Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга - 6 класс.
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Корх Людмила Владимировна

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса история и культура Санкт-Петербурга для 6 классов общеобразовательных Л. К. Ермолаева Санкт-Петербург.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 497 Невского района Санкт – Петербурга
193079, Октябрьская набережная, дом 70, корп. 2, литер А, тел 446-17-62

 «Принята к использованию»                                       «Согласована»

Протокол № ___ от «___» ______________ 2013 г.

заседания  МО учителей прикладного цикла

ГБОУ школы № 497 Невского района

Председатель МО __________ / Л.Н.Алексеева /

                                        подпись                 расшифровка

Заместитель директора ГБОУ школы № 497

Невского района Санкт-Петербурга

________________               /  Д.В.Кабакова./

                 подпись                                 расшифровка

«Утверждаю»

Приказ № ___ от «____» ____________ 2013 г.

Директор ГБОУ школы № 497

Невского района Санкт-Петербурга

____________________________ /   О.А.Коноплева./

                 подпись                                  расшифровка

                                                                                     


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории и культуре Санкт-Петербурга

для учащихся 6 «В» класса

(на 2013-2014 учебный год)

        

Составитель:

Корх Людмила  Владимировна

учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

учитель высшей квалификационной категории

г. Санкт-Петербург


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса история и культура Санкт-Петербурга для 6 классов общеобразовательных Л. К. Ермолаева Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2012 г.

Целью прохождения настоящего курса является способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия,  а себя – как носителей  традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

а) образовательная: продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами,  традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;

о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

б) развивающая: способствует дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни: ориентироваться оп карте города, ориентироваться в реальном городском пространстве, работать с источниками информации о городе, применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневоной жизни, совершенствовать общеучебные умения.

в) воспитывающая: осознавать ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края, воспринимать наследие города и края как часть отечественного и культурного наследия.

г) практическая: интересоваться жизнью края, уметь самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений о трудоустройстве,; активно использовать культурный потенциал Санкт-Петербурга.

          Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

4. Распоряжения Комитета по образованию Правительства СПб от 12.04.2013 № 907-р            «О формировании учебных планов образовательных учреждений СПб, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год»

5. Авторской программы Л.К. Ермолаевой «История и культура Санкт-Петербурга», 6 класс, Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2012 год.

6. Учебный план образовательного учреждения ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на 2013/2014 учебный год, принят на заседании педагогического совета № 9 от 14.06.2013, утвержденный приказом директора школы № 497 №101 от 20.06.2013.

Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Основное её содержание составляют сведения: о наследии античной культуры, о подлинных памятниках античной культуры в Санкт-Петербурге, о влиянии античности на культуру, литературу, живопись, архитектуру, XVIII в., о наследии Средневековья, Византии, православной Руси и Европы.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом истории 6 класса, где изучаются основные сведения о культуре Греции,Римской империи,Византии. С курсом литературы 6 класса, где осуществляется знакомство с баснями И.А. Крылова .

Методические особенности изучения предмета:

Содержание курса «История и культура Санкт-Петербурга» открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения:

1) работать с  источниками информации о городе;

2) выполнять простые задания по ориентированию в городском пространстве;

3) выражать впечатление от памятников наследия и  их создателей, проявлять отношение к городу и его изуению.

Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

          Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Л. К. Ермолаева. – СПб., СМИО Пресс, 2012г..

УМК состоит из:

1. Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Наследие античности и наследие Петербурга ч.2 - СПб., СМИО Пресс, 2010г.

        2. Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей.  Наследие Средневековья и наследие Петербурга. ч..3 — СПб., СМИО Пресс, 2010г.

        3. Программа: Л.К. Ермолаева «История и культура Санкт-Петербурга», 6 класс, Санкт-Петербург СМИО Пресс, 2012 год.

Предложенная концепция краеведческого образования была одобрена кафедрой методики преподавания истории, обществоведения и права РГПУ им. А.И. Герцена, рекомендована Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга к использованию, внедрена в практику преподавания в ряде школ Санкт-Петербурга.

         В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного общего  образования  и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на изучение «История и культура Санкт-Петербурга» в  6 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов (34 часа + 1 час резервное время) в год.

На изучение данного предмета часы выделены из регионального компонента

               Система контроля по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» включает проведение тестов-2, повторительно–обобщающих-2, контрольных уроков-4.

Описать особенности класса (классный руководитель),  учитель-предметник корректирует их с позиции понимания обучающимися предмета, который он ведет с целью определения

технологий обучения, типов уроков, методов и методических приемов в этом

Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения

В системе уроков планируются использование следующих типы уроков:

Урок изучения нового материала.

Урок закрепления знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал, разработанный учителем или учениками.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».

        Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения,  технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр;

методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового.

Используются следующие средства обучения:

Дидактические материалы к курсу

 Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».

История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998.

История и культура Санкт-Петербурга. «Средневековье» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1999.

Интернет-ресурсы по истории и культуре Санкт-Петербурга

Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/

Живой город http://www.save-spb.ru/

Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga

Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/

Книги о Санкт-Петербурге  http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm

Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/

Метрополитен Санкт-Петербурга http://www.karta-metro.ru/peter/

Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/

Московский вокзал http://history.rzd.ru/isvp/public/history?STRUCTURE_ID=5066

Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/

Музей политической истории http://www.polithistory.ru/

Нева. Сайты о Санкт-Петербурга http://www.nevariver.ru/links.php

Окрестности Петербурга http://www.aroundspb.ru/

Петербург в деталях http://www.oldpeterburg.ru/

Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus

Петербург интерактивная карта http://peterburg2.ru/map/

Петербургский генеалогический портал http://www.petergen.com/

Питермания http://www.pitermania.ru/history/51-istorija-sankt-peterburga.html

Прогулки по Петербургу http://walkspb.ru/

Проект Санкт-Петербурга http://ru.wikipedia

Санкт-Петербурга. Открытый город  http://www.st-petersburg.ru/about/history/

Санкт-Петербурга. Северный лес http://www.northern-forest.ru/ru/spb/spbhistory

Фото сайт  Санкт-Петербурга http://spbcity.info/

Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru/

Экскурсионный Петербург http://www.gidspb.ru/

Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.encspb.ru/index.php

Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.spbin.ru/encyclopedia.htm

Я люблю Петербург http://www.ilovepetersburg.ru/history

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме рефератов, тестов-4,докладов,итоговой контрольной работы-4.

В результате прохождения программного материала обучающийся должен:

знать:

 петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе);

 уникальные традиции всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии  с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);

фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия;

фамилию зодчего и конкретный памятник;

о вкладе конкретного  человека в формирование петербургского наследия;

причины появления подлинных и сттилизованных памятников, а также   причины их сохранения.

уметь:

 находить объекты на карте-схеме

находить объекты в реальном городе

находить нужную информацию в краеведческих искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем и библиотекарем

узнавать объект по изображению

разъяснять объяснять влияние какой культуры нашло отражение в конкретном петербуржском памятнике или традиции

применять знания и умения на уроках.

Литература и средства обучения

1. Основная литература

Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Наследие античности и наследие Петербурга. ч.2 - СПб., СМИО Пресс, 2010г.

Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Наследие Средневековья и наследие Петербурга. ч.3 — СПб., СМИО Пресс, 2010г.

2. Дидактические материалы к курсу

1. Слайды: Государственный Русский музей. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!».

История и культура Санкт-Петербурга. «Античность» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998.

История и культура Санкт-Петербурга. «Средневековье» в Санкт-Петербурге. - СПб., 1999.

Справочники, словари, путеводители

1.Власов В. Г.  Иллюстрированный художественный словарь. – СПб., 1993.

2.Детские энциклопедии.

