. Татары-мусульмане: Праздник сабантуйы // Инородческое  обозрение. -1917.- Т. 2.-№№4-5.-С. 277.
  7. Газета «Знамя труда» / под редакцией Кунашакского объединенного Совета народных депутатов - Кунашак:28 июня 2011за №25
  8. Исхаков  А. История Села Кунашак. Исторический очерк. Издательство «Фрегат». Челябинск 2005г.
  9. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
  10. Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа (Историко-этнографическое исследование). — Казань: Татарское кн. изд-во, 1984, С.52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок элективного курса "Экономико-географическое положение Кунашакского района"

Урок посвящен определению экономико-географического положения на основе карт Кунашакского района и Челябинской области. Выполняют практическую работу, анализируют причины изменений территории Кунашакс...

ПРОЕКТ «Народонаселение села Кунашак и Кунашакского района»

_____________________________________________________________________________МБОУ  «Кунашакская средняя общеобразовательная школа»...

Сценарий VII районного фестиваля декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность»

Данный сценарий может быть полезен педагогам-организаторам, а также тем, кто проводит массовые мероприятия массового характера...

Выступление на районном молодежном форуме «Время жить в России» «Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе православных традиций в современных условиях» (на примере Шарангского благочиния)

В моем выступлении речь пойдет об очень важной составляющей воспитания подрастающего поколения  -  восстановлении системы традиционных духовно – нравственных ценностей, основанных на правосл...

Совместный проект по краеведению. "Моя родина - Кунашакский район"

https://www.youtube.com/watch?v=b8MZfuGFmic&list=PL2BJ-VP2xAY6K3jklaF6LyDi6SL66fI_A&index=1&t=1...

Кунашакский район. НРЭО на уроках ОДНКНР, МХК

Моя малая Родина - Кунашакский район, село Сары Кунашакский район расположен на северо-востоке Челябинской области. Граничит с Курганской и Свердловской областями, Аргаяшским, Каслинским, Красноа...

Учебный проект «Экологические проблемы России и Кунашакского района» (на английском языке).

Интегрированный проект в рамках изучения английского языка и экологии. «Problems of ecology in Russia and in Kunashak district»...