Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга - 5 класс.
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Корх Людмила Владимировна

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 5 классов общеобразовательных учреждений Л. К. Ермолаева, Санкт-Петербург.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 497 Невского района Санкт – Петербурга
193079, Октябрьская набережная, дом 70, корп. 2, литер А, тел 446-17-62

 «Принята к использованию»                                       «Согласована»

Протокол № ___ от «___» ______________ 2013 г.

заседания  МО учителей прикладного цикла

ГБОУ школы № 497 Невского района

Председатель МО __________ / Л.Н.Алексеева /

                                        подпись                 расшифровка

Заместитель директора ГБОУ школы № 497

Невского района Санкт-Петербурга

______________________    /Д.В. Кабакова./

                 подпись                                 расшифровка

«Утверждаю»

Приказ № ___ от «____» ____________ 2013 г.

Директор ГБОУ школы № 497

Невского района Санкт-Петербурга

_____________________________ /О.А. Коноплёва./

                 подпись                                  расшифровка

                                                                                     


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу истории и культуры Санкт-Петербурга для

учащихся 5 «Б» класса

(на 2013-2014 учебный год)

Составитель:

Корх Людмила  Владимировна

учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

учитель высшей квалификационной категории

г. Санкт-Петербург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 5 классов общеобразовательных учреждений Л. К. Ермолаева, Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2012 г.

Целью прохождения настоящего курса является способствование эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия,  а себя – как носителей  традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

а) образовательная: продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами,  традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

  • о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
  • о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

б) развивающая: способствует дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни: ориентироваться по карте города, ориентироваться в реальном городском пространстве, работать с источниками информации, применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни, совершенствовать общеучебные умения.

в) воспитывающая: осознавать ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края, воспринимать наследие города и края как часть отечественного и культурного наследия.

г) практическая: интересоваться жизнью края, уметь самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений о трудоустройстве,; активно использовать культурный потенциал Санкт-Петербурга.

          Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

4. Распоряжения Комитета по образованию Правительства СПб от 12.04.2013 № 907-р            «О формировании учебных планов образовательных учреждений СПб, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год»

5. Авторской программы Л.К. Ермолаевой «История и культура Санкт-Петербурга», 5 класс, Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2012 год.

6. Учебный план образовательного учреждения ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на 2013/2014 учебный год, принят на заседании педагогического совета № 9 от 14.06.2013, утвержденный приказом директора школы № 497 №101 от 20.06.2013.

Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Основное её содержание составляют сведения: о городе, структуре города, знание основных символов города, сведения о повседневной жизни горожан, о героизме и мужестве жителей блокадного Ленинграда, об основных периодах итории города, о самых значимы культурных объектах  города.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом истории 5 класса, где изучаются основные сведения о культуре Египта; с курсом природоведения 5 класса, где осуществляется знакомство с географическими картами; с прдметом музыки, где изучаются музыкальные призведения о городе, с литературой - стихи и проза о городе, русский язык –формирование правописания, изобразительное  искусство - изображение объектов города и выражение цветом своего впечатления о нем.

Методические особенности изучения предмета:

Содержание курса «История и культура Санкт-Петербурга» открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения:

  • 1) работать с источниками информации о городе;
  • 2) выполнять простые задания по ориентированию в городском пространстве;
  • 3) выражать впечатление от памятников наследия и  их создателей, проявлять отношение к городу и его изуению.

Программа направлена на формирование учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

          Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Л.К. Ермолаевой  Санкт-Петербург, изд-во СМИО Пресс, 2012 год.

УМК состоит из:

  1. учебник: Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Санкт-Петербург. Страницы жизни нашего края. СПб., СМИО Пресс, 2010 г.
  2. рабочая тетрадь: Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга), СПб., СМИО Пресс, 2010 г.
  3. Программа: Л.К. Ермолаева «История и культура Санкт-Петербурга», 5 класс, Санкт-Петербург СМИО Пресс, 2012 год.