3.Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.

4.Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб., 1999.

5.Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. – М., 1992.

6.Путеводители по Русскому музею.

7.Путеводители по Эрмитажу.

8.Энциклопедический справочник юного историка. Всеобщая история / Сост. Н. С. Елманова, Г. М. Савичева. – М., 1993.

Литература общего характера

1.Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. – Л.-М., 1965.

2.Библия. Любое издание.

3.Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. – СПб., 1996.

4.Всеобщая история искусств / Под ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. Т. 1, 2. – М., 1960.

5.Голубева О. Д. Хранители мудрости. – Л., 1988.

6.Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. – М., 1983.

7.Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997.

8.Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.

9.Каминская Н. М. История костюма. – М., 1986.

10.Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988.

11.Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.

12.Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985.

13.Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. – СПб., 1999.

14.Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков, пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.

15.Мифы Древнего мира. Любое издание.

16.Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.

17.Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. – Л., 1973.

18.Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. – Л., 1985.

19.Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972.

20.Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985.

Литература к разделу №3 «Античное наследие и наследие Петербурга»

Арский Ф. Н. В стране мифов. – М., 1965.

Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. – СПб., 1993.

Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. – М., 1967.

Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. – СПб., 1992.

Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. – Л., 1973.

Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптурах и шпалерах Эрмитажа. – Л., 1971.

Буслович Д. С. Люди, боги, герои. – СПб., 1992.

Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.

Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. – М., 1969.

Раков Ю. А. Античные стражи Петербурга. – Любое издание.

Раскин Г. А. Триумфальные арки Ленинграда. – Л., 1985.

Санкт-Петербург и античность. – СПб., 1993.

Сашонко В. Н. Адмиралтейство. – Л., 1982.

Литература к разделу №4 «Наследие Средневековья и наследие Петербурга»

Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. – СПб., 1996.

Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи / Сост. П. П. фон Винклер. – М., 1990 (репринтное воспроизведение издания 1899 года).

Дворянские роды Российской империи. Т. 1. – СПб., 1993.

Кепп Е. Е. Архитектурные памятники Выборга. – Л., 1977.

Лебедев Г. С. Археологические памятники Ленинградской области. – Л., 1977.

Памятные места Ленинградской области. – Л., 1973.

Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. – Л., 1990.

Туйск Ю. В. Каменные грани Петербурга. – СПб., 2000.

Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. – СПб., 1994.

Эйдельман Н. Грань веков. – М., 1986.

Формы контроля

 №п/п.

Наименование темы

Всего часов

Из них

Тесты

Контрольные работы

Раздел 3. Античное настледие и наследие Петербурга.

Введение 

1

Мир образования и науки

2

Подлинные памятники античности Санкт-Петербурга

2

1

«Отголоски» Античного наследия по литературе, живописи, скульптуре, интерьерах

4

1

«Отголоски» Античного наследия в архитектурных сооружениях

7

1

1

Раздел 4. Наследие средневековья и наследие Петербурга

Наследие средневековья и наследие Петербурга

1

Наследие Византии, православной Руси, Петербурга

8

1

1

Наследие Европы и наследие нашего края

10

1

1

Содержание программы

Раздел №3. Античное наследие и наследие Петербурга

Тема 1.Введение: Наследие античного мира.

Тема 2. Мир образования и науки

Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности.Петербургские ученые-антиковеды, внесшие вклад в отечественную и мировую науку.

Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.

Тема 3. Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге

Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.

Тема4.«Отголоски» античного наследия в литературе, живописи, скульптуре, интерьерах

Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности. Библиотеки — хранилища литературного наследия.

 Классический стиль в литературе. Классические произведения литературы.

 Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа. Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи». Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада.

 Классический стиль в живописи, в скульптуре.

Тема 5. «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях

Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия. Классический стиль архитектуры.

Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России. Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. Создатели скульптурного убранства Петербурга.

Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам (выбор объектов по усмотрению учителя). Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.

Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре..

Повторение и обобщение разделов I, II.

Раздел №4. Наследие средневековья и наследие Петербурга

Тема 6. Введение 

Повторение и обобщение материала предыдущих курсов.

Наследие V-XV вв. Наш край - участник истории средних веков. Наш край - часть России и Европы.

Научные центры Петербурга, изучающие всемирное культурное наследие. Петербургские ученые — исследователи Средневековья. Подлинные памятники средневековья в Петербурге и на территории нашего края – Ленинградской области.

Тема 7. Наследие Византии, православной Руси, Петербурга

Наследие Византии. Наследие православной Московской Руси. Преемственность в религиозной культуре: Византия — Московская Русь — Петербург.

Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге: в Эрмитаже, Русском музее, Музее истории религии.

Средневековые храмы и монастыри нашего края (Ленинградской области).  Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь.

Православные храмы Петербурга – памятники православной культуры, художественной культуры (в том числе, живописи, мозаика, скульптуры и т. д.),  истории города (храмы – памятники военной славы России, императорской семьи и др.).

Монастыри в Петербурге – памятники православной культуры, художественной культуры, истории города.

Тема 8. Наследие Европы и наследие нашего края

Вступление: подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона. Старая Ладога – заповедник средневековой культуры, крепости Ленинградской области, город Выборг.Петербургский памятник «Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц».  

Подлинные памятники  средневековой Европы в Петербурге. Экспонаты Эрмитажа, Музея истории религии.

«Следы» средневековья в петербургской архитектуре: храмы, доходные дома, замки. Памятники, напоминающие о средневековом зодчестве, – памятники истории и культуры Петербурга.

«Отзвуки» средневековья в художественной культуре Петербурга: в литературе, в интерьерах дворцов. «Отголоски» средневековых традиций в жизни города и горожан: городское самоуправление, университет, музыкальная культура, «рыцарское поведение».

Наследие средневековья – наука геральдика. Петербургские гербы – источники информации: герб города, родовые гербы,  гербы городов Ленинградской области, гербы городов России на петербургских памятниках.  


Календарно-тематическое  планирование по предмету «История и культура Санкт-Петербурга» 6  класс

(1 час в неделю, всего 35 часов и 1 час – резервное время), Л.К. Ермолаева.

п/п

Дата проведе-ния

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания.

Основные понятия.

 Требования к уровню подготовки

Презентация «ТЕМА», ЦОРы

Домашнее задание

Античное наследие и наследие Петербурга-16часов

1.(1)

3.09

Наследие цивилизации античного мира.

Урок-лекция

Петербург – центр исследования античности в России.

Знать: понятия культура, произведение искусства, архитектор, стиль, колонна, маски.

Уметь: объяснить интерес к истории античности и греческому языку жителей Санкт-Петербурга..

Петербургская тетрадь. Часть 2.

Стр. 5-6

2.(1)

10.09

Наследие античного мира в образовании и науке

Комбинированный урок

Петербуржские школы, гимназии, лицеи, академии.

Знать: определение понятий: школа, гимназия, лицей, академия.

Уметь: рассказать о развитии образования в Петербурге под влиянием античных образцов.

Презентация: «Гимназия К.И. Майя»

Стр. 6-10

3.(2)

17.09

Раскрытие тайн античного мира в Петербурге.

Комбинированный урок

Петербуржские ученые, раскрывающие тайны античного мира.

Знать: имена и открытия исследователей античности, живших в Петербурге.

Уметь: рассказать как проходило открытие Древнего Рима иДревней Греции в Петербурге.

Презентация: «Генрих Шлиман»

Стр. 10-13

4.(1)

24.09

Памятники античности в современном мире.

Урок-контрольная работа

Экспонаты Эрмитажа.

Знать:

понятия: исследователь, коллекция, античные памятники, музей Эрмитаж.

Уметь: рассказать об античных коллекциях Эрмитажа и их хранителях.

Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

Стр. 13-19

5.(2)

1.10

Экскурсия в Эрмитаж по залам античности.

Урок-виртуальная экскурсия

Античные залы Эрмитажа.

Знать:

понятия: исследователь, коллекция, античные памятники, музей Эрмитаж.

Уметь: рассказать об античных коллекциях Эрмитажа и их хранителях.

Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

Доклады

6.(1)

8.10

Литературное наследие античности в Петербурге.

Комбинированный урок

Петербуржские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности. Библиотеки.

Знать: определение мифа, эзопова языка, комедии, трагедии.

Уметь: рассказать об античных богах и героях в литературных произведениях.

Презентация: «Эзоп»

Стр. 20-25

7.(2)

15.10

Литературное наследие античности в Петербурге.

Урок-игра

Классический стиль в литературе.

Знать: понятие классический стиль в литературе.

Уметь: рассказать о жанре трагедии и комедии на сценах петербургских театров.

 Презентация: «В.Тредиаковский»

Стр. 20-25

8.(3)

22.10

Произведения живописи на античные сюжеты в Эрмитаже.

Комбинированный урок

Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа.

Знать: определение понятий:  музей, экспонат, экспозиция.

Уметь: рассказать о создании и роли русского музея как центра сохранения культурного наследия.

Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

Стр. 26-34

9.(4)

29.10

Произведения живописи на античные сюжеты в Эрмитаже.

Комбинированный урок

Русский музей. Аничков дворец.

Знать: несколько картин на античную тему.

Уметь: рассказать о сюжете картины. (Последний день Помпеи.)

Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

10.(1)

12.11

Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне».

Комбинированный урок

Академия художеств. Классический стиль.

Знть: определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, ордер, фронтон.

Уметь: отмечать черты классицизма в Петербурге.

Презента ция: «Классический стиль»

Стр. 34-39

11.(2)

19.11

Архитектура античности – «музыка, застывшая в камне».

Урок-тест

Архитектурное наследие античного мира. Архитектурные ансамбли города.

Знать: определения понятий стиль, классицизм, произведение искусства, колонна, ордер, фронтон. Уметь: рассказывать о памятниках в классическом стиле.

Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus

Стр. 39-44

12.(3)

26.11

Архитекторы Петербурга

Комбинированный урок

К. И. Росси, Ж – Б. Валлен – Деламот, А. Н. Воронихин, И. Е. Старов , Д. Кваренги, В. П. Стасов

Знать: великих архитекторов.

Уметь: рассказывать о творчестве  выдающихся архитекторов Птербурга и их творениях.

Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus

Стр. 40-44

13.(4)

3.12

Герои античных мифов – гости Петербурга.

Урок-контрольная работа

Античные боги, герои мифов на петербургских зданиях, улицах и площадях.

Знать: определение понятий -античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология.

Уметь: рассказать о мифических сюжетах в убранстве Петербурга.

Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus

Стр. 44-56

14.(5)

10.12

Античные боги в убранстве Петербурга.

Комбинированный урок

Создание скульптурного убранства Петербурга.

Знать: определение понятий - античность, скульптура, атрибут, барельеф, рельеф, горельеф, мифология.

Уметь: описать памятники античным героям в Петербурге.

Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus

Стр. 44-56

15.(6)

17.12

Памятники реальным людям.

Комбинированный урок

Памятники писателям, педагогам, композиторам…

Знать: определения понятий - скульптура, бюст, статуя, знаменитые россияне, памятник, монумент.

Уметь: рассказать о памятниках знаменитым петербуржцам.

Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus

Стр. 57-64

16.(7)

24.12

Повторение и обобщение к разделу

Урок-обобщения знаний

Знать: материал об античном наследии и наследии Перербурга.

Уметь: работать с тестами.

Наследие средневековья и наследие Петербурга-19 часов.

17. (1)

14.01

От средневековья до наших дней. Петербург - центр науки о средневековье.

Урок-лекция

Наследие средневековья . Наш край – часть России и Европы – участник истории средних веков. Петербургские ученые.

Знать: ветви христианства, основные государства образованные в этот период, центры изучения в Санкт-Петербурге.

Уметь: рассказать о странах Европы.

Петербургская тетрадь.

Часть 3.

Стр. 7-12

Московская  Русь. Преемственность  в религиозной культуре.

18.(1)

21.01

Наследие Византии

Комбинированный урок

Московская  Русь. Преемственность  в религиозной культуре. Музей истории религии.

Знать: что является подлинными памятниками средневековья, Византия и её влияние на мировую культуру.

Уметь: называть подлинные памятники Византийской культуры, хранящиеся в музеях грода.

Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

Стр. 12-15

Картины Русского музея.

19.(2)

28.01

Подлинные памятники Византии.

Комбинированный урок

Объекты  Эрмитажа, Русского музея, Музея истории религии.

Знать: что является подлинными памятниками средневековья, Византия и её влияние на мировую культуру.

Уметь: называть подлинные памятники Византийской культуры, хранящиеся в музеях грода

Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

Стр. 15-17

20.(3)

4.02

Религиозные сюжеты в живописных произведениях Русского музея .

Комбинированный урок

Картины Русского музея

Знать: картины и их названия.

Уметь: рассказать о картине по плану в учебнике.

Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

Стр. 17-19

21.(4)

11.02

Средневековые православные храмы и монастыри нашего края.

Комбинированный урок

Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский монастырь.

Знать: элементы храма, значение монастырей для развития края.

Уметь: воспринимать памятники культурного наследия, как источник информации.

Презента ция: «Тихвинский монастырь»

Стр. 20-23

22.(5)

18.02

Средневековые православные храмы и монастыри нашего края.

Комбинированный урок

Традиции сооружения православных храмов. Православные храмы Петербурга.

Знать: элементы храма, значение монастырей для развития края.

Уметь: воспринимать памятники культурного наследия, как источник информации.

Презента ция: «Георгиевский храм»

Стр. 20-23

23.(6)

25.02

Храмы Петербурга-памятники…(православной культуры, художественной культуры и памятники истории города)

Комбинированный урок

Храмы – памятники военной славы России.

Православные памятники нашего района.

Знать: устройство православного храма, имена архитекторов.

Уметь: работать в коллективе, ориентироваться по карте, работать с наглядным материалом.

Презента ция: «Исаакиевский собор»

Стр. 23-34

24.(7)

4.03

Храмы Петербурга-памятники…(православной культуры,художественной культуры и памятники истории города)

Комбинированный урок

Храмы – памятники художественно культуры (живопись, мозаика, скульптура ...)

Знать: устройство православного храма, имена архитекторов, основные храмы Петербурга, внутреннее убранство храма.

Уметь: рассказать об истории храмов и их особенностях.

Презента ция: «Храмы Петербурга»

Стр. 23-34

25.(8)

11.03

Православные монастыри в Петербурге

Комбинированный урок

Монастыри Петербурга

Знать: историю создания монастырей.

Уметь: добывать информацию из разнообразных источников.

Презента ция: «Монастыри Санкт Петербурга»

Стр. 34-37

26.(1)

18.03

Культурное наследие средневековой Европы, Балтийского региона. Подлинный памятник на территории нашего края – Старая Ладога.

Комбинированный урок

Наследие средневековой  северной Европы. Старая Ладога.

Знать: памятники средневековья Балтийского региона.

Уметь: отвечать на познавательные вопросы.

Презента ция: «Старая Ладога»

Стр. 38-40

Экспонаты Эрмитажа.

27.(2)

1.04

Памятные места и памятники средневековья на территории края.

Урок-игра

Экспонаты Эрмитажа, Музея истории религии,

г. Выборг.

Знать: наследие средневековья.

Уметь: работать с наглядным материалом.

Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/ 

Презента ция: «Город Выборг»

Стр. 40-44

28.(3)

8.04

Памятники Петербурга, напоминающие о русско-шведских отношениях до основания Петербурга.

Новый материал.

« Ландскрона – Невское  устье – Ниеншанц .

Знать: памятники до основания города.

Уметь: добывать информацию из разнообразных источников, готовить сообщения, работать с географической картой Ленинградской области.

Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

Стр. 38-47

29.(4)

15.04

Подлинные памятники средневековой Европы в Петербурге.

Урок-экскурсия

Экспонаты Эрмитажа, музея истории религии.

Знать: примеры подлинных и стилизованных памятников средневековой Европы в Петербурге, экспонаты Эрмитажа, Рыцарского зала, музея истории религии.

Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/

Стр. 49-53

30.(5)

22.04

«Следы» средневековой архитектуры в облике Петербурга.

Комбинированный урок

Храмы, доходные дома, замки, готический стиль, романский стиль.

Знать: определение стилей, традиции средневекового зодчества.

Уметь: находить элементы готического и романского стиля в архитектурных  памятниках.

Презента ция: «Романский и готический стили»

Стр. 53-61

31.(6)

29.04

Петербургские замки.

Комбинированный урок

Михайловский замок.

Знать: историю основания замка.

Уметь: рассказать о всех этапах и легендах замка, связанных с его постройкой.

Презента ция: «Михайловский замок»

Стр. 61-65

32.(7)

6.05

Отзвуки средневековья в жизни петербуржцев и  Петербурга.

Комбинированный урок

Традиции Петербуржцев: самоуправление, музыкальная культура, Ратуша, Городская дума. Университет, декан, факультет, ректор, кафедра. Романтизм, баллады, рыцарский роман, «рыцарское поведение». Здание двенадцати коллегий.

Знать: основные понятия, связанные с «отзвуками» средневековой жизни.

Уметь: грамотно их писать, воспринимать разнообразные памятники культурного наследия, как многоплановые источники информации для подготовки сообщений.

Презента ция: «Санкт Петербургский Университет»

Стр. 65-73

33.(8)

13.05

Петербургские гербы.

Урок-игра

Наука геральдика. Петербургские гербы. Герб города. Родовые гербы. Строгановский дворец.

Знать: составляющие элементы герба.

Уметь: характеризовать гербы, как источники информации.

Презента ция: «Символика гербов»

Стр. 73-79

34.(9)

20.05

Обобщение к разделу

Урок обобщения знаний

Гербы городов Ленинградской области, неродовые гербы.

Знать: основы науки геральдики.

Уметь: составить герб своей семьи.

Презента ция: «Гербы городов Ленинградской облости»

Стр. 80-81

35.(10)

27.05

Тестирование по разделу «Наследие средневековья и наследие Петербурга»

Комбинированный урок

Наследие Европы. Наследие нашего края.

Знать: примеры культурного наследия.

Уметь: работать с тестами.

Тесты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (элективный курс) по культуре и истории Санкт-Петербурга.9 класс.

Этот материал разработан мной для элективного курса по истории города....

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга - 5 класс.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 5 классов общеобразовательных учреждений Л. К. Ермолаева, Санкт-Петербург....

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга Ермолова 8 класс

Данная рабочая программа составлена на основе образовательной программы Л.К.Ермолаевой «Санкт-Петербург – история и культура», рассчитанной на два года обучения по 1 часу в неделю. Рабочая программа д...

История Санкт-Петербурга (5 класс)

Тема: "Скульптуры - аллегории"...

Рабочая программа "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга" 8 класс

Программа разработана для закрепления умений и навыков, полученных в результате освоения курса «Истории и культуры  Санкт-Петербурга», широкого привлечения учащихся класса к проведени...

История Санкт-Петербурга. 8 класс. Урок Петербургские традиции

конспект урока и сопроводительные материалы по теме Петербургские традиции...