Использование социальной сети ВКонтакте на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга.
статья по краеведению на тему

Семутина Ирина Валерьевна

В статье описывается опыт использования социальной сети ВКонтакте через создание школьной группы. Именно через нее учащиеся знакомятся с новыми интересными работами своих товарищей, получают задания от учителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_urokakh.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, что приводит к углублению и систематизации знаний учащихся, появлению новых ассоциативных связей.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках  и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Понятие «новая грамотность» включает в себя помимо всего прочего и умение ориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельно создавать медиаобъекты для сети Интернет.

Огромнейшие возможности для пользователей представляет Интернет,всемирная сеть которого включает электронную почту, дает доступ к графическому и мультимедийному содержанию Web. В понятие мультимедиа входит многокомпактная информационная среда, совокупность которой составляет текстовая информация (тексты, числовые данные), аудиоряд (речь, музыка, звуковые эффекты), видеоряд (анимация, видео, графические изображения). Здесь же имеются поисковые системы, каналы для переговоров и дискуссий в режиме реального времени, игры, новости. Виртуальный ресурсный центр включает в себя выставки и постоянные экспозиции ведущих музеев развитых стран мира. Не выходя из дома и не посещая библиотек, можно найти самую свежую информацию, поскольку в Интернете имеется огромное количество платных и бесплатных баз данных и самых различных знаний. При помощи Интернета можно получить доступ ко многим заочным курсам, принять участие в дискуссиях, найти сведения практически о любом виде деятельности человека.

Интернет содержит столько же текстовой информации, сколько библиотеки с десятками миллионов единиц книжных хранений, в нем миллионы сайтов и миллиарды страниц. Интернет содержит как электронные каталоги, созданные по традиционному принципу, наиболее эффективные и содержащие интернет-библиографию, так и автоматические поисковые системы, последним присуща оперативность и высокая скорость работы при обширном охвате материалов. Обычно используют тот и другой тип поисковых систем, исходя из рациональности решения поставленных задач.

Интернет дает возможность осуществлять совместные проекты с учащимися других школ и других регионов и стран, получении образования экстерном на расстоянии. Ученик имеет также возможность обращения к базам данных исторических источников, однако их надо отобрать с учетом целей и задач обучения истории и психолого-педагогических особенностей учащихся.

Взаимодействие с информацией, полученной из Сети, требует овладения определенными приемами работы. Ученик должен уметь выделить из огромного объема информации ту, которая может быть использована для решения поставленной задачи, отделяя ненужную и негативную. В Интернете ученик попадает под активное и незаметное, на первый взгляд, влияние информационных технологий так же, как и в рекламе, когда осуществляется воздействие на подсознание человека в результате многократного повторения одного и того же ролика или сюжета, сопровождаемое определенным текстом, цветом, звуком, музыкой. Ученикам надо постоянно помнить о таких ценностных свойствах информации, как достоверность, истинность, ясность, понятность, ценность, актуальность.

Задачей учителя на данном этапе является, научить подростков использованию поисковых систем и каталогов, пониманию синтаксического плана информации, структуры, логики ее построения. В процессе практической деятельности, с помощью специалиста, у учащихся формируются следующие медиаобразовательные умения: такие как находить информацию из разных источников по проблеме, систематизировать по заданным параметрам; видеть информацию в целом, отделяя все второстепенное и останавливаясь на главном; критически осмысливать полученную информацию, определяя цель информирования и выявляя собственную позицию; интерпретировать с учетом адресной направленности; визуальную информацию переводить в вербальную и наоборот; высказывать веские аргументы по альтернативным позициям; самостоятельно представлять информацию в сети в соответствии с поставленными задачами, трансформируя в нужном направлении по объему, форме, знаковой системе и т.д.

Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием.

Как одна из форм проверки знаний учащихся может использоваться тестирование. Оно позволяет объективно оценить знания учащихся, автоматизировать процесс подведения итогов и избавляет преподавателя от необходимости траты времени на проверку контрольных работ.

Через социальную сеть, которая пользуется наибольшей популярностью у учащихся, ВКонтакте мной была оформлена специальная закрытая группа, получившая название «История и культура Санкт-Петербурга». Доступ в нее разрешен только учащимся ГБОУ СОШ № 145, изучающим историю и культуру Санкт-Петербурга. Я сама являюсь администратором данной группы и могу отслеживать все в ней происходящее. В этой группе в разделе документы располагаются специальные дополнительные задания по предмету для каждого класса, за выполнение которых учащиеся могут получить оценки. Для 5-7 классов – это кроссворды, для 8-9 классов – это тестовые задания. Ответы с выполненными заданиями высылаются мне в сообщения, и я могу их проверить в любой удобный для меня момент времени. Также в разделе видеоматериалы выставлены работы учащихся, которые можно просмотреть в любой момент. В разделе «Фото» мной добавляются фотографии с различных конкурсов, олимпиад и викторин, в которых ученики принимают участие.  В разделе «Аудиозаписи» можно услышать гимны Санкт-Петербургу. Тот вопрос или тему, которую не успели разобрать на уроке, или которая стала очень интересна и увлекательна, можно также обсудить в группе позже. У учеников есть великолепная возможность выложить и показать всем свои индивидуальные работы, проекты, записи и т.д. через сетевую группу. При изучении истории и культуры Санкт-Петербурга иногда есть необходимость еще до урока ознакомить учащихся с некоторым видео или информационным материалом. Это очень удобно сделать через группу, например, направив учеников по определенной ссылке. Это позволит сэкономить время на уроке и сделать материал более интересным и доступным.  

Все это позволяет отметить, что информационные технологии:

  • формируют высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу обучения;
  • повышают интенсивность обучения; 
  • позволяют достигнуть индивидуализации обучения;
  • обеспечивают объективность оценивания результатов;
  • увеличивают долю самостоятельной работы.

         Любой, кто хоть раз попробовал войти в глобальную сеть Интернет, успел убедиться, что это океан информации, в котором очень даже легко утонуть. Но, как всегда это бывает, важно определить, где, при решении каких дидактических задач услуги, предоставляемые Интернет, и его ресурсы могут быть максимально эффективно использованы в учебном процессе. Важно помнить, что компьютерные телекоммуникации - всего лишь еще одно средство, с помощью грамотного использования которого, можно значительно повысить эффективность образовательного процесса. Если при этом четко определить их роль и место в учебном процессе, можно говорить об их дидактических функциях. Но в любом случае дидактические задачи решаются не средствами телекоммуникации или кино, а собственно дидактическими средствами (т.е. отбором и организацией учебного материала, 'его соответствующей структуризацией, отбором адекватных поставленной задаче методами, приемами, организационными формами обучения).

Основные проблемы, касающиеся использования информационных ресурсов и услуг Интернета, связаны с двумя функциями: стимулирующей и ограничительной. Первая призвана максимально стимулировать процесс развития интеллектуальных умений учащихся, связанных с развитием самостоятельного критического и творческого мышления. Вторая должна быть направлена, во-первых, на ограничение доступа к информации, которая не способствует развитию самостоятельного мышления школьников (в том числе, всевозможные готовые базы рефератов, сочинений и т.д.), во-вторых, к информации, содержащей недостоверные или сомнительные сведения (учитель поэтому должен быть знаком с этой информацией, с сайтами, содержащими такую информацию), в-третьих, к информации, носящей чисто рекламный характер в образовательной сфере и, наконец, в-четвертых, к информации, носящей агрессивный характер, способной нанести вред психическому здоровью детей. 
Я считаю, что преимуществ использования социальных сервисов больше, чем  сложностей. 
Такая организация деятельности учащихся и учителей с ресурсами Интернет позволяет, с одной стороны, решать задачу организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с разными целевыми установками, а с другой, экономить время, а с ним и материальные средства, усилия учащихся и учителей, что свидетельствует, как известно, об эффективности предпринимаемой деятельности. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

Использование мультимедийных средств обучения для обеспечения наглядности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга

"Использование­ мультимеди­йных средств обучения для обеспечения наглядности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга ­" Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно ст...