Рабочая программа краеведческого кружка "Родник"
рабочая программа по краеведению на тему

Хвостова Светлана Ивановна

Программа кружка «Родник»  направлена на изучение истории Белгородской области, Валуйского района, своей Малой Родины, ее местных событий, явлений  в трех временных измерениях: прошлого – настоящего -  будущего.Программа рассчитана на 34 учебные недели, по 1 часу в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnik_2013-2014.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ПРИСТЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ВАЛУЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________________

«_____»     июня   201_г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Пристенская ООШ»

 __________ ________

«_____»     августа 201_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА 

Хвостовой Светланы Ивановны

ПО КРАЕВЕДЧЕСКОМУ КРУЖКУ «РОДНИК»

                   


Пояснительная записка

        Школьный краеведческий кружок обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и развивает подлинные исторические знания учащихся. Важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.

         Программа кружка «Родник»  направлена на изучение истории Белгородской области, Валуйского района, своей Малой Родины, ее местных событий, явлений  в трех временных измерениях: прошлого – настоящего -  будущего.

       Путешествуя по родному краю, изучая  памятники  истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными в музеях и архивах,  учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории и  культуре  своего села,  учатся понимать, как  история малой Родины связана с историей России, как различные исторические,  политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире,  влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.

         Изучая жизнь выдающихся земляков, ученики приходят к пониманию, что история России – это история людей. И  что они, ученики, являются  творцами этой истории. В этой форме работы заложен большой воспитательный потенциал формирования гражданской активности и высоких патриотических чувств у школьников.

         Краеведческая работа дает ученикам моральное удовлетворение, способствует  быстрому росту чувства человеческого достоинства, внушает веру в творческие силы духа.

        Материал кружка актуален и современен, позволяет уяснить учащимся важные нормы человеческой жизни, понять, почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений.

      Программа кружка «Родник» рассчитана на 1 год обучения, предназначена для учащихся 6 - 9 классов, как внеклассное занятие  по 1 часу в неделю (34 часа в год).

     Программа основана на достигнутых результатах в деятельности кружка. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе кружка. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края .      

     Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края.

Цель программы: краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края.

Задачи программы:

1. Интегрировать основное и дополнительное образование детей

2. Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.

3. Создать нравственной и эмоционально благоприятной среды для формирования личности ребёнка в них.

4. Формировать учебно-исследовательские навыки в процессе работы.

5. Развивать творческие способности через дифференцируемый подход к учащимся.

Задачи на следующий учебный  год.

  1. Формировать ЗУН по курсу « Белгородоведение ».
  2. Продолжить сбор и обработку краеведческого материала.
  3. Акцентировать внимание на праздновании  памятных исторических дат.
  4. Организовать работу по изучению истории храмов Валуйской земли.
  5. Организовать работу по сбору материала по проекту «Книга памяти».

Индивидуальная работа

Готовить  к конкурсу исследовательских работ и олимпиаде по краеведению Старокожеву Неонилу.

Развивать индивидуальные краеведческие и творческие способности ребят.

Массовая работа

1.Вовлекать во все массовые мероприятия всех ребят школы.

          2.Организовывать сбор материала        по темам:

«История Великой Отечественной войны»

«История села Храпово»

«История храма Игнатия Богоносца»

«Книга памяти».

3.Провести массовые мероприятия:

              - Народные гулянья

               - Рождественские калядки

               - Масленица широкая  

               -  Пасхальные гулянья

                - Экскурсия  «Край мой родимый»

                -  День Победы.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

В результате кружковой работы ученик должен

Знать/понимать

• историю Белгородской области, Валуйского района, своего села;

• сущность краеведческой работы;

• методы сбора краеведческого материала

Уметь

описывать основные исторические события Белогорья;

прозводить сбор и обработку краеведческого материала;

объяснять связь истории России и истории Малой Родины;

оценивать значение исторических событий;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск краеведческой информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно делать и оформлять исследовательские работы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка исследований;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

•  первичного анализа и использования краеведческой информации.

Список обучающихся:

1.Голованова Вера

2.Головина Татьяна

3.Карташова Оксана

4.Хвостова Екатерина

5.Шеменева Анна

6.Щёкина Алёна

Календарно-тематическое планирование кружка «Родник»

№п/п

Тема  занятия

Количество

часов

Сроки прохождения

план

факт

Теория    

Практика

ТЕМА 1

СИМВОЛИКА БЕЛГОРОДЧИНЫ    4 часа

Государственная символика России

1

Символика Белгородчины.

1

Символика малой Родины.

1

Символика малой Родины.