Предложенная концепция краеведческого образования была одобрена кафедрой методики преподавания истории, обществоведения и права РГПУ им. А.И. Герцена, рекомендована Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга к использованию, внедрена в практику преподавания в ряде школ Санкт-Петербурга.

         В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного общего  образования  и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на изучение курса «История и культура Санкт-Петербурга» в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов ( 34 часа + 1 час резервное время) в год.

На изучение данного предмета часы выделены из регионального компонента.

        Система контроля по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» включает проведение тестов2, повторительно-обобщающих-4, контрольных уроков-4.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме рефератов, тестов, четвертных контрольных работ, итоговой контрольной работы за учебный год.

Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения

В системе уроков планируются использование следующих типы уроков:

Урок изучения нового матери

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал, разработанный учителем или учениками.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. 

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».

        Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения,  развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных);

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
  • степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового                       (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

В результате обучения учащиеся 5 класса должны знать:

  1. петербуржские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного наследия;
  2.  термины и понятия, обозначенные в программе;
  3. петербуржские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого;
  4.  фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия.

В результате обучения учащиеся 5 класса должны уметь:

  1. Ориентироваться по карте-схеме и карте достопримечательностей города;
  2. комментировать прочитанный тект;
  3. самостоятельно «добывать» новую информацию;
  4. обьяснить влияние какой культуры нашло отражение в конкретном петербургском памятнике.

В результате обучения учащиеся 5 класса должны применять на практике: полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни

Литература и средства обучения

1. Учебники, допущенные к использованию

Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга

1. Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга), ч. 2. (Наследие античности и наследие Петербурга). - СПб., СМИО Пресс, 2002.

  1. Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб., СМИО Пресс, 2004.

2. Дидактические материалы к курсу

  1. Ермолаева Л. К., Георгиева Н. Г. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы...»: Слайд-путешествие и пособие к учебному курсу. — СПб., 1997.
  2. Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».
  3. История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998.
  4. История и культура Санкт-Петербурга. «Средневековье» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1999.

Справочники, словари, путеводители

  1. Власов В. Г.  Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.
  2. Детские энциклопедии.
  3. Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.
  4. Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999.
  5. Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. – М., 1992.
  6. Путеводители по Русскому музею.
  7. Путеводители по Эрмитажу.
  8. Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. – М., 1993.

Литература общего характера

  1. Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. – Л.-М., 1965.
  2. Библия. Любое издание.
  3. Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. – СПб., 1996.
  4. Всеобщая история искусств / Под ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. Т. 1, 2. – М., 1960.
  5. Голубева О. Д. Хранители мудрости. – Л., 1988.
  6. Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. – М., 1983.
  1. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997.
  2. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.
  3. Каминская Н. М. История костюма. – М., 1986.
  4. Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988.
  1. Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.
  2. Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985.
  3. Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. – СПб., 1999.
  4. Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.
  5. Мифы Древнего мира. Любое издание.
  6. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.
  7. Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. – Л., 1973.
  8. Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. – Л., 1985.
  9. Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972.
  10. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985.

Литература к разделу №2 «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»

  1. Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. – М., 1990.
  2. Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.
  3. Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. – Любое издание.
  4. Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. – Л., 1971.
  5. Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. – Л., 1963.
  6. Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. – Любое издание.
  7. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.
  8. Петровский Н., Белов А. Страна Большого Хапи. – Л., 1973.

Интернет-ресурсы по истории и культуре Санкт-Петербурга

  1. Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
  2. Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
  3. Живой город http://www.save-spb.ru/
  4. Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
  5. Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/
  6. Книги о Санкт-Петербурге  http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm
  7. Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/
  8. Метрополитен Санкт-Петербурга http://www.karta-metro.ru/peter/
  9. Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/
  10. Московский вокзал http://history.rzd.ru/isvp/public/history?STRUCTURE_ID=5066
  11. Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/
  12. Музей политической истории http://www.polithistory.ru/
  13. Нева. Сайты о Санкт-Петербурга http://www.nevariver.ru/links.php
  14. Окрестности Петербурга http://www.aroundspb.ru/
  15. Петербург в деталях http://www.oldpeterburg.ru/
  16. Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus
  17. Петербург интерактивная карта http://peterburg2.ru/map/
  18. Петербургский генеалогический портал http://www.petergen.com/
  19. Питермания http://www.pitermania.ru/history/51-istorija-sankt-peterburga.html
  20. Прогулки по Петербургу http://walkspb.ru/
  21. Проект Санкт-Петербурга http://ru.wikipedia
  22. Санкт-Петербурга. Открытый город  http://www.st-petersburg.ru/about/history/
  23. Санкт-Петербурга. Северный лес http://www.northern-forest.ru/ru/spb/spbhistory
  24. Фото сайт  Санкт-Петербурга http://spbcity.info/
  1. Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/
  2. Экскурсионный Петербург http://www.gidspb.ru/
  3. Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.encspb.ru/index.php
  4. Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.spbin.ru/encyclopedia.htm

Формы контроля

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Экскурсии

тесты

Контрольные работы

1.

Раздел №1 «Санкт-Петербург.Страницы жизни нашего края»

16

1

1

2

2.

Раздел №2 Введение. Наследие стран древнего востока

1

3.

Тема №1: Петербург – один из известных в мире научных центров востоковедения

1

4.

Тема №2: «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы…»

8

1

1

5.

Тема №3: «Отголоски» Древнего Вавилона в Петербурге

7

1

1

6.

Повторение и обобщение раздела

2

1

Содержание

Раздел №1. «Санкт-Петербург. Страницы жизни нашего края» (16 ч)

Город – назначение (функция), структура. Официальные и неофициальные названия города – причины их появления. Герб города – главный символ города, его расшифровка.

Основные этапы развития города. Уникальный облик исторического центра города – результат деятельности разных поколений петербуржцев. Памятники – символы разных эпох.  Значение Петербурга для России как центра экономики, образования, просвещения, науки, художественной культуры.  

Традиции жизни и деятельности горожан. Знаменитые жители города.

Введение в новый курс. Всемирное культурное наследие. Санкт-Петербург — молодой город Европы. Петербургские памятники всемирного и отечественного культурного наследия.  

Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев.

Групповая работа, учебная прогулка, демонстрация слайдов, видеофильмов о Санкт-Петербурге.

Раздел №2. Наследие стран Древнего Востока.Введение.(1 час)

Введение. Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока.

Актуализация знаний по истории Древнего мира. Демонстрация презентации.

Тема 1.   Петербург - один из известных научных центров востоковедения (1 час)

Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку. Известные востоковеды.

Групповая работа с текстами учебного пособия и последующее обсуждение полученных результатов.

Презентация.

Тема 2.   «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы» (8 часов)

Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян.

Пристань на Университетской набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств-напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении.

Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, у фонтана на Пулковском шоссе, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института. Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города.

Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие. Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие.

Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии.

Компьютерная презентация, учебная прогулка в Эрмитаж, учебная прогулка по городу.

Тема 3. «Отголоски» Древнего Вавилона в Петербурге. (7 часов)

Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе. Зимние сады в Петербурге.

Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул. Марата, д. 72).

Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы.

Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие.  Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту. Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).

Мода на использование художественных традиций Востока в оформлении зданий, интерьеров. Китайский дворец в Ломоносове.

Наследие Китая. Подлинные памятники китайской культуры в Эрмитаже. Мода на использование художественных традиций китайской культуры в декоративно-прикладном искусстве, в интерьерах, в архитектуре.

Повторение и обобщение разделов. (2 часа)

Тестовые работы.


Календарно-тематическое  планирование по предмету «История и культура Санкт-Петербурга» 5 класс

(1 час в неделю, всего 34 часа и 1 час – резервное время), Л.К. Ермолаева .

п/п

Дата проведе-ния

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания.

Основные понятия.

 Требования к уровню подготовки

Презентация «ТЕМА», ЦОРы

Домашнее задание

«Санкт-Петербург.Страницы жизни нашего края» – 16 часа

1.(1)

3.09

Что такое город? Как появляются города?

Комбинированный

Рассказ об основании города, его характеристики (герб, название, флаг, гимн)

Знать: причины осования городов. Уметь:рассказать о происхождении города  и осимволах города.

Прослушивание гимна города.Прект «Герб,флаг,гимн города»

Города  Ленинградской облости.

2.(1)

10.09

Мир города. Из чего состоит город?

Комбинированный

Причины образования города. Особенности климата.

Знать:климатические особенности города.

Уметь:читать карты-схемы;находить географические ориентиры.

Карта города,схема города.

Официальные символы СПб.

3.(2)

17.09

Мир города. Из чего состоит город?

Комбинированный

Богатства Петербурга. Заводы, фабрики, порты, вокзалы, банки, магазины.

Знать: главные промышленные прдприятия .

Уметь: определять направление роста территории города.

Карта города.

Неофициальные символы СПб.

4.(3)

24.09

Мир города. Из чего состоит город?

Урок обобщения и систематизации знаний

Настоящие Петербуржцы – создатели богатств Петербурга.

Знать : фамилии известных людей города.

Уметь:самостоятельно пользоваться краеведческими справочниками.

Схема города.

5.(1)

1.10

Удивительный Санкт-Петербург.(Петропавловская крепость-крепость-музей)

комбинированный

Главные достопримечательности, символы   Санкт – Петербурга.История Петропавловской крепости.

Знать :основные символы города.

Уметь: составить краткое описание символа города.

Презентация: «Петропавловская крепость»

Святые покровители СПб.

6.(2)

8.10

Удивительный Санкт-Петербург.(Дворцовая площадь-главная площадь Санкт-Петербурга)

комбинированный

Зимний дворец – дворец «СЛАВЫ РОССИЙСКОЙ».Создатели дворца.Внутреннее убранство дворца.

Знать:историю обьекта.

Уметь:  находить памятники культурного наследия;узнавать объект по изображению;устно описывать обьект,используя памятку учителя.

 Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

Стр.12-15

7.(3)

15.10

Удивительный Санкт-Петербург.(Адмиралтейство-владыка морей)

комбинированный

 Значение Адмиралтейства для будущего города.Создатели Адмиралтейства.

Знать:историю обьекта.

Уметь:  находить памятники культурного наследия;узнавать объект по изображению;устно описывать обьект,используя памятку учителя.

Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

Стр.15-34

8.(4)

22.10

Удивительный Санкт-Петербург.(Сенатская площадь-«хоровод достопримечательностей»)

комбинированный

Сенатская площадь – «хоровод достопримечательностей». Медный всадник-первый памятник в России.Здание Сената и Сенода.Исаакиевский собор.

Знать:историю обьекта.

Уметь:  находить памятники культурного наследия;узнавать объект по изображению;устно описывать обьект,используя памятку учителя .

Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

Стр.27-34

9.(5)

29.10

Удивительный Санкт-Петербург. (Стрелка Васильевского острова-единственная ,неповторимая)

комбинированный

Стрелка  Васильевского острова – единственная, неповторимая.Ансамбль стрелки. Биржа. Ростральные колонны.

Знать:историю обьекта.

Уметь:  находить памятники культурного наследия;узнавать объект по изображению;устно описывать обьект,используя памятку учителя.

Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

10.(6)

12.11

Удивительный Санкт-Петербург

Урок лекция

Район, в котором я живу.Главные достопримечательности Невского района.

Знать: историю своего района.

Уметь :находить район на карте города.

Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/

Стр.40-45.

11.(1)

19.11

Основные периоды формирования удивительного Петербурга (Что было на невских берегах до основания Петербурга?)

Урок лекция

Основные события на берегах Невы. Значение Санкт -  Петербурга для России.

Знать: основные события края до основания города.

Уметь: находить памятники культурного наследия по карте Ленинградской области.

Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/

Доклады.

12.(2)

26.11

Основные периоды формирования удивительного  Петербурга (восемнадцатый век)

Изучеие нового материала

Санкт – Петербург:1703-1796г. Город – столица, центр кораблестроения ,город-порт.

Знать: центры кораблестроения.

Уметь: находить  местоположение изучаемых обьектов на карте города;грамотно произносить и писать термины и названия.

Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/

Стр.46-56.

13.(3)

3.12

Основные периоды формирования удивительного  Петербурга (девятнаднадцатый век)

Урок-контрольная работа

Санкт- Петербург:1801-1861г.     Центр экономики, образования,  просвещения., художественной культуры.

Знать :основные учебные заведения города;памятники писателям,кмпозиторам.

Уметь: определять их по изображению.

Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/

Стр.66-76.

14.(4)

10.10

Основные периоды формирования удивительного Петербурга   (двадцатый век)

Изучеие нового материала

Ленинград: 1941-1991г. Облик города. События тех лет. Знаменитые ленинградцы.

Знать :основные события,связанные с блокадой Ленинграда.

Уметь: добывать информацию из различных источников,обрабатывать её.

Стр.78-100.

15.(5)

17.10

Город, в котором мы живем (двадцать первый век)

Изучеие нового материала

Изменения в жизни страны и города.  Изменения в облике центра, района, в котором находится школа.

Знать:основные тенденции развития современного города.

Уметь: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя,одноклассника.

Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/

Стр.124-160.

16.(6)

24.10

Повторительно-обобщающий урок

Урок-тест

Тестовая работа

Введение.Наследие стран древнего Востока.

17.(1)

14.01

Вводный урок: Петербург – город-музей

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение ранее изученного материала. Всемирное культурное наследие.

Знать: и обьяснять официальные и неофициальные названия города,символику.

Уметь:обьяснить понятия «музей» и «город-музей»;работать с иллюстрацией обьектов.

Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

Петербургская тетрадь-город-музей.Стр.4-5.

Петербург – один из известных в мире научных центров востоковедения

18.(1)

21.01

Наследие  Древнего Востока

Комбинированный урок

Страны Древнего Востока. Наследие стан Древнего Востока.

Знать:понятия:исторический памятник,стилизация,культурное и историческое наследие.

Уметь:называть и описывать памятники культуры Древнего Египта,находящиеся в Петербурге.

Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/

Стр.6-7.

 «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы…»

19.(1)

28.01

Здесь открывают тайны Древнего Востока

Комбинированный урок

Научные центы нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира.

Знать: центры изучения Древнего мира в Санкт-Петербурге;знать фамилии ученых. Уметь :рассказать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия.

Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/

Стр.7-10.

20.(2)

4.02

Хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге

Комбинированный урок

Эрмитаж.

Знать: центры изучения Древнего мира в Санкт-Петербурге;знать фамилии ученых. Уметь: рассказать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия.

Демонстрация фильма  «Эрмитаж»

Стр.11-15.

21.(3)

11.02

Пристань на Университетской набережной

Комбинированный урок

Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств – напоминание о наследии древних.

Знать: историю объекта.

Уметь: находить объекты на карте и в городе.

Стр.15-19.

22.(4)

18.02

Петербургские сфинксы –  младшие «братья» и «сестры» египетских

Комбинированный урок

Сфинксы, созданные в Петербурге.

Знать :историю объекта.

Уметь: находить объекты на карте и в городе.

Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/

Стр.19-22.

23.(5)

25.02

«Отголоски» загадочного Египта в Петербурге.

Комбинированный урок

Обелиски, созданные в Петербурге.

Знать :историю объекта.

Уметь: находить объекты на карте и в городе.

Презентация «Обелиски»

Стр.23-25.

24.(6)

4.03

«Отголоски» загадочного Египта в Петербурге.

Урок-контрольная работа

Значение обелисков в России.

Знать :историю объекта.

Уметь: находить объекты на карте и в городе.

Стр.23-25.

25.(7)

11.03

Учебная прогулка или экскурсия (Эрмитаж или по городу)

Интерактивня экскурсия в Эрмитаж

Египетский зал. Эрмитаж.

Уметь: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя,одноклассников,демонстрации фильмов.

Интернет-экскурсия «Виртуальный Эрмитаж»

26.(8)

18.03

Петербург – наследник культуры древнего Египта.

Повторительно-обобщающий урок

Египетские мифы, застывшие в камне. Захарьевская улица д.23.

Знать: историю обьекта.

Уметь :находить информацию в краеведческих справочниках.

Презентация «Егиипетский дом»

«Отголоски» Древнего Вавилона в Петербурге

27.(1)

1.04

«Отголоски» культуры Вавилона в Петербурге.

Комбинированный урок

Висячий сад – «седьмое чудо света»

Знать :историю появления «Висячих садов» вПетербурге.

Уметь: работать с текстом,выделять главную мысль.

Стр.28-31.

28.(2)

8.04

«Отголоски» культуры Вавилона в Петербурге.

Комбинированный урок

Изразцы – наследие древних.

Знать:терминологию.

Уметь :находить обьекты по описанию в тексте.

Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/

Стр28-31.

29.(3)

15.04

Следы ассирийской культуры в убранстве Петербурга.

Комбинированный урок

Асирийские рельефы.

Знать:терминологию.

Уметь: находить обьекты по описанию в тексте.

Стр.31-36.

30.(4)

22.04

Следы ассирийской культуры в убранстве Петербурга.

Комбинированный урок

Скульптура – наследие древнего мира.

Знать :понятие скльптуры.

Уметь :описать памятники:львы,звери-труженики,быки,звери-эмблемы.

Стр.31-36.

31.(5)

29.04

Наследие Древней Индии и Китая в Петербурге.

Урок-игра

Звери в скульптурном убранстве города.

Знать: понятие скльптуры.

Уметь: описать памятники:львы,звери-труженики,быки,звери-эмблемы.

Мастер кроссвордов «сказочный зверинец в Петербурге»

Стр.37-42.

32.(6)

6.05

Наследие Древней Индии и Китая в Петербурге.

Комбинированный урок

Наследие Китая.Китайский дворец в Ломоносове.

Знать :понятие скльптуры.

Уметь :описать памятники.

Презентация учителя

Стр.37-42.

33.(7)

13.05

Итоговое повторение темы "Древний Восток в Петербурге».

Урок-контрольная работа.

Архитектурное убранство нашего города.Подлинные памятники Востока в Эрмитаже.

Знать:местонахождение памятника на карте.

Уметь: определять памятник по изображению.

Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/

Творческие задания.

34.(1)

20.05

Творческие задания «Отголоски» загадочного Египта в Петербурге.

Повторительно-обобщающий урок

Презентация творческих заданий

Использование ранее полученных знаний

35.(2)

27.05

РЕЗЕРВ

«Отголоски» культуры Вавилона в Петербурге. Следы ассирийской культуры в убранстве Петербурга. Наследие Древней Индии и Китая в Петербурге. Итоговое повторение

Урок-тест

Выполнение тестовых заданий

Использование ранее полученных знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (элективный курс) по культуре и истории Санкт-Петербурга.9 класс.

Этот материал разработан мной для элективного курса по истории города....

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга - 6 класс.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса история и культура Санкт-Петербурга для 6 классов общеобразовательных Л. К. Ермолаева Санкт-Петербург....

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга Ермолова 8 класс

Данная рабочая программа составлена на основе образовательной программы Л.К.Ермолаевой «Санкт-Петербург – история и культура», рассчитанной на два года обучения по 1 часу в неделю. Рабочая программа д...

История Санкт-Петербурга (5 класс)

Тема: "Скульптуры - аллегории"...

Рабочая программа "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга" 8 класс

Программа разработана для закрепления умений и навыков, полученных в результате освоения курса «Истории и культуры  Санкт-Петербурга», широкого привлечения учащихся класса к проведени...

История Санкт-Петербурга. 8 класс. Урок Петербургские традиции

конспект урока и сопроводительные материалы по теме Петербургские традиции...