       1

Проекты по краеведению.2 часа

Проекты по истории родного села

1

Проекты по истории родного села

1

Белгородчина в 1 половине 20 века  11 часов

Белгородчина в 1 половине 20 века  

1

Экономика Белгородчины.

1

Революционное движение на Белгородчине.

1

Коллективизация на Белгородчине.

1

Белгородчина в годы войны.

1

Оккупация.

1

Немцы в Валуйском районе,  в родном селе.

1

Немцы в селе

1

Освобождение Валуйского района

1

Курская битва

1

Исследование по Курской битве.

1

Проекты по краеведению

3часа

Работа над проектом по краеведению «Книга памяти»

1

Работа над проектом по краеведению «Книга памяти»

1

Работа над проектом по краеведению «Книга памяти»

1

ТЕМА 3

БЕЛГОРОДЧИНА ВО ВТОРОЙ  ПОЛОВИНЕ

20 ВЕКА        4 ЧАСА

Современная Белгородчина

1

Валуйский район:от прошлого к настоящему.

1

Религиозная жизнь

1

Проекты по краеведению

2 часа

Исследование «Храмы Валуйского района»

1

Исследование «Новый Иерусалим»

1

Культура Белгородчины.1 час

Культура Белгородской области, Валуйского района.

1

Массовые мероприятия

6 часов

     

Народные гулянья

1

Рождественские колядки

1

Щедрый вечер

1

День освобождения

1

Масленица широкая

1

Экскурсия  «Край мой родимый»

1

День Победы.

1

Обобщающие занятия.

2 часа

1

Конкурс проектов

1

Обобщающее занятие.

«Дорогая моя Белгородчина»

1

Содержание занятий кружка (35 часов)

Символика Белгородчины    (4 часа)

Государственная символика России

Символика Белгородчины.

Символика малой Родины.

Символика малой Родины.

Проекты по краеведению(2 часа)

Проекты по истории родного села

Белгородчина в 1 половине 20 века (11 часов)

Экономика Белгородчины.Революционное движение на Белгородчине.

Коллективизация на Белгородчине. Белгородчина в годы войны. Курская битва.

Оккупация. Немцы в Валуйском районе, в родном  селе.

Освобождение Валуйского района.

Исследование по Курской битве.

Проекты по краеведению(3 часа)

Работа над проектом по краеведению «Книга памяти»

Белгородчина во второй  половине 20 века ( 4 часа)

Белгородчина в послевоенные годы.

Современная Белгородчина.

Валуйский район: от прошлого к настоящему.

Религиозная жизнь

 Проекты по краеведению(2 часа)

Исследование «Храмы Валуйского района». Новый Иерусалим.

Культура Белгородчины.(1 час)

Культура Белгородской области, Валуйского района.

Массовые мероприятия (7 часов)     

Народные гулянья. Рождественские колядки. Масленица широкая.

Пасхальные гулянья. День Победы. Экскурсия  «Край мой родимый».

Обобщающее занятие.(2 часа)

Конкурс проектов по краеведению.

Обобщающее занятие «Дорогая моя Белгородчина»

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1.Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.А.Шаповалова.-Белгород:

Издательство Б-43 БелГУ, 2002

2. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.


3. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей / Н.С.Борисов, В.В.Дришников, П.В.Иванов, Д.В.Кацюба; Под ред. Н.С.Борисова. – М.: Просвещение, - 1982.

4.Макеева Г.П. В каждом селе свое поверье.Издательство Шаповалова Белгород, 1996.

5.Новоспасский К.М.  Народные песни Белгородской области. Центрально-Черноземное книжное  издательство. Воронеж. 1970

6.Осыков Б.И. Села Белгородские. Облтипография.2001

7. Очерки краеведения Белгородчины/Под ред. В.А.Шаповалова. – Белгород: Издательство БелГУ, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"

данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...

Рабочая программа краеведческого кружка "Истоки"

Программа предназначена для учащихся 5-10 классов. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памя...

Рабочая программа краеведческого кружка « История школы и моего поселка».

 Рабочая программа краеведческого кружка составлена на  основе авторской программы « История школы и моего поселка», автор Перепеличенко Г.В    Программа предназначена ...

рабочая программа краеведческого кружка "Кладоискатели"

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельност...

Рабочая программа краеведческого кружка

рабочая программа краеведческого кружка...

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед".

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" рассчитана на детей 12-14 лет....

Рабочая программа краеведческого кружка

Важнейшим методологическим принципом программы является установка на актуализацию культурной памяти учащихся (семейной, родовой, этнической, локальной). Именно в этом случае курс может стать эфф